9.3. Мышление.
Мышление является высшим интеллектуальным познава-тельным процессом. Оно дает возможность познавать такие предметы и явления, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств. Благодаря мышлению человек может проникнуть в микромир и макромир, познать законы, на основе которых возникают и существуют все предметы и явле-ния на земле и в космосе. Познание законов посредством мыш-ления возможно потому, что оно отражает предметы и явления в связях и отношениях. Характерной особенностью мышления, в отличие от других познавательных процессов, является то, что оно отражает обобщенно и опосредствовано все, что происхо-дит в окружающем мире и в самом человеке.
Мышление - это процесс обобщенного и опосредствованно-го отражения предметов и явлений в их связях и отношениях, познание нового, неизвестного. Окружающий нас мир не явля-ется случайным нагромождением разнообразных предметов и яв-лений, а представляет собой гармоничное и цельное мироздание, где все воспринимаемые и невоспринимаемые явления связаны закономерными связями и отношениями. Для того, чтобы познать цельную картину мира человек должен уметь мыслить. Мыс-лить это значит познавать новое, неизвестное, находить связи и отношения между неизвестным и известным, открывать общие законы, присущие всем предметам и явлениям.
Возможность для обобщенного познания заложена в самом мироздании, так как все предметы и явления имеют общие свой-ства и качества, а их бытие обусловлено общими законами су-ществования.
Познать общее, существенное непосредственно невозмож-но, так как оно является внутренней сущностью объекта. По-этому человек должен был научиться это делать опосредство-ванно, т. е. применять с этой целью специально создаваемые им
1 Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М. 1968.
138
устройства в виде орудий труда, различных приборов и аппаратов. Воз-действуя ими на окружающий мир человек стал познавать внутрен-нюю сущность предметов и явлений, открывать законы их существо-вания и, используя их, создавать целенаправленно объекты с заданны-ми свойствами и качествами.
Результаты опосредствованного познания стали закрепляться в форме мыслей, отражающих в обобщенном и отвлеченном виде су-щественные свойства и качества, связи и закономерности, присущие предметам и явлениям. Мысли - это обобщенные и отвлеченные зна-ния, существующие в сознании человека в форме разнообразных идей, наполненных абстрактным содержанием.
Человеческое мышление - это речевое мышление. Мысль заключена в смысловом содержании слова. Кроме слова мысли-тельная деятельность стала опосредствоваться также знаками и символами, обозначающими реальную действительность. Та-ким образом, мыслительная деятельность человека стала опос-редствоваться различными устройствами, а также словами и раз-нообразными символами и знаками.
Хотя мышление выходит за рамки чувственного познания, но оно не может оторваться от него, так как оно оперирует не только образами натуральных предметов и явлений, но и обра-зами слов, символов и знаков, обозначающих объекты внешне-го мира.
Мышление является сложным интеллектуальным процессом, на основе которого осуществляется не только познавательная, но и практическая и теоретическая деятельность. В зависимости от того, что и как познается, и какими средствами решаются прак-тические и теоретические задачи, выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, образное и словесно-логическое.
Самым простым видом мышления, который стал применять человек, является наглядно-действенное мышление. Оно дало воз-можность человеку познавать связи и отношения между воспри-нимаемыми предметами при решении практических задач посред-ством осуществления разнообразных движений и действий. Этот вид мышления широко применяется при изготовлении самых раз-нообразных материальных объектов. Наглядно-действенное мышление начинает функционировать уже у детей дошкольно-го возраста, которые строят сооружения из песка, лепят фигур-ки, делают куклы и т. д.
На основе наглядно-действенного мышления начинает фун-кционировать образное мышление. Научившись практически дей-ствовать с предметами человек затем может действовать с ними
139
в уме, оперируя их образами. Теперь образное мышление может пред-шествовать наглядно-действенному и проявляться как фаза его плани-рования. Недаром говорят: “Прежде чем что-то сделать, сначала поду-май”. Подумать - это значит представить, что и как надо сделать и какие результаты будут получены.
Образное мышление применяется во всех видах деятельно-сти, особенно, когда они имеют творческий характер. Особенно широ-кое применение оно находит в изобразительном искусстве, в литера-турном и техническом творчестве.
Наиболее сложным видом мышления является словесно-ло-гическое мышление. Оно стало функционировать с появлением сначала устной, а потом и письменной речи. Этот вид мышления стал обслуживать не только практическую, но и теоретическую деятельность. С появлением словесно-логического мышления процесс познания стал приобретать обобщенный и отвлеченный характер. Человек получил возможность отражать не только внешние, но и внутренние связи между предметами и явлениями, познавать их сущность и закономерность. Теперь знания стали приобретать не только практический, но и научный характер.
Все виды мышления направлены на познание связей и отно-шений между объектами, которые отражаются в сознании посред-ством практической и интеллектуальной деятельности. Нагляд-но-действенный интеллект отражает непосредственно восприни-маемые связи и отношения между свойствами и качествами объек-тов и теми действиями, которые совершает человек по отноше-нию к ним. Поэтому данный вид мышления называют сенсо-мо-торным или практическим интеллектом. Образный интеллект на-правлен на познание связей и отношений между объектами, кото-рые отражаются в сознании в форме образов, в которых заключе-на мысль как о реальных, так и воображаемых отношениях меж-ду предметами и явлениями. Словесно-логический интеллект опе-рирует мыслями, в которых связи и отношения отражены в обоб-щенном и отвлеченном виде в словах, знаках и символах.
В последнее время внимание психологов стал привлекать эмоциональный интеллект, который оказывает большое влия-ние на познавательную, практическую и коммуникативную де-ятельность. Особенно большую роль этот интеллект играет в межличностных отношениях.
Эмоциональный интеллект направлен на осознание и регу-лирование эмоциональных отношений, возникающих между субъектами в процессе совместной жизни и деятельности. В свя-
140
зи с этим эмоциональный интеллект можно рассматривать как про-цесс осмысления существующих и устанавливающихся новых эмоци-ональных связей и отношений между субъектами, осуществляющими совместное бытие, поведение и деятельность в определенном социо-культурном пространстве.
Все виды интеллекта функционируют в единстве. Причем ведущую роль в каждом виде мышления играет словесно-логи-ческий интеллект, благодаря которому все связи и отношения осмыс-ливаются и становятся объектом сознательной умственной деятель-ности человека.
Словесно-логическое мышление оперирует отвлеченными мыслями, которые возникают на основе суждений, умозаключе-ний и понятий.
Суждение - это мысль о предмете, его свойствах и качествах, о связи его с другими предметами, о их наличии или отсутствии. В суждениях закреплены, посредством слов, результаты прак-тической и познавательной деятельности. Суждения могут быть истинными и ложными, утвердительными и отрицательными, еди-ничными и общими.
Высказывая суждения мы рассуждаем о предметах и явлени-ях, находим в них что-то общее, в результате чего у нас появля-ются новые знания, которые существуют теперь в форме умозак-лючений. Умозаключение - это вывод, полученный из нескольких суждений в результате их сопоставления. Существует два вида умозаключений: индуктивное и дедуктивное умозаключение.
Индуктивное умозаключение - это общий вывод, получен-ный в результате сопоставления целого ряда единичных сужде-ний. Например, осенью утки, гуси, скворцы, грачи, дрозды и мно-гие другие птицы улетают в южные страны, а весной возвраща-ются на свои места. Они перелетные птицы. На основе индук-тивных умозаключений человек получает достоверные научные знания обобщенного характера.
Дедуктивное умозаключение - это частный вывод о пред-мете или явлении, сделанный на основе сопоставления единич-ного и общего суждения. Например, так как ель, как и все хвой-ные деревья, имеет листья в форме иголок, то она хвойное дере-во. Дедуктивные умозаключения дают возможность человеку применять общие отвлеченные знания для познания сущности от-дельных предметов и явлений.
На основе суждений и умозаключений формируются поня-тия об объектах внешнего и внутреннего мира. Понятие - это мысль об общих, существенных и специфических признаках пред-
141
метов и явлений и о их связях с другими явлениями. Например, ощу-щение - сенсорный познавательный процесс, отражающий в сознании человека отдельные свойства и качества объектов при их непосред-ственном действии на органы чувств. Оперируя понятиями человек получает возможность познавать законы объективного и субъектив-ного мира, не имея возможности непосредственно воспринимать их.
Полученные посредством словесно-логического мышления зна-ния являются истинными, убедительными, доказательными и непро-тиворечивыми. Словесно-логическое мышление связано с наглядно-действенным и образным мышлением, опирается на них и, в свою оче-редь, делает полученные на их основе знания логически обоснованны-ми и достоверными. У взрослого человека все три вида мышления функционируют в единстве, достигают высокого уровня развития и обеспечивают успешное выполнение разнообразных видов практичес-кой и теоретической деятельности.
Все три вида мышления могут осуществляться стандартно и не-стандартно. Стандартное мышление функционирует стереотипно, опе-рируя одними и теми же, ранее сложившимися, приемами и способами умственной и практической деятельности. Нестандартное, т. е. твор-ческое мышление, характеризуется новыми подходами при решении мыслительных и практических задач и применением необычных средств и способов познания мира.
По существу необходимость в применении мышления, как высшего познавательного процесса, появляется только тогда, когда надо получить новые знания или найти необычные спосо-бы решения какой-либо сложной задачи. В обычной же ситуации человек опирается на восприятие и память, используя накоплен-ный опыт для осуществления стандартных форм поведения и деятельности.
Творческое мышление начинает функционировать только при наличии проблемной ситуации, которая таит в что-то но-вое, неизвестное, и для выхода из которой нужно применить но-вые, необычные способы и средства.
Познание нового, неизвестного может осуществляться толь-ко на основе применения сложных умственных действий, направ-ленных на получение новых знаний, объясняющих природу и спо-собы существования неизвестного явления. Познать неизвест-ное можно только через известное, уже познанное человеком. Не-известное существует среди известных человеку предметов и явлений. Посредством умственных действий он стремится ус-тановить связи и отношения, которые существуют между неиз-вестным и известным. Найдя их человек может понять, что это
142
за объект, чем он похож на другие объекты, чем он отличается от них, каковы его существенные и несущественные признаки и к какой кате-гории объектов его можно отнести.
Основными умственными действиями, которые приме-няются в процессе познания нового, неизвестного, являются: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и конкретиза-ция.
Анализ - умственное действие, направленное на мысленное расчленение познаваемого объекта на составные элементы, ча-сти, структуры, на ознакомление с его свойствами, качествами, особенностями и т. п. В основе анализа лежат внешние гности-ческие действия, которые совершает субъект, исследуя предмет или явление: рассматривает его, ощупывает, прислушивается, если он издает звук, пробует на вкус, нюхает запах.
Синтез - умственное действие, посредством которого субъект соединяет мысленно выделенные части объекта в пре-жних или в новых сочетаниях для того, чтобы понять какая связь может существовать между ними и как они взаимодействуют.
Анализ и синтез тесно связаны между собой. В процессе по-знания субъект переходит от анализа к синтезу, а от него снова к анализу. Это дает возможность более полно познать как от-дельные части объекта, так и его строение в целом.
Сравнение - умственное действие, направленное на сопостав-ление познаваемого объекта с другими предметами, с целью ус-тановить его сходство или различие с ними. Легко обнаружить сходство между похожими объектами и очень трудно - между про-тивоположными, и наоборот. При помощи сравнения устанавли-ваются внешние связи между неизвестным объектом с уже извес-тными предметами. Благодаря этому субъект может хотя бы при-близительно понять, что собой представляет познаваемый объект.
Обобщение - умственное действие, направленное на по-знание общего признака, присущего целому классу объектов. Обобщение дает возможность установить связь неизвестного объекта с известными на основе наличия общего признака, свойственного им.
Общий признак может быть существенным и несуще-ственным. Несущественный общий признак может быть лег-ко обнаружен, так как он находится на поверхности объекта и является его внешним признаком. Познание общих несуще-ственных признаков осуществляется посредством сравнения, которое дает возможность найти сходные признаки. Однако, обобщение по сходным признакам может привести к ошибкам
143
в процессе познания, когда объект причисляют к такому классу, куда он не относится. Так, сначала полагали, что кит - это рыба, так как его внешнее строение одинаково как и у других рыб. В действи-тельности, как оказалось, кит - это не рыба, а млекопитающее жи-вотное.
Общий существ енный при знак - это внут р е нний при знак, который имеет мало заметное внешнее проявление. Для того, чтобы его обна-ружить надо совершить такое умственное действие, которое дало бы возможность отвлечься от несущественных признаков и выделить внут-ренний существенный признак. Это достигается посредством специ-ального интеллектуального действия, которое называется абстраги-рованием или абстракцией.
Абстракция - умственное действие, посредством которого вы-деляется общий существенный признак в познаваемом объекте и игнорируются все другие несущественные признаки. Познание об-щего существенного признака при помощи абстракции возможно только опосредствованным путем с применением специальных при-боров и аппаратов, с использованием соответствующих методик научного исследования.
Выделенный и изученный существенный признак может быть обнаружен и у других объектов, относящихся к данной катего-рии. Умственное действие, направленное на обнаружение у конк-ретного объекта общего существенного признака, выделенного раннее посредством абстракции, называется конкретизацией.
Мышление, как и любое психическое явление, имеет у каж-дого человека свои индивидуальные особенности. У одних луч-ше функционирует наглядно-действенное мышление, направлен-ное на решение практических задач, в связи с чем у них проявля-ется практический тип мышления. У других ведущую роль иг-рает образное мышление и соответственно проявляется образ-ный тип мышления. У третьих преобладает словесно-логичес-кое мышление и имеет место логический тип мышления.
Одни мыслят стереотипно, шаблонно, другие - творчески. Отсюда возможен как стереотипный, так и творческий тип мыш-ления. Особенно большое значение в психическом развитии че-ловека имеет творческое мышление. Существует целый ряд при-знаков, характеризующих творческий тип мышления.
Самостоятельность мышления является одним из важней-ших признаков творческого ума. Люди с творческим типом мыш-ления всегда стремятся проявить самостоятельность в познава-тельной деятельности, никогда не довольствуются достигнутым, всегда в поиске новых решений, в создании новых оригиналь-
144
ных идей, гипотез и концепций. Самостоятельность мышления прояв-ляется в интеллектуальной независимости, в оригинальности и нео-бычности подхода к познанию нового, неизвестного.
Широта мышления предполагает наличие у творчески мыслящего человека глубоких и разносторонних знаний, уме-ний и навыков, дающих возможность проявлять творчество в раз-личных областях знаний.
Гибкость и критичность мышления проявляется в способности критически подойти к результатам умственной деятельности, увидеть неправильный ход мыслей, изменить стратегию познавательной дея-тельности, подойти к изучению объекта под новым углом зрения, при-менить более продуктивные приемы и способы его познания.
Быстрота и находчивость мышления связана с умением быстро находить единственно верное решение неотложных задач, а при нали-чии необычной ситуации проявить находчивость для наиболее правиль-ного выхода из нее.
Таковы наиболее важные характеристики основных интеллек-туальных познавательных процессов: памяти, воображения и мыш-ления.
Литература. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. - М., 1980. Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. - М., 1983.
Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. - М., 1973. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. - М., 1979. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1979.
Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. - М., 1994. Общая психология. - М., 1986.
Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990. Розет И.М. Психология фантазии. - Минск, 1977. Роговин М.С. Проблемы теории памяти. - М., 1977. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М., 1966. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М., 1984.
- Раздел I. Психика и поведение человека
- Глава 1. Предмет психологии
- 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.
- 1.2. Психика человека.
- 1.3. Определение психологии как науки.
- 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической.
- Глава 2. История психологии
- 2.1. Представление древних философов о душе.
- 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики.
- 2.3. Современные психологические теории.
- 2.4. Психология в России.
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии
- 3.1. Состояние современной психологии.
- 3.2. Методология психологических исследований.
- 3.3. Методы исследования психических явлений.
- Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека
- 4.1. Строение и функции нервной системы.
- 4.2. Динамическая локализация психических процессов.
- 4.3. Мозг, психика и поведение человека.
- 4.4. Биоэнергетическая концепция психики.
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека.
- 5.1. Развитие психики в филогенезе.
- 5.2. Психика и формы поведения животных.
- 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека.
- 5.4. Сходство и различие психики человека и животных.
- Глава 6. Психология поведения и деятельности человека
- 6.1. Понятие о поведении и деятельности.
- 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятель-ности.
- 6.3. Виды поведения и деятельности.
- Раздел II. Психология познания
- Глава 7. Общая характеристика познавательной деятельности
- 7.1. Понятие о познавательной деятельности.
- 7.2. Структура познавательной деятельности.
- 7.3. Мотивация познавательной деятельности.
- 7.4. Формирование познавательной деятельности.
- 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способнос-тей учащихся.
- Глава 8. Сенсорные познавательные процессы
- 8.1. Ощущения.
- 8.2. Восприятие.
- 8.3. Внимание.
- 9.1. Память.
- 9.2. Воображение.
- 9.3. Мышление.
- Глава 10. Речь и психические процессы
- 10.1. Понятие о языке и речи.
- 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления.
- 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
- Раздел III. Психическая организация личности
- Глава 11. Индивид и личность
- 11.1. Понятие о личности.
- 11.2. Самопознание и самооценка личности.
- 11.3. Духовный мир личности.
- 11.4. Формирование и развитие личности.
- 12.1. Эмоции и чувства.
- 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств.
- 12.3. Воля и волевые действия.
- 12.4. Волевые свойства личности.
- 13.1. Темперамент.
- 13.2. Характер.
- 13.3. Способности.
- 14.2. Социальные свойства личности
- 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности.
- 15.1. Личность и деятельность.
- 15.2. Профессиональные качества личности.
- 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности.
- Раздел IV.
- Глава 16. Личность и группа
- 16.1. Личность в группе.
- 16.2. Виды групп.
- 16.3. Структура группы.
- 16.4. Групповая деятельность.
- Глава 17. Полисубъектные отношения в группе
- 17.1. Взаимодействие субъектов в группе.
- 17.2. Статус субъекта в группе.
- 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе.
- 17.4. Социальные роли субъекта.
- 18.1. Общение и его функции.
- 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения.
- 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения
- 18.4. Развитие межличностного общения.
- Глава 1 . Пре дме т пс ихо лог ии ............................. 5
- Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 35
- Глава 4. Фи зи ол ог иче ск ие и б иоэ не рг ет ич ес кие механизмы
- Глава 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60
- Раздел II. Психология познания .................... 88
- Глава 7 . Обща я х арак тер исти ка позн ава тель ной дея тел ьнос ти ..... 88
- Глава 8. Се нс ор ные п оз нав ат ел ьн ые пр оц ес сы ............... 104
- Раздел III. Психическая организация личности ................. 166
- Глава 14 . Пр ир од ны е и со ци ал ьн ые свойства ли чн ос ти ......... 222