История образования и педагогической мысли Педагогическая наука Западной Европы в период становления и развития индустриального общества
Только с XVII в. педагогическая мысль начинает опираться на данные передового педагогического опыта. Я.А. Коменский (1592—1670) попытался привести в систему и обосновать объективные закономерности воспитания и обучения. Он руководствовался как богатым педагогическим опытом различных стран, так и своим собственным. Эти изыскания воплотились в сочинении «Великая дидактика».
Ян Амос Коменский (1592-1670) философов гуманист, считается отцом современной педагогики.
"Великая дидактика" - в ней рассмотрены вопросы не только обучения, но и воспитания (умственного, физического, эстетического), школоведения, педагогической психологии, семейного воспитания. В ней сформулированы сенсуалистические пед. принципы.
Коменский призывает обогащать сознание ребёнка, знакомит его с предметами и явлениями чувственно воспринимаемого мира. Согласно его теории эволюции, в природе, а следовательно и в воспитании не может быть скачков. "Всё происходит благодаря саморазвитию, насилие чуждо природе вещей". Для Коменского образованность не является самоцелью. Он подчеркивал, что оно приобретается и для того, чтобы сообщать другим образование и учёность.
Другие труды "Мир чувственных вещей в картинках", "Всеобщих совет об исправлении дел человеческих", "Пампедия".
Основополагающие пед. идеи: всеобщие образование народа; демократическая, с преемственными звеньями школьная система: приобщение подрастающего поколения к труду; приближение образования к потребностям общества; нравственное воспитание на начало гуманизма. Провозглашал обязательность реального, общественно-полезного обучения. Уделял особое внимание развитию системы органов чувств ребёнка.
По Коменскому имеется три задачи воспитания:
познание себя и окружающего мира (умственное воспитание),
управление собой (нравственное воспитание),
стремление к Богу (религиозное воспитание).
К. первым последовательно обосновал принцип природосообразности - человек как часть природы подчиняется её главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека ("точный порядок школы надо заимствовать у природы").
Возрастная периодизация по Коменскому. Делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода (по шесть лет каждый):
от рождения до 6 лет - детство
от 6 до 12 - отрочество
от 12 до 18 - юность
от 18 до 24 - возмужалость.
В основе деления возрастные особенности:
детство - усиленный физ. рост, развитие органов чувств
отрочество - развитие памяти и воображения;
юность - более высокий уровень развития мышления, и возмужалость, развитие воли и способность сохранять гармонию.
Для детей до 6 лет предлагал материнскую школу, т.е. дошкольное воспитание под руководством матери. Она должна дать детям первоначальное представление об окружающей природе и общественной жизни.
Для отрочества - школа родного языка.
Для юношества - латинская школа, гимназия (там изучалось семь свободных искусств, изучали физику, географию, историю, латинский, греческий и один из новых языков).
Для возмужалых молодых людей - академия, с факультетами: богословский, юридический и медицинский.
Дидактические взгляды - подробно раскрыл принцип наглядности, "золотое правило" дидактики: "Всё, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами". К. выступал против механической зубрёжки, за сознательное учение. Настаивал на систематичности обучения. Говорил, что надо идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному. Большое значение предавал последовательности обучения: изучение нового материала должно быть подготовлено предыдущими знаниями.
Пассивность обучения: давать только то, что доступно возрасту.
Прочность усвоения материала: не спешить в обучении, добиваться полного усвоения знаний. Огромное значение для прочного усвоения имеет упражнение и повторение материала. Стремился как можно сильнее развивать познавательные способности учащихся, поощрял детскую любознательность.
Классно-урочная система
установил понятие школьного года с его делением на учебные четверти,
ввел каникулы
разработал классно-урочную систему и применил её на практике.
Каждый урок должен иметь свою тему и свою задачу.
Нравственное воспитание - управление человека собой. Основные добродетели - мудрость, умеренность, мужество и справедливость.
Средства нравственного воспитания: пример родителей, учителей, товарищей, наставления, беседы с детьми; упражнения детей в нравственном поведении; борьба с распущенностью, с ленью; выработка положительных привычек.
Фундаментальной идей педагогики К, является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщённого знания через школу на родном языке до всех людей независимо от общественной, расовой религиозной принадлежности.
Коменский впервые обосновал принципы обучения и воспитания, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочный способ обучения в школе (который и сейчас применяется во многих странах мира). Поэтому Я.А. Коменского называют родоначальником педагогической науки.
Педагогические взгдяды Джона Локка
Джон Локк (1632-1704) Пед. трактат "Мысли о воспитании", сочинение "Об управлении разумом".Самое главное в человеке - воспитание физическое, умственное и нравственное. Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле. Все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны. Представления Локка о воспитании складывались на основе собственных наблюдений как наставника детей в дворянских семьях. Им разработаны приемы и способы развития мышления человека. По теории Локка у человека нет врожденных представлений и идей. Он появляется на свет, будучи "чистой доской", готовый воспринимать окружающий мир посредством своих чувств, через внутренний опыт - рефлексию.
Большое значение Локк отдавал дисциплине: ребёнка надо наказывать только за ложь, богохульство и упрямство. Наказывать можно любым способом, но пороть должен не родитель и не воспитатель, а наниматель.
Локк был убежден в целесообразности социальной (сословной) детерминации школьного образования. Он оправдывал различные типы обучения: полноценное воспитание джентльменов и ограниченное воспитанием трудолюбия и религиозности неимущих. Локк расширил границы сфер знаний, которые должен изучать джентльмен (бухгалтерия, счетоводство...), указал на необходимость преподавания навыков соц. поведения - "хорошие манеры и знание света". Обучение, по Локку - это процесс формирования общественных и нравственных устоев личности.
В "Мыслях о воспитании" (1693) содержится программа воспитания джентльмена, делового человека нового общества. Отдавая дань традициям светского воспитания - обучение танцам, фехтованию, верховой езде и т.д., Локк настаивал на практической направленности обучения необходимого "для деловых занятий в реальном мире". Для совершенствования разума Джон Локк считал необходимым определить круг самостоятельно изучаемой литературы. Рекомендуемый им круг чтения содержится в его "Мыслях о том, что читать и изучать джентльмену" (1703) которые являются как бы библиографическим дополнением к "Мыслям о воспитании". Сюда он включил кички по истории, географии, логике, морали и философии, искусству управления (политике), искусству правильного письма и речи и т.д. "Мысли о воспитании" открываются разделом о физическом развитии и воспитании ребёнка, и лишь после этого рассматривается умственное и нравственное. Локк считал, что физ. Труд - различные виды ремесленных и сельскохозяйственных работ - снимает усталость от учебных занятий, укрепляет здоровье.
Проект "Рабочие школы" (1696). В этой записке Локк предлагал создавать в каждой общине воспитательные учереждения, предназначенные для детей бедноты от 3 до 14 лет, своего рода соединение дошк. учреждений и элементарных школ. Там должны обучаться началам ремесел, приучаться к трудолюбию. Локк рекомендовал показывать детям на наглядных примерах, как им поступать и чего следует избегать. Практика, повторные действия, закрепление положительного опыта поведения.
Педагогические идеи французских просветителей. (Д.Дидро, К.А. Гельвеций)
Среди французских просветителей XVIII в. следует особо выделить философов-материалистов.
Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) прославился как автор книги « Об уме». В своих трудах Гельвеций впервые в истории педагогики довольно полно раскрыл факторы, формирующие человека. Как сенсуалист, он утверждал, что все представления у человека образуются на основе чувственных восприятий, и сводил мышление к способности ощущать. Важнейшим фактором формирования человека он считал влияние среды. Человек – продукт обстоятельств (общественной среды) и воспитания. Гельвеций сформировал единую цель воспитания для всех граждан. Он видел ее в стремлении к благу всего общества, в согласовании личного интереса каждого человека с «благом нации» утверждая всемогущество воспитания, он, однако, отрицал индивидуальные различия в детях. Атеист Гельвеций требовал, чтобы общественное воспитание было вырвано из рук духовенства и сделано, безусловно, светским. Он предлагал покончить с засилием латыни в школах вооружить учащихся реальными знаниями: они должны основательно изучать естественнонаучные предметы, родной язык, историю, мораль, политику, поэзию.
Резко осуждая схоластические методы обучения в феодальной школе, Гельвеций требовал, чтобы обучение было наглядным и строилось, по возможности на личном опыте ребенка; учебный материал, считал он, должен стать простым и понятным учащимся.
Гельвеций признавал право всех людей на образование, считал, что женщины должны получать образование наравне с мужчинами. Доказывал преимущества общественного воспитания перед семейным.
Дени Дидро (1713-1784) – один из виднейших французских материалистов XVIII в. Он признавал материальность мира, считал движение неотделимым от материи, мир познаваемым, решительно выступал против религии. Стоя на позициях материалистического сенсуализма, Дидро считал источником знания ощущения, отвергал учение Гельвеция о всемогуществе воспитания и отсутствии у людей индивидуальных природных различий. Дидро утверждал, что благоприятными задатками наделены от природы все люди, а не только избранные. ратовал за всеобщее. бесплатное начальное образование. Дидро восстал против засилья в школах классического образования и на первый план выдвигал реальные знания; в средней школе, считал он, все учащиеся должны изучить математику, физику и естественные науки, а также гуманитарные предметы.Уделял внимание образованности и нравственности учителя.
Теория естественного воспитания Ж.Ж. Руссо.
Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - наиболее выдающийся мыслитель - педагог 18 столетия. Он к той плеяде просветителей, которая идейно подготовила французскую буржуазную революцию.
В своих главных произведениях “Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?”, “Общественный договор”, “Эмиль, или О воспитании”, “Юлия, или новая Элоиза” Руссо подверг осуждению многие предрассудки, пороки и социальные несправедливости, порожденные феодальным строем. В частности, он резко критиковал современное ему воспитание, подавляющее личность ребенка, не учитывавшее ни возрастных и индивидуальных особенностей детей, ни потребностей жизни.
Руссо является основоположником теории естественного, свободного воспитания, сообразного с законами физического, умственного и нравственного развития детей.
Систематически педагогические идеи Руссо изложены в его романе “Эмиль, или О воспитании”, где сделана попытка наметить возрастную периодизацию развития ребенка и соответствующие каждому периоду задачи, содержание и методы воспитания и обучения ребенка.
Педагогические высказывания Руссо пронизаны идеями гуманизма и демократизма, глубокой любовью к ребенку, заботой о его всестороннем развитии. Руссо выдвинул требование активизации методов обучения детей с опорой на их личный опыт, необходимости систематической трудовой подготовки. Она, с одной стороны, должна вооружать детей полезными практическими умениями и навыками, а с другой стороны, - способствовать формированию положительных нравственных качеств, присущих трудовому народу.
Если Руссо высказывал много прогрессивных суждений о воспитании мальчиков, то в отношении девочек он придерживался в основном традиционной точки зрения. Основная функция женщины, по его мнению, быть женой и матерью, ей не нужно широкого научного образования, но надо заботиться о ее физическом развитии, эстетическом воспитании, приучать к ведения домашнего хозяйства и т. п.
Руссо рекомендует исподволь действовать на детей, руководить ими, не ущемляя их свободы и не применяя мер прямого принуждения, и вместе с тем проявлять настойчивость, требовательность, не спешить с удовлетворением нежелательных и взбалмошных детских просьб.
Отдавая добрую дань детскому возрасту, Руссо продолжает: помните, что природа желает, “чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми”. Родители и воспитатели меньше всего должны добиваться того, чтобы сделать своих детей способными в раннем возрасте к серьезным размышлениям. “Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, воспитайте силы, которыми он должен управлять».
Теория «Элементарного образования» Песталоцци.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827 г.г.)
Родился в Цюрихе в семь врача. Рано лишившись отца, воспитывался матерью и преданной семье служанкой из крестьян. Образование получил в родом городе, в начальной, латинской и наконец ВУЗ гуманитарного направления.
Воспитание униженных и оскорбленных. Песталоцци предлагал при определении основ образования опираться на знание человеческой психологии. Песталоцци разработал метод элементного образования. Суть метода заключается в том, что чтобы пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке.
Теория элементарного образования Песталоцци включает физическое и трудовое, нравственное, умственное образование. Все эти стороны воспитания предлагается осуществлять во взаимодействии, чтобы обеспечить гармоническое развитие человека.
Взгляды Песталоцци на умственное образование определяются также его гносеологической концепцией, в основе которой, как уже указывалось, лежит утверждение, что процесс познания начинается с чувствительных восприятий, перерабатываемых за тем сознанием при помощи априорных идей.
Осуществить умственное образование детей Песталоцци стремился посредством системы специально подобранных для каждой степени обучения и последовательно проводимых упражнений, которые развивают интеллектуальные силы и способности детей.
Стремясь упростить и психологизировать обучение, Песталоцци пришел к мысли о том, что существуют простейшие элементы всякого знания о вещах и предметах, усваивая которые человек познает окружающий его мир. Этими элементами он считал число, форму, слово.
Важнейшей основой обучения, по Песталоцци, является наглядность. Без применения наглядности, в широком смысле этого слова, нельзя добиться правильных представлений об окружающем, развивать мышление и речь.
Песталоцци строил весь процесс обучения путем постепенного и последовательно перехода от части к целому. Обучение должно идти, по его мнению, в строгой последовательности. Ребенку следует давать лишь то, к чему он вполне подготовлен, но не следует преподносить ему то, с чем он не может справиться.
Мировоззрение Песталоцци являлось идеалистическим и имело прогрессивный характер, так как было проникнуто гуманизмом, демократическими стремлениями и содержало некоторые материалистические утверждения и диалектические положения.
Песталоцци утверждал, что воспитание и образование должны быть достоянием всех людей, Песталоцци считал школы одним из важнейших рычагов социального преобразования общества. Разрешение наболевших социальных проблем, коренные общественные преобразования свершатся, по его мнению, только тогда, когда в каждом человеке будут пробуждены, и укреплены все его истинно человеческие силы. Это можно сделать только в процессе воспитания.
Важнейшим средством воспитания и развития человека, по Песталоцци, является труд, который развивает не только физические силы, но и ум, а также формирует нравственность. У человека, который трудится, создается убеждение об огромном значении труда в жизни общества, оно является важнейшей силой, связывающей людей в крепкий общественный союз.
Песталоцци развивал идею саморазвития сил, заложенных в каждом человеке, идею о том, что каждой способности человека присуще стремление выйти из состояния безжизненности и стать развитой силой. "Глаз", - говорил Песталоцци, - хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить и рука – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить".
Это стремление человека к физической и духовной деятельности вложено в него, как полагал Песталоцци, от рождения самим творцом, и воспитание должно помочь ему осуществиться.
Центром всего воспитания является формирование нравственности человека.
Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим.
Воздействие воспитания на ребенка должно находиться в согласии с его природой. Педагог не должен подавлять естественного развития подрастающего человека, как это происходило в школах, а направлять это развитие по правильному пути, устранять препятствия и влияния, которые могли бы его задержать или отклонить в сторону.
Основной принцип воспитания, как понимает его Песталоцци, - это согласие с природой. Но целенаправленное воспитание совершенно необходимо каждому человеку, так как предоставленный самому себе, стихийно развивающийся человек не достигнет той степени гармонического развития всех своих человеческих сил, которая требуется от него как члена общества.
Песталоцци считал, что "оказать детям помощь в развитии всех человеческих сил и должно правильно поставленное воспитание". Соотношение, которое должно существовать между воспитанием и развитием ребенка, Песталоцци выразил в такой образной форме: воспитание строит свое здание (формирует человека) поверх большой, прочно стоящей скалы (природа) и выполнит поставленные цели, если всегда будет непоколебимо держаться на ней.
Исходя из такого представления о сущности воспитания, Песталоцци стремился создать новые методы воспитания, помогающие развивать силы человека в соответствии с его природой. Воспитание ребенка, говорил он, должно начаться с первого дня появления его на свет: "час рождения ребенка есть первый час его обучения". Вот почему истинная педагогика должна вооружать мать правильными методами воспитания, а педагогическое искусство должно настолько упростить эту методику, чтобы ею могла овладеть любая мать, том числе и простая крестьянка. Природосообразное воспитание, начатое в семье должно за тем продолжаться в школе.
Все многообразные силы подрастающего человека должны развиваться, по Песталоцци, естественным путем: любовь к людям – на основе собственных детских поступков, полных благожелательности, а не путем постоянных толкований о том, что такое любовь к людям, почему надо любить людей. Ум развивается в процессе работы собственной мысли, а не посредством усвоения чужих мыслей. Физическое развитие ребенка, подготовка его к труду также совершается на основе простейшего проявления физических сил, которые начинают действовать у человека под влиянием жизненной необходимости и его внутренней потребности.
Процесс развития всех человеческих сил и возможностей начинается с самого простого и постепенно поднимается ко все более сложному. По этому пути должно следовать и воспитание. Присущие каждому ребенку от рождения задатки сил и способностей нужно развивать, упражняя в той последовательности, которая соответствует естественному порядку, вечным и неизменным законам развития ребенка.
Педагогическая теория И.Ф. Гербарта Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) относился к числу тех редких гениальных умов, которые умело пользовались опытом прошлого и остро чувствовали требования своего времени. Они тем самым создавали базис для развития человеческой цивилизации. По мнению ряда исследователей, педагогика И.Гербарта в большой мере определена идеями И.Канта. В поле его зрения находятся связи интеллекта и нравственности, которые опосредуются эстетическим чувством.
Следует особо отметить, что, определяя цели и содержание образования, Гербарт разрабатывает и путь достижения цели - это развитие многостороннего интереса. Перед учениками, считает он, следует приоткрыть "завесу знания", но не дать всего в совершенно готовом виде. Их надо увлечь не готовым знанием, но возможностью узнать все больше и больше самим, "пробудить голод, чтобы ученики сами стали самостоятельно искать пищи для его удовлетворения". Эти поиски - весь великий смысл и секрет педагогической работы, считал Гербарт.
Образование, считал Гербарт, должно раздвинуть душу, расширить круг идей, развить интерес во всех направлениях и дать зародиться стремлениям высшего порядка. Оно должно стать орудием нравственного развития. Поэтому обучение, постепенно возвышающее ум до совершенства и прочно устанавливающее в душе интеллектуальный порядок, соответствующий действительности, в то же время благоприятствует и развитию общих понятий, а через развитие чувствований - и осуществлению нравственного идеала. Мыслитель утверждал, что "мир ведут идеи"; так как, проходя через чувства, они, в конце концов, влияют на наши действия. То есть можно констатировать, что осмысление нравственного закона базируется на многостороннем интересе и свободе ребенка. Введение его в сложный мир социальных противоречий основано на последовательном накоплении представлений и нравственности, на тесной связи разума, эстетического чувства и этики поведения. Причем Гербарт предлагает ребенку самому искать внутренний нравственный закон через особым образом организованное обучение.
И.Гербарт дал чисто педагогическую интерпретацию идей немецкой классической философии, который предложил механизм, обеспечивающий право ребенка на свободу в педагогическом процессе. Увлеченный теорией прав человека, он одним из первых внес идею права в цели образования. Рассматривая механизм движения к цели, он предлагает шесть возможных путей ее достижения - по количеству интересов. Тем самым было обозначено право ребенка на поиск истины, поиск идеалов свободы, добра, красоты.
Гербарт различает шесть самостоятельных видов различных интересов.
К интересам первой группы он относит интересы:
эмпирический, который как бы отвечает на вопрос, что это такое, и возбуждает интерес ко всему живому, к окружающему миру, стремление к наблюдению;
умозрительный, который отвечает на вопросы, почему это так, и настаивает на размышлении;
эстетический - обеспечивает художественную оценку явлений, возбуждает интерес к прекрасному.
Ко второй группе интересов относятся:
симпатический, направленный на членов своей семьи и ближайший круг знакомых,
социальный - на более широкий круг людей, на общество, свой народ и все человечество.
К этой же группе Гербарт относит религиозный интерес, направленный на общение с Богом, с церковью, с высшими духовными силами.
Гербарт разработал теорию ступеней обучения, ставшей широко известной среди педагогов всех стран. Он сделал попытку привести обучение в соответствие с законами психической деятельности ребенка, которую он понимал как механизм деятельности апперцептивного процесса.
Процесс обучения по Гербарту обязательно проходит через углубление в изучаемый материал (углубление) и углубление учащегося в самого себя (осознание). В свою очередь эти два момента могут осуществляться либо в состоянии покоя души, либо в состоянии ее движения.
Отсюда следуют четыре ступени обучения, которые Гербарт назвал:
Ясность
Ассоциация
Система
Метод.
Первая ступень - ясность - это углубление в состоянии покоя. Изучаемое выделяется из всего, с чем оно связано, и углубленно рассматривается. В психологическом отношении здесь требуется мобилизовать внимание. В дидактическом - изложение учителем нового материала, применение наглядности.
Вторая ступень - ассоциация - это углубление в состоянии движения. Новый материал вступает в связь с уже имеющимися у учащегося представлениями, ранее полученными на уроках, при чтении книг, из жизни. Так как учащиеся еще не знают, что получится в результате связывания нового со старым, Гербарт считал, что в психологическом отношении здесь имеется ожидание. В дидактическом плане лучше всего проводить беседы, непринужденный разговор учителя с учениками.
Третья ступень - система - это осознание в состоянии покоя. Поиски учащимся под руководством учителя выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями. Психически эта ступень соответствует, по Гербарту, «исканию».
Четвертая ступень - метод - это осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям. Психологически эта ступень требует действия. В области дидактики это своего рода учебные упражнения, требующие от учеников широкого использования полученных знаний, умения логически и творчески мыслить.
Эти ступени определяют, по Гербарту, последовательность хода обучения. Они являются формальными, потому что не зависят от конкретного содержания учебного материала, возраста учащихся, дидактической задачи урока.
Гербартом определены три унив-ерсальных метода обучения:
Описательный метод.
Аналитический. Включает в себя анализ свойств и характеристик предмета.
Синтетический метод. Базируется на связи уже усвоенного ранее, воспринятого и новых представлений.
Все эти методы следовало применять в совокупности.
Универсальная схема хода обучения, установленная Гербартом, в дальнейшем была превращена его последователями в схему любого урока. Научная педагогика отвергает подобное решение вопроса и считает, что ход урока определяется рядом обстоятельств: возрастом и уровнем развития учащихся, спецификой учебного материала, дидактической задачей данного урока и др.
Теории формального и материального образования в европейской дидактике
В педагогическом сочинении «Воспитание человека» Ф. Фребель сформулировал законы воспитания. Он видел предназначение последнего в выявлении и развитии творческого начала человека.
В первом периоде жизни младенец, по взглядам Фребель, должен быть окружен самым тщательным уходом, направленным главным образом на поддержание чистоты. Воспитаниедолжно начаться со второго периода детства, когда следует руководить проявлениями воли в ребенке и сообщать ему понятия о количестве и разнообразии вещей. Хорошим вспомогательным средством для достижения этой цели служат игры; задача воспитателя заключается в том, чтобы дать игре надлежащеенаправлениеи постепенно развивать посредством игры все, что дано ребенку природой. При этом не нужно употреблять насилия; достаточно побудить ребенка сделать то, что он сам бы сделал, если бы понимал себя. Когда наступает период отрочества, в воспитание вводится новый элемент — обучение. Главными предметами обучения, по мнению Фребель, должны бытьЗакон Божий, математика,естествознаниеи родной язык. Особенно подробно он развивает мысль о важности знакомства с естественными науками: жизнь выражается наиболее наглядно и разнообразно в природе, поэтому всякий человек, даже самый неразвитый, легче всего познает идею жизни, наблюдая за природой.Математику Фребель считает наукой, дающей твердое основание для познавания внутренней связи разнообразий.Религиявыясняет смысл бытия. Понятия жизни, ее развития и организации играют во всех сочинениях Фребель первенствующую роль; чаще всего он дает понятию "жизнь" формулу единства в разнообразии. Всякий человек, всякий народ и, наконец, всечеловечество— ни что иное, как такое внутреннее единство, сложенное из многочисленных разнообразий. Это единство, подчиняющее себе все разнообразия, и есть божественное в человеке. Задача воспитания состоит в том, чтобы развить единство, вложенное в человеческую душу, и превратить его в возможно совершенное разнообразие. То, что мы хотим развить в ребенке, должно уже лежать в его натуре; для создания совершенного единства нужно, чтобы все свойственные человеку разнообразия развивались одновременно и в одинаковой степени, оставаясь в гармоничном отношении друг к другу.Переходя постепенно от инстинкта к чувству и далее к сознанию и воле, ребенок должен получать на каждой ступени развития только то, что он может понять, усвоить и переработать, и что может послужить ему подготовкой к следующей ступени. Огромное значение в деле воспитания имеет мать. Чтобы облегчить ей эту трудную задачу, Фребель составил свои "дары", т. е. целый систематический ряд игр, с которыми мать должна последовательно знакомить ребенка, переходя от простых к более сложным. Из числа сочинений Фребель выдаются "Материнские песни", при оценке которых надо обращать внимание не столько на литературное достоинство материала, сколько на общую мысль, лежащую в основе этой работы.
Обыкновенно деятельность Фребель отожествляют с основанными им детскими садами. Он исходил из того предположения, что в первые годы жизни приобретается наибольшее количество познаний, образуется основание всей духовной жизни, и, следовательно, тщательный и разумный уход является особенно важным, — а между тем, именно в это время дитя часто предоставлено самому себе. Для таких детей детские сады необходимы. Но даже в тех семьях, где за развитием ребенка следит любящая и образованная мать, посещение детского сада не может остаться для него без пользы; общение с детьми одного с ним возраста, игры и занятия, способствующие его развитию и требующие участия многих детей, должны оказать благотворное влияние на его душевную жизнь. По мысли Фребель, детский сад должен состоять из 4-х учреждений: 1) образцового заведения для воспитания малолетних детей (в настоящее время только это заведение носит название "детский сад"), 2) заведения для обучения и подготовки детских садовников и садовниц, 3) заведения для распространения полезных детских игр и 4) периодического издания, способствующего поддержанию связи между родителями, воспитателями и детскими садовницами. Цель детских садов Фребель поясняет в своей брошюре: "Отчет о немецком детском саде в Бланкенбурге" (1843). Назначение детского сада — не только брать под надзор детей дошкольного возраста, но упражнять их душу, укреплять тело, развивать чувства и пробуждающийся рассудок, знакомить с природой и людьми, направляя сердце к первоначальному источнику жизни — единению. Одним из важных факторов в деле воспитания Фребель считает речь. По его мнению, игра должна сопровождаться беседой или пением и детям всегда должна быть дана возможность высказываться. В настоящее время фребелевские детские сады завоевали себе право на существование во всех культурных странах.
Просветительская деятельность и взгляды Р.Оуэна.
Роберт Оуэн (1771-1858) жил в Англии в то врем, когда в ней совершался промышленный переворот. Выходец из семьи ремесленника, он уже в 10 лет вынужден был оставить учение и начать самостоятельную жизнь. Проработав несколько лет сначала «мальчиком», а затем приказчиком в торговых заведениях, Оуэн в 1790 г. стал управляющим в одной из бумагопрядильных фабрик в Манчестере.
В начале 1800 г. Оуэн становится совладельцем и директором фабрики в Шотландии, вернее, фабричного поселка в Нью-Ленарке. Некоторое время спустя наступает пора знаменитого эксперимента в Нью-Ленарке.
Наблюдая за бедственным положением английских пролетариев, Оуэн вслед за французскими материалистами 18 в. пришел к выводу, что характер человека, его личность формируется средой и воспитанием. Человек же, ошибочно предполагал Оуэн, пассивный продукт обстоятельств, он «никогда не создавал и не в состоянии создать свой собственный характер». Оуэн категорически запрещал привлекать детей моложе 10 лет к работе на фабрике и создал ряд воспитательно-образовательных детский учреждений:
школу маленьких детей (1-6 лет), которая включала ясли, детский сад и площадку для игр;
начальную школу (6-10 лет);
вечернюю школу для подростков, работающих на производстве.
Для взрослых рабочих и их семейств вечерами организовывались лекции, беседы и культурные развлечения.
В школе для маленьких учились пению танцам, много времени проводили на свежем воздухе. Особое внимание уделялось физическому воспитанию, гимнастике, играм. Большое значение придавал воспитанию детей в духе коллективизма, в этой школе учили в процессе бесед о природе. Мною внимания уделялось эстетическому воспитанию, музыкальным и ритмическим занятиям. Он стремился дать детям доступные для их возраста знания развить их мышление. Все обучение строилось на основе наглядности, большое значение придавал трудовому воспитанию. С 10 лет дети вечером посещали вечернюю школу, а днем работали на фабрике. Таким образом, Оуэн впервые создал дошкольное учреждение, начальную школу для детей рабочих, для детей занятых на производстве, соединил обучение с производительным трудом, организовал для взрослых рабочий клуб, где проводились культурно-просветительские мероприятия.
Его труд "Новый взгляд на общество, или опыты об образовании человеческого характера": характер человека определялся условиями окружающей среды, независимо от его воли.
Традиционное преподавание религии было заменено уроками морали. Водились методы для развития пытливости детского ума и самостоятельного мышления. Девочек обучали домашнему хозяйству, а мальчиков – ремеслам в сочетании с физическим воспитанием
С 1824 по 1827 в Америке, штат Индиана, просуществовала коммунистическая колония Оуэна. Он была островком в капиталистическом обществе и не выжила.
К.Маркс и Ф. Энгельс.
В конце 19 начале 20 вв. в обществе возникает большое количество политических тенденций. Различные партии борются за права трудящихся за право человека на свободный труд, за равное по труду распределение продуктов труда. Женское движение – феминистки. В этих условиях идеи новой педагогики оказываются в центре внимания человечества. Педагогика рассматривается как часть борьбы человека за свои права. педагоги принимают активное участие в преобразовании общества. Марксистская педагогика базируется на 1. Энгельс. Принципы коммунизма. 2. Маркс. Инструкции делегатов временного центрального совета.
1. Эта идея Маркса о том, что источник происхождения всех идей следует искать не в них самих, а в условиях мат. жизни (Бытие определяет сознание) На этой основе разрабатывается учение об историческом характере воспитания и обучения. И от зависимости воспитания и обучения от политической власти.
2. Учение Маркса и Энгельса об активной природе человека. Они развивают идею К.А. Гельвеция о том, что человек – продукт среды и обстоятельств. Маркс считает: «Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства, поэтому человек является активным организатором своей судьбы и он должен создавать обстановку, которая возвышала бы его.»
Очень большая роль принадлежит воспитателю, поэтому должен быть сам воспитан и постоянно совершенствоваться.
Требования к организации воспитания и обучения.
Всеобщее, равное, государственное.
На родном материнском языке.
Реальное и светское.
Религию человек принимает впоследствии, насаждать ее нет необходимости.
Критика воспитания в буржуазном обществе. В «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что воспитание определяется общественными отношениями; они выяснили, что цели и задачи воспитания, его содержание к методы изменяются в различные эпохи, а в одну и ту же эпоху различно понимаются различными общественными классами.
К. Маркс и Ф. Энгельс дали глубокую и разностороннюю критику буржуазного воспитания. Они установили, что господствующие эксплуататорские классы превращают воспитание в орудие угнетения трудящихся, в средство укрепления своего классового господства.
Диалектико-материалистическая концепция формирования всесторонне и гармонически развитой личности.
Марксизм, подвергая критике буржуазное воспитание, разрешил по-новому проблему формирования человеческой личности и вопрос о ее всестороннем развитии.
Как известно, французские материалисты XVIII века в лице Гельвеция выдвинули теорию, согласно которой человек является пассивным продуктом окружающей среды и воспитания. Они отстаивали мысль о всемогуществе воспитания, о равенстве духовных способностей людей. Основоположники марксизма положительно оценивали утверждение, что человек — продукт обстоятельств и воспитания, они констатировали, что у Гельвеция материализм непосредственно применяется к общественной жизни. В то же время они признавали наличие природных различий у людей, рассматривая эти различия как результат определенного исторического развития.
Основоположники марксизма отмечали, что человек наделен от природы не готовыми способностями или определенными свойствами ума, воли и характера, а лишь задатками, которые являются предпосылками для развития этих способностей. От общественных условий и воспитания зависит, что «способность, существующая в освобождающих себя индивидах до сих пор лишь в качестве задатка, начинает функционировать как действительная сила...».
Маркс и Энгельс на конкретных примерах показали, что благоприятные условия способствуют развитию тех или иных дарований.
К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что люди являются производителями своих представлений, идей и т. д., «но речь идет о действительных, действующих людях, обусловленных определенным развитием их производительных сил и — соответствующим этому развитию — общением...». Установив, что «обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства», они выдвинули положение о том, что люди в процессе своего активного воздействия на природу и общество одновременно изменяют свою собственную природу. Отмечая положительное влияние социалистической общественной среды на людей, Маркс и Энгельс считали решающим фактором формирования новой личности планомерно организованную в новом обществе систему воспитания всесторонне развитых людей.
Разработка идеи соединения обучения с производительным трудом. Вовлечение детей в общественное производство Маркс рассматривал как прогрессивное явление, но считал необходимым решительно бороться с теми недопустимыми формами, которые оно приняло при капитализме.
К. Маркс не мог лично присутствовать на конгрессе I Интернационала, который состоялся 3—8 сентября 1866 года в Женеве, и составил для лондонских его участников «Инструкцию делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам». В этой Инструкции Маркс подчеркивал, что при разумном общественном строе дети с девятилетнего возраста могут принимать участие в производительном труде с обязательным соединением его с обучением в школе. Он считал необходимым установить при капитализме в законодательном порядке предельные нормы труда детей и подростков. По его мнению, для детей 9—12 лет следует ограничить труд двумя часами в день; для подростков 13—15 лет установить четырехчасовой, 16—17 лет — шестичасовой рабочий день с перерывом для еды и отдыха.
Маркс писал, что родителям и предпринимателям ни в коем случае не может быть разрешено применять труд детей и подростков, если он не сочетается с их воспитанием.
Под воспитанием, говорил К. Маркс, следует понимать три вещи:
«Во-первых: умственное воспитание.
Во-вторых: физическое воспитание, такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями.
В-третьих: техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств».
Распределению детей и рабочих-подростков по возрастным группам должен соответствовать постепенно усложняющийся курс умственного и физического воспитания и технического обучения. К. Маркс указывал, что «сочетание оплачиваемого производительного труда, умственного воспитания, физических упражнений и политехнического обучения поднимет рабочий класс значительно выше уровня аристократии и буржуазии».
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Методичка к гоСам содержание
- Ощущения и восприятие Понятие об ощущениях. Классификация ощущений
- Специфика ощущений различных модальностей
- Восприятие: понятие, свойства, классификация
- Внимание и память Общее представление о внимании
- Проблема внимания в когнитивной психологии
- Общее представление о памяти
- Произвольное и непроизвольное запоминание (а.А.Смирнов, п.И.Зинченко).
- Непосредственное запоминание (опыты г.Эббингауза). Кривая забывания.
- Мышление и речь Понятие о мышлении
- Мышление и речь
- Методы исследования мышления и речи
- Методология и методы психолого-педагогических исследований Современное научное знание о методологии (понятие, уровни научного подхода)
- Основные методологические принципы психологии
- Классификация методов психологического исследования
- История психологии История происхождения психологических идей
- Основные исторические этапы европейской психологической мысли. Становление предмета психологии
- Истоки экспериментальной психологии и влияние физиологии на психологию.
- Психология личности Мотивационно-потребностная сфера человека
- Функции мотива
- Общие представления о эмоциональной сфере
- Возрастная психология Предмет, задачи, методы возрастной психологии и ее связь с другими науками
- Исторический очерк и проблемы периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии
- Психическое развитие ребенка младенческого и раннего возраста
- Развитие психики в дошкольном возрасте
- Психология младшего школьного возраста
- Психологические особенности подростков
- Психология юношеского возраста
- Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет)
- Старший школьный возраст
- Кризис 17 лет
- Юность (от 17 до 20-23 лет)
- Психология зрелого возраста, старения и старости
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация развития:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- Социальная психология Предмет социальной психологии, методология и методы социально-психологического исследования, место социальной психологии в системе наук о человеке и обществе
- История формирования социально-психологических идей
- Специфика изучения личности в социальной психологии
- Психология общения и межличностных отношений
- Общие проблемы исследования малой группы в социальной психологии
- Проблематика психологии больших социальных групп, их классификация
- Психодиагностика Научная психодиагностика и психодиагностическая практика
- Психометрические основы психодиагностики
- Психодиагностика личности
- Психологическая служба в образовании
- Основы психологии семьи и семейного консультирования Семья в современном обществе
- Детско-родительские отношения в семье
- Психологическая помощь семье
- Конфликтология Структура конфликта
- Функциональная направленность конфликтов в организации.
- Стратегия разрешения конфликтов
- Клиническая психология Предмет и структура медицинской психологии.
- Патопсихологические проявления нарушений мышления
- Специальная педагогика и специальная психология Учение л.С. Выготского о дефекте
- Дизонтогенез: понятие, виды, параметры
- Основы профориентологии Психологические основы профессиональной консультации
- Профессиональное самоопределение личности
- Психология труда Основные вопросы изучения профессий. Психологическая профессиография
- Понятие и формы работоспособности. Фазы изменения работоспособности в процессе труда. Приемы управления работоспособностью
- Психологическое консультирование Этапы психологического консультирования
- Техники профессиональной коммуникации в психологическом консультировании
- Психотерапия Основные психотерапевтические подходы и технологии
- Сравнительный обзор методов психологического лечения
- Психолого-педагогическая коррекция
- Маспо Общее представление о психологическом тренинге. Ведущий тренинговой группы
- Классификации тренинговых групп и их основания
- Методология социально-психологического тренинга
- I. Определение потребностей в обучении.
- II. Определение целей и задач обучения.
- III. Организация и планирование тренинга.
- IV. Проведение тренинга
- Общие основы педагогики Предмет и задачи педагогики. Основные категории педагогики
- Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками
- Педагогический процесс как система
- Методология педагогической науки
- Методы и логика педагогических исследований
- Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства
- История образования и педагогической мысли Педагогическая наука Западной Европы в период становления и развития индустриального общества
- Развитие русской педагогической мысли в период становления индустриального общества
- Развитие отечественной педагогической науки и практики воспитания в условиях советского общества
- Развитие новых концепций воспитания и демократической школы в России 80-90 годов
- Педагогическая психология Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль научного знания
- Психология научения. Научение детей в младенческом и раннем возрастах
- Психология учения. Проблема учебной деятельности в педагогической психологии, ее структура
- Современные концепции обучения.
- Социально-психологические аспекты воспитания
- Психология педагогической деятельности
- Социальная педагогика Девиация как социально-педагогическая проблема
- Классификация методов обучения.
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
- Сущность и содержание методов обучения.