7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
Результаты учебной деятельности во многом зависят от уровня
96
развития познавательных процессов и способностей учащихся. Между познавательными процессами и способностями существует неразрывная связь. В основе каждой познавательной способности лежит определен-ный когнитивный процесс. Если когнитивный процесс обеспечивает ус-пешное выполнение познавательной деятельности, то он тогда рассмат-ривается как соответствующая познавательная способность. Таким об-разом, с этой точки зрения, познавательные способности полностью отож-дествляются с когнитивными процессами. Но единство каких либо явле-ний, как известно, не означает их тождество. Хо т я познавательные спо-собности могут существовать только в единстве с когнитивными процес-сами, но функции, очевидно, они выполняют разные.
Когнитивные процессы, по-видимому, осуществляют, главным образом, отражательную функцию, тогда как познавательные способ-ности - побудительную и регулятивную. Когнитивные процессы осу-ществляют обнаружение, отбор, хранение и переработку поступаю-щей на органы чувств информации. Познавательные способности по-буждают личность преобразовывать полученную информацию в раз-нообразные формы психического отражения действительности: обра-зы, представления, мысли, взгляды, понятия, идеи, планы, проекты, гипотезы, концепции, теории. От познавательных способностей зави-сит не только возникновение всех этих форм отражения, но и их чет-кость, ясность и оригинальность. Познавательные способности не толь-ко побуждают к созданию новых форм отражения, но и регулируют сам процесс их создания.
Существует множество методик диагностики перцептив-ных, мнемических, интеллектуальных и вербальных процессов и способностей. Но все эти методики направлены на диагности-ку отдельно взятых познавательных процессов и способностей и не могут дать общей картины функционирования познаватель-ной деятельности и способностей учащихся. Поэтому возникла необходимость в создании такой методики, при одноразовом ис-пользовании которой можно было получить всю необходимую информацию для диагностики основных познавательных процес-сов и способностей.
Возможность создания комплексной методики обусловлена тем обстоятельством, что познавательная деятельность имеет целостный характер, который обеспечивается благодаря вклю-чению в процесс познания языка и речи. Речь пронизывает все психические процессы, придавая им произвольный, осмысленный характер. Отсюда вся познавательная деятельность имеет осоз-
97
нанный характер и приобретает определенную интеллектуальную на-правленность. В зависимости от формы и содержания когнитивных процессов познание может приобретать наглядно-действенный, образ-ный и отвлеченный характер.
В основе комплексной методики лежит речевой характер ин-формации, воспринимаемой и усваиваемой учащимися в процессе обучения. Главным источником информации для учащихся яв-ляется речь учителя и текст учебника, излагающий содержание темы. Каждый учащийся, в зависимости от преобладания на-глядно-действенного, образного и отвлеченного компонента, лучше всего усваивает ту информацию, которая соответствует осо-бенностям его интеллекта.
Для того, чтобы дать количественную и качественную характе-ристику познавательных процессов и способностей учащихся, необхо-димо прежде всего зафиксировать объем воспринимаемой речевой информации и дать классификацию языковых средств, посредством которых она закодирована. С этой целью подбирается текст, в кото-ром должно быть дано описание предметов и явлений, связей и отно-шений между ними, а также действия, совершаемые ими или с ними. Затем подсчитывается количество слов с отвлеченным смысловым содержанием, образным и наглядно-действенным.
Объем информации и ее сложность должны соответствовать воз-растным возможностям учащихся. Подготовленный таким образом текст зачитывается учащимся, после чего предлагается изложить его письменно и изобразить в рисунках описанные в тексте предметы, яв-ления и действия, осуществляемые ими или с ними. Текст изложения должен быть озаглавлен самим учащимся.
Содержание изложений учащихся и их рисунки анализируются и заносятся в таблицу, где указывается, какая словесная информация была воспринята, как воспроизведена и осмыслена.
Таблица 1.
Результаты познавательной деятельности.
Заполняется таблица следующим образом.
1. В графе “восприятие информации” указывается:
1 - количество слов в тексте с отвлеченным смысловым содер-
98
жанием; 2 - количество слов с образным содержанием; 3 - количество слов с наглядно-действенным содержанием.
2. В Гр а ф е “воспроизведение” указывается: 1 - кол ич е с тв о слов с отвлеченным смысловым содержанием, имеющихся в изложении уча-щегося; 2 - количество слов с образным содержанием; 3 - количество слов с наглядно-действенным содержанием.
3. В графе “осмысление” указывается: 1 - количество связей от-влеченного характера; 2 - кол и ч е с т в о связей образного характера; 3 -количество связей наглядно-действенного содержания.
4. В графе “образное отражение” указывается: 1 - общее коли-чество изображенных в рисунке объектов; 2 - группировки объек-тов.
На основе анализа результатов познавательной деятель-ности при усвоении текста создается возможность для опре-деления уровня проявления познавательных способностей уча-щихся. Для этого заполняется таблица 2, где дается оценка в баллах мнемических, интеллектуальных, репродуктивных и вербальных способностей учащихся.
Таблица 2.
Уровни проявления познавательных способностей.
Ученики | М неми-ческие | И нтеллек-туальные | Репродуктивные | Вербаль-ны е | Общий балл |
12 | 12 | 12 | 12 |
|
Мнемические способности: 1 - оцениваются на основе запо-минания слов, имеющих отвлеченное смысловое содержание; 2 -оцениваются на основе запоминания количества слов, имеющих конкретное содержание.
Интеллектуальные способности: 1 - оцениваются на основе умения понять главную мысль текста; 2 - оцениваются на осно-ве умения понять конкретные связи в тексте.
Репродуктивные способности: 1 - оцениваются на основе на-личия правильного представления о ситуации, описанной в тек-сте; 2 -оцениваются на основе наличия правильных связей меж-ду образами.
Вербальные способности: 1 - оцениваются на основе богат-ства лексики языка; 2 - оцениваются на основе правильного ис-пользования семантики языка.
По каждому критерию проявления способностей выставля-ется балл. Балл “0” выставляется при низком проявлении спо-
99
собностей, когда результаты познавательной деятельности ученика зна-чительно ниже того, что требуется при усвоении текста. Балл “1” вы-ставляется при среднем уровне проявления способности, когда усвое-ние информации, заложенной в тексте, происходят наполовину. Балл “2” выставляется при высоком уровне проявления способностей, когда показания ученика соответствуют требованиям текста.
Общий балл при наличии суммы баллов по всем способностям от 1 до 6 оценивается как показатель низкого уровня проявления по-знавательных способностей. Общий балл при наличии суммы баллов от 7 до 12 оценивается как показатель среднего уровня проявления способностей. Общий балл при наличии суммы баллов от 13 до 16 оценивается как показатель высокого уровня проявления способнос-тей.
Таким образом, эта методика дает возможность одновремен-но диагностировать не только отдельно взятые познавательные спо-собности, но и оценить общий уровень их общего развития. При наличии низкого уровня проявления той или иной познавательной способности имеется возможность развить ее путем специальной тренировки, используя для этого соответствующие методики, опи-санные в специальной литературе.
Литература Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1978.
Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982. Исследование развития познавательной деятельности. М., 1971. Карпов В.В., Талызина Н.Ф. Психодиагностика познавательного разви-тия учащихся. “Знание”, РСФСР, 1990. Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990. Сергеев К.К. Школьная психодиагностика. Херсон, 1988. Сорокун П.А. Комплексное изучение познавательной деятельности и по-знавательных способностей учащихся. Сб. Психолого-педагогические про-блемы сознания и деятельности. Псков, 1997.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учеб-ном процессе. М., 1979.
100
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222