Методология и методы психолого-педагогических исследований Современное научное знание о методологии (понятие, уровни научного подхода)
Понятие методологии
Методология – учение о научном методе познания; совокупность научных методов, применяемых в какой-либо науке. Система методов должна быть признана научным сообществом в качестве обязательной нормы, регулирующей поведение исследователя.
Методология психологии – (от греческого methodos – путь исследования и познания и loqos – понятие, учение) – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Три уровня научного подхода к методологии
общая методология – общий принцип познания, философский анализ явлений действительности;
частная или специальная методология – это совокупность методологических принципов, применяемых к данной области знаний. Дает указания относительно способов разработки психологических теорий, помогает выделить структуру и основные линии взаимосвязи в изучаемом объекте.
методология как совокупность конкретных методических приемов исследования. Этот уровень непосредственно связан с практикой исследования.
Методологические проблемы психологии: взаимосвязь теории, эксперимента и практики в психологии
Результативное решение задач, которые перед психологией ставятся общественной практикой, возможно только на основе хорошо разработанной теории. И чем более расширяется круг практических задач, тем нужда в ней испытывается острее. Вместе с тем отчетливее становится необходимость перехода от эмпирического уровня осмысливания психической реальности к теоретическому. Но чтобы теория могла служить практике, она должна удовлетворять ряду требований, определяющих ее «конструктивность», возможность ее эффективного применения. Не претендуя на полный перечень этих требований, отметим лишь некоторые.
Одно из них относится к уровню и форме предлагаемых теорией обобщений. Вообще, чем более высок этот уровень, тем шире, казалось бы, область возможного использования теории. Однако здесь может возникнуть опасность утраты качественной специфики того класса явлений, к которым относится обобщение. Оно всегда связано с отвлечением от тех или иных характеристик изучаемых явлений, что при очень высоком уровне обобщения нередко приводит к затушевыванию их многокачественности. Здесь возможны две крайности. Одна заключается в том, что обобщение выступает как простая констатация свойства определенного класса явлений (фактов), другая – в том, что обобщение связывается с такой степенью абстракции, при которой почти исчезает возможность использования результатов теоретических разработок для решения конкретных теоретических и особенно практических задач. Короче говоря, возникает вопрос о мере обобщения, которая должна соответствовать качественной специфике изучаемых явлений – не только раскрывать их общие основания, но и давать возможность исследовать особенное и единичное. Если эта мера нарушена (что в психологии наблюдается нередко), то обобщение оказывается малосодержательным, «тощим», а теория, опирающаяся на такие «безмерные» обобщения, – непригодной для использования. Выбор критериев меры обобщения – дело довольно трудное. В конечном счете они определяются теми задачами, которые перед теорией ставятся практикой.
Вопрос о мере теоретических обобщений связан с вопросом о постулатах, на основе которых строится теория. Ее добротность, компактность и действенность существенно зависят от числа и добротности исходных постулатов. В принципе, чем меньше постулатов используется при построении теории и чем более четко они формулируются, тем большей логической устойчивостью будет обладать и теория. Впрочем, требуемое число постулатов зависит от уровня сложности той системы объектов, которая отражается в теории11. Если постулаты не определены достаточно точно, то теоретическая работа может пойти по замкнутому кругу: в конце получается результат, который подразумевался уже с самого начала. Действительного движения теоретического знания здесь не будет.
В качестве постулатов в психологии (как и в иных науках) используются общие философские положения и теоретические выводы, полученные как в самой психологии, так и в других областях научного знания
К сожалению, далеко не всегда в теоретических работах по психологии исходные постулаты формулируются достаточно четко, что затрудняет проверку предлагаемых гипотез, переход от гипотез к теориям и использование их в практике.
Важнейшей характеристикой теории является ее прогностическая ценность, определяемая тем, насколько теория способна предсказывать развитие тех или иных явлений. Известно, что такое предсказание возможно лишь на основе знания законов. При этом важна не только формулировка самого закона, но также и определение условий и сферы его действия. Нужно отметить, что в теоретических разработках в области психологии нередко тот или иной закон формулируется без определения условий и сферы его действий Понятно, что в этом случае его использование в практике становится затруднительным (вопрос о законах специально рассматривается в следующей главе)
Важным требованием к теории является ее проверяемость. Хорошо сформулированной является та теория, которую можно проверить при помощи эксперимента (и практики) или даже путем расчетов и анализа логических следствий, которые из нее вытекают. Наконец, теория должна соответствовать фактам. Пренебрежение требованиями, предъявляемыми к теории, сочинение «аморфных теорий» в психологии оборачивается тем, что психологические задачи берутся решать дилетанты.
Эксперимент уже давно считается в психологии важнейшим методом исследования Сформировавшись первоначально в психофизике и психофизиологии, в значительной мере ориентированных на естественные науки, эксперимент постепенно стал проникать и во все ее другие области, включая те, которые связаны с науками общественными в социальную, педагогическую, юридическую психологию. Конечно, при этом происходили и определенные трансформации эксперимента (его организации и требований к нему). В разных психологических дисциплинах используются и разные типы эксперимента. Иногда даже утверждают, что психология в целом является экспериментальной наукой
Особенно интенсивно развиваются в психологии методы лабораторного эксперимента. Это и понятно, если иметь в виду, что в лабораторном эксперименте обеспечиваются наибольшие возможности управления условиями и факторами ситуации, которые определяют характер работы испытуемого, регистрации и измерения его действий, их математической обработки.
Большие трудности, возникающие в лабораторном, да и в любом ином психологическом эксперименте, связаны с тем, что в его результатах неизбежно проявляется действие того, что принято называть субъективными факторами. Именно они не дают возможность проводить психологический эксперимент по строгим канонам естественнонаучного эксперимента. Но именно они-то и должны интересовать психолога в первую очередь. Проникновение при помощи объективных методов в «субъективный мир» человека, выявление объективных законов развития этого мира как раз и составляют главную задачу психологического исследования
Нередко трудности при сопоставлении экспериментальных данных связаны с тем, что методики, условия эксперимента, состав испытуемых, средства контроля и измерения разными исследователями описываются по-разному. Сейчас назрела настоятельная необходимость разработки строгих стандартов, относящихся к организации психологического эксперимента, описанию его результатов и приемов анализа
Не меньшие трудности связаны также с тем, что в экспериментальных исследованиях, которые проводятся с людьми, существенным фактором являются влияния на испытуемого со стороны экспериментатора и самой процедуры эксперимента. Они не всегда, правда, учитываются, но они всегда есть и нередко определяют результаты эксперимента.
Экспериментальная психология все определеннее приходит к выводу о необходимости последовательного применения системного подхода. Конечно, здесь предстоит еще большая работа. Конкретные пути этого подхода в экспериментальных исследованиях далеко не всегда просматриваются отчетливо. Но все же логика развития экспериментальной психологии ведет ее в этом направлении.
Четкость методологических позиций является важнейшим условием разработки добротных конструктивных теорий, определенности их постулатов, их доказательности и прогностической ценности.
Уровни теории в современной психологии различны. Одни из них относятся к самым общим законам психического, другие – к специальным областям человеческой деятельности, третьи трактуют частные вопросы Можно, по-видимому, говорить о макро-, мезо- и микроуровнях анализа психических явлений, а соответственно и о разных уровнях теоретических обобщений и синтеза. Связь между разными уровнями просматривается далеко не всегда легко. Иногда в психологических исследованиях встречаются попытки неправомерного расширения или, напротив, неоправданного сужения (что бывает значительно реже) сферы применения тех или иных обобщений, концепций, гипотез, неточное определение уровня описания изучаемого объекта, эклектическое объединение постулатов, «уплощение» психологического знания. Это создает теоретическую путаницу, а при использовании создаваемых таким образом теорий в практике может привести к серьезным ошибкам.
Современный этап развития психологической науки настоятельно требует специального изучения «архитектоники се теоретическо го здания», определения места в этом здании тех «блоков», которые уже созданы, тех, которые существуют лишь в проекте, и тех, которые еще предстоит спроектировать и создать.
Задача теории состоит не только в том, чтобы путем анализа выявить в единичном, конкретном существенное и общее, но также и в том, чтобы па основе полученных на этом пути абстракций теоретически синтезировать, воссоздать конкретное, т. е. «построить» психическое как некоторую целостную систему, как идеальный объект. Это относится к теории любого из перечисленных выше уровней. Идеальный объект, являясь адекватным объекту реальному, вместе с тем оказывается «очищенным» от случайного, при входящего и неустойчивого.
Понятно, что степень адекватности идеального объекта реальному проверяется экспериментом и практикой. Вместе с тем идеализированное представление системного объекта имеет чрезвычайно большое значение для дальнейшего развития эксперимента и решения практических задач.
Рассматривая взаимосвязь теории, эксперимента и практики, коснемся еще одного вопроса. Иногда думают, что каждая практическая задача однозначно связана с определенной теоретической и Мы, конечно, никоим образом не хотим умалить значение работы над терминологией психологии Такая работа безусловно и чрезвычайно важна. Каждый термин в психологии должен быть точно и строго определен.
Связь психологии с практикой и использование в ней методов эксперимента приводит к изменению самого типа психологического знания (Я.А. Пономарев): созецательно-обяснительный, эмпирический, действенно-преобразующий. Единство теории, эксперимента и практики – необходимое условие развития всей системы психологических наук.
Психология и математика. Значение математики для получения достоверных психологических знаний
Принято считать, что математика – это царица наук, и любая наука становится по-настоящему наукой, только тогда, когда она начинает использовать математику. Однако многие психологи в глубине души уверенны, что царица наук – психология, а отнюдь не математика. Может быть, это две независимые друг от друга дисциплины? Математику для доказательства своих положений вовсе не обязательно привлекать психологию, а психологу можно совершать открытия не привлекая на помощь математику. Большинство теорий личности и психотерапевтических концепций были сформулированы без всякого обращения к математике. Примером может служить концепция психоанализа, бихевиоральная концепция, аналитическая психология К.Г.Юнга, индивидуальная психология А.Адлера, объективная психология В.М. Бехтерева, культурно-историческая теория Л.С.Выготского, концепция отношений личности В.Н.Мясищева и многие другие теории.
Но все это было, в основном, в прошлом. Многие психологические концепции ныне подвергаются сомнению на основании того, что они не были подтвеждены статистически. Стало принято использовать математические методы. Любые данные, полученные при экспериментальном или эмпирическим исследовании, должны подвергаться статистической обработке и быть статистически достоверными. Современной психологическая наука очень тесно связанна с математикой. Дисциплины математического блока являются (наряду с дисциплинами психологической и медико-биологической подготовки) профилирующими при обучении студентов – психологов. Навыки математической (а зачастую и компьютерной) обработки данных считаются абсолютно необходимыми специалистам, работающим в области психологии.
Одни исследователи считают, что интеграция психологического и математического знания необходимо и полезна, что эти науки дополняют друг друга. Необходимо только при обработке данных учитывать специфику психологического исследования и необычность предмета психологии - но эта одна точка зрения. Существует, однако, и другая. Ученые которые ее придерживаются говорят о том, что предмет изучения психологии настолько специфичен, что использование математических методов не облегчает, а лишь усложняет процесс исследования.
Экспериментальный характер первоначальных исследований в области психологии, работы М.М. Сеченова, В. Вундта: первые работы Г.Т. Фехнера и Эббингауза, в которых используются математические методы анализа психических явлений.
В связи с развитием теории психологии, ее экспериментальных направлений возникает интерес к использованию математических методов для описания и анализа тех явлений, которые она изучает.
Наблюдается стремление выражать открываемые законы в математической форме. Так сформировалась математическая психология.
Проникновение математических методов в психологию связано с развитием экспериментальных и прикладных исследований, оказывает довольно сильное влияние на ее развитие:
появляются новые возможности исследований психологических явлений.
предъявляются более высокие требования постановки исследовательских задач и определению способов решения.
Математика выступает как средство абстракции анализа и обобщения данных, а следовательно, как средство построения психологических теорий.
Три стадии математизации психологической науки:
применение математических методов для анализа и обработки результатов экспериментов и наблюдений и установление простейших количественных закономерностей (психофизический закон, экспотенциональная кривая научений);
попытки моделирования психических процессов и явлений с помощью готового математического аппарата, разработанного ранее для других наук;
начало разработки специализированного математического аппарата для исследования моделирования психических процессов и явлений, формирования математической психологии как самостоятельного раздела теоретической (абстрактно-аналитической) психологии.
Важно при построении психологических явлений иметь ввиду их реальные характеристики:
В любом действии всегда присутствуют эмоциональные компоненты.
Психологические явления чрезвычайно динамичны.
В психологии все изучается в развитии.
В настоящее время психология стоит на пороге нового этапа развития - создание специализированного математического аппарата для описания психических явлений и связанного с ним поведения, требуется создание нового математического аппарата.
Стремление дать математическое описание психического явления безусловно способствует развитию общепсихологической теории.
Существует несколько математических подходов в психологии.
1. Иллюстративный/дискурсивный, состоящий в замене естественного языка математической символикой. Символики заменяют длинные рассуждения. Служит мнемоническим средством - удобным для памяти кодом. Позволяет экономным образом наметить направление поиска зависимостей между явлениями.
2. Функциональный - состоит в описании зависимости между теми или иными величинами, из которых один результат принимается в качестве аргумента, другой - в качестве функции. Получил широкое распространение (аналитическое описание)
3. Структурный - описание взаимосвязей между различными сторонами изучаемого явления.
К сожалению, психология практически не имеет ни собственных единиц измерения, ни отчетливого представления о том, как заимствованные ей единицы измерения соотносятся с психическими феноменами. Однако ни у кого не возникает возражения по поводу того, что психология не может отказаться от математики полностью, это нецелесообразно и не нужно. В любом случае, следует помнить о том, что математика, несомненно, систематизирует мышление и позволяет выявить закономерности, на первый взгляд не всегда очевидные. Использование математической обработки данных имеет массу преимуществ. Другое дело, что заимствование этих методов и их интеграция в психологию должно быть максимально корректным, а психологи, которые их используют, должны иметь достаточно глубокие знания в области математики и уметь правильно использовать математические методы.
Особенности развития общей теории психологии в современных условиях: связь между общей теорией психологии и ее специальными областями
Можно выделить шесть постулатов, которые характеризуют научный метод исследования в настоящее время
Детерминизм. Утверждается, что даже если причины явлений многочисленны, исследователь может их выявить.
Эмпиризм. Наука основывается на эмпирических наблюдениях.
Теоретическая интеграция. Наука пытается строить теории. Хорошая теория устанавливает взаимосвязь между фактами, которые считались независимыми до момента исследования, и генерирует таким образом новые гипотезы исследования. Теория позволяет предсказывать, контролировать и объяснять. Наука придает большое значение теориям, тогда как экспериментальные данные не имеют такого значения, если только не находятся в теоретическом контексте. Наука состоит из теорий, которые организуют рациональным способом различные эмпирически выявленные отношения.
Динамический подход. Наука – это постоянная проверка. Необходимо подвергать обсуждению факты, теории и суждения.
Публичное измерение. Наука – это публичная деятельность. Передача публике наблюдений, которые были собраны, допускает их ревизию. Метод является научным, если дает право другим лицам воспроизвести наблюдения.
Парадигматичская эволюция. Наука строится, исходя из парадигм и моделей. Парадигма (гр. paradeigma пример, образец) – это некое научное достижение, которое в течение некоторого времени определяет научную модель. Например, в психологии психоанализ и бихевиоризм играли роль парадигм.
Следует также отметить, что в современной науке процесс определения проблемы для исследования базируется на:
частном интересе исследователя;
наблюдениях, которые выявляют пробел в знаниях, имеющихся в данной области;
запросе заказчика.
Предмет исследования может быть взят из наблюдений за непонятными фактами или из теоретической сферы. Проблема исследований должна давать ответ, вносящий значительный вклад в процесс познания. Необходимо избегать слишком неясных проблем. Действительно, только проблемы, которые могут быть сформулированы операционально, подвергаются научному анализу.
Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя в определенном отношении достижения ряда других областей научного знания является, по выражению Б.Ф.Ломова, интегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которой является человек. Известный отечественный психолог Б.Г. Ананьев наиболее полно разработал этот вопрос, показав, что психология призвана интегрировать данные о человеке на уровне конкретно-научного знания.
И в конце отметим, что любая теория естественнонаучного исследования опирается на ряд очевидных предположений.
Во-первых, время непрерывно, направлено от прошлого в будущее. События необратимы. Следствие не может быть раньше причины.
Во-вторых, пространства, в котором происходят события изотропно. Процесс в одной из областей пространства происходит так же, как в любой другой области.
В-третьих, события в мире происходят не зависимо от нашего знания о них. Мир реален и объективен.
Т.е. мы можем сказать, что получаемый исследователем научный результат в идеале не должен зависеть от времени, т. е. явление, закономерность, закон инвариантны относительно времени. Исследователь должен быть убежден, что найденная им закономерность будет справедлива и для отстающего по времени от этого промежутка.
Наконец, научное знание интерсубъективно, т. е. научный результат не должен зависеть от личности исследователя, его мотивов, намерений, интуиции. Научное знание не объективно в том смысле, что может существовать без его носителей, без людей, обладающих квалификацией и способностями понимать и добывать это знание, оно имеет объективный источник – внешний по отношению к субъекту познания мир.
Итак, главное требование, предъявляемое к общей теории исследования в современных условиях это то, что научный результат должен быть инвариантным относит пространства, времени, типа объектов и типа субъектов исследования, то есть быть объективным.
В настоящее время в науке вообще и в психологии, в частности, ярко выражена следующая основная тенденция: тенденция к интеграции и дифференциации науки, выражается она с одной стороны, в том, что все теснее становятся межпредметные связи, появляется все больше возможностей к проведению междисциплинарных исследований, к использованию данных других научных дисциплин. С другой стороны в рамках любой науки происходит достаточно явная дифференциация, выделение новых отраслей и школ с собственным предметом и методами исследования. Эта тенденция к интеграции наук при решении общей задачи и к дифференциации различных отраслей внутри одной науки и задают логику развития науки как социального института в настоящий момент.
В наст. время пси переживает период активного развития: расширение ее проблематики, обогащение методов исследования и фактических данных, формирование новых направлений, усиление связи с практикой. Развитие пси науки: 1). экстенсивное (расширяющееся) – проявляется в дифференциации (разделении): пси управления, космическая, авиационная и т.д. 2). дифференциация пси науки противостоит интеграции ее областей и направлений. Чем глубже проникает та или иная спец. дисциплина в изучаемый ею предмет и чем полнее раскрывает его, тем более необходимыми становятся для нее контакты с др. дисциплинами. Н-р, инженерная пси связана с соц. пси, пси труда, психофизиологией, психофизикой. Связь между общей теорией и ее спец. областями двусторонняя: . общая теория питается данными, накапливаемыми в отд. Областях. А. отд. области могут успешно развиваться лишь при условии развития общей теории пси.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Методичка к гоСам содержание
- Ощущения и восприятие Понятие об ощущениях. Классификация ощущений
- Специфика ощущений различных модальностей
- Восприятие: понятие, свойства, классификация
- Внимание и память Общее представление о внимании
- Проблема внимания в когнитивной психологии
- Общее представление о памяти
- Произвольное и непроизвольное запоминание (а.А.Смирнов, п.И.Зинченко).
- Непосредственное запоминание (опыты г.Эббингауза). Кривая забывания.
- Мышление и речь Понятие о мышлении
- Мышление и речь
- Методы исследования мышления и речи
- Методология и методы психолого-педагогических исследований Современное научное знание о методологии (понятие, уровни научного подхода)
- Основные методологические принципы психологии
- Классификация методов психологического исследования
- История психологии История происхождения психологических идей
- Основные исторические этапы европейской психологической мысли. Становление предмета психологии
- Истоки экспериментальной психологии и влияние физиологии на психологию.
- Психология личности Мотивационно-потребностная сфера человека
- Функции мотива
- Общие представления о эмоциональной сфере
- Возрастная психология Предмет, задачи, методы возрастной психологии и ее связь с другими науками
- Исторический очерк и проблемы периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии
- Психическое развитие ребенка младенческого и раннего возраста
- Развитие психики в дошкольном возрасте
- Психология младшего школьного возраста
- Психологические особенности подростков
- Психология юношеского возраста
- Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет)
- Старший школьный возраст
- Кризис 17 лет
- Юность (от 17 до 20-23 лет)
- Психология зрелого возраста, старения и старости
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация развития:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- Социальная психология Предмет социальной психологии, методология и методы социально-психологического исследования, место социальной психологии в системе наук о человеке и обществе
- История формирования социально-психологических идей
- Специфика изучения личности в социальной психологии
- Психология общения и межличностных отношений
- Общие проблемы исследования малой группы в социальной психологии
- Проблематика психологии больших социальных групп, их классификация
- Психодиагностика Научная психодиагностика и психодиагностическая практика
- Психометрические основы психодиагностики
- Психодиагностика личности
- Психологическая служба в образовании
- Основы психологии семьи и семейного консультирования Семья в современном обществе
- Детско-родительские отношения в семье
- Психологическая помощь семье
- Конфликтология Структура конфликта
- Функциональная направленность конфликтов в организации.
- Стратегия разрешения конфликтов
- Клиническая психология Предмет и структура медицинской психологии.
- Патопсихологические проявления нарушений мышления
- Специальная педагогика и специальная психология Учение л.С. Выготского о дефекте
- Дизонтогенез: понятие, виды, параметры
- Основы профориентологии Психологические основы профессиональной консультации
- Профессиональное самоопределение личности
- Психология труда Основные вопросы изучения профессий. Психологическая профессиография
- Понятие и формы работоспособности. Фазы изменения работоспособности в процессе труда. Приемы управления работоспособностью
- Психологическое консультирование Этапы психологического консультирования
- Техники профессиональной коммуникации в психологическом консультировании
- Психотерапия Основные психотерапевтические подходы и технологии
- Сравнительный обзор методов психологического лечения
- Психолого-педагогическая коррекция
- Маспо Общее представление о психологическом тренинге. Ведущий тренинговой группы
- Классификации тренинговых групп и их основания
- Методология социально-психологического тренинга
- I. Определение потребностей в обучении.
- II. Определение целей и задач обучения.
- III. Организация и планирование тренинга.
- IV. Проведение тренинга
- Общие основы педагогики Предмет и задачи педагогики. Основные категории педагогики
- Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками
- Педагогический процесс как система
- Методология педагогической науки
- Методы и логика педагогических исследований
- Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства
- История образования и педагогической мысли Педагогическая наука Западной Европы в период становления и развития индустриального общества
- Развитие русской педагогической мысли в период становления индустриального общества
- Развитие отечественной педагогической науки и практики воспитания в условиях советского общества
- Развитие новых концепций воспитания и демократической школы в России 80-90 годов
- Педагогическая психология Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль научного знания
- Психология научения. Научение детей в младенческом и раннем возрастах
- Психология учения. Проблема учебной деятельности в педагогической психологии, ее структура
- Современные концепции обучения.
- Социально-психологические аспекты воспитания
- Психология педагогической деятельности
- Социальная педагогика Девиация как социально-педагогическая проблема
- Классификация методов обучения.
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
- Сущность и содержание методов обучения.