2.4. Потребности в коммуникации
Теория потребностей - сложная теория межперсональных потребностей, которая требует объяснения: какое из индивидуальных действий и почему направлено на других. Согласно теории Шутца (Schuts. W.), все люди обладают тремя потребностями в большей или меньшей степени. Это потребности во включении, контроле, и привязанности.
Потребность во включении. Шутц (Schuts W.), говорит, что потребность но включении - внутренний двигатель в том, чтобы устанавливать и сохранять отношение удовлетворения при взаимодействии и общении с людьми. Так, к примеру, сотрудники организации могут иметь сильную потребность чувствовать себя включенными в организацию. Им важно ощущать себя принятым, принадлежащим к группе. Другими словами сотрудник должен чувствовать значимость своего «Я» внутри группы. Все эти характеристики соответствуют человеку с сильной потребностью во включении.
Включение может выражаться двумя способами. Одновременно с тем, что сотрудник хочет включиться, он также может иметь возможность «достучаться» до коллег таким образом, чтобы они не чувствовали себя одинокими или покинутыми. Шутц (Schuts W.), называет это потребностью «выражать включение». Это является толчком к тому, чтобы заставлять других чувствовать себя важными.
Потребность в контроле. Шутц (Schuts W.), определяет межперсональную потребность в контроле как «потребность устанавливать и сохранить удовлетворительное отношение с людьми контроля и власти». Также, как желание быть включенным и выражать включение, потребность в контроле может также происходить двух направлениях. Теория Шутца (Schuts W.), признает, что некоторые люди имеют желание быть покорными и зависимыми для того чтобы ими управлял и другие.
Отрицательная сторона такой «покорности» связана со склонностью таких людей сбрасывать ответственность на других. В положительном смысле такие сотрудники организации могут быть достаточно доверчивыми, почтительными, послушными и желающими служить. Высокая потребность в том, чтобы иметь власть над собой, также, как и руководить - обычно не встречается в одном и том же человеке.
Потребность в привязанности. Важной потребностью, существующей у членов группы, сотрудников в организации - это потребность устанавливать и сохранить удовлетворительные отношение с другими в смысле любви и привязанности. Если потребность во включении «измеряет» межперсональные отношения относительно шкалы «вне или внутри организации», то потребность в привязанности «измеряет отношения по шкале «близость или отдаленность к другим членам организации».
В.Шутц (Schuts W.), рассмотрел потребность в дружбе как естественное последствие потребности видеть себя привлекательным. Он измерял успех скорее как положительные чувства, чем как достижения задачи.
Также как с отношением включения и контроля, потребность получать привязанность автоматически не подразумевает обратные отношения, то есть в выражении такой привязанности другим. Некоторые люди жаждут привязанности, при этом ведут себя холодно и отчужденно.
На рисунке 1. подводится итог постулата межперсональных потребностей. Шесть внутренних потребностей—желания хорошо сбалансированного индивида. Возможно, что это Вы. Хотя сетка формирует ядро из теории. Шути имеет более важную цель, чем простое прикрепление к межперсональным тенденциям.
| Включение | Контроль | Привязанность |
То, что человек желает получить от других | Признание | Ориентация | Закрытость |
То, что человек выражает по отношению к другим | Интерес | Лидерство | Расположение |
Рис.1. Основные межличностные ориентации в отношениях
Шутц (Schuts W.), утверждает, что если мы однажды видели людей в действии, мы сможем предсказать их будущее поведение с разумной уверенностью. Шутц (Schuts W.), не отступает от скрытого детерминизма в этом утверждении. Он верит, что индивидуальные потребности развиваются в соответствии с тем способом, которым с нами обращались в детстве, когда мы были еще совсем маленькими и именно эти потребности остаются и устанавливаются.
Например, опасение включения, которое захватывает застенчивого интроверта, происходит от того, что, будучи ребенком, его игнорировали или бросали. Молодежь, которая становится социально нормальной, имеет умеренно внимательных родителей.
Эффективность через соответствие потребностям. Информация об индивидуальных потребностях может помочь предсказать насколько эффективными будут усилия группы. Постулат совместимости этих потребностей утверждает, что совместимые группы будут работать вместе лучше, чем группы, составленные из людей с противоречивыми желаниями. Шутц (Schuts W.), определил совместимость двумя способами. Первый - это подобие. Если 2 сотрудника разделяют высокую потребность давать и получать привязанность, то они поладят друге другом.
Второй вид совместимости происходит от взаимодополнения потребностей. Согласно постулату совместимости Шутца (Schuts W.), группы с одинаковыми потребностями работали бы лучше над заданиями, чем группы с несоответствующими потребностями. И именно так и получилось в практике.
Цикл «включение – контроль - привязанность» в группах. Хотя теория В.Шутца (Schuts сосредотачивается на мотивации, Шутц (Schuts W.), также включил принцип взаимодействия группы. У двух заинтересованных друг в друге индивидов сила трех потребностей остается постоянной всю жизнь. Но что касается групп, эти потребности меняются в зависимости от различных этапов в жизненном цикле группы.
Типичная последовательность «включение — контроль — привязанность». В течение первой встречи, члены группы пробуют определить, в чем они соответствуют, и насколько велико желание вкладывать капитал в группу. Это стадия включения. Когда эти основные проблемы решены, акценты переносятся на вопросы контроля. Как, например, каковы основные правила взаимодействия? Кто будет лидером? Как будет распределена ответственность?
Когда эта борьба завершена, группы переходят в стадию привязанности, которая делится на положительную привязанность, совместимость, ревность и враждебность.
Цикличность модели «включение - контроль - привязанность» позволяет группе время от времени пересматривать отношения и состав группы, вплоть до того, что в один из таких пересмотров группа может перестать существовать Лидеры, которые понимают, что циклическая модель может приспосабливаться к этому изменению в потребностях без нарушения порядка.
- Часть 2
- 1. Организационная коммуникация
- 1.1. Основные подходы и проблемы. Структура коммуникации
- 1.2. Значение и смысл в коммуникации
- 2. Современные теории коммуникации
- 2. 1. Коммуникация как реальность значений и описания действительности
- 2.2. Значения и социальные роли. Скоординированное управление значениями
- 2. 3. Символическое взаимодействие
- 2.4. Потребности в коммуникации
- 2.5. Культурный подход к организационной коммуникации
- 2.6. Познавательная модель коммуникации
- 3. Организационная коммуникация как система
- 3.1. Смысл в организационной коммуникации
- 3. 2. Коммуникативная среда организаций. Коммуникация и культура
- 3. 3. Внешняя коммуникация организаций. Реклама и продвижение
- Вопрос 4. Человек в организации: основы организационного поведения Удовлетворенность и эмоции в организационной жизни
- Теории X и уд Мак-Грегора
- Иерархия потребностей по а. Маслоу
- Гигиенические и мотивационные факторы в концепции ф. Герцберга
- Теория ожидания в. Врума
- Делегирование и наделение полномочиями в организации
- Оценка результатов и снятие обратной связи в организациях
- 5. Взаимодействие в организации: групповые процессы
- Формальная и неформальная структура группы
- Роли, необходимые для успешного существования группы (по Бейлзу):
- Семантическое поле как первопричина групповой динамики
- Психология управления групповыми явлениями и процессами в деятельности руководителя организации
- Социальная организация как объект управления
- Механизмы групповой динамики в организации
- Феномены групповой жизнедеятельности
- Распределение деловых ролей в организации
- Коммуникационная структура организации. Слухи и меры противодействия им
- 2. Ориентирование работников относительно надежных и достоверных средств информации, печатных изданий и др.
- 3. Наличие устойчивой обратной связи.
- Социометрия как основной метод диагностирования межличностных взаимоотношений в организации. Особенности проведения референтометрии
- 1. Индекс группового единства исследуемой организации:
- 2. Индекс групповой разобщенности исследуемой организации:
- 1) Метод социометрических измерений Дж. Морено
- 3 Этап. Определение величины ограничения возможных выборов.
- Социометрическая карточка
- 2) Психометрический метод Дюке
- 3) Опросник межличностных отношений в. Шультца
- Основные варианты использования средств диагностики межличностных отношений в малых группах
- 4) Методика изучения межличностных отношений и комплектования малых групп
- Анкета для проведения социометрического обследования
- Регистрационный лист к анкете для проведения социометрического обследования
- Анкета к методике Дюке
- Регистрационный лист к методике Дюке
- Опросник к методике омо
- Регистрационный лист к методике омо
- «Ключ» для обработки шкал омо
- 5) Методика выявления отношения к Другому (а. А. Бодалев, ю. В. Александрова)
- Общие правила оценивания
- Показатели теста
- Основные психометрические характеристики теста од
- 6) Методика шкальной оценки организации (частный семантический дифференциал)
- Лекция № 12. Социально-психологический климат
- 1. Сущность социально-психологического климата
- 2.Факторы формирования социально-психологического климата
- 3.Показатели социально-психологического климата
- Вопрос 1. Сущность социально-психологического климата
- Вопрос 2. Факторы формирования социально-психологического климата
- Вопрос 3. Показатели социально-психологического климата
- Технологія формування сприятливого соціально-психологічного клімату в організації
- 1. Зміст, структура та види соціально-психологічного клімату в організації (інформаційно-смисловий-компонент технології).
- Методики для діагностики соціально-психологічного клімату в організації (діагностичний компонент технології).
- Тренінгова програма формування сприятливого соціально-психологічного клімату в організації (корекційно-розвивальний компонент технології)
- 1. Зміст, структура та види соціально-психологічного клімату в організації (інформаційно-смисловий компонент технології)
- 2. Методики для діагностики соціально-психологічного клімату в організації (діагностичний компонент технології)
- Методика 1. Анкета для вивчення соціально-психологічного клімату в педагогічному колективі
- Методика 2. Аналіз та оцінка соціально-психологічного клімату в колективі
- Методика 3. Методика для вивчення стилю керівництва в педагогічному колективі
- 3. Тренінгова програма формування сприятливого соціально-психологічного клімату в організації (корекційно-розвивальний компонент технології)
- Тема 1. «Поняття про соціально-психологічний клімат та його роль в життєдіяльності організації».
- Тема 2. «Структура соціально-психологічного клімату».
- Тема 3. «Види соціально-психологічного клімату».
- Тема 4. Вплив чинників макросередовища на формування соціально-психологічного клімату в колективі.
- Тема 5. Роль чинників мікросередовища у формуванні соціально-психологічного клімату колективу.
- Тема 6. Психологічні умови формування сприятливого соціально-психологічного клімату в колективі.
- Корпоративная культура
- Вопрос 1. Другие определения
- Вопрос 2. Виды корпоративных культур по д.Зонненфельду
- Вопрос 3. Позитивные и негативные корпоративные культуры
- Вопрос 4. Некоторые типы современной российской организационной культуры
- Вопрос 5. Рационально-прагматическая концепция организационной культуры
- Вопрос 5.1. Уровни культуры по Шейну
- Вопрос 5.1.1. Артефакты
- Вопрос 5.1.2. Провозглашаемые ценности
- Вопрос 5.1.3. Базовые представления
- Вопрос 5.2. Изменение организационной культуры
- Примечания
- Литература
- Программа формирования корпоративной культуры
- 1. Общие положения
- «Мотивация и стимулирование персонала в организации»
- Вопрос 1. Подходы к мотивации персонала в организации
- Вопрос 2. Теории мотивации
- Вопрос 3. Виды стимулирования персонала в организации
- 4.1. Диагностика мотивации профессионального самосовершенствования сотрудника
- Перевод первичных баллов в баллы мпсс
- Вопрос 2 анкеты 3:
- Вопрос 12 анкеты 4:
- 4.2. Комплексная методика изучения и развития мотивации профессионального самосовершенствования сотрудников
- Адаптивный вариант методики определения мотивационного профиля личности
- Часть 1.
- Диагностика мотивации личности
- Часть 1 (1-8 вопросы)
- Тест 1 "уровень притязаний личности" в. Горбачевского
- Ключ к компонентам мотивационной структуры личности
- Правила прямого и обратного перевода ответов в баллы
- Тест № 2 "уровень притязания"
- Методика № 3 диагностики "рейтинг ценностно-потребносгных ориентации персонала"
- Опросный лист
- Вопросы второй группы Ответьте, пожалуйста, на них
- Обработка результатов
- Интерпретация результатов
- Ключ к тесту
- Тест № 6 «диагностика структуры жизненных ценностей"
- Бланк ответов – дешифратор
- Морфологический теп жизненных ценностей
- Методика № 7 диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере о.Ф. Потемкиной
- Образец протокола
- Тест № 8 «Смысложизненных ориентаций»
- Средние и стандартные отклонения субшкал и общего показателя ож (n-200 чел.)
- Часть 2.
- Диагностика мотивации личности
- Часть 1 (9-20 вопросы)
- Тест № 9 "осознанность жизненных целей"
- Тест № 10 "самореализация"
- Тест "Самореализация"
- Ваша профильная оценка Тест. Самореализация
- Тест № 11
- Тест № 12
- Тест № 13 "определение мотивации в работе"
- Тест № 14 "диагностика мотивационной структуры личности"
- Текст опросника "Диагностика мотивационной структуры личности"
- Тест № 15 "оценка удовлетворенности работой"
- Тест № 17
- Тест № 18 "определение мотивов достижения"
- Методика № 19 диагностики личности на мотивацию к успеху т. Элерса
- Методика № 20 диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач т. Элерса
- Вопрос 1. Положение женщин на рынке труда и в бизнес-слое
- 2. Гендерные различия в менеджменте
- 3. Факторы, препятствующие внедрению женщин в бизнес-слой
- 4.Стратегии поддержки женщин в бизнес-слое и программы профессиональной подготовки
- 5. Половые и гендерные особенности выбора, планирования, реализации личности в ее карьере
- «Методики изучения полоролевых особенностей мужчин и женщин»
- Шкала «маскулинность-фемининность» из Фрайбургского личностного опросника (fpi).
- Методика «Маскулинность-фемининность» с. Бем.
- Методика «Женственность».
- 1. Шкала «маскулинность-фемининность» из Фрайбургского личностного опросника (fpi)
- 2. Методика «Маскулинность—фемининность» с. Бем
- 3. Методика «Женственность»
- Психологические аспекты индивидуальной карьеры
- Вопрос 1. Социально-психологическое содержание понятия «карьера»
- I. Низовое звено управления (технический уровень).
- Вопрос 2. Основные стадии и этапы индивидуальной карьеры
- Вопрос 3. Методика оценки карьерных ориентации э. Шейна
- Вопрос 4. Деловая карьера руководителя: планирование и реализация
- Психодиагностика карьеры
- Тест№ 1 "якоря карьеры". Адаптация в.А. Чикер
- Тест 2 "ваши пути свершения карьеры"
- Тест 3 "успех"
- Тест 4 "ваши деловые перспективы"
- Тест 5 "ваше честолюбие"
- Тест 6 "крепко ли вы держитесь на своей работе?"
- Тест 7 «лентяй или трудяга?»
- Тест 8 "оцените свой интеллектуальный потенциал как работника"
- Тест 9 "считаете ли вы себя ценным работником?"
- Тест 10 "подходите ли вы для своей работы?"
- Тест 11 "довольны ли вы своей работой?"
- I. Комфортно ли вам на службе?
- II. О вашем здоровье
- I. Комфортно ли вам на службе
- II. О вашем здоровье
- Тест 12 "ваши успехи на работе"