Классификация методов психологического исследования
Проблема метода психологического исследования. Место эмпирических методов в системе психологии. Классификация методов психологического исследования (Л.С.Рубинштейн, Г.Д. Пирьов, Б.Г.Ананьев, М.С.Роговин и Г.В. Залевский, В.Н.Дружинин и др.)
С точки зрений Б.Г. Ананьева, методами психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем гносеологическими объектами психологической науки.
Рассматривая проблему применения эмпирических методов в психологии (если следовать требованиям системного подхода), нужно начать с определения их места в системе психологических методов. Можно выделить, по крайней мере, пять уровней:
Уровень методики.
Уровень методического приема.
Уровень метода (эксперимент, наблюдение и ар.).
Уровень организации исследования.
Уровень методологического подхода.
Правда, термин "метод" может применяться к любому из уровней. Например, в психофизике есть метод средней ошибки, метод границ; в психодиагностике – проективный метод (уровень 2); в психосемантике говорят о методе семантического дифференциала и о методе репертуарных решеток (уровень 1), в психологии развития обсуждают психогенетический метод и его разновидности – близнецовый метод (уровень 4).
Приведенное уровневое деление способов, применяемых в психологическом исследовании, близко к тому, которое предложил Г.Д. Пирьов, разделив "методы" на:
Начальная версия:
собственно методы (наблюдение, эксперимент, моделирование и пр.);
методические приемы (методики);
методические подходы (генетический, психофизиологический и пр.).
Последовавшая версия:
самостоятельные (наблюдение (объективное и субъективное), эксперимент, моделирование, психологическая характеристика);
вспомогательные (математический, графический, биохимический, специальные методические подходы (генетический, сравнительный);
специальные методические приемы (генетический, сравнительный).
С.Л. Рубинштейн в "Основах общей психологии" (Рубинштейн С. Л." 1946] в качестве главных психологических методов выделил:
наблюдение ("внешнее" и "внутреннее" – самонаблюдение);
эксперимент (лабораторный, естественный и психолого-педагогический, физиологический эксперимент в его основной модификации (метод условных рефлексов);
приемы изучения продуктов деятельности;
беседа;
анкета как метод.
Классификация Ананьева:
организационные:
лонгитюдный;
сравнительный;
комплексный.
эмпирический:
наблюдение;
эксперимент (лабораторный, естественный и психолого-педагогический, физиологический);
психодиагностика:
тесты;
анкеты;
опрос;
анализ продуктов жизнедеятельности;
биографический;
беседы.
социологический метод.
методы обработки данных:
количественные;
качественные.
интерпретационные
Классификация Дружинина В.Н.
эмпирические – при которых осуществляется внешнереальное взаимодействие субъекта и объекта исследования;
теоретические – когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее – предметом исследования);
интерпретация и описание
В работах М.С.Роговина и Г.В.Залевского, согласно точке зрения этих авторов, метод – это выражение некоторых соотношений между объектом и субъектом в процессе познания. Они сводят число основных психологических методов к шести:
герменевтический - соответствующий нерасчлененному состоянию науки;
биографический - выделение целостного объекта познания в науке о психике;
наблюдение - дифференциация объекта и субъекта познания;
самонаблюдение-превращение субъекта в объект на основе предшествующей дифференциации;
клинический - на первый план выходит задача перехода от внешненаблюдаемого к внутренним механизмам;
эксперимент как активное противостояние субъекта познания объекту, при котором учитывается роль субъекта в процессе познания.
Приведенная классификация имеет преимущественно гносеологическое основание (субъектно-объектное взаимодействие), хотя и спорна: неясно, чем вызвано выделение биографического метода, и клинического метода.
Общая характеристика эмпирических методов в психологии (наблюдение, опрос, эксперимент, тестирование, анализ продуктов деятельности, проективный метод и др.). Краткие сведения из истории методов исследования в психологии. Достоинства и недостатки каждого метода, оптимальные условия его применения на практике
Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта. Наблюдение в психологии выступает в двух основных формах – как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное, наблюдение.
Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом. Как научный эмпирический метод наблюдение широко применяется с конца XIX века в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала ХХ в. – в психологии труда, т.е. в тех областях, где особое значение имеет фиксация особенностей естественного поведения человека в привычных для него условиях, где вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия человека со средой. Тем самым для наблюдения особое значение имеет сохранение "внешней" валидности.
Различают несистематическое и систематическое наблюдение.
Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (проводится для изучения связи между реальными переменными в повседневной жизни) и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.
Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регулируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды.
Различают "сплошное" и выборочное наблюдение.
В "сплошном" наблюдении исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.
В выборочном наблюдении исследователь обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов.
Наблюдение может проводиться непосредственно либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо по прошествии времени. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, "страдает" полнота и надежность регистрации поведения, а следовательно, и достоверность полученных результатов.
Особое значение имеет проблема наблюдателя. Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен группе или индивиду, если он авторитетен, значим и может компетентно оценить поведение испытуемых.
Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. Есть два варианта включенного наблюдения:
наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем;
наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется.
Процедура исследования методом наблюдения состоит из следующих этапов:
определяются предмет наблюдения (поведение), объект (отдельные индивиды или группа), ситуации;
выбирается способ наблюдения и регистрации данных;
строится план наблюдения (ситуации – объект – время);
выбирается метод обработки результатов;
проводится обработка и интерпретация полученной информации.
Предметом наблюдения могут являться различные особенности вербального и невербального поведения.
Соблюдение операциональной валидности при проведении исследования методом наблюдения всегда вызывает наибольшие сложности. Влияние субъекта исследования – наблюдателя, его индивидуально-психологических особенностей также чрезвычайно велико.
Какие же конкретные недостатки метода наблюдения нельзя в принципе исключить? В первую очередь, все ошибки, допущенные наблюдателем. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Он устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д.
Ершов А.А. выделяет следующие типичные ошибки наблюдения:
Гало-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.
Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.
Однако наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.
Экспериментальный метод – это вид теоритического или эмпирического исследования, построенного в соответствии с определенной логикой обобщения относительно гипотезы о причинно следственных связях. Как метод эмпирического исследования он характеризуется, во первых активным управлением переменными; во вторых выдыижением статистических нуль-гипотез, которые могут быть отвергнуты. Переменная-это любая реальность, наблюдаемые изменения которой могут быть зафиксированы и измерены в какой либо шкале.
Нормативы в структуре экспериментального метода Эксперименты в психологии проводятся в научных и практических целях, они планируются и строятся по нормативам, т.е требованиям к сбору эмпирических данных. Как всякий научный эксперимент, психологический эксперимент должен удовлетворять критериям научности с точки зрения нормативов исследования.
Нормативы: 1)Это выдвижение и проверка гипотезы. Необходимые элементы экспериментирования. Гипотеза-это утверждение истинность или ложность которого неизвестны, но могут быть проверены опытным путем. Особенности экспериментального метода связаны с видом проверяемых гипотез и с используемыми способами контроля причинного вывода. 2)Это предположение о возможности выявления в психологическом эксперименте закономерностей. Установление закономерности, однако, еще не формулирование психологических законов. Закон будет предпологать констотацию обобщенного характера, т.е. указывать диапазон в рамках которого действует выявленная закономерность. 3)Важным нормативом является определение исследователем своей позиции в понимании предмета изучения. Психологические эксперименты могут проводиться не только в научных целях, они могут обслуживать и решение практических задач. 4)Планирование эксперимента обеспечивает условия для реализации достоверного валидного вида.
Уже в 18 веке обсуждались разные пути становления психолог-го знания и складывались представления о психологии рациональной и психологии эмпирической. В 19 веке появились первые психологические лаборатории и были проведены первые эмпирические исследования, названные экспериментальными. В первой лаборатории эксп. лаборат. Вундта первоначально используется метод экпер-ой интроспекции. В то же время основы построения психофизического эксп-та были разработаны Фехнером и рассматривались как способы сбора данных об ощущениях испытуемого, в результате их осуществлялись построения субъективных шкал ощущений. Исследования закономерностей запоминания и забывания были проведены Эббингаузом. 4)Бихевиористы иссл-я уделили первостепенное внимание проблеме управления стимульными факторами. 5)В отеч-ной псих-ии одним из первых примеров эксперимен-рования служит концепция естественного эксперимента, Лазурского. Естественный эксперимент мыслился Лазурским как средняя позиция между строгим эксп-том и менее строгим наблюдением. 6) В отечест-ной психологии также возникли новые подходы условно относимые к эксперим-ым, это схема методик двойной стимуляции в работах Выготского и его учеников, а также метод поэтапного формирования умственных действий и понятий, Гальперина. 7)Использование психологического тренинга для измерения уровня коммуникативной компетентности.
Испытуемый может участвовать в эксперименте либо добровольно, либо по принуждению.
Само участие в эксперименте порождает у испытуемых ряд поведенческих проявлений, которые являются причинами артефактов. Среди наиболее известных – "эффект плацебо" - когда испытуемые считают, что препарат или действия врача способствуют их выздоровлению, у них наблюдается улучшение состояния. Эффект основан на механизмах внушения и самовнушения; "эффект Хотторна" - привлечение к участию в эксперименте, который проводили психологи, расценивалось испытуемым как проявление внимания к нему лично; "эффект аудитории" - присутствие любого внешнего наблюдателя, в частности экспериментатора и ассистента, изменяет поведение человека, выполняющего ту или иную работу.
Достоинствами экспер-та является: 1) Исслед-ль не ожидает случайного проявления интересующих его психологических процессов, а сам создает условия, чтобы вызвать их у испут-х.; 2) Исследователь м. целенаправленно измен. условия и течения психических процессов.; 3) В эксперим-ых исслед-ях обязателен строгий учет. 4) Экспер-мент м.б проведен с большим количеством испытуемых, что позволяет рассмот-ть общие закономерности развития психических процессов
Классификация видов эксперимента в зависимости от степени вмешательства экспериментатора в протекание псих-ких явлений экспер-та делится на:
а ) констатирующий, в кот. выявлены определенные психологические особенности и уровень развития соответствующего психолог.кач-ва.;
б) формирующий экспер-т, который предполагает целенаправленное воздействие на испыт-го в целях формирования у него предельного кач-ва, он может носить обучающий или воспитывающий хар-р.;
в) ограниченность констатирующего эксперимента преодолевается применением метода срезов. Срез- это кратковременная констатация состояния изучаемого объекта на различных этапах его развития. В зависимости от того, насколько естественны условия проведения эксперимента он делится на: а) лабораторный, б) естественный (полевой) должен исключить напряжение, в) естественный эксперимент который решает задачи психолого-пед-гого исследования наз.психолого-пед.экспериментом.
По логической структуре доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперименты:
Линейный эксперимент отличается тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющейся контрольной (ее первоначальное состояние), экспериментальной (ее состояние после изменения каких-либо ее характеристик).
В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем контрольным, а также по нейтральным характеристикам, которые могут повлиять на исход эксперимента. Характеристики контрольной группы остаются постоянными в течение всего периода эксперимента, а экспериментальной – изменяются.
Метод опроса – (беседа, интервью, анкета) - это метод сбора первичной информации.
Специфика метода состоит прежде всего в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Существует две разновидности опроса, связанные с письменной или устной формой общения с респондентами – анкетирование и интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых опрашиваемых вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию.
Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетеров или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать довольно большое количество респондентов и получать различную по своей природе информацию.
1. Анкетирование. Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса. Оно может быть групповым или индивидуальным. В последнее время широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, E-mail).
Социологическая анкета - система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение - дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования. При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.).
Все вопросы можно классифицировать: по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента); по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные); по функции (основные и неосновные).
Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и неальтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а неальтернативные - нескольких вариантов ответов.
Открытые вопросы не содержат подсказок и не “навязывают” респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы.
Полузакрытые – вопрос, ответ, другие варианты.
Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные - на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).
Последовательность вопросов:
по мере развития вопроса интерес опрашиваемого должен расти;
правила воронки: переход от простых к сложным вопросам;
в середине опроса располагают наиболее важные с точки зрения исследователя и трудные для опрашиваемых вопросы, и которые носят личный характер;
утомление наступает в пределах 15-25 минут.
Способ предъявления вариантов закрытом опросе:
дихотамическая форма – "да или" "нет";
поливариантная форма – предлагаются ответы;
шкальная форма – согласен, частично не согласен, полностью не согласен.
Анкетирование трудно отнести к собственно психологическим исследовательским методам. Информация, получаемая с помощью анкеты, является декларативной и не может считаться надежной и достоверной. Даже при полной искренности испытуемого, каждый психолог знает, как на содержание высказываний испытуемого влияют неосознаваемая мотивация и установки.
Преимущество анкетирования: возможность исследования любого кол-ва лиц; легкость статистический обработки данных.
2. Почтовый опрос - разновидность анкетирования и правомерно рассматривается как эффективный прием сбора первичной информации. В наиболее общем виде он заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте.
Важное преимущество почтового опроса - простота организации. Нет надобности в подборе, обучении, контроле за деятельностью большого количества анкетеров. Еще одним позитивным свойством является возможность выбора респондентом наиболее удобного для него времени заполнения анкеты.
Вместе с тем почтовый опрос имеет и свои недостатки. Основной из них - неполный возврат анкет, поэтому может получиться так, что мнения ответивших не совпадают с мнениями тех, кто воздержался от участия в почтовом опросе.
Разновидность почтового опроса - прессовый опрос. В этом случае анкета печатается в газете или журнале. Существует два вида такого опроса. Один - когда редакция обращается к анкетированию с целью получения данных о своих читателях и их мнений о работе данного печатного органа. Второй - когда через печатный орган изучается мнение по какой-либо актуальной проблеме.
3. Интервьюирование. Целенаправленным опросом называют интервью. Интервью определяется как "псевдобеседа": интервьюер все время должен помнить, что он исследователь, не упускать из внимания план и вести разговор в нужном ему русле.
Решающее значение при проведении интервью имеет доверительный контакт между интервьюером и опрашиваемым. Но ни в коем случае нельзя допускать панибратства и утраты психологической дистанции. Следует сохранять нейтральную позицию в процессе интервью и стараться не демонстрировать свое отношение ни к содержанию ответов и вопросов, ни к собеседнику.
Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников.
В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное.
Формализованное интервью - самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.
Фокусированное интервью - следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.
Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь приступает к определению проблемы исследования. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы; определяется только тема интервью.
Тест (англ. проба, испытание) – научно-практический метод психологического измерения, состоящий из конечной серии кратких заданий, направлен на диагностику индивидуальной выраженности свойств и состояний.
Впервые термин тест был введен Гальтоном и получил широкое распространение благодаря исследованиям Кеттела. С помощью тестов Стендфорд-Бине (1960г) был исслед-н уровень умственного развития, коэффициент интеллекта.
Тесты могут быть: индивидуальные; групповые; вербальные; действенные.
Тестирование (метод) - в психологии наз. стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые колич-ые и кач-ые показатели степени развитости изучаемых св-в.
Существует множество конкретных тестовых методик, которые можно классифицировать по самым разным основаниям. В настоящее время психологический тест рассматривается как набор заданий, т.е. измерительный инструмент, обнаруживающий свойство. Общее название для заданий – пункты теста. Испытуемому предлагаются варианты ответа по отношению к каждой задаче. ответ регистрируется и считается индикатором (признаком), обнаруживающим свойство. Варианты ответа могут быть разными, но чаще используются такие: "да" – "нет", "решил" – "не решил", и др. Каждый индикатор, сочетание пунктов – ответ, соотносится с ключом, который приписывает индикатор определенному свойству.
Под стандартизированностью таких методик имеется в виду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от инструкции, получаемой испытуемым заканчивая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей. Сопоставимость означает, что оценки, получаемые при помощи теста, можно сравнивать друг с другом независимо от того где, когда, как и кем они были полученны, если разумеется, тест применяется правильно.
Существует много разновидностей тестов, которые разделяются на группы по нескольким основаниям:
по предмету тестирования тесты делятся на интеллектуальные, личностные и межличностные;
по особенностям используемых в тесте задач выделяют практические, образные и словесные тесты.
по характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым т. делятся на бланковые и аппаратурные;
по объекту оценки – процессуальные тесты, тесты достижений, тест состояний и свойств.
Компьютерные тесты – это автоматизированный вид тестирования в форме диалога испытуемого и ЭВМ. Процессуальными наз. тесты, с помощью которых исследуется какой-либо психологический или поведенческий процесс и ему в результате дается точная качественная или количественная характеристика. Тесты достижений - к этой группе относятся такие т., в которых оцениваются успехи человека в том или ином виде деятельности, в той или иной сфере познания. Тесты состояний и свойств касаются диагностики более или менее стабильных психологических качеств человека. В особую группу выделяются проективные тесты. Они основаны не на прямой или косвенной оценке тех или иных психологических качеств человека.
Достоинства тестов состоят в том, что возможно получение сравнимых данных по большим массивам испытуемых.
Трудность использования тестов состоит в том, что не всегда оказывается возможным выявлять, как и за счет чего был достигнут полученный в процессе тестирования результат.
Процедура обнаружения свойств, к которой сводится тестовое измерение, завершается выводов суммарного балла. Такое отношение между индикаторами и тестом называется кумулятивно-аддитивной моделью. "Сырой" балл считается оценкой, характеризующей испытуемого.
Анализ продуктов деятельности. В американской научной литературе принят термин "архивный метод" для таких исследований, проводя которые психолог не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, анализирует дневниковых записи и заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности и т.д. Отечественные психологи используют другой термин для обозначения этого метода – анализ продуктов деятельности или праксиметрический метод.
Исследователь может проводить исследование текстов, предметных продуктов деятельности с различными целями. По целям и конкретным приемам реализации "архивного метода" выделяют его разновидности.
Широкое распространение в психологии личности, психологии творчества и исторической психологии получил биографический метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей.
К разновидностям архивного метода относится также техника контент-анализа. Контент-анализ представляет собой один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов. Исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует полученные данные.
Контент-анализ используется для анализа результатов применения проективных тестов, материалов беседы и т.д. Разработка метода контект-анализа связан с именами Лассуэла, Осгуда, Берельсоно.
Несмотря на громоздкую процедуру, контент-анализ обладает массой достоинств: нет эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых, данные проверены на надежность; этот метод можно рекомендовать для анализа исторических документов и т.д.
Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются:
слово (термин, символ);
суждение или законченная мысль;
тема;
персонаж;
автор;
целостное сообщение.
Контент-анализ используется при анализе результатов применения прожективных тестов, материалов беседы и т.д. Контент-анализ обладает массой достоинств: нет эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых, данные проверены на надежность, этот метод можно рекомендовать для анализа исторических документов и т.д.
Проективные методики - совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода; основаны на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией.
Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Фрэнк. Характерен созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможный интерпретаций при восприятии испытуемыми. За каждой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей стиля когнитивного субъекта.
Метод обеспечивается совокупностью проективных методик (называемых также проективными тестами), среди которых различают:
ассоциативные – например, тест пятен Роршаха и тест Хольцмана, где испытуемые создают образы по стимулам – пятнам; тест завершения неоконченных предложений);
интерпретационные – например, аперцепционный тематический тест, где требуется истолковать социальную ситуацию, изображенную на картине;
экспрессивные – психодрама, тест рисунка человека, несуществующего животного и пр.
Проективный метод направлен на изучение неосознаваемых или не вполне осознанных форм мотивации и потому есть едва ли не единственный собственно психологический метод проникновения в особенно интимную область психики.
Многие психологи довольно низко оценивают проективный метод как психометрический инструмент, в частности, из-за существования проблемы надежности и валидности проективных тестов вследствие имеющейся нестабильности результатов и противоречивости интерпретаций данных.
Проективный метод является "промежуточным" между психологическим тестированием и анализом продуктов деятельности.
В основе проективных методов лежит принцип проекции, согласно которому испытуемый проектирует, т.е. отражает (или выражает), на достаточно неструктурированный (неупорядоченный) стимульный материал свои неосознаваемые или скрываемые потребности, комплексы, вытеснения, переживания, мотивы.
Процедуру проводят также, как и другое психологическое измерение: испытуемому дают инструкцию по выполнению определенного задания: нарисовать картину, составить рассказ по рисунку и т.д. Экспериментатор управляет действиями испытуемого: ведет беседу, предъявляет задание в определенной последовательности и т.д. Но в отличие от обыкновенного тестирования, акцент переносится на процедуру анализа и интерпретации данных, продуктов деятельности тестируемого.
Различают несколько групп проективных методик:
1. Конститутивные – методики (их называют также методиками структурирования), заключающиеся в предъявлении какого-либо неупорядоченного материала (например, пятен Роршаха), которому требуется придать субъективный смысл (даже по отдаленным ассоциациям).
2. Конструктивные – методики конструирования, которые заключаются в предъявлении отдельных деталей, из которых можно составить различные целостные картинки (в связи с собственным вкусом, опытом, интересами), а также в придумывании рассказа по отдельным фрагментам или после заслушивания звуков, шумов (например, тест Мира).
3. Интерпретативные – методики (например, ТАТ и др.), в которых необходимо истолковать какие-либо события, изображенные на картинках (предполагается, что каждый толкует их соответственно своему отношению к ним).
4. Катарсические – реализуются в игровой, специально организованной деятельности (например, психодрама).
5. Экспрессивные – методики рисования на свободную или заданную тему (например, тест «Дом–дерево–человек»).
6. Импрессивные – основаны на предпочтении тех или иных стимулов (например, тест цветовых выборов Люшера).
7. Аддитивные - реализация предполагает завершение какого-либо рассказа, предложения (считается, что при этом могут быть выражены скрытые мотивы, значимые отношения к событию, факту, волнующему испытуемого) (например Методики завершения предложений).
Сам термин «проективные методики» был введен американским психологом Л. Франком в 1939 г. По классификации А. Фрэнка, проективных методик изучения продуктов творчества не так уж и много. Наиболее типичными из них являются: тест Роршаха. тест цветовых выборов Люшера, тест базовых влечений Сонди, тест на фрустрацию Розенцвейга, тематической апперцепции тест (ТАТ).
Исследователи выделяют ряд признаков проективных методик:
относительную свободу в выборе ответа и тактики поведения испытуемого:
отсутствие внешних показателей оценочного отношения к испытуемому со стороны экспериментатора;
обобщенное оценивание взаимоотношения личности с ее социальным окружением или интегральную диагностику ряда личностных свойств, а не измерение какой-либо отдельной психической функции;
неопределенность материала или инструкции к заданию;
открытость множества потенциальных ответов - принимаются все реакции испытуемого;
атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора;
измерение не психического функции, а модуса личности в ее отношениях с социальной средой. Эти особенности сближают проективные тесты с тестами креативности.
Многие психологи довольно низко оценивают проективный метод как психометрический инструмент, в частности, из-за существования проблемы надежности и валидности проективных тестов вследствие имеющейся нестабильности результатов и противоречивости интерпретаций данных.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Методичка к гоСам содержание
- Ощущения и восприятие Понятие об ощущениях. Классификация ощущений
- Специфика ощущений различных модальностей
- Восприятие: понятие, свойства, классификация
- Внимание и память Общее представление о внимании
- Проблема внимания в когнитивной психологии
- Общее представление о памяти
- Произвольное и непроизвольное запоминание (а.А.Смирнов, п.И.Зинченко).
- Непосредственное запоминание (опыты г.Эббингауза). Кривая забывания.
- Мышление и речь Понятие о мышлении
- Мышление и речь
- Методы исследования мышления и речи
- Методология и методы психолого-педагогических исследований Современное научное знание о методологии (понятие, уровни научного подхода)
- Основные методологические принципы психологии
- Классификация методов психологического исследования
- История психологии История происхождения психологических идей
- Основные исторические этапы европейской психологической мысли. Становление предмета психологии
- Истоки экспериментальной психологии и влияние физиологии на психологию.
- Психология личности Мотивационно-потребностная сфера человека
- Функции мотива
- Общие представления о эмоциональной сфере
- Возрастная психология Предмет, задачи, методы возрастной психологии и ее связь с другими науками
- Исторический очерк и проблемы периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии
- Психическое развитие ребенка младенческого и раннего возраста
- Развитие психики в дошкольном возрасте
- Психология младшего школьного возраста
- Психологические особенности подростков
- Психология юношеского возраста
- Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет)
- Старший школьный возраст
- Кризис 17 лет
- Юность (от 17 до 20-23 лет)
- Психология зрелого возраста, старения и старости
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация развития:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- Социальная психология Предмет социальной психологии, методология и методы социально-психологического исследования, место социальной психологии в системе наук о человеке и обществе
- История формирования социально-психологических идей
- Специфика изучения личности в социальной психологии
- Психология общения и межличностных отношений
- Общие проблемы исследования малой группы в социальной психологии
- Проблематика психологии больших социальных групп, их классификация
- Психодиагностика Научная психодиагностика и психодиагностическая практика
- Психометрические основы психодиагностики
- Психодиагностика личности
- Психологическая служба в образовании
- Основы психологии семьи и семейного консультирования Семья в современном обществе
- Детско-родительские отношения в семье
- Психологическая помощь семье
- Конфликтология Структура конфликта
- Функциональная направленность конфликтов в организации.
- Стратегия разрешения конфликтов
- Клиническая психология Предмет и структура медицинской психологии.
- Патопсихологические проявления нарушений мышления
- Специальная педагогика и специальная психология Учение л.С. Выготского о дефекте
- Дизонтогенез: понятие, виды, параметры
- Основы профориентологии Психологические основы профессиональной консультации
- Профессиональное самоопределение личности
- Психология труда Основные вопросы изучения профессий. Психологическая профессиография
- Понятие и формы работоспособности. Фазы изменения работоспособности в процессе труда. Приемы управления работоспособностью
- Психологическое консультирование Этапы психологического консультирования
- Техники профессиональной коммуникации в психологическом консультировании
- Психотерапия Основные психотерапевтические подходы и технологии
- Сравнительный обзор методов психологического лечения
- Психолого-педагогическая коррекция
- Маспо Общее представление о психологическом тренинге. Ведущий тренинговой группы
- Классификации тренинговых групп и их основания
- Методология социально-психологического тренинга
- I. Определение потребностей в обучении.
- II. Определение целей и задач обучения.
- III. Организация и планирование тренинга.
- IV. Проведение тренинга
- Общие основы педагогики Предмет и задачи педагогики. Основные категории педагогики
- Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками
- Педагогический процесс как система
- Методология педагогической науки
- Методы и логика педагогических исследований
- Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства
- История образования и педагогической мысли Педагогическая наука Западной Европы в период становления и развития индустриального общества
- Развитие русской педагогической мысли в период становления индустриального общества
- Развитие отечественной педагогической науки и практики воспитания в условиях советского общества
- Развитие новых концепций воспитания и демократической школы в России 80-90 годов
- Педагогическая психология Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль научного знания
- Психология научения. Научение детей в младенческом и раннем возрастах
- Психология учения. Проблема учебной деятельности в педагогической психологии, ее структура
- Современные концепции обучения.
- Социально-психологические аспекты воспитания
- Психология педагогической деятельности
- Социальная педагогика Девиация как социально-педагогическая проблема
- Классификация методов обучения.
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
- Сущность и содержание методов обучения.