logo
ГОС / МЕТОДИЧКА К ГОСАМ

Основы профориентологии Психологические основы профессиональной консультации

Профессиональная консультация как метод психологической помощи людям в процессиональном самоопределении, планировании профессиональной карьеры, а также преодолении трудностей профессиональной жизни

Профессиональная консультация — это метод психологической помощи людям в профессиональном самоопределении, планировании профессио­нальной карьеры, а также преодолении трудностей профессиональной жиз­ни.

В процессе профконсультирования могут быть решены следующие проблемы: 1) сложности в профессиональном самоопределении, 2) проблема при­годности профессии для человека, 3) проблемы профадаптации, 4) проблема реализации профессионально-личностного потенциала, 5) проблемы профес­сиональной стагнации, кризисов и конфликтов, 6) проблем профессионально­го роста и карьеры, 7) профессиональная реабилитация.

Различают две основные формы психологической работы с оптантом (или профконсультации): 1) адаптивную и 2) развивающую.

Наиболее распространенными видами адаптивной являются: Диагностическая профконсультации, которая базируется на трехфакторной теории профориентации Ф. Парсоиса; 2) Бихевиористская (воспитательная) концепция профконсультации основана на представлениях о более или менее однозначной обусловленности поведения человека набором внешних воздействий. Главная цель такой консультации — изучить индивидуальные особенности оптанта и организовать наиболее оптимальные условия для обучения. Психоаналитиче­ская консультация строится на принципах выявления подсознательных им­пульсов человека и подборе ему таких профессий, в которых они могли бы проявиться в наибольшей степени. Главным принципом такой консультации яв­ляется полный отказ от каких-либо приемов самовоспитания и саморазвития. Главное — принять себя таким как есть.

Классическими типами развивающей формы профконсультации являются: 1) Гуманистическая профконсультация - строится на общих для гуманистиче­ской психологии принципах создания особой ситуации взаимодействия оптанта и консультанта (центрированный на клиенте подход), включающей: полное "принятие" консультируемого, возможность свободных высказываний о себе и своих проблемах, что позволяет подойти к осознанному и самостоятельному принятию решения. 2) активизирующая профконсультация — она не исключает активности самого субъекта из процесса решения жизненно важной задачи, а рассматривается как главный фактор правильного выбора. Основной ее целью является активизация процесса формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению, ненавязчивое психологиче­ское сопровождение выбора профессии и подготовки к ней.

Принципы активизирующей профконсультации: реализация нового подхо­да к использованию и интерпретации психодиагностических методик, отказ от наращивания арсенала методик психодиагностики и сосредоточении основного внимания на разработке и применении специальных обучающих и коррекционных программ, принципа сотрудничества оптанта с консультантом, психологи­ческое сопровождение выбора профессии должно строиться на нормах и зако­нах психического развития человека

2. Принципы работы профконсультанта: ответственности, компетентности, добровольности, конфиденциальности, активности, позитивного эффекта, лояльности.

3. Основные направления профконсультярования: справочно-информационное, организационно-управленческий подход, адаптационное профконсультирование, стимулирующее профконсультирование, коррекционное профконсультирование, реабилитационное профконсультирование, манипулятивное профконсультирование.

4. Виды профконсультации.

По количественному признаку консультации могут быть индивидуальными и групповыми (размер группы зависит от целей консультаций и организацион­ных возможностей, но не должен превышать 30 человек).

Индивидуальная профессиональная консультация как процесс активного взаимодействия профконсультанта с клиентом с целью оказания помощи в ре­шении проблем профессионального самоопределения является основным видом деятельности консультанта. Главная задача профконсультанта - помочь клиен­ту сориентироваться и найти выход из проблемной ситуации, связанной с вы­бором профессии, дать человеку психологические средства разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением.

Справочно-информационная профконсультация направлена на информирование клиента по следующим вопросам; интересующие профессии и основ­ные качества, необходимые для работы по ним; предприятия и организации, где есть вакансии по конкретной профессии; возможности обучения и переобуче­ния по различным специальностям; конъюнктура рынка труда; возможности индивидуальной деятельности и организации малого бизнеса.

Диагностический компонент в разном объеме присутствует в любой проф­консультации. Объектом диагностики могут быть психофизиологические, ин­дивидуально-психологические особенности, социальная и профессиональная направленность консультируемого, мотивационная сфера. В профконсультировании основным предметом диагностики в той или иной степени является про­фессиональная пригодность.

Корреционная работа профконсультанта проводится на уровне профессиональных предпочтений, ожиданий, представлений о профессиональных перспективах консультируемого, некоторых социальных установок, она включается в процесс консультирования и не имеет определенного алгоритма.

Групповой профконсулътацией является любая форма по оказанию профориентационной помощи в условиях взаимодействия профконсультанта с группой. Такие консультации традиционно используются в профориентации школь­ников, они не являются типичными для деятельности служб занятости. Групповая консультация имеет свои преимущества: она позволяет экономить время консультанта; она эффективна как средство профессионального просве­щения и информирования, для повышения уровня психологической компетентности в вопросах выбора профессии и поиска работы.

Справочно-информационная групповая консультация выполняет прежде функцию просвещения клиента по основным вопросам выбора профессии, профессионального обучения и трудоустройства.

Традиционно в практике профориентации в ходе групповых консультаций клиенты получают информацию по следующим темам: "Мир профессий", "Человек и профессия", "Здоровье и выбор профессий" и др.

Диагностическая групповая консультация подходит для выполнения следующих задач: определения сформированное профессиональных планов клиентов, выявления уровня информированности в профессиональной сфере; изучению потребностно-мотивационной сферы консультируемых, их интересов, склонностей, мотивов выбора профессии; установления отдельных профессионально важных качеств (если группа подобрана по признаку ориентации на одну и ту же профессию либо на профессии сходного психологического профиля). Специфика групповой диагностики в большинстве случаев исключает интерпретацию индивидуальных результатов и рекомендации каждому конкрет­ному клиенту.

Развивающая групповая консультация предусматривает применение активных методов работы в группе. К ним относятся имитационные и карточные профориентационные игры, использование элементов социально-психологического тренинга, психотехнические игры и упражнения.

Схема профконсультирования

Подготовительный этап. Основная задача консультанта на данном этапе составить общее представление о проблеме клиента. Первый этап. Присоединение. Задача консультанта — наладить контакт с клиентом и помочь клиенту сформулировать свою профконсультационную проблему, то есть увидеть проблему глазами клиента. Второй этап. Основная задача - определение сути проблемы - выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмотре­ние проблемы клиента глазами специалиста и уточнение либо изменение предварительной гипотезы, определение пути совместного решения проблемы. Третий этап. Желаемый результат. Консультант и клиент совместно определяют конкретную цель и направление данной консультации. Четвертый этап. Альтернатива. Консультант и консультируемый совместно стремятся достичь определенной ими на предыдущем этапе цели, рассматривают различные варианты. Формирующая цель достигается с помощью профориентационных задач, совместного обсуждения различных ситуаций, а так же профориентационных игр.Пятый этап. Присоединение к будущему. На этом этапе происходит со­вместное подведение итогов консультации (окончательных: или промежуточ­ных). Главное - способствовать переходу клиента к активным действиям. Завершается консультация протоколированием следующих сведений:

Психодиагностика в профессиональном консультировании.

В практике профконсультирования широко используется развивающая психодиагностика. Применяются следующие методы: объективные тесты, тес­ты-опросники, методики субъективного шкалирования и самооценки, интерак­тивные методики, проективные методики, стандартизированное аналитическое наблюдение, приборные психофизиологические и аппаратурные поведенческие методики.

Совокупность конкретных методов психодиагностики определяет психо­диагностическое поле деятельности профконсультанта.

Направления работы профконсультанта в условиях современной школы.

Одной из приоритетных форм профконсультационной работы является ак­тивизирующая профконсультация. Для учащихся хорошо зарекомендовала сле­дующая схема консультирования:

  1. Выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений.

  2. Формирование образа "идеальной" профессии.

  3. Анализ мира профессий и конкретизация «идеального» образа в виде возможных вариантов профессий.

  4. Анализ психологических портретов реальных профессий.

  5. Изучение индивидуально-психологических особенностей клиента.

  6. Сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессий.

7. Уточнение профессии, разработка программы и способов овладения профессией.

Индивидуальное профконсультирование

До начала индивидуальных профконсультаций надо провести изучение профессиональных намерений и уровня развития некоторых способностей у школьников.

В целом вся профконсультационная работа должна строиться так, чтобы из диагностической она превратилась в диагностико-коррекционную. Все этапы консультации служат одной цели - активизировать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учётом полученных с помощью профконсультанта знаний о своих способностях и перспективах их развития.

Успех в решении психологических проблем всегда связан с выбором. По­этому диагностика ценностных ориентации человека дает возможность полу­чить представление о его проблемах, сопоставляя ценности между собой и с ре­альными условиями, в которых эти ценности могут находить или не находить свое утверждение. Такое сопоставление возможно с помощью методик, позво­ляющих ранжировать ценности или сравнивать представление о своих ценно­стях с реальным поведением.

Для ранжирования ценностей может быть представлен либо список ценно­стей (таких, например, как работа, образование, семья, материальное благополучие, здоровье, дружба, хобби, слава, богатство, власть и пр.), либо список высказываний типа: «Я бы хотел, чтобы моя работа ...»

Ранжирование ценностей позволяет определить, в чем совпадают личные ценности с общественными, с профессиональными и групповыми ценностями. Анализ конкретных ситуаций, связанных с выбором того или иного решения, позволяет сравнить реальные ценности с идеальными представлениями о своих ценностях. Выявление ценностных ориентации позволяет определить езаимоисключающие ценности, что именно человек игнорирует в ситуации выбора альтернативных ценностей, уточнить свои позиции в связи с возникающими проблемами, переоценить свои ценности. В ходе консультирования необходимо обращать внимание не только на противоречивость, но и на сформированность иерархии ценностных ориентации

Диагностика жизненных целей. Следующий шаг в построении жизненной перспективы - постановка жизненных целей: что именно и в какой период жиз­ни должно быть достигнуто. Консультируемому нужно представлять не только направление своей деятельности, но и идеальный результат в виде определенного события. Цели оцениваются с точки зрения конкретности и соответствия способностям и. возможностям. Жизненные планы - ответ на вопрос: какими средствами и в какие конкретные сроки можно реализовать поставленные цели. Консультант может оценить перспективу клиента по следующим критериям: 1)Продолжительность 2)Реалистичность 3)Оптимистичность 4) Согласованность 5)Дифференцированность

Диагностика профессиональных установок подростков. Активизирующие профконсультационные методики – профориентационные игры и упражнения

Понятие «профессиональная установка», выражает готовность индивида принимать профессионально важные решения.

Проблема надежного выявления профессиональных установок является и очень важной, и очень сложной. Осуществляется подобное выявление, как правило на основании профконсультационной беседы, но наиболее интересные результаты для выявления механизмов профессиональных установок и условий их формирования получены при использовании стандартизованных тестов, построенных на основе той или иной теоретической модели профессионального выбора.

В зарубежной психологии, прежде всего в рамках теории Д. Сьюпера, профессиональные установки изучены достаточно основательно. И для этапа выбора профессии они оснащены хорошим психодиагностическим аппаратом. Одной из наиболее рано созданных является методика „Шкала зрелости профессиональньгх установок" Дж. Крайтса (1974). По своей структуре она ориентирована на выявление 5 видов установок.

В исследовании Кондакова анализ ситуационно-специфических особенно-профессионального выбора был проведен на несколько других основани­ях, чем у Крайтса, который ориентировался на нормативное описание стадий профессионального развития. Основной парадигмой исследования Кондакова стало понятие субъективного восприятия индивидом окружающего мира в аспекте возможностей его познания и овладения, им. В результате этого исследования была разработана методика для выявления индивидуальных психологических особенностей подростков, определяющих процессуальную сторону профессионального выбора, а именно «Опросник профессиональных установок подростков»