Общее представление о памяти
Общее представление о памяти.
Феноменология памяти. ПАМЯТЬ – 1) процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
2) форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.
3)психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем возможном воспроизведении в сфере сознания или в процессе деятельности того, что человек делал, переживал, воспринимал
Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению.
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.
При психологическом анализе памяти важно учитывать, что она входит в целостную структуру человеческой личности. По мере развития мотивационно-потребностной сферы индивида может изменяться его отношение к своему прошлому, вследствие чего одно и то же знание может по-разному храниться в памяти человека.
Итак, память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Исследования памяти имеют междисциплинарный характер, так как в различных формах она встречается на всех уровнях жизни и включает не только процессы сохранения индивидуального опыта, но и механизмы передачи наследственной информации.
Любое проявление прошлого и будущего в настоящем связывают с памятью. Это самое широкое (философское) понимание памяти - влияние прошлого на настоящее (мое знание, навыки, знание о себе и самоопределение) и будущее (прогнозирование, основанное на заранее построенном плане на прошлых знаниях).
В узком смысле представление о памяти зависит от принимаемой концепции (образование и всплывание ассоциаций, формирование схемы и реконструкция своего опыта, процессы переработки информации включающие кодирование, хранение и извлечение).
Общепринятое в психологии определение рассматривает память как совокупность процессов заучивания, хранения и воспроизведения.
Память в ряду др. познавательных процессов. Память - один из познавательных пси процессов. Память – запечатление, сохранение, воспроизведение следов прежнего опыта, дающее возможность накопить информацию и имеет дело со следами прошлого опыта после его исчезновения.
Основные мнемические процессы
- Запоминание. По длительности запоминание разделяют: - кратковременное, оперативное, длительное.
По цели разделяют:
- намеренное произвольное запоминание
- ненамеренное непроизвольное запоминание.
В зависимости от используемых средств в процессе запоминания:
- непосредственное запоминание
- опосредованное запоминание (с помощью некоторых внешних стимулов – узелки на платке и т.д.)
Существует осмысленное и механическое запоминание.
На процесс и продуктивность запоминания влияют объем информации и осмысленность/бессмысленность материала.
Выделяют подвиды запоминания:
- целое или по частям
- привычное или непривычное
- массированное или распределенное
- Не все то, что запоминается успешно хранится.
- Хранение - удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени. Феномены интерференции - одна информации препятствует хранению другой.
- ретроградный – информация препятствует предыдущей информации
- антероградный - последующей информации.
- Воспроизведение - это активизация закрепленного ранее содержания
Блок воспроизведения объединяет различные результаты, полученные при разных условиях воспроизведения.
К этому блоку относят: узнавание, воспроизведение, припоминание и прочее.
Отсроченное, непроизвольное воспроизведение – реминисценция.
Точность и скорость узнавания зависит от знакомости материала (знакомый материал узнается быстрее, осмысленный – быстрее).
Ошибки воспроизведения: контаминация (перепутывание) и конфабуляцию (домысливание).
- Забывание – любая невозможность извлечь информацию. Характеризуя данный мнемический процесс, оценивают темп забывания и точность забывания.
На забывание влияет:
- Модальность заученного материала (вербальный, образный)
- Осмысленность материала и привычность.
На динамику забывания влияет функциональное и эмоциональное состояние человека.
Деление памяти по времени сохранения информации:
мгновенная – сенсорная, сверхкратковременная (Аткинсон - сенсорный регистр). Для каждой модальности существует свой строго специфичный регистр, где информация хранится непродолжительное время, далее информация идет в кратковременное хранилище. В нее входит эхоическая – соответствует звуковой модальности (Найсер) - проявление инертности сенсорного регистра. Иконическая – зрительная (Сперлинг и Аткинсон): в сенсорном регистре зрительный стимул оставляет более или мене фотографический след, затем информация в результате сканирования переходит в кратковременное хранилище. Эхоическая переходит в лексическую память, иконическая - в образную. Все это сводится к семантической кратковременной памяти – обеспечение запоминания однократно предъявляемой информации на короткое время 5-7 мин. В КП входит оперативная память (Жинкин - мнемические процессы, участвующие в реализации актуальных действий).
Аткинсон и Шифрин – внутри К.П. можно выделить 2 составляющие. Одна выполняет функцию хранения, 2 – функцию переработки. Информация не хранится в КП пассивно, а активно поддерживается в течении 15-30 сек и перекодируется, прежде чем перейти в долговременную память Кратковременная память характеризуется не только определенной длительностью удержания информации, но также емкостью, т.е. способностью одновременно сохранять определенное число разнородных элементов информации. Эббингауз - ёмкость памяти = 7 (+/- 2 объекта).
Долговременная память – обеспечивает длительное хранение. ДП - основа индивидуального опыта (знаний, навыков, закономерностей, автобиографическая память). Информации. 2 вида: с сознательным доступом и закрытая.
Долговременная память может делиться на эпизодическую (то, что связано с нашими прошлым, эпизодами жизни) и семантическую (знания общих закономерностей). Объем ДП считают бесконечным. Генетическая память – передача наследственных признаков (задатки). Генетическая память - наследственная в противоположность ей прижизненная. Сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое строение организма. Врожденные формы видового поведения. Блонский различает 4 генетические ступени памяти: моторная, аффективная, образная, вербальная. Моторная память предшествует памяти на образы и мысли. Уровни памяти: 1) воспроизведенные данные прошлого опыта не осознаются в своем отношении к прошлому; 2) такое воспроизведение прошлого опыта, которое осознается в своем отношении к прошлому.
Блонский: образная, моторная, логическая (память-рассказ), аффективная. Все эти виды памяти появляются в процессе онтогенеза не одновременно. Моторная (рефлексы как ассоциативная память) аффективная (плачь только от одного вида чего-то)образная (с 2 лет - Штерн)логическая (3-4 года). Аналогично и при анализе филогенеза: логическая - только у человека, образная - у первобытных племен, а моторная - у простейших. Чем ближе к началу этого ряда, тем больше сознания.
Классификация видов памяти в зависимости от запоминаемого содержания и формы воспроизведения:
Деление памяти по времени сохранения информации: мгновенная (иконическая, эхоическая), кратковременная, оперативная, долговременная, генетическая.
Классификация видов памяти в зависимости от запоминаемого содержания и формы воспроизведения (эмоциональная, двигательная, образная, словесно-логическая).
По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, и в зависимости от содержания запоминаемого материала память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.
Двигательная память связана с запоминанием и воспроизведением движений, с формированием двигательных умений и навыков в игровой, трудовой, спортивной и других видах деятельности человека. Доминирование у человека двигательной памяти встречается чрезвычайно редко.
Эмоциональная память — память на чувства. Эмоции сигнализируют нам о том, как достигаются наши цели и потребности, как осуществляются наши взаимоотношения с окружающим миром. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Эмоциональная память может быть прочнее других видов памяти: иногда от давно прошедших событий в памяти остается только чувство, впечатление. На основе эмоциональной памяти могут развиваться так называемые безотчетные эмоции.
Словесно-логическая память — память на мысли, суждения, умозаключения. В ней закрепляется отражение предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, связях и отношениях. Словесно-логическая память — это специфически человеческая память, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Эта память является ведущей по отношению к другим видам памяти, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти.
Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств и наглядно данных связей и отношений между ними. Образы памяти могут быть разной степени сложности: образами единичных предметов и обобщенными представлениями, в которых может закрепляться и определенное абстрактное содержание.
Образная память бывает нескольких типов: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая.
Эйдетизм. Образы-представления. Индивидуальные особенности памяти.
Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств и наглядно данных связей и отношений между ними. Образы памяти могут быть разной степени сложности: образами единичных предметов и обобщенными представлениями, в которых может закрепляться и определенное абстрактное содержание.
Объем образной памяти не ограничен.
Образная память бывает нескольких типов: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая. Зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты у всех людей. Объем слуховой образной памяти (как и зрительной) тоже велик.
Иногда встречается особый тип памяти — так называемая эйдетическая память (от греч. eidos — образ). Эйдетический образ — проецированный образ, обычно зрительный, но может быть и любой другой модальности, настолько четкий, ясный, красочный и дифференцированный по форме, что кажется всецело бодрствующему субъекту перцептом. Эйдетические, или наглядные, образы памяти являются результатом последействия возбуждения органов чувств внешними раздражителями. Они похожи на представление тем, что возникают в отсутствие предмета, но характеризуются такой детализированной наглядностью, которая недоступна обычному представлению. По образному выражению У. Джемса, при эйдетической памяти «мозг воспринимает как воск, а удерживает как мрамор». Сущность эйдетического феномена заключается в том, что человек обладает способностью видеть в буквальном смысле этого слова на пустом экране отсутствующую картину или предмет, который ранее находился перед его глазами. Эйдетические образы занимают как бы промежуточное положение между послеобразами и представлениями, приближаясь у отдельных лиц то к одним, то к другим.
Впервые эйдетические образы были подвергнуты систематическому изучению в Марбургской психологической школе, которая возглавлялась Э. Р. Йеншем (1923). Однако описаны они были впервые венским врачом В. Урбанчичем, обнаружившим, что некоторые больные с потерей слуха могут с галлюцинаторной отчетливостью видеть отсутствующие в поле зрения объекты. Йенш рассматривал эйдетический феномен как необходимую фазу психического развития. Расцвет этой фазы приходится на возраст 14-15 лет. В дальнейшем эйдетическая способность обычно угасает. Эйдетизм у взрослых может служить предпосылкой к художественному творчеству. Известно, что эйдетической способностью обладали Гёте, Бальзак, Флобер, Бетховен, А. Н. Толстой и др.
Эйдетический образ — проецированный образ, обычно зрительный, но может быть и любой другой модальности, настолько четкий, ясный, красочный и дифференцированный по форме, что кажется всецело бодрствующему субъекту перцептом.
Йенш выделил пять степеней эйдетизма:
• латентный эйдетизм, наличие которого устанавливается лишь косвенным путем, а именно тем, что изменение величины послеобразов при приближении или удалении экрана от глаз наблюдателя не соответствует закону Эммерта. Закон Эммерта гласит, что послеобразы увеличиваются в своих линейных размерах в строго геометрической прогрессии по мере удаления экрана от глаз наблюдателя;
•слабые эйдетические образы от простых объектов (квадрата, круга и т. п.);
• слабые эйдетические образы от более сложных объектов, в которых запечатлеваются некоторые детали рисунка;
• эйдетические образы сложных объектов;
• эйдетические образы высокой степени отчетливости и ясности от сложных объектов.
Появление эйдетического образа только после окончания стимуляции, мимолетность и детальная отчетливость делают его похожим на последовательный образ.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Методичка к гоСам содержание
- Ощущения и восприятие Понятие об ощущениях. Классификация ощущений
- Специфика ощущений различных модальностей
- Восприятие: понятие, свойства, классификация
- Внимание и память Общее представление о внимании
- Проблема внимания в когнитивной психологии
- Общее представление о памяти
- Произвольное и непроизвольное запоминание (а.А.Смирнов, п.И.Зинченко).
- Непосредственное запоминание (опыты г.Эббингауза). Кривая забывания.
- Мышление и речь Понятие о мышлении
- Мышление и речь
- Методы исследования мышления и речи
- Методология и методы психолого-педагогических исследований Современное научное знание о методологии (понятие, уровни научного подхода)
- Основные методологические принципы психологии
- Классификация методов психологического исследования
- История психологии История происхождения психологических идей
- Основные исторические этапы европейской психологической мысли. Становление предмета психологии
- Истоки экспериментальной психологии и влияние физиологии на психологию.
- Психология личности Мотивационно-потребностная сфера человека
- Функции мотива
- Общие представления о эмоциональной сфере
- Возрастная психология Предмет, задачи, методы возрастной психологии и ее связь с другими науками
- Исторический очерк и проблемы периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии
- Психическое развитие ребенка младенческого и раннего возраста
- Развитие психики в дошкольном возрасте
- Психология младшего школьного возраста
- Психологические особенности подростков
- Психология юношеского возраста
- Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет)
- Старший школьный возраст
- Кризис 17 лет
- Юность (от 17 до 20-23 лет)
- Психология зрелого возраста, старения и старости
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация развития:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- Социальная психология Предмет социальной психологии, методология и методы социально-психологического исследования, место социальной психологии в системе наук о человеке и обществе
- История формирования социально-психологических идей
- Специфика изучения личности в социальной психологии
- Психология общения и межличностных отношений
- Общие проблемы исследования малой группы в социальной психологии
- Проблематика психологии больших социальных групп, их классификация
- Психодиагностика Научная психодиагностика и психодиагностическая практика
- Психометрические основы психодиагностики
- Психодиагностика личности
- Психологическая служба в образовании
- Основы психологии семьи и семейного консультирования Семья в современном обществе
- Детско-родительские отношения в семье
- Психологическая помощь семье
- Конфликтология Структура конфликта
- Функциональная направленность конфликтов в организации.
- Стратегия разрешения конфликтов
- Клиническая психология Предмет и структура медицинской психологии.
- Патопсихологические проявления нарушений мышления
- Специальная педагогика и специальная психология Учение л.С. Выготского о дефекте
- Дизонтогенез: понятие, виды, параметры
- Основы профориентологии Психологические основы профессиональной консультации
- Профессиональное самоопределение личности
- Психология труда Основные вопросы изучения профессий. Психологическая профессиография
- Понятие и формы работоспособности. Фазы изменения работоспособности в процессе труда. Приемы управления работоспособностью
- Психологическое консультирование Этапы психологического консультирования
- Техники профессиональной коммуникации в психологическом консультировании
- Психотерапия Основные психотерапевтические подходы и технологии
- Сравнительный обзор методов психологического лечения
- Психолого-педагогическая коррекция
- Маспо Общее представление о психологическом тренинге. Ведущий тренинговой группы
- Классификации тренинговых групп и их основания
- Методология социально-психологического тренинга
- I. Определение потребностей в обучении.
- II. Определение целей и задач обучения.
- III. Организация и планирование тренинга.
- IV. Проведение тренинга
- Общие основы педагогики Предмет и задачи педагогики. Основные категории педагогики
- Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками
- Педагогический процесс как система
- Методология педагогической науки
- Методы и логика педагогических исследований
- Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства
- История образования и педагогической мысли Педагогическая наука Западной Европы в период становления и развития индустриального общества
- Развитие русской педагогической мысли в период становления индустриального общества
- Развитие отечественной педагогической науки и практики воспитания в условиях советского общества
- Развитие новых концепций воспитания и демократической школы в России 80-90 годов
- Педагогическая психология Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль научного знания
- Психология научения. Научение детей в младенческом и раннем возрастах
- Психология учения. Проблема учебной деятельности в педагогической психологии, ее структура
- Современные концепции обучения.
- Социально-психологические аспекты воспитания
- Психология педагогической деятельности
- Социальная педагогика Девиация как социально-педагогическая проблема
- Классификация методов обучения.
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
- Сущность и содержание методов обучения.