12.3. Воля и волевые действия.
Поведение и деятельность человека стимулируется и регу-лируется не только эмоциями и чувствами, но и волей. Воля дает возможность сознательно управлять своими внутренними пси-хическими и внешними физическими действиями в самых слож-ных жизненных ситуациях. К волевой регуляции прибегает че-ловек только в том случае, когда ему необходимо преодолеть трудности, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Во всех других случаях регуляция может иметь не воле-вой, а преднамеренный характер, не требующий никаких уси-лий от личности. Можно совершать самые разнообразные слож-ные действия, но они не будут являться волевыми до тех пор, пока человек не будет заставлять себя осуществлять их.
Волевые действия, как и все сознательные действия, имеют одну и ту же общую структуру. Побуждается любое сознатель-ное действие определенным мотивом (потребностью). Затем ста-вится цель, направленная на предмет, посредством которого бу-дет удовлетворяться потребность. Поскольку одновременно мо-жет возникнуть несколько мотивов и удовлетворяться они мо-гут посредством различных объектов, то возникает необходи-мость принять решение - какой мотив должен прежде всего удов-летворяться и на какой объект должна быть направлена цель. Дальше следует планирование действия и выбор средств, при помощи которых будет достигнута цель. Следующим этапом является реализация действия и получение результатов. Закан-чивается действие оценкой полученного результата и осмысле-нием того достигнута ли поставленная цель или нет.
По такой схеме осуществляется любое сознательное целенап-равленное или, как его называют, преднамеренное действие, не нуж-дающееся в волевой регуляции. Чем же тогда отличается волевое действие от преднамеренного и какие дополнительные элементы,
188
кроме выше указанных, имеют место в его структуре?
Прежде всего волевое действие, в отличие от преднамеренно-го, побуждается, осуществляется и регулируется при участии воли. Что же такое воля? Ответить на этот вопрос трудно. Поэтому в новейших учебных пособиях ни у Р.С. Немова, ни у В.И. Слободчи-кова и Е.И. Исаева определения воли нет. Есть определение воли только в учебном пособии “Общая психология!” 1986г.
“Воля - это сознательная организация и саморегуляция челове-ком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление труд-ностей при достижении поставленных целей”.1
Это определение является слишком общим и его следует уточнить, чтобы можно было использовать для объяснения во-левого поведения. Прежде всего непонятно, что собой представ-ляет воля как психическое явление. Является ли она психичес-ким процессом или психическим состоянием или свойством лич-ности. Одни психологи считают, что воля - это психический про-цесс, другие, что - это субъективное состояние, третьи, что -она психическое свойство личности.
Исходя из функции воли ее следует рассматривать как осо-бое напряженное субъективное состояние личности, возникшее в экстремальных условиях. Это напряженное психическое состо-яние дает возможность человеку мобилизовать все психические и физические ресурсы на преодоление трудностей, появившихся на пути к достижению поставленных целей. Состояние напря-женности психики проявляется в форме тех волевых усилий, ко-торые делает человек при осуществлении волевого поведения.
Воля - это напряженное психическое состояние личности, мо-билизирующее все ресурсы человека для преодоления трудно-стей, возникших на пути к достижению поставленных целей. Какие же изменения должны произойти в преднамеренном дей-ствии, чтобы оно стало волевым?
Прежде всего изменяется мотивационная сфера. Мотива, возникшего на основе желания уже недостаточно. Необходим до-полнительный мотив, который возникает при необходимости дей-ствовать не так как “я” хочу, а так как “надо”.
В связи с этим изменяется смысловая оценка мотива. Он уже имеет не только узко эгоистическое значение, но и приобретает нравственную, социально значимую направленность. Теперь лич-
189
ность должна руководствоваться в своем поведении не личными жела-ниями и намерениями, а чувством долга и ответственности перед дру-гими людьми. Но одно дело понимать, что ты должен поступать соот-ветствующим образом, а другое дело осуществлять это на практике. Вот здесь и необходима воля, чтобы сделать усилие и заставить себя поступать так как ты должен.
Это ведет, в свою очередь, к тому, что усложняется и второе звено в преднамеренном поведении. Теперь цель действия должна быть связана с постановкой задачи “как действовать” и какие средства сле-дует применять для ее достижения. Иногда цель может быть достиг-нута очень быстро, если личность руководствуется принципом: “Все средства хороши для достижения цели”. Здесь также надо проявить волевое усилие для того, чтобы отказаться от неблаговидных средств и идти более трудным путем для достижения цели.
Наконец, самые сложные волевые усилия надо проявить при реа-лизации волевого поведения, когда при его осуществлении возникают внутренние и внешние препятствия. Здесь, чаще всего, и необходимо проявить волю для того, чтобы мобилизовать все психические и физи-ческие ресурсы для их преодоления.
Внутренние препятствия имеют субъективный характер. Они связаны с укоренившимися вредными привычками и отри-цательными свойствами личности. Для того, чтобы их преодо-леть надо мобилизовать все свои силы и совершить целый ряд волевых усилий. Например, ученик решил улучшить успевае-мость по всем предметам, чтобы хорошо окончить школу и по-ступить в институт. Но для достижения этой цели ему надо про-явить целый ряд волевых усилий. Прежде всего ему надо пре-одолеть вредные привычки и склонности: готовить уроки кое как и когда попало, проводить время в развлечениях, занимать-ся посторонними делами на уроках, избегать трудных заданий, не до конца выполнять их и т.п.
Для того, чтобы преодолеть свои недостатки ему надо из-менить свое поведение и проявить силу воли. Прежде всего, он должен рационально организовать режим дня и неукоснительно выполнять его. Затем, заставить себя внимательно и ответствен-но относиться ко всему, что связано с учебной деятельностью в школе и дома. Кроме того ему надо проявить максимальное на-пряжение своего интеллекта для усвоения учебного материала.
190
Внешним фактором, влияющим на волевое поведение, являются те обстоятельства, в которых находится человек, и те требования, ко-торые предъявляют к нему окружающие люди. Но, как известно, вне-шние факторы оказывают влияние на поведение, преломляясь через внутренние психические состояния человека. Поэтому выполнять или не выполнять предъявляемые к нему требования решает сам человек. Если он принимает эти требования, то у него возникает чувство долга, которое и заставляет его совершать волевое действие. Но чтобы это произошло, как отмечает В.А. Иванников, необходимо, чтобы задан-ное действие превратилось в личностно значимое и нравственно моти-вированное действие.
Таким образом, решающее значение в волевом поведении имеет моральная сторона мотивов, чувств и помыслов человека. Только мо-рально воспитанный человек способен сделать усилие и заставить себя делать то, что необходимо, а не то, что хочется. И только он может выдержать напряжение как духовных, так и физических сил, чтобы совершить волевое действие даже в самых трудных условиях.
Основной побудительной силой, заставляющей человека совер-шать волевые действия, является чувство совести, переживаемое им в соответствующей ситуации. Совестливый человек всегда сделает то, что необходимо, чтобы это ему ни стоило, так как знает, что в про-тивном случае ему не даст покоя его совесть. Он будет мучится от сознания того, что он должен был совершить поступок, но не сделал этого.
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222