15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
Человеческое общество находится в постоянном развитии. Развивается производство, наука, техника, культура, искусст-во, образование и т.д. Естественно, что у каждого человека, за-нимающегося определенным видом деятельности, должны раз-виваться соответствующие профессионально-деловые качества. Человек не получает от природы этих качеств. Они представля-ют собой прижизненные образования, хотя природные предпо-сылки для их формирования существуют.
Такими природными предпосылками являются задатки, благодаря которым у индивида проявляется предрасположен-ность к определенным видам деятельности. Но для того, что-бы на основе задатков развивались профессиональные каче-ства необходимо наличие трех условий. Прежде всего необ-ходимо, чтобы индивид был способен адаптироваться к выб-ранной профессии. Далее, индивид должен получить общее образование. И, наконец, он должен быть специально подго-товлен к профессии, которую он сознательно выбрал.
Первым делом, для того, чтобы личность могла успешно заниматься деятельностью она должна быть внутренне адапти-рована (приспособлена) к этой деятельности. Это значит, чтобы у индивида появилось осознанное желание заниматься какой-то деятельностью. Для этого общество, семья, школа, средства массовой информации должны помочь личности сформировать на основе врожденной потребности в активности готовность принять участие в трудовой деятельности для того, чтобы принес-ти пользу себе и обществу.
Общее желание трудиться должно быть конкретизировано и направлено на определенную профессию. Но прежде чем про-изойдет профессиональное определение необходимо, чтобы ин-дивид получил хотя бы общие знания о существующих профес-
251
сиях. Таким образом, профессиональная ориентация является началь-ным этапом внутренней адаптации к профессии.
Вторым этапом внутренней адаптации является выбор про-фессии, которой желал бы заниматься субъект. Этот этап явля-ется очень важным и имеет большое значение для личности, так как неправильный выбор профессии окажет неблагоприятное воздействие на человека и на весь его жизненный путь. Неудов-летворенность профессией может привести к деформации лич-ности, к занижению своих возможностей и к проявлению комп-лекса неполноценности.
Причиной необоснованного выбора профессии является не-правильно сформированная мотивация. В основе этого могут ле-жать самые разнообразные факторы. Чаще всего это имеет мес-то в результате внешнего благоприятного впечатления о про-фессии, полученного на основе поверхностного ознакомления с ней. Примером этого является увлечение романтической профес-сией геолога, связанной с работой в неизведанных краях, с жиз-нью на природе, с различного рода приключениями и т.д. На деле же это напряженный повседневный труд, сопровождающийся ли-шениями и неудобствами, изнуряющий жарой, проливными дож-дями, докучливыми насекомыми и т.д. Иногда выбор профессии связан с ее престижностью. Стать дипломатом, например, явля-ется очень заманчивым для многих юношей, девушек же привле-кает профессия артистки, балерины, манекенщицы, фотомодели и т.д.
Необоснованный выбор профессии иногда связан с желани-ем родителей и близких людей, со стремлением подражать ав-торитетному человеку. В некоторых случаях выбор профессии про-исходит совершенно случайно под влиянием друзей, которые ре-шили заниматься какой-то профессией. Иногда при поступлении в высшую школу выбирают такую специальность, где наименьший конкурс.
Конечно, имеются и такие критерии, под влиянием которых воз-никают правильные и обоснованные мотивы при выборе профессии. Одним из таких мотивов является глубокий интерес к профессии, ув-леченность и склонность заниматься ею. Но для того, чтобы субъект мог успешно заниматься избранной деятельностью необходимо, чтобы наряду с адаптацией внутренних условий происходила адап-
252
тация внешних условий, в которых она осуществляется.
Адаптация внешних условий предполагает создание такой обста-новки в помещениях, где осуществляется деятельность, которая бы обеспечивала высокую активность и работоспособность человека и чувство комфорта. К внешним факторам, котор ые должны быть адап-тированы к человеку, относят социальную и физико-химическую сре-д у, в которой осуществляет профессиональную деятельность субъект. Благоприятная социальная среда предполагает наличие хорошего пси-хологического климата, установления дружеских отношений между людьми, сотрудничество и взаимопомощь в процессе деятельности. Физико-химическая среда должна обеспечить благоприятный микро-климат в помещении, оптимальный состав воздуха, температуру, влаж-ность, освещение и акустику.
Кроме адаптации большое значение для успешного осуще-ствления деятельности имеет подготовка к ней, которая предпо-лагает получение общего и специального образования. Общее образование дает возможность овладеть общественно-истори-ческим опытом человечества, а специальное - получить науч-ную и практическую информацию, необходимую для выполне-ния профессиональной деятельности.
На успешную подготовку к профессии большое влияние ока-зывают не только способности, но и мотивация, которой руко-водствуются в процессе обучения учащиеся специальных учеб-ных заведений. Исследования показывают, что “сильные” сту-денты имеют не только хорошие способности, но им свойствен-на также внутренняя мотивация, направленная на прочное ус-воение профессиональных знаний и умений. “Слабые” же сту-денты руководствуются внешней мотиваций, побуждающей их не получать плохих оценок и избегать порицания и наказания за низкую успеваемость.
Между мотивацией и способностями существует прямая связь. Отсутствие способностей может компенсироваться положительной мотивацией, благодаря чему учащиеся могут иметь высокую успева-емость, и, наоборот, никакие способности, при отсутствии должной мотивации, не могут обеспечивать успешную деятельность.
Ус п е ш н о е формирование профессионально-деловых качеств тре-бует не только усвоения специальных знаний, но и приобретения прак-тических профессиональных навыков и умений. Первоначальное овла-
253
дение ими происходит в процессе обучения на практических занятиях и на производственной практике. Но профессионального мастерства человек достигает, когда начинает заниматься интенсивно избранной деятельностью. Кроме того он должен успешно пройти профессиональ-ную адаптацию и непрерывно совершенствовать свое мастерство.
Возможность для непрерывного совершенствования мастерства заложена в правильном использовании резервов своей психики. Но для этого каждый должен знать свои возможности и пути их повышения. Первый путь связан с активизацией психических процессов, обеспечи-вающих успешное выполнение деятельности. Второй путь предполага-ет непрерывное совершенствование профессиональных навыков и уме-ний. Это достигается посредством специальных упражнений и аутоген-ной тренировки.
Посредством аутогенной тренировки человек может овла-деть психическими процессами и состояниями, развивать и со-вершенствовать их в соответствии с требованиями своей про-фессии, а при помощи специальных упражнений совершенство-вать практические приемы и способы выполнения деятельности.
Главная задача аутогенной тренировки снять избыточное напряжение, возникшее при интенсивной профессиональной дея-тельности. Аутогенная тренировка очень проста: нужно рассла-биться, закрыть глаза, отключиться от всех посторонних мыс-лей, сосредоточиться на органических ощущениях, проговари-вать словесные формулы, отражающие требуемое состояние, вызывать наглядные представления о психических и физических состояниях, желательных для человека.
Успешное овладение более рациональными приемами и спо-собами выполнения деятельности предполагает постепенный пе-реход от аналитического этапа к синтетическому, от напряженного вы-полнения к свободному, от сознательного регулирования к автомати-зированному. Большое значение при этом имеет сознательный само-контроль, который дает возможность отличить правильно выполнен-ные действия от ошибочных и найти пути исправления допущенных ошибок.
Каждый здоровый человек может заниматься любой профес-сией и психология дает рекомендации при выборе профессии, вы-являя при этом посредством психодиагностики наличие специаль-ных способностей и других индивидуальных свойств личности.
254
Но в то же время существуют сложные и трудные профессии, доступ к которым осуществляется путем специального профессионального от-бора. Направлен профотбор на выявление наличия у субъекта физичес-ких и психических качеств, соответствующих требованиям профессии и на отсеивание людей, непригодных для нее, в связи с тем, что они могут стать причиной аварий и поломок в механизмах, с которыми они долж-ны работать.
Таким образом, пригодность человека к определенной про-фессии зависит от наличия у него таких физических и психи-ческих свойств, на основе которых в процессе специальной подготовки будут сформированы такие профессионально-де-ловые качества, которые необходимы для успешного выпол-нения данного вида деятельности.
Литература Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980. Виноградова М.В., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятель-ность и воспитание школьников. М., 1977. Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. Психология. Учебник. М.,1998. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб. 1991.
255
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222