Внимание и память Общее представление о внимании
Многозначность определения внимания
Внимание – процесс концентрации сознания или психической активности на каком-либо объекте.
По У.Джемсу – внимание – ясная, яркая форма содержания сознания, выделяемых из нескольких объектов или потоков мыслей; а также это фокусировка, концентрация сознания, которое составляет его суть.
Вундт – внимание можно изучать, исследовав сознание, которое он сводил к содержанию внимания.
Узнадзе – внимание – это более или менее продолжительная задержка активности на предмете, фиксирование познавательных сил на нем.
Н.Ф. Добрынин – внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности.
Один из необходимых моментов обсуждения – старая альтернатива: является ли внимание самостоятельным процессом или оно – сторона, аспект любой психической деятельности.
С.Л. Рубинштейн считал, что внимание – динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она сосредоточена. Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность (Рубинштейн). Такого же взгляда придерживались Н.Ф. Добрынин и Ю.Б. Гиппенрейтер.
П.Я. Гальперин полагал, что внимание можно рассматривать как особое умственное действие, и определял его как свернутое (автоматизированное) действие контроля.
Особенности внимания по сравнению с другими психическими процессами. Дискуссия о психическом статусе внимания
Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия.
Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека.
Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.
Внимание включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в чистом виде невозможно. Однако существуют и особенности внимания – наличие наблюдаемых и измеримых характеристик – объем, концентрация, переключаемость и т.д.
Факторы, определяющие внимание
Можно выделить две группы факторов. К первой группе относятся факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей, доходящих до человека: составляют факторы внешне воспринимаемых субъектом раздражителей; они определяют направление, объем и устойчивость внимания, сближаются с факторами структуры восприятия. К этой группе относятся: интенсивность (сила), новизна и структурная организация раздражителя.
Ко второй – факторы, относящиеся к деятельности самого субъекта. В эту группу факторов относится прежде всего то влияние, которое оказывают потребности, интересы и установки субъекта на его восприятие и на протекание его деятельности.
Основные функции внимания: активизация деятельности, обеспечение избирательности познавательных процессов
Внимание отражает направленность всей сложной деятельности человека и именно в нем находит свое выражение отношение субъекта к объекту. Внимание характеризуется избирательной направленностью сознания на определенный предмет [Добрынин, Лурия, Рубинштейн).
А.Р. Лурия прямо указывает на основные функции внимания: отбор наиболее существенных раздражителей и отвлечение от посторонних, побочных раздражителей.
Селективность, или избирательность, познавательных процессов явилась одой из центральных проблем в современных исследованиях, проводимых в рамках когнитивной психологии. Другой не менее важной функцией внимания является регуляция психических (информационных) процессов и деятельности в целом [Анастази, Ломов, Лурия, Хомская].
Основные свойства внимания
Объем – количество объектов, которое может быть охвачено вниманием в ограниченный отрезок времени (5±2).
Распределение – удержание в центре внимания несколько объектов одновременно, позволяет совершать сразу несколько действий. Однако некоторые утверждают, что это скорей переключение внимания. Еще Вундт утверждал, что невозможно сразу совершать несколько действий, если и возможно, то одно из них автоматизировано.
Концентрация (интенсивность) – степень сосредоточенности на объекте, показатель интенсивности – помехоустойчивость – невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности. Тесно связана с объемом и распределением - чем меньше объектов, тем выше концентрация.
Устойчивость – длительность сосредоточения на объекте, зависит от характера деятельности, отношения к делу, привычек.
Отвлечение – противоположное устойчивости – выражается в колебаниях внимания – кратковременное непроизвольное изменение степени интенсивности.
Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой, характеризуется осознанностью.
Различные классификации внимания. Виды внимания, их различия по модальности и произвольности
Процессы и состояния внимания классифицируют по разным основаниям – функциям и эффектам, генезу и механизмам, причинам, условиям и свойствам, объектам и сопутствующим переживаниям. Выбор того или иного основания определяется теоретической позицией, представлением о сущности внимания и, самое главное, поставленной исследовательской или практической задачей.
У. Джеймс, опираясь на взгляды предшественников и результаты самонаблюдения, различает виды внимания по трем основаниям, каждое из которых он находит в содержаниях опыта сознания
по объекту:
чувственное (сенсорное) – получаемое при помощи органов чувств - ощущения и восприятия.
умственное (интеллектуальное) - направлено на процессы или продукты мышления, памяти и воображения.
аффективная сфера сознания
непосредственное, если объект интересен сам по себе,
производное (опосредствованное, апперцептивное), если объект приобретает интерес лишь по ассоциации, как бы одалживая его у какого-то другого, значимого содержания опыта.
волевая сфера сознания (переживание усилия):
непроизвольное (пассивное, рефлекторное) – происходит без усилия,
произвольное (активное) сопровождается чувством усилия. Произвольное внимание всегда опосредствовано, то есть его объект связан с отдаленным интересом.
Таким образом У. Джеймс выделяет и последовательно описывает, используя яркие примеры, шесть видов внимания:
1) непроизвольное, непосредственное, чувственное;
2) непроизвольное, опосредствованное, чувственное;
3) непроизвольное, непосредственное, интеллектуальное;
4) непроизвольное, опосредствованное, интеллектуальное;
5) произвольное, опосредствованное, чувственное;
6) произвольное, опосредствованное, интеллектуальное.
В классической психологии сознания ведущим основанием классификации актов внимания стало их отношение к аффективно-волевой сфере сознания субъекта – произвольное, непроизвольное.
Непроизвольное: пассивное (нет усилий); эмоциональное (интерес, потребность). Сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности. Происходит без волевых усилий, без предварительного намерения. Привлекает интенсивность впечатления – громкий звук, яркий свет, внезапность, движение, новое, неожиданное, начало и прекращение действий, ритмичность движений. Распоряжаются вниманием внешние объекты.
Источники произвольного (вторичного) внимания целиком определяются субъективными факторами. Руководит сама личность. Произвольное внимание служит для достижения заранее поставленной и принятой к исполнению цели. Выделяют несколько его разновидностей:
собственно произвольное - намеренное обращение внимания протекать легко и без помех;
волевое внимание – совершается вопреки стремлениям, интересам, желаниям, под давлением соц. окружения, сопровождается чувством напряжения;
выжидательное – человек предупрежден о появлении объекта и должен заранее подготовиться к его появлению.
Особенно важный вариант развития произвольного внимания заключается в трансформации волевого в послепроизвольное (Добрынин) (спонтанное) внимание. Носит целенаправленный характер, требует волевых усилий, но затем человек "входит" в работу: становится интересным содержание деятельности. Этот вид внимания остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательным интересом, но отличается от произвольного отсутствием волевых усилий. Характеризуется длительной сосредоточенностью, высокой производительностью труда.
Удачную как по замыслу, так и по исполнению попытку построения классификации видов внимания по единому основанию предпринял Н.Ф. Добрынин. Он предлагает упорядочить известные, попадающие в разные рубрики различных классификаций формы внимания по измерению активности личности, выделяя на этом континууме три участка.
На первом последовательно располагаются непроизвольные разновидности, вышеназванные вынужденным, невольным и привычным вниманием. Активность личности минимальна в случаях вынужденного, увеличивается при невольном (у Н.Ф. Добрынина - эмоциональном) и становится еще выше в случаях привычного внимания.
Второй участок континуума занимает волевое, или, по Н.Ф. Добрынину, произвольное внимание.
На третьем участке, автор предлагает рассматривать внимание послепроизволъное.
Еще есть непосредственное внимание – не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Классические теории внимания: внимание как апперцепция в теории В.Вундта, виды внимания по Э.Титченеру
Классиками психологии внимания считают В.Вундта, У.Джемса, Э.Титченера.
В.Вундт определил общую стратегию исследования внимания в конце 19 в., он определяет внимание как «фиксационную точку сознания», как наиболее ясное поле нашего сознания. Эта ясность достигается путем перехода содержания сознания из зоны перцепции, т.е. смутного, неотчетливого восприятия, в зону апперцепции, т.е. ясного и отчетливого сознания. Если восприятие входит в более обширный объем сознания, то мы называем этот процесс перцепцией, если же оно попадает в фокус внимания, то мы называем его апперцепцией.
Титченер последовательный и верный сторонник вундтовской психологии. Новым по сравнению с концепцией Вундта стало представление об уровнях сознания. Внимание по Титченеру – свойство ощущения, «сенсорная ясность».
Тичнер рассматривал сознание на двух уровнях: ясного и темного (фокуса и границы сознания). По данным самонаблюдения можно заметить, что переход с верхнего на нижний уровень (и обратно) осуществляется сразу, одним прыжком. В структурной метафоре Вундта нет динамики сознания, хотя он и говорил о ритмике сознания. Тичнер в своей метафоре объединил структуру и динамику сознания.
Однако, говоря о Тичнере необходимо сказать, что структуралисткую теорию сознания он довел до предела: он свел внимание к сенсорной ясности, то есть ясности ощущения.
Внимание Титченер определял как состояние сознания, степень сознательности, которая обеспечивает улучшение эффективности деятельности.
Понятие преперцепции в работах В.Джеймса
Джемс выдвинул идею селективности внимания. Для Джеймса сознание представляло из себя приспособительный акт, созданный природой для выживания в меняющихся условиях. Сознание представляло из себя изменчивый, непрерывный поток функциональных актов. Поток обладает ограниченностью и выбором объектов, на который направляется, т.е. селективное свойство.
Механизмы внимания зависят от степени произвольности: непроизвольное - настройка органов чувств и т.д. – то есть то, что имеет приспособительное к раздражителю значение для достижения его большей отчетливости. Произвольное внимание – состояние преперцепции, готовность по отношению к среде. Далее см выше.
Моторные теории внимания Т.Рибо и Н.Н.Ланге
Рибо ориентировался при построении своей теории на принципы и методы естествознания, на представления о рефлекторных механизмах и моторных началах психики, ее социальной природе. Рибо в своей двигательной теории предпринял попытку устранить внимание, сводя его к рефлекторным установкам.
Рибо считает, что внимание существует в двух основных, существенно различных формах: одна из них – внимание непроизвольное, естественное; другая – внимание произвольное, искусственное.
Первая есть форма внимания настоящая, первоначальная, основная. Вторая представляет собой лишь подражание, результат внимания, дрессировки, увлечения чем-либо. Будучи подвержено колебаниям и влиянию случайностей, произвольное внимание опирается исключительно на внимание непроизвольное, из которого оно вырабатывается всецело. Произвольное внимание Рибо считает усовершенствованным аппаратом внимания непроизвольного, продуктом цивилизации.
Рассматривая непроизвольное внимание, Рибо отмечал, что внимание сопровождается физическими и физиологическими состояниями организма. Рибо особо подчеркивал значение физиологического сопровождения психических процессов, поэтому его концепцию можно назвать психо-физиологической (моторной). Как чисто физиологическое состояние внимание включает комплекс дыхательных, двигательных и других произвольных и непроизвольных реакций. Состояние сосредоточенности сопровождается также движениями всех частей тела: лица, туловища. Основную роль движений объяснял так: движение поддерживает и усиливает состояние сознания. Для органов чувств – зрения и слуха – внимание означает сосредоточение и задержку движений. Усилие, которое мы прилагаем, сосредотачивая внимание, всегда имеет физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а отвлечение связано с мышечным переутомлением.
Н.Н.Ланге выдвинул моторную теорию внимания, движение рассматривалось им как условие, не только сопровождающее, но и улучшающее восприятия. Воля – это импульс, предшествующий любому сознательному движению. Этот импульс не осознается человеком, осознается лишь само движение в виде сопровождающих его суммы «обратных ощущений».
При этом во внимании он выделял три основные его формы: рефлекс, инстинкт и волевую форму внимания.
Рефлективным вниманием он называл все те движения, служащие для лучшего восприятия раздражений, которые возникают как рефлексы от ощущения этих раздражений.
Инстинктивные движения отличаются тем, что между ощущением и движением вставляется особое психическое состояние, которое называется инстинктивными эмоциями или влечениями.
Волевое внимание отличается тем, что при нем цель процесса уже заранее известна субъекту. При этом необходимо отметить три особенности волевого внимания: это его иллюзорный характер, то, что почти всякий акт внимания состоит из ряда последующих друг за другом стадий, волевое внимание сопровождается чувством усилия.
Теории внимания в отечественной психологии. Высшие и низшие формы внимания по Л.С. Выготскому. Интериоризация как психологический механизм формирования произвольного внимания.
Внимание имеет высшие и низшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, вторые – произвольным. Непосредственное внимание – также более низкая форма его развития, чем опосредствованное.
Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.
Итак, история развития внимания ребенка, по мнению Л.С.Выготского, есть история развития организованности его поведения. Эта история начинается с самого момента рождения. Первоначальное внимание ребенка осуществляется при помощи наследственных нервных механизмов, организующих протекание его рефлексов по принципу доминанты. При этом следует учитывать, по мнению Выготского, что у новорожденного есть только две доминанты – пищевая и связанная с переменой положения. Этот процесс занимает преобладающее место в первые годы жизни ребенка в дальнейшем как бы отступает на задний план по сравнению с новыми процессами развития внимания, качественно отличными именно по типу именно процессами культурного развития внимания. Под культурным развитием внимания понимается в данном случае эволюция и изменение самих приемов направления и работы внимания, овладение этими процессами и подчинение их власти человека.
Следовательно, в истории внимания можно наметить две основные линии развития: линию натурального развития внимания и линию культурного развития внимания.
Культурное развитие внимания начинается, строго говоря, тоже в самом раннем возрасте ребенка, при первом же социальном контакте между ребенком и окружающими его взрослыми людьми.
Ключ к генетическому пониманию произвольного внимания заключается, таким образом, в том положении, что корни этой формы необходимо искать не внутри, а вне личности ребенка. Само по себе органическое, или натуральное, развитие внимания никогда бы не привело бы к развитию произвольного внимания. Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием». Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание.
С возрастом внимание ребенка улучшается, однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более натурального внимания. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место среди всех его видов.
Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают начиная с дошкольного возраста и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию. Эта тенденция как раз и связана с тем, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.
Л.С. Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание - это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.
Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала – в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем – и в отношении самого себя.
Общая последовательность культурного развития внимания по Выготскому состоит в следующем: Сначала люди действуют по отношению к ребенку, а затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя. Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы-указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, то есть обращать внимание взрослых на интересующий его предмет.
Интериоризация – процесс формирования внутренних структур психики, обусловливаемый усвоением структур и символов внешней социальной деятельности. В отечественной психологии интериоризация трактуется как преобразование предметной структуры деятельности в структуру внутреннего плана сознания. В онтогенезе выделяются такие стадии интериоризации:
взрослый словом действует на ребенка, побуждая что-то сделать;
ребенок перенимает способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого;
ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.
Позднее понятие интериоризации было распространено Гальпериным на формирование умственных действий.
Теория внимания П.Я. Гальперина.
При взгляде на психику, главной функцией которой является ориентировка, Гальперин пришел к выводу, что внимание это особая психическая функция, важная в разных формах приспособления, функция контроля, возникающая как результат развития и трансформации особого действия контроля, которое интериоризовано и автоматизировано в процессе генеза. Внимание человека - это внутренний, свернутый, планомерный, автоматизированный контроль (но не всякий контроль есть внимание, а внимание - это всегда контроль). Поэтому можно формировать внимание через формирование контролирующее действие какого-то процесса, которое проходя все стадии становится сформированным.
Традиционно в психологии отрицается существование внимания по двум группам факторов:
1. Внимание никогда не выступает как самостоятельный процесс, а только как сторона этого процесса,
2. Внимание не имеет самостоятельного продукта.
Однако, взгляд на эту проблему П.Я.Гальперина со стороны исследования умственных действий позволяет говорить о внимании как о функции психического контроля, формирующееся из внешнего контроля за предметным содержанием. Акт внимания, однако, существует лишь тогда когда сформировалось умственное действие, а не существует развернутая предметная деятельность сама требующая сложившихся раннее форм внимания.
Контроль может улучшать деятельность, поскольку осуществляется с помощью меры, образца (предваряющего образа). Использование этого образца объясняет избирательность и положительное влияние внимание на всякую деятельность. Таким образом можно решить вопрос о произвольном внимании, которое является планомерным контролем за действием, выполняемым на основе предварительно составленного плана, с помощью заранее установленных критериев и способов их применения. Это действие по происхождению является общественным и предполагает участие речи в его организации и в этом смысле оно свободно (произвольно) от свойств объекта и от преходящих состояний субъекта. Непроизвольное внимание также является контролем, но не планомерным, а идущим за логикой объекта.
Итак, основные положения концепции П. Я. Гальперина сводятся к следующему:
1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека.
2. По своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.
3. В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата.
4. Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.
5. Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, ^еры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.
6. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т. е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.
7. Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.
8. Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий.
Развитие внимания в онтогенезе. Прикладные аспекты изучения внимания.
Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые – произвольным. Непосредственное внимание – это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное.
Последовательность основных этапов развития детского внимания в том виде, как она выглядит по данным соответствующих наблюдений и экспериментальных исследований:
1. Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.
2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.
3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.
4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.
5. Четыре с половиной – пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.
6. Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).
7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.
Практическое значение исследований механизмов внимания трудно переоценить. Особую важность они имеют для трех областей практической психологии.
Первая – педагогическая психология и коррекционная педагогика. Практика показывает, что большинство проблем, которые возникают у школьников, связаны с функцией внимания и организацией своей деятельности.
Вторая – клиническая психология и психологические проблемы реабилитации больных с нарушениями внимания.
Третья – психология труда. Организация сложных видов деятельности, например управление воздушным движением, требует значительных затрат ресурсов внимания. Ошибки отвлечения в таких видах деятельности обычно дорого обходятся. Не случайно последние исследования внимания связываются с изучением ошибок в профессиональной деятельности и поиском путей их устранения.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Методичка к гоСам содержание
- Ощущения и восприятие Понятие об ощущениях. Классификация ощущений
- Специфика ощущений различных модальностей
- Восприятие: понятие, свойства, классификация
- Внимание и память Общее представление о внимании
- Проблема внимания в когнитивной психологии
- Общее представление о памяти
- Произвольное и непроизвольное запоминание (а.А.Смирнов, п.И.Зинченко).
- Непосредственное запоминание (опыты г.Эббингауза). Кривая забывания.
- Мышление и речь Понятие о мышлении
- Мышление и речь
- Методы исследования мышления и речи
- Методология и методы психолого-педагогических исследований Современное научное знание о методологии (понятие, уровни научного подхода)
- Основные методологические принципы психологии
- Классификация методов психологического исследования
- История психологии История происхождения психологических идей
- Основные исторические этапы европейской психологической мысли. Становление предмета психологии
- Истоки экспериментальной психологии и влияние физиологии на психологию.
- Психология личности Мотивационно-потребностная сфера человека
- Функции мотива
- Общие представления о эмоциональной сфере
- Возрастная психология Предмет, задачи, методы возрастной психологии и ее связь с другими науками
- Исторический очерк и проблемы периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии
- Психическое развитие ребенка младенческого и раннего возраста
- Развитие психики в дошкольном возрасте
- Психология младшего школьного возраста
- Психологические особенности подростков
- Психология юношеского возраста
- Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет)
- Старший школьный возраст
- Кризис 17 лет
- Юность (от 17 до 20-23 лет)
- Психология зрелого возраста, старения и старости
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация развития:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- Социальная психология Предмет социальной психологии, методология и методы социально-психологического исследования, место социальной психологии в системе наук о человеке и обществе
- История формирования социально-психологических идей
- Специфика изучения личности в социальной психологии
- Психология общения и межличностных отношений
- Общие проблемы исследования малой группы в социальной психологии
- Проблематика психологии больших социальных групп, их классификация
- Психодиагностика Научная психодиагностика и психодиагностическая практика
- Психометрические основы психодиагностики
- Психодиагностика личности
- Психологическая служба в образовании
- Основы психологии семьи и семейного консультирования Семья в современном обществе
- Детско-родительские отношения в семье
- Психологическая помощь семье
- Конфликтология Структура конфликта
- Функциональная направленность конфликтов в организации.
- Стратегия разрешения конфликтов
- Клиническая психология Предмет и структура медицинской психологии.
- Патопсихологические проявления нарушений мышления
- Специальная педагогика и специальная психология Учение л.С. Выготского о дефекте
- Дизонтогенез: понятие, виды, параметры
- Основы профориентологии Психологические основы профессиональной консультации
- Профессиональное самоопределение личности
- Психология труда Основные вопросы изучения профессий. Психологическая профессиография
- Понятие и формы работоспособности. Фазы изменения работоспособности в процессе труда. Приемы управления работоспособностью
- Психологическое консультирование Этапы психологического консультирования
- Техники профессиональной коммуникации в психологическом консультировании
- Психотерапия Основные психотерапевтические подходы и технологии
- Сравнительный обзор методов психологического лечения
- Психолого-педагогическая коррекция
- Маспо Общее представление о психологическом тренинге. Ведущий тренинговой группы
- Классификации тренинговых групп и их основания
- Методология социально-психологического тренинга
- I. Определение потребностей в обучении.
- II. Определение целей и задач обучения.
- III. Организация и планирование тренинга.
- IV. Проведение тренинга
- Общие основы педагогики Предмет и задачи педагогики. Основные категории педагогики
- Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками
- Педагогический процесс как система
- Методология педагогической науки
- Методы и логика педагогических исследований
- Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства
- История образования и педагогической мысли Педагогическая наука Западной Европы в период становления и развития индустриального общества
- Развитие русской педагогической мысли в период становления индустриального общества
- Развитие отечественной педагогической науки и практики воспитания в условиях советского общества
- Развитие новых концепций воспитания и демократической школы в России 80-90 годов
- Педагогическая психология Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль научного знания
- Психология научения. Научение детей в младенческом и раннем возрастах
- Психология учения. Проблема учебной деятельности в педагогической психологии, ее структура
- Современные концепции обучения.
- Социально-психологические аспекты воспитания
- Психология педагогической деятельности
- Социальная педагогика Девиация как социально-педагогическая проблема
- Классификация методов обучения.
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
- Сущность и содержание методов обучения.