logo search
ГОС / МЕТОДИЧКА К ГОСАМ

Методология педагогической науки

Общее определение понятия "методология". Сущность общенаучной и частнонаучной методологии. Методология науки как система знаний об основах и структуре педагогической теории, о методах педагогического исследования

Понятие методологии

Методология – учение о научном методе познания; совокупность научных методов, применяемых в какой-либо науке. Система методов должна быть признана научным сообществом в качестве обязательной нормы, регулирующей поведение исследователя.

Методология психологии – (от греческого methodos – путь исследования и познания и loqos – понятие, учение) – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Три уровня научного подхода к методологии

  1. общая методология – общий принцип познания, философский анализ явлений действительности;

  2. частная или специальная методология – это совокупность методологических принципов, применяемых к данной области знаний. Дает указания относительно способов разработки психологических теорий, помогает выделить структуру и основные линии взаимосвязи в изучаемом объекте.

  3. методология как совокупность конкретных методических приемов исследования. Этот уровень непосредственно связан с практикой исследования.

Анализ научных работ в области методологии педагогики показывает, что существовали и существуют различные подходы к пониманию методологии вообще и методологии педагогики в частности. Различие этих подходов обнаруживается в определении методологии и трактовке ее предмета.

Одни авторы сводят методологию к учению о методе, другие понимают под ней всю сферу применения философских принципов, третьи считают, что методология призвана разрабатывать не только общие, но также и конкретные (по другой терминологии - специальные) исследовательские методы.