IV. Проведение тренинга
Установление раппортных отношений.
Раппорт – взаимопонимание тренера и участников, способность работать с группой и давать каждому участнику почувствовать, что обращаются именно к нему.
Раппортные отношения – отношения доверия между тренером и участниками.
Условия достижения раппорта:
индивидуальный подход,
поощрение,
включение участников в работу,
обеспечение энтузиазма,
создание атмосферы взаимопонимания,
сопереживание группе,
подчеркивание общности с группой;
«встраивание» в группу (не вести себя как эксперт, а также принимать участие в тренинге).
Следует избегать: 1) позиции наставника, 2) использования жаргона, сленга и профессиональных терминов (если большинство с ними е знакомы), 3) негативных невербальных и вербальных сигналов ().
Группа формирует свое мнение, основываясь на множестве негативных и позитивных сигналов, которые получает от тренера.
негативные (красные) невербальные – плохой контакт глаз, скучающий вид, проявление раздражения, барабанивание пальцами, перелистывание бумаг, взгляды на часы и др., негативные вербальные – фразы типа «очевидно…», «давайте решим это позже..», «лучше бы мы двигались дальше..», «у нас нет на это времени» и т.д.
позитивные (зеленые) невербальные – улыбка, одобрительное кивание головой в знак согласия, хороший контакт глаз, позитивные вербальные – фразы типа «правильно», «хорошая работа», «какие еще идеи?», «как бы Мы смогли?», возгласы одобрения: О! Хорошо! Да, так! Отлично! и др.
Речь тренера.
В речи необходимо обращать внимание на:
ГРОМКОСТЬ (в соответствии с условиями – близко (кто сидит рядом) или далеко (кто сидит напротив)от участников);
ТЕМП (медленный, когда новая информация, быстрый, когда известная; на темп влияет количество участников, нервозность тренера, собственный интерес тренера к информации, время, его дефицит);
ИНТОНАЦИЯ (помогает удержать интерес, речь не должна быть монотонной);
ПАУЗЫ (своевременное использование помогает участникам оценить важность сказанного; хорошо использовать перед началом беседы, вместо знаков препинания, для усиления эффекта, после дискуссии или спора (напр., если был задан вопрос или речь тренера была прервана, то пауза означает, что вопрос закрыт и тренер возвращается к теме)).
СМЫСЛОВЫЕ УДАРЕНИЯ (подчеркивают особые моменты, используются при нумерации информации (1,2,3,…или во-первых…, во-вторых…и т.д.), при уверении в истинности информации голос не прерывается до конца фразы).
Существенным навыком для успешной деятельности тренера является умение задавать вопросы и отвечать на них.
Есть следующие типы вопросов:
тренировочные – предназначены для того, чтобы увеличить степень понимания;
проверочные – для контроля знаний и оценки уровня понимания группы;
открытые – стимулируют развернутый ответ;
закрытые – требуют односложного ответа;
наводящие – содержат в себе требуемый ответ;
контекстные – создают давление, чтобы ответ следовал в требуемом направлении;
возвратные – используются для демонстрации понимания;
направленные – освещают определенные темы, помогают управлять группой посредством концентрации ее внимания на определенных областях, напр., о пройденных темах при переходе к новым.
Как правило, в применении вопросов используется Правило Сократа:
З – Знание ответов, которые вы хотите услышать от группы;
И – Использование открытых вопросов, чтобы добиться желаемых ответов;
П – Повторение ответов оппонентов их же словами;
П – Подчеркивание и обобщение всех полученных ответов;
О – Обеспечение дополнительной информации или необходимых разъяснений перед тем, как задавать дальнейшие вопросы.
Существуют также 3 способа задавания вопросов:
«отравление ядом» - вопросы задаются членам группы в предсказуемом порядке, напр., по кругу;
«сердечный приступ» - вопросы задаются без предупреждения, никто не знает, кому зададут вопрос (еще называют методом «3-х П» - поза, пауза, прыжок);
«попкорн - вопросы» - вопрос задается всей группе, а ответы предлагаются по мере готовности участников.
Чтобы вопросы были понятными, необходимо:
делать их короткими,
удостовериться, что они этичны и задаются в соответствии с возможностью участников на них ответить,
исключить угадывание ответа,
избегать вопросов, требующих публичных откровений,
тренеру не отвечать на свои вопросы самостоятельно,
Невербальная информация.
С того момента, как вы в первый раз встречаете кого-то из членов группы, он будет оценивать вас, чтобы понять, насколько ценным будет то, что вы собираетесь сказать, каким авторитетом вы обладаете и до какой степени стоит вам доверять.
Тренер не может ничему научить, если передает свое нервное напряжение участникам. Т.к. элемент напряжения является существенным и его невозможно избежать, тренер должен настраиваться на то, чтобы выглядеть спокойным и создавать впечатление контроля над процессом.
Если вы не уверены и не чувствуете комфорта, также будут чувствовать себя и участники.
Основными факторами, влияющими на получение информации от тренера к участникам являются:
улыбка – простейший и самый эффективный способ продемонстрировать свое дружелюбие и открытость, она должна быть естественной и свободной;
рукопожатие – общепринятый способ разрушения барьеров;
осанка – демонстрация контроля над ситуацией, авторитетно, но не как по «стойке смирно»;
манера поведения – имидж, который должен говорить об открытости и уверенности;
внешний вид – сдержанный, соответствующий теме тренинга и его направленности («Первое впечатление – это последнее впечатление и у вас никогда не будет второго шанса создать первое впечатление»).
Тренинговая среда
При организации тренинговой среды, пространства необходимо утичывать:
месторасположение (помещение, вне помещения);
оборудование (бумага, пишущие принадлежности, аудио-, видеотехника и пр.);
размещение участников (в кругу, U-образное, V- образное и др.);
мебель;
и др. (при необходимости).
Оценка результатов тренинга.
На этом этапе осуществляется процесс выяснения суждения относительно программы тренинга, основанного на данных, полученных при помощи методов, методик, упражнений.
Оценка важна для:
участников,
тренера,
клиента (менеджера, руководителя).
При оценке необходимо удостоверить, что:
цели обучения достигнуты;
ресурсы использованы адекватно;
тренинг проведен в оптимальном режиме;
получены некоторые личные выгоды.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Методичка к гоСам содержание
- Ощущения и восприятие Понятие об ощущениях. Классификация ощущений
- Специфика ощущений различных модальностей
- Восприятие: понятие, свойства, классификация
- Внимание и память Общее представление о внимании
- Проблема внимания в когнитивной психологии
- Общее представление о памяти
- Произвольное и непроизвольное запоминание (а.А.Смирнов, п.И.Зинченко).
- Непосредственное запоминание (опыты г.Эббингауза). Кривая забывания.
- Мышление и речь Понятие о мышлении
- Мышление и речь
- Методы исследования мышления и речи
- Методология и методы психолого-педагогических исследований Современное научное знание о методологии (понятие, уровни научного подхода)
- Основные методологические принципы психологии
- Классификация методов психологического исследования
- История психологии История происхождения психологических идей
- Основные исторические этапы европейской психологической мысли. Становление предмета психологии
- Истоки экспериментальной психологии и влияние физиологии на психологию.
- Психология личности Мотивационно-потребностная сфера человека
- Функции мотива
- Общие представления о эмоциональной сфере
- Возрастная психология Предмет, задачи, методы возрастной психологии и ее связь с другими науками
- Исторический очерк и проблемы периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии
- Психическое развитие ребенка младенческого и раннего возраста
- Развитие психики в дошкольном возрасте
- Психология младшего школьного возраста
- Психологические особенности подростков
- Психология юношеского возраста
- Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет)
- Старший школьный возраст
- Кризис 17 лет
- Юность (от 17 до 20-23 лет)
- Психология зрелого возраста, старения и старости
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация развития:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- Социальная психология Предмет социальной психологии, методология и методы социально-психологического исследования, место социальной психологии в системе наук о человеке и обществе
- История формирования социально-психологических идей
- Специфика изучения личности в социальной психологии
- Психология общения и межличностных отношений
- Общие проблемы исследования малой группы в социальной психологии
- Проблематика психологии больших социальных групп, их классификация
- Психодиагностика Научная психодиагностика и психодиагностическая практика
- Психометрические основы психодиагностики
- Психодиагностика личности
- Психологическая служба в образовании
- Основы психологии семьи и семейного консультирования Семья в современном обществе
- Детско-родительские отношения в семье
- Психологическая помощь семье
- Конфликтология Структура конфликта
- Функциональная направленность конфликтов в организации.
- Стратегия разрешения конфликтов
- Клиническая психология Предмет и структура медицинской психологии.
- Патопсихологические проявления нарушений мышления
- Специальная педагогика и специальная психология Учение л.С. Выготского о дефекте
- Дизонтогенез: понятие, виды, параметры
- Основы профориентологии Психологические основы профессиональной консультации
- Профессиональное самоопределение личности
- Психология труда Основные вопросы изучения профессий. Психологическая профессиография
- Понятие и формы работоспособности. Фазы изменения работоспособности в процессе труда. Приемы управления работоспособностью
- Психологическое консультирование Этапы психологического консультирования
- Техники профессиональной коммуникации в психологическом консультировании
- Психотерапия Основные психотерапевтические подходы и технологии
- Сравнительный обзор методов психологического лечения
- Психолого-педагогическая коррекция
- Маспо Общее представление о психологическом тренинге. Ведущий тренинговой группы
- Классификации тренинговых групп и их основания
- Методология социально-психологического тренинга
- I. Определение потребностей в обучении.
- II. Определение целей и задач обучения.
- III. Организация и планирование тренинга.
- IV. Проведение тренинга
- Общие основы педагогики Предмет и задачи педагогики. Основные категории педагогики
- Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками
- Педагогический процесс как система
- Методология педагогической науки
- Методы и логика педагогических исследований
- Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства
- История образования и педагогической мысли Педагогическая наука Западной Европы в период становления и развития индустриального общества
- Развитие русской педагогической мысли в период становления индустриального общества
- Развитие отечественной педагогической науки и практики воспитания в условиях советского общества
- Развитие новых концепций воспитания и демократической школы в России 80-90 годов
- Педагогическая психология Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль научного знания
- Психология научения. Научение детей в младенческом и раннем возрастах
- Психология учения. Проблема учебной деятельности в педагогической психологии, ее структура
- Современные концепции обучения.
- Социально-психологические аспекты воспитания
- Психология педагогической деятельности
- Социальная педагогика Девиация как социально-педагогическая проблема
- Классификация методов обучения.
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
- Сущность и содержание методов обучения.