7.4. Формирование познавательной деятельности.
Способность к познанию мира начинает проявляться у че-ловека с раннего детства. Сначала она осуществляется посред-ством внешних гностических действий, которые осуществляются посредством деятельности органов чувств: зрения, осязания, слу-ха, обоняния, вкуса. Гностическим продуктом этих действий являются представления о зрительных, звуковых, вкусовых, обонятельных и осязательных свойствах предметов и явлений, а также представления об их форме, величине, объеме, про-странственном положении и перемещении.
В результате включения в процесс познания речи в раннем детстве происходит переход от внешних гностических действий к внут-ренним, благодаря чему дети могут осуществлять сравнение, обоб-щение и абстрагирование внешних свойств и качеств предметов и яв-лений. В результате этих умственных действий у детей формируются так называемые псеводопонятия, т. е. понятия, возникшие на основе абстрагирования и обобщения несущественных признаков познавае-мых объектов.
Познание дошкольником окружающего мира осуществля-ется в рамках практического поведения и игровой деятельности и направлено на приобретение знаний, навыков и умений, необ-ходимых в повседневной жизни. Их усвоение происходит легко и свободно и не требует, как правило, больших усилий.
Иначе дело обстоит в школьном возрасте, где учащиеся дол-жны усваивать научные знания, имеющие обобщенный и отвле-ченный характер. Приобретение этих знаний требует более вы-сокого уровня развития основных элементов познавательной де-ятельности и ее мотивационной сферы. Для того, чтобы учени-ки могли успешно усваивать научные знания, они должны овла-деть как внешними, так и внутренними гностическими действи-ями. Ученики должны научиться выделять объекты, наблюдать за ними, запоминать и воспроизводить воспринятую информа-цию, воссоздавать образы предметов и явлений на основе сло-весного описания, чертежа, схемы, рисунка, анализировать, срав-
94
нивать, выделять и обобщать существенных признаки изучаемых объектов. Степень сформированности гностических действий опреде-ляет уровень развития познавательной деятельности.
На первом низшем уровне гностические действия имеют в основном внешний поисковый характер. Они обеспечивают об-наружение и выделение непосредственно воспринимаемых объек-тов, их свойств и качеств. Ведущую роль на этой ступени по-знания играют чувственные познавательные процессы: ощуще-ния и восприятия. Они отбирают поступающую на органы чувств информацию и передают ее для обработки интеллекту-альным процессам. На чувственной ступени познания интел-лектуальные процессы только лишь фиксируют полученную информацию, в результате чего возникающие у субъекта зна-ния не выходят за рамки показаний органов чувств.
На втором высшем рациональном уровне познания гности-ческие действия приобретают внутренний характер. Они направлены на переработку, реконструкцию и обобщение образной и отвлеченной информации. Внутренние гностические действия связаны с функцио-нированием таких интеллектуальных процессов как память, вообра-жение и мышление. Эти процессы дают возможность выйти за рамки непосредственно воспринимаемой действительности и познать общие существенные свойства и качества объектов.
В младшем школьном возрасте ведущую роль в познавательной деятельности имеют чувственные процессы, на основе которых фор-мируются эмпирические знания. Но, как показали исследования В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной и других психологов, что и в этом воз-расте можно развить абстрактное мышление и сформировать тео-ретические знания, имеющие обобщенный и отвлеченный характер.
Возможность усвоение теоретических знаний в этом возрасте свя-зана с перестройкой познавательной деятельности, которая должна приобрести произвольный характер. Благодаря этому учащиеся полу-чают возможность сознательно планировать познавательную деятель-ность и управлять ею в соответствии с поставленными целями и зада-чами. Кроме того, ученики должны научиться правильно оценивать ре-зультаты познавательной деятельности и уметь осуществлять самонаб-людение за функционированием познавательных процессов, что возмож-но только при развитии способности к рефлексии.
Большое влияние на результативность познавательной деятель-
95
ности оказывает уровень сформированности мотивационной сферы, в структуре которой особое место занимает познавательный интерес. Г.И. Щукина выделяет несколько уровней развития познавательного интереса у учащихся.
На первом элементарном уровне проявляется непосредствен-ный интерес ко всякой новой информации, которая сообщается на уроке, или которую ученики находят в учебных пособиях, осо-бенно если она является эмоционально привлекательной.
Затем познавательный интерес достигает более высокого уровня развития, где он побуждает учащихся изучать по соб-ственной инициативе предметы и явления внешнего мира, их свойства и качества, устройство и структуру, их изменение и развитие. На этом уровне знания, которые приобретает ученик, имеют описа-тельный характер. В них зафиксированы, прежде всего, внешние осо-бенности объектов и связи между ними.
На третьем, высшем уровне познавательный интерес при-обретает опосредственный характер. Он побуждает учащихся к изучению причинно-следственных связей, к познанию внутрен-них существенных свойств и качеств, определяющих законы су-ществования предметов и явлений. Приобретенные знания на этом уровне имеют не только описательный, но и объяснитель-ный характер.
Существует несколько показателей проявления познава-тельной активности учащихся. Одним из таких показателей яв-ляется наличие вопросов, возникающих в процессе познания. Вторым показателем будет проявление потребности поделиться результатами познавательной деятельности с другими людьми, критически их осмыслить, рассмотреть возможность получения других результатов, стремление сделать какие-то практические и теоретические выводы. Показателем высшего проявления по-знавательной активности является самостоятельная организация и осуществление познавательной деятельности, применение эле-ментов исследования в процессе познания.
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222