logo
ГОС / МЕТОДИЧКА К ГОСАМ

Общие представления о эмоциональной сфере

Общая характеристика психологии эмоций

В процессе развития психологии эмоций внимание исследователей ограничивалось сравнительно узким кругом проблем, таких как выражение эмоций, влияние отдельных эмоциональных состояний на деятельность, допускающих разработку при помощи экспери­мента. В соответствии с этим в концепции эмоций, включались проблемы мотивации, стресса, фрустрации. Проблема психологии эмоций - отсутствие преемственности между теориями, созданными в раз­личные исторические эпохи. Не разработанность проблемы эмоций, противоречивость существующих концеп­ций, авторы которых, по словам Э. Клапареда, вносят большую путаницу в психологию эмоций, и вносят терминологи­ческие расхождения. Круг психических явлений, относимых той или иной теорией к классу эмоциональных, представляет собой не что иное, как объект этой теории, от которого в значительной мере зависят многие её особенности. Очевидно, что теории, наделяющие эффективностью всякий психический процесс (В. Вундт, Н. Грот, С. Л. Рубинштейн), и теории, для которых аффективное состояние — особое событие, означающее, что в нормальном протекании психического процесса произошло некоторое отклонение (Ж.~П. Сартр, Я. В. Симонов), различаются не только решением вопроса о том, что следует относить к эмоциям. Как всякое сложное и многогранное явление, эмоциональная сфера отражения может изучаться в различных аспектах, и от теории мы вправе ожидать равномерного освещения всевозможных ее сторон, последовательного раскрытия ее структуры, генезиса, функций и т. п. К сожалению, многое из того, что в учении об эмоциях по традиции называется многообещающим словом «тео­рия», по существу представляет собой скорее отдельные фрагменты, лишь в совокупности приближающиеся к такой идеально исчерпы­вающей теории.

Проблема критерия эмоционального. Затруднения, возникающие при попытке провести непосредственно различаемую грань между эмо­циональными и неэмоциональными явлениями, вынуждают искать отличительные признаки эмоций в более широком контексте их проявления, в частности во внешних и внутренних условиях их воз­никновения. Таким образом, решение вопроса об условиях возникновения эмоций определяется, прежде всего, тем, какой именно класс эмоциональных явлений обсуждается в той или иной работе. Взгляды, сводящие эмоции к процессам познания, и, с другой стороны взгляды — признающие в том или ином виде лишь вторичность эмоций, их зависимость от познавательного отраже­ния — различаются принципиально. Существуют различия и в сте­пени обоснованности этих двух точек зрения: первая базируется главным образом на теоретических представлениях, тогда как вто­рая подтверждается еще и отчетливыми феноменологическими дан­ными, констатируемыми в утверждениях, что эмоции сопровождают, «окрашивают» познавательно отражаемое содержание, оценивают и выражают субъективное его значение. Признаки эмоций: 1. Эмоции выражают состояния субъекта и его отношение к объекту; 2. Эмоции отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком (оба полюса не являются обязательно внеположенными, часто образуется сложное противоречие), по Вундту: напряжение и разрядка, возбуждение и подавленность.

Специфика психического отражения в эмоциях

Эмоции — особый класс субъективных психических состоя­ний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощуще­ний приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции». Они включены во все психи­ческие процессы и состояния человека. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непо­средственно отражают отношения между мотивами и реализацией деятельности, отвечающей этим мотивам. Эмоции в деятельности че­ловека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они орга­низуют деятельность, стимулируя и направляя ее.

Развитие представлений об эмоциях в истории психологии

Декарт. Рационалистическое учение о страстях. Природа страстей двойственна: они включают телесный компонент и мысль о предмете. Телесное начало придает страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять и воспитывать страсти. Причиной страстей является движение духов, под влиянием которых в теле происходят большие физиологические изменения (описание телесных, физиологических проявлений страстей). Источник страстей – воздействия внешних предметов. Чувства предметны, в этом их главная особенность.

Учение об аффектах Спинозы. Панпсихизм. Душу имеет каждое явление. Два начала: физическое и психическое сосуществуют (две грани одного и того же). В душе два вида образований: а) идеи – образы вещей (познавательные образы) – то, что отражает внешнюю действительность; б) аффекты – состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствует ей или ограничивают ее. Три первичных аффекта: удовольствие (радость) – состояние, через которое душа приходит к большему совершенству; неудовольствие (печаль) – состояние, через которое душа переходит к меньшему совершенству; желание – выражает нашу мотивацию, влечение с сознанием его. Из удовольствия следует желание сохранить это состояние. Из неудовольствия – избавиться. Аффекты относятся и к душе и к телу: удовольствие – приятность и веселость, неудовольствие – боль и меланхолия.

Ассоционисты. Детерминирующая тенденция – бессознательный принцип, который направляет сознательный процесс по заранее заданному руслу к решению задачи. И детерминирующая тенденция и сознательные процессы, ею направляемые, оказались непредставимы в терминах ощущений и образов. Для этих смутных ускользающих содержаний сознания Аху пришлось ввести термин «осознанность», а испытуемые научились описывать свое состояние в терминах ненаглядных переживаний сознания.

Вундт, как и всякий структуралист, искал инварианты психического, что привело к выделению двух видов далее неразложимых "психических элементов", сочетающихся в более сложные образования - это ощущения и чувства. Чувства дополняют ощущения и все когнитивные процессы, все, что человек отражает, сопровождается определенным чувством (субъективные впечатления). Высшей ступенью взаимодействия чувств и развивающихся из них аффектов являются волевые процессы. Чувствам присущи свойства качества и интенсивности. Разномодальные чувства Вундт нарёк диспаратными. По качеству чувства выделялся длинный ряд переходных форм, который был представлен трехмерным пространством (удовольствие-неудовольствие, напряжение- разрядка и возбуждение-успокоение). Любое чувство может быть представлено точкой в этом пространстве. Аффект - форма течения чувств в этом самом пространстве, однако только сильных чувств, слабые, что показательно, к аффектам не приводят. Динамика - в каждый момент времени у человека имеется множество чувств - точек в пространстве, и их положение постоянно меняется. Близкие чувства объединяются в более сложные, а те в свою очередь в процессе некой суммации и дают цельное ситуативное чувство. Многие чувства человеком не осознаются, однако профессионал может их распознать. Принципы слияния чувств: 1) целое чувство может качественно отличаться от его составляющих. 2) некоторые составляющие одного сложного чувства могут господствовать над другими. 3) общее чувство характеризуется специфической ценностью и своеобразием. Вундт: тесная связь эмоций и воли. Эмоция – готовность действовать – начало воли.

Когнитивисты. 1. Двухфакторная теория Шехтера. Эмоция определяется физиологическими и когнитивными компонентами, связанными между собой. Физиологический компонент выполняет энергетическую функцию, а когнитивный предает эмоциональную окраску (содержание), направленность.

Лазарус исследовал овладение стрессовыми или угрожающими ситуациями. Испытуемым демонстрировались фильмы неприятного содержания. Наблюдались два типа реакций: 1) Отрицание: "Чего бояться - это же просто фильм". 2) Интеллектуальная реакция - установка на отстраненное наблюдение. В качестве индикатора эмоционального уровня испытуемых регистрировалось КГР. По сравнению с неподготовленной группой, группа, у которой было время выработать определенную модель восприятия 1 или 2 - показала заметно более низкие нейровегетативные реакции (особенно 2).

2. Теория когнитивного диссонанса Фестингера. Когнитивный диссонанс - негативное состояние, которое возникает, если, по крайней мере, два представления ("знания") не могут быть согласованы друг с другом. Эта самая невозможность согласования и порождает мотивацию к уничтожению или редукции возникшего диссонанса.

Развитие представлений об эмоциях в отечественной и зарубежной психологии (В.Вундт, Джеймс – Ланге, С. Шехтер, С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.К. Анохин, П.В. Симонов)

1. Эмоции как явление (структура). Впервые психическое явление описывалось с помощью интроспекции психологии сознания. Вундт: элементарные эмоции – чувства, сложные эмоции – аффекты.

В каждом чувстве надо различать 2 стороны: объективную (внешнюю) и субъективную (связанную с внутренним опытом). Внешняя сторона – эмоция всегда имеет отношение к чему-то, она имеет предмет, предметное представление (связана с познавательной сферой). Внутренняя сторона – переживание, собственно чувства (подчеркивает приспособительный характер эмоций).

2.Эмоции как переживание, феномен. Школа феноменологии. Феномен – то, что само себя объясняет. Ж.П.Сартр: человек взаимодействует с миром двумя способами – рациональным (логичным) и иррациональным (магическим). «Пережить эмоцию – внезапно перейти из мира рационального в мир магический. Это регрессия сознания в иной способ существования». Эмоция как феномен – редукция, переходная форма от рационального к магическому, в ней нет различия между объектом и отношением к нему, нет причинностей и логических противоречий.

3. Эмоции как психотелесные состояния. Эмоции обязательно проявляются телесно (объективно). Для описания внешних выражений эмоций их делят на 3 группы:

4. Эмоция как процесс. Теория Джемса – Ланге. Наблюдение за протеканием эмоций во времени. Джемс рассматривает только те эмоции, которые имеют телесное выражение (проявление эмоций). Житейское представление: некий факт – восприятие этого факта – вызываемое душевное волнение, эмоция - изменения в организме. Нам не повезло – мы огорчены и плачем, повстречался медведь – мы испугались – обращаемся в бегство. Джемс: периферические телесные изменения следуют непосредственно за восприятием волнующего факта, наше переживание этих изменений, по мере того, как они происходят, и является эмоцией. Если не будет телесного выражения эмоция редуцируется в умозаключение или в волевой акт. Критика физиологов: телесный источник эмоций не периферия, а центр, находится в лимбических отделах мозга. Ланге: эмоция и ее выражение одно и то же, снимите выражение и исчезнет эмоция.

Клапаред уточнил теорию Джеймса-Ланге. Есть чувства и эмоции. Чувства - первичные адаптивные и целесообразные оценки любой ситуации, которые следуют сразу же за наблюдением. Эмоция – вторичные образования, которые могут иметь неадаптивный характер. Между событием и периферическим телесным переживанием вставляется чувственная оценка . Эмоция может не возникать, если сдержать периферическое телесное переживание, но чувственная оценка необходима, она обеспечивает приспособление к ситуации. Например, чувство опасности в соответствующей ситуации переживается всегда, эмоция страха вслед за ней – может наступить или нет.

Анохин. Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека.

Эволюция эмоций. Роль приспособления животных к окружающим условиям. Интегральность эмоций – охватывают весь организм. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции сами по себе могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм.

Биологическая теория эмоций. В чем биологическая и физиологическая полезность эмоций. Жизнь = формирование потребностей + их удовлетворение. Это два состояния организма. Эмоциональные ощущения – своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма. Удовлетворение – положительная эмоция – подкрепляющий фактор. Акцептор действия = удовлетворению какой-либо потребности предшествует формирование центрального аппарата оценки результатов будущего действия. От него посылка множества эфферентных возбуждений к системе удовлетворения потребности. Обратная информация (афферентная) – об успешности выполнения.

Теория: положительное эмоциональное состояние типа удовлетворения какой-либо потребности возникает лишь в том случае, если обратная информация от результатов происшедшего действия точнейшим образом отражает все компоненты положительного результата и потому точно совпадает с акцептором действия. Отсюда закрепление функционального проявления. Отрицательная информация – поиск новой комбинации эффекторных возбуждений.

Симонов. Информационная теория эмоций. Эмоция – отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Эмоция - это функция 2-х факторов: значение мотивации или потребности и разности между информацией, необходимой для удовлетворения данной потребности и информацией доступной S, речь идет об информации как об удовлетворении потребности. Когда этой информации недостаточно возникает отрицательная эмоция. Положительные эмоции наблюдаются в том случае, когда информации увеличивает вероятность удовлетворения потребности по сравнению с прогнозом.

Рубинштейн. Эмоции и потребности. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций. Чувство человека – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Двойственное отношение эмоции потребности: Человек существо полимотивированное и один и тот же предмет может быть снабжен разным эмоциональным отношением (амбивалентность). Отсюда чувства человека определяются не изолированной потребностью, а всей структурой личности.

Эмоции и деятельность. Эмоции не только обуславливают деятельность, но и сами обуславливаются ею. Ход деятельности: предвидение критических точек – нарастание напряжения – минуя точку – разрядка. Внутренняя противоречивость деятельности – возбуждение. Гармоничный характер деятельности – успокоение.

Леонтьев. Эмоциональные процессы – процессы внутренней регуляции деятельности. Отражают смысл, который имеют объекты и ситуация, воздействующие на субъект, их значение для осуществления его жизни.

Функции эмоций:

  1. Оценочная функция. (Симонов) Эмоции сигнализируют о некоторых значимых для человека событиях, которые происходят в окружающем мире. Появляется мотивационная значимость событий.

  2. Побудительная функция. Активации (Рубинштейн) В эмоциях субъективно отражаются потребности и мотивы, они могут являться побудителями действий.

  3. Аварийное разрешение ситуации, функция защиты. Эмоции могут навязывать человеку стереотипные способы поведения в определенных условиях, например, бегство при сильном страхе.

  4. Эвристическая функция. В творческом мышлении – эмоциональное предвосхищение решения задачи, указание пути к решению (уменьшение времени решения за счет уменьшения возможных путей решения), но оно не всегда верное, после него сужается зона поиска.

  5. Следообразование: функция образования аффективных следов, их совокупность – аффективная память. Она накапливается. Предвосхищение ожидаемого события часто её структурирует. Эмоциональное подкрепление: собственная оценка текущих событий.

  6. Функция мотивации. Эмоции мобилизуют организм к действию – функции не специфической активации организма.

Разновидности эмоциональных явлений

Рубинштейн. Основание: по отражаемому предмету, по функции, по степени осознания, по уровню развития, по степени обобщенности. Выделяет 4 вида эмоциональных переживаний:

Чувства (эмоции) – переживания, передающие отношение человека к внешнему миру. В развитии эмоций выделяют 3 уровня чувств в связи с развитием мотивационно-потребностной сферы личности и по возможности осознания:

Аффект – стремительный, бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, защитная реакция организма в ситуации жизненной опасности, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Аффект переживается в ситуации. Еще более ярко выраженный – патологический аффект, после которого человек не помнит, что он делал.

Страсти – сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им. Человек теряет контроль над своим поведением, страсть навязывает его. Страсть выражается в соответствующей направленности всех помыслов личности на единую цель. Единство эмоциональных и волевых мотивов. С другой стороны, это своеобразное сочетание активности с пассивностью. Страсть захватывает человека, он является страдающим, пассивным существом, находящимся во власти какой-то силы, но эта сила от него же и исходит.

Настроение – общее диффузное беспредметное эмоциональное состояние. Настроение не предметно, а личностно; оно не приурочено к какому-то событию, а разлитое общее состояние. Это бессознательная эмоциональная «оценка» личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства (не знает причины).

Основание классификации

    1. отражаемый предмет.

    2. функция.

    3. уровень развития.

(1) аффекты и эмоции. Если аффект переживается в самой ситуации, то эмоции могут быть и вне нее. Примеры собственно эмоций: тревожность. Рубинштейн. Три уровня эмоций: 1) «беспредметные» – состояние субъекта. 2) предметные – большинство эмоций. 3) обобщенные эмоции, связанные с мышлением.

(2) выделение эмоций, которые выполняют функцию приспособления в ситуации. Эмоции модифицируют ситуацию в соответствии с базовой потребностью, чтобы в ней можно было действовать. Эмоции - Базовые потребности. Чувства - Конкретные условия их удовлетворения. Критерий: первичная оценка ситуации. Клапаред: чувства адаптивны, эмоции могут быть неадаптивными. Липер: эмоция выполняет функцию мотива (побуждение). Мотивы: физиологические и эмоциональные (отличаются по связи с познавательной сферой). Эмоциональные процессы отделены от перцептивных, но сходны с ними по функции.

(3) Леонтьев выделяет три класса эмоциональных процессов: 1) аффекты. 2) собственно эмоции. 3) чувства.

Аффекты – сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события. Регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта – аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект. Собственно эмоции. Более длительные состояния, проявляющиеся во внешнем поведении. Отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Идеаторный характер: способность предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях.

Чувства. Предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте. Несовпадение чувств и эмоций - амбивалентность: несовпадение устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию. Уровни чувств: от чувств к конкретному человеку, до социальных чувств.

Эмоциональные состояния

В зависимости от силы, длительности и устойчивости эмоциональные состояния различают на отдельные виды в частности стрессы, аффект, настроение.

Стресс- состояние психического напряжения, возникающее в процессе деятельности в наиболее сложных и трудных условиях. Все биологические организмы имеют жизненно важный врожденный механизм

поддержания внутреннего равновесия и баланса. Сильные внешние раздражители (стрессоры) могут нарушить равновесие. Организм реагирует на это защитно-приспособительной реакцией повышенного возбуждения. С помощью возбуждения организм пытается приспособиться к раздражителю. Это неспецифичное для организма возбуждение и является состоянием стресса. Если раздражитель не исчезает, стресс усиливается, развивается, вызывая в организме целый ряд особых изменений - организм пытается защититься от стресса, предупредить его или подавить. Однако возможности организма не безграничны и при сильном стрессовом воздействии быстро истощаются, что может привести к заболеванию и даже смерти человека.

Чаще всего стресс вызывают страхи. Ведут к активизации и перегрузке нервной системы, и как следствие возникает стресс.

Аффект – это особое душевное волнение, сильное и относительно эмоциональное кратковременное состояние. Во время аффекта в организме происходят серьёзные изменения в двигательной сфере, физиологических показателях, психических реакциях. Аффект развивается в критических условиях, когда человек не способен выйти из неожиданной и опасной ситуации. В основе аффекта лежит внутри личностный конфликт между требованиями, которые человек предъявляет самому себе, и возможностями выполнения этих требований. В основе аффекта часто лежит эмоция гнева. В этом состоянии у человека накапливается огромное количество энергии, от которой необходимо избавиться. Часто это происходит в физической форме.

Состояние аффекта блокирует сознательный контроль и волевое поведение. Именно поэтому в состоянии аффекта нередко совершаются преступления, действия, которые человек никогда не совершил бы в спокойном состоянии и о которых впоследствии он непременно пожалеет. В состоянии аффекта человек нуждается в помощи и контроле со стороны.

Прелюдией аффекта всегда является стресс. Поэтому особенно важно не доводить себя до глубокого стресса и научиться его снимать.

Настроение - это относительно ровное, оптимальное в своей выраженности относительно устойчивое эмоциональное состояние. Его продолжительность зависит от внешних и внутренних воздействий.

В зависимости от удовлетворения или неудовлетворения своих внутренних потребностей организма меняется и настроение. Наше настроение подвержено колебаниям в тесной связи с многообразными социальными воздействиями: начиная формироваться в минуты утренней поездки в автобусе , оно поддерживается на протяжении всего дальнейшего времени и завершается вечером беседами в кругу родных и близких. На этот основной фон наслаиваются эмоциональные реакции, вызванные изменениями самочувствия (появлением головной или зубной боли, неприятными ощущениями в животе). В существенной мере устойчивость нашего настроения определяется жизненным тонусом, который содействует поддержанию высокой умственной и физической работоспособности, умению преодолевать имеющиеся неприятности. Вместе с тем настроение представляет фон для других эмоциональных реакций, определяет их тональность.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4