Ощущения и восприятие Понятие об ощущениях. Классификация ощущений
Место ощущения в ряду других познавательных процессов
Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий и затем может произойти переход к мышлению, однако любое, даже наиболее развитое мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием. Через ощущения и восприятие мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением.
Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения - первичная форма ориентировки организма в окружающем мире (и в филогенезе и в онтогенезе): у животных, новорожденного, всегда эмоц. окрашены, соотносятся с объектами внешнего мира, порождают желания, побуждения, т.е. движения и действия реализуются ощущениями.
Проблема адекватности и специфичности ощущений
Философы-идеалисты нередко высказывали мысль о том, что подлинным источником нашей сознательной жизни являются не ощущения, а внутреннее состояние сознания, способность разумного мышления, заложенные от природы и независимые от притока информации, поступающей из внешнего мира. Эти воззрения легли в основу философии рационализма. Суть ее заключалась в том, что психические процессы не являются продуктом сложного исторического развития, и ее приверженцы ошибочно толковали сознание и разум не как результат сложной исторической эволюции, а как первичное, далее не объяснимое свойство человеческого духа.
Философы-идеалисты и многие психологи, разделяющие идеалистическую концепцию, нередко делали попытки отвергнуть, казалось бы, очевидное положение о том, что ощущения человека связывают его с внешним миром, и доказать обратное, парадоксальное положение, что ощущения отделяют человека от внешнего мира, являясь непреодолимой стеной между ним и внешним миром.
Это положение было выдвинуто философами-идеалистами (Д. Беркли, Д. Юм, Э.Мах), а психологи Мюллер и Г.Гельмгольц на его основе сформулировали теорию "специфической энергии органов чувств". Согласно этой теории, каждый из органов чувств (глаз, ухо, кожа, язык) не отражает воздействия внешнего мира, не дает информации о реальных процессах, протекающих в окружающей среде, а лишь получает от внешних воздействий толчки, возбуждающие их собственные процессы. Согласно этой теории, каждый орган чувств обладает своей собственной "специфической энергией", возбуждаемой любым воздействием, доходящим из внешнего мира. Так, достаточно нажать на глаз, воздействовать на него электрическим током, чтобы получить ощущение света; достаточно механического или электрического раздражения уха, чтобы возникло ощущение звука. Из этих положений делался вывод, что органы чувств не отражают внешних воздействий, а лишь возбуждаются от них, и человек воспринимает не объективные воздействия внешнего мира, а лишь свои собственные субъективные состояния, отражающие деятельность его органов чувств. Иначе говоря, это значит, что органы чувств не соединяют человека с внешним миром, а, наоборот, отделяют человека от него. Легко видеть, что эта теория приводила к утверждению: человек не может воспринимать объективный мир и единственной реальностью являются субъективные процессы, отражающие деятельность его органов чувств, которые и создают субъективно воспринимаемые "элементы мира".
В парадоксальной форме специализация органов чувств, или рецепторов, выражается в том, что и неадекватный раздражитель, воздействуя на определенный рецептор, может вызвать специфические для него ощущения. Так, сетчатка дает световые ощущения при воздействии на нее как светом, так и электрическим током или давлением ("искры из глаз сыплются" при ударе). Й. Мюллер выдвинул принцип специфической энергии органов чувств: все специфицированные ощущения находятся в определенном соотношении с гистологически специфицированными органами, их обусловливающими. На этой основе Мюллер выдвигает другую идею, согласно которой ощущение зависит не от природы раздражителя, а от органа или нерва, в котором происходит процесс раздражения, и является выражением его специфической энергии.
Рецепторная и рефлекторная трактовка процесса ощущения
Рефлекторная трактовка: Представление об активности процесса ощущения лежит в основе рефлекторной теории ощущений. В состав каждого ощущения входит движение, например в виде вегетативной реакции (сужение сосудов), иногда в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц). Установлено, что сложные ощущения, требующие различения или узнавания предмета вообще невозможны без активных движений.
Рецепторная трактовка. Ощущение может возникнуть лишь при воздействии предмета на орган чувств. Орган чувств (рецептор) - это анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела (глаз, ухо) или во внутренних органах и специализированный для приема воздействий раздражителей, т.е. физиологической основой ощущений является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на анализатор. Анализатор состоит из 3-х частей:
Периферического отдела (рецептора).
Афферентных (центростремительных нервов); эфферентных (центробежных нервов), т.е. путей, соединяющих периферический отдел анализатора с центральным.
Подкорковые и корковые отделы анализатора, где происходит переработка нервных импульсов. Для возникновения ощущения необходима сохранность всех частей анализатора. Способность иметь ощущения называется чувствительностью (зрительная, слуховая, осязательно-двигательная и т.д.)
Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия (свет, звук), и перерабатывает его в определенное возбуждение. Так, образуются:
тангорецеаторы, приспособленные к рецепции прикосновения;
густорецепторы – приспособлены для рецепции вкусовых раздражений;
стиборецепторы – приспособлены для обонятельных ощущений.
фоно- и фоторецепторы - приспособленные для рецепции звука и света.
Рецепторы делятся на:
экстероцепторы – расположены на поверхности тела и реагируют на внешние раздражители (зрительный, слуховой, кожный, вкусовой, обонятельный анализаторы);
проприоцепторы – расположены в мышцах и связках, которые служат для ощущения движения и положения органов тела, а также участвуют в определении свойств, качеств объектов, в частности при осязании их рукой и занимают промежуточное положение,
интероцепторы – расположены во внутренних органах и тканях и реагируют на изменения, происходящие внутри организма.
Системная организация сенсорной сферы человека
Особенности ощущений:
мономодальность (ощущения одного вида: н-р, зрительные, слуховые и т.д). Анализатор филогенетически приспособлен к отражению отдельных специфических форм движения материи, а данная анализаторная система не дает знаний о других формах движения (напр.зрительный анализатор не способен к непосредственному отражению звуковых или температурных свойств предмета.)
качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от другого (так зрительные ощущения характеризуются светлотой, насыщенностью, цветовым фоном, слух: тембром, высотой звука).
степень выраженности качества:
интенсивность ощущений определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора
продолжительность ощущений – это их временная характеристика, определяемая функциональным состоянием сенсорной системы, временем действия раздражителя и его интенсивностью. Ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое называется латентным или скрытым периодом ощущений.
последовательный образ – это след от раздражителя, который остается спустя некоторое время после его воздействия на органы чувств. Когда этот след соответствует по светлоте и цветовому тону первоначальному ощущению, он называется положительным последовательным образом, когда он изменяется в обратных отношениях - отрицательным последовательным образом.
локализованность - любой образ ощущений содержит элементы пространственного расположения раздражителя. Цвет, свет, звук соотносятся с источником; тактильные, болевые и температурные ощущения – с той частью тела, которые вызывают данные ощущения.
эмоциональный тон ощущения. В механизмах мозга природа дублирует сигналы, давая ему не только познавательную, но и эмоциональную нагрузку.
Различные основания для существующих классификаций.
Классификация ощущений может проводиться по разным основаниям. Издавна (Аристотель) принято различать пять основных видов (модальностей) ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация является правильной, хотя и не исчерпывающей. А.Р.Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам – систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения – с другой).
Так, ощущения классифицируют:
по месту расположения рецепторов;
по наличию или отсутствию непосредственных контактов с раздражителем, вызывающим ощущение;
по модальности (виду) раздражителя;
по времени возникновения в ходе эволюции.
По месту расположения рецепторов, согласно классификации Шеррингтона (систематическая классификация), ощущения делятся на три основных класса ощущений:
экстероцептивные – возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела;
проприоцептивные (кинестетические) – благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках;
интероцептивные (органические) – сигнализирующие с помощью специализированных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений, относятся к числу наименее осознаваемых.
По наличию или отсутствию непосредственных контактов с раздражителем, экстероцептивные ощущения делятся на:
дистантные – отсутствует контакт рецептора с раздражителем – зрительные, слуховые;
контактные – ощущения возникают при непосредственном контакте рецептора с раздражителем – осязательные, вкусовые; обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между этими подклассами.
По модальности (виду) раздражителя делят на:
механическую чувствительность – осязательные, кинестетические ощущения);
акустическую чувствительность – обусловлена колебаниями твердого тела;
химическую чувствительность – обоняние, слух;
термическую;
оптическую.
По времени возникновения в ходе эволюции согласно генетической классификации ощущений английского невролога Хэда, ощущения делят на:
протопатическую чувствительность – более древняя, примитивная (эмоциональная окраска ощущения): отражают скорее субъективные состояния, чем объективные процессы – болевая чувствительность, голод;
эпикритическую чувствительность – более молодая (рациональная окраска ощущения) – осязательные, слуховые и зрительные.
Эпикритическая система тормозит протопатическую.
Взаимодействие органов чувств
Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, не является постоянной и изменяется под влиянием ряда физиологических и психологических условий, среди которых особое место занимает явление адаптации.
Под адаптацией, или приспособлением, понимается изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя.
Можно различать три разновидности этого явления.
1. Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя. В случае действия постоянных раздражителей ощущение имеет тенденцию к угасанию. Например, легкий груз, покоящийся на коже, вскоре перестает ощущать
2. Адаптацией называют также другое явление, близкое к описанному выше, которое выражается в притуплении ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. Например, при погружении руки в холодную виду интенсивность ощущения, вызываемого холодовым раздражителем, снижается.
Описанные два вида адаптации можно объединить под общим термином негативная адаптация, поскольку результатом их является снижение чувствительности анализаторов.
3. Адаптаций называют повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адаптации, свойственный некоторым видам ощущений, можно определить как позитивную адаптацию. Например, в температурных ощущениях позитивная адаптация обнаруживается тогда, когда предварительно охлажденная рука чувствует тепло, а предварительно нагретая – холод при погружении в воду одинаковой температуры.
Адаптационное регулирование уровня чувствительности в зависимости от того, какие раздражители (слабые или сильные) воздействуют на рецепторы, имеет огромное биологическое значение. Адаптация помогает посредством органов чувств улавливать слабые раздражители и предохраняет органы чувств от чрезмерного раздражения в случае воздействия на них необычайно сильных раздражителей.
Интенсивность ощущения зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.
В литературе описаны многочисленные факты изменения чувствительности, вызнанные взаимодействием ощущений. Так, чувствительность зрительного анализатора изменяется под влиянием слухового раздражения.
В общем, все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, находит свое проявление в двух противоположных процессах: повышение и понижение чувствительности. Общая закономерность здесь состоит в том, что слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность другой системы, а сильные – понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.
Сенсибилизация. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией. Сенсибилизация всегда есть повышение чувствительности.
Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Явление синестезии наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы.
Пороги ощущений
Порог ощущения – это психологическая зависимость между интенсивностью ощущения и силой вызываемого раздражителя. Исследования по психофизике установили, что не всякий раздражитель вызывает ощущения. Мы не слышим множества вибраций окружающих нас тел, не ощущаем пылинки, оседающие на нашу кожу. Чтобы ощущение возникло, нужна некоторая известная минимальная интенсивность раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, которая называется нижним абсолютным порогом ощущений.
Раздражители меньшей силы называются подпороговыми и не вызывают ощущений и не передаются в кору головного мозга. Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора.
Абсолютная чувствительность анализатора ограничивается не только нижним, но и верхним порогом ощущения. Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой ощущения либо исчезают, либо качественно меняются (например превращается в болевое при увеличении громкости звука).
Структура и проблематика современной психофизики
Наличие зависимости ощущений от внешних раздражений заставляет поставить вопрос о характере этой зависимости, т.е. об основных закономерностях, которым она подчиняется. Это центральный вопрос так называемой психофизики. Ее основы заложены исследованиями Э.Вебера и Г.Фехнера. Оформление она получила в "Элементах психофизики" (1859) Фехнера, оказавших значительное влияние на дальнейшие исследования. Основной вопрос психофизики – это вопрос о порогах. Различают абсолютные и разностные пороги ощущения или пороги ощущения и пороги различения.
Понятие о пороге сенсорных процессов
Порог ощущения – это психологическая зависимость между интенсивностью ощущения и силой вызываемого раздражителя. О порогах см.выше и далее.
Чувствительность и ее измерение
Чувствительность – это общая способность к ощущению, величина обратнопропорциональная порогу ощущения. Исследования по психофизике установили прежде всего, что не всякий раздражитель вызывает ощущение. Он может быть так слаб, что не вызовет никакого ощущения. Нужна известная минимальная интенсивность раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение. Эта минимальная интенсивность раздражения называется нижним абсолютным порогом. Нижний порог дает количественное выражение для чувствительности: чувствительность рецептора выражается величиной, обратно пропорциональной порогу. Чем сильнее раздражители, вызывающие ощущения, тем ниже способность организма реагировать на эти раздражители. Чем меньше величина абсолютного порога, тем выше чувствительность.
Управляемость органов чувств. Влияние задачи и специфических видов деятельности на чувствительность
А.Р. Лурия выделяет две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации: первая носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме; вторая – временный характер и зависит от экстренных воздействий на состояние субъекта – физиологических и психологических. Возраст субъекта отчетливо связан с изменением чувствительности.
Часто в случае нарушения деятельности одного анализатора наблюдается повышение чувствительности других. Это говорит о том, что чувствительность того или иного анализатора во многом зависит от характера деятельности человека, от упражнений. Так, глаз художника намного тоньше замечает различные оттенки цвета и т.д.
Зная закономерности изменения чувствительности органов чувств, можно путем применения специальным образом подобранных побочных раздражителей сенсибилизировать тот или иной рецептор, т.е. повышать его чувствительность.
Абсолютные пороги и методы их определения
Абсолютный порог ощущения – минимальный раздражитель, вызывающий ощущение. Методы определения порогов:
метод установки или метод средней ошибки. Состоит в том, что испытуемый сам изменяет интенсивность раздражителя, то увеличивая, то уменьшая ее до тех пор, пока не получит едва заметного ощущения вообще (при определении абсолютного порога) или ощущения, равного по силе некоторому другому заданному (при определении разностного порога).
метод границы или метод минимальных изменений предусматривает определение искомой величины (абсолютного или разностного порога) путем предъявления испытуемому лицу последовательного ряда раздражителей, постепенно, минимальными и равными ступенями, возрастающей и убывающей интенсивности. При этом один раз раздражения предъявляются по убывающей интенсивности их, меняясь от ощущения явно заметного, а другой раз – по возрастающей – от неощущаемого.
главный психофизический метод – метод постоянных раздражений или метод истинных и ложных случаев. Раздражители различной интенсивности предъявляются испытуемому в беспорядочной последовательности. Если дело идет об определении разностного порога, раздражители эти предъявляются, чередуясь с нормальными. От испытуемого требуется при этом оценить, кажется ли ему переменный раздражитель больше нормального или меньше его или же кажется равным раздражителю нормальному. В случае определения абсолютного порога испытуемый просто должен говорить, ощущает он или не ощущает предъявленное ему раздражение.
Пороги различения и методы их определения
С помощью органов чувств мы можем не только констатировать наличие или отсутствие того или иного раздражителя, но и различать раздражители по их силе и качеству. Минимальное различение между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется порогом различения или разностным порогом. Чем разностный порог больше, тем различительная способность меньше и наоборот. Используется все вышеуказанные методы.
Обнаружение и различие сигнала на фоне шума
Все слышимые звуки разделяются на шумы и музыкальные звуки. Первые отражают непериодические колебания неустойчивой частоты и амплитуды, вторые – периодические колебания. Между музыкальными звуками и шумами нет, однако, резкой грани. Акустическая составная часть шума часто носит ярко выраженный музыкальный характер и содержит разнообразные тоны, которые легко улавливаются опытным ухом. Свист ветра, визг пилы, различные шипящие шумы с включенными в них высокими тонами резко отличаются от шумов гула и журчания, характеризующихся низкими тонами
Порог ощущения и порог реакции
Реакции организма, которые используются в качестве объективных индикаторов чувствительности:
реакции рецепторов. Применение этих реакций в качестве индикаторов чувствительности весьма ограничено, так как они позволяют судить только о состоянии периферического отдела анализатора.
Реакции корковых отделов анализаторов (вызванные потенциалы, изменение спонтанной электрической активности коры)
Различные компоненты ориентировочного рефлекса (сужение кровеносных сосудов конечностей, кожно – гальванический рефлекс, движение глаз и головы в направлении раздражителя)
Специальные адаптационные рефлексы (сужение зрачка на свет)
Безусловнорефлекторные реакции (улитко – зрачковый рефлекс)
Различные условнорефлекторные реакции, вырабатываемые в результате сочетания условного агента с различными специальными раздражителями.
Определение чувствительности с помощью непроизвольных реакции ведется общепринятыми психофизическими методами, обычно методом постоянных раздражений.
Понятие субсенсорной зоны
Субсенсорная зона – это зона чувствительности человека к неощущаемым раздражениям, зона неслышимых звуков, вызывающих реакцию организма. Существование этой зоны доказано в опытах Г. В. Гершуни.
Измерение вышепороговых ощущений. Прямые и косвенные методы
Основной психофизический закон
Наличие зависимости ощущений от внешних раздражений заставляет поставить вопрос о характере этой зависимости, т.е. об основных закономерностях, которым она подчиняется. Это центральный вопрос так называемой психофизики. Ее основы заложены исследованиями Э.Вебера и Г.Фехнера.
Порог различения характеризуется относительной величиной, постоянной для данного анализатора, называемая константой Вебера:
В психологии известны константы Вебера для разных органов чувств. Так как до Вебера эту закономерность выявил французский физик П. Бугер, то закон назвали законом Бугера-Вебера.
Немецкий физик Фехнер выразил зависимость интенсивности ощущения от силы раздражителя. Согласно этому положению, которое носит название основного психофизического закона, интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. Иначе говоря, при возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии (закон Вебера-Фехнера).
Американский психофизик С. Стивенс определил психофизику как науку об ответных реакциях организма на служащие стимулом формообразования внешней среды и вывел свой закон, опираясь также на закон Бугера-Вебера.
Спустя примерно полстолетия после открытия основного психофизического закона он вновь привлек к себе внимание и на основе новых экспериментальных данных породил дискуссию об истинном, точно выраженном математической формулой характере связи между силой ощущения и величиной раздражителя. Американский ученый С. Стивенс, тщательно изучив соответствующую зависимость, пришел к выводу о том, что основной психофизический закон выражается не логарифмической, а степенной кривой. Эта закономерность получила название закона Стивенса.
Спор о том, какой из законов – логарифмический или показательный – лучше всего выражает истинную связь раздражителя и ощущения, так и не завершился успехом той или другой из ведущих дискуссию сторон. Если пренебречь чисто психофизическими тонкостями этого спора, то оба закона по своему психологическому смыслу окажутся весьма близкими: тот и другой утверждают, во-первых, что ощущения меняются непропорционально силе физических стимулов, действующих на органы чувств, и, во-вторых, что сила ощущений растет гораздо медленнее, чем величина физических стимулов.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Методичка к гоСам содержание
- Ощущения и восприятие Понятие об ощущениях. Классификация ощущений
- Специфика ощущений различных модальностей
- Восприятие: понятие, свойства, классификация
- Внимание и память Общее представление о внимании
- Проблема внимания в когнитивной психологии
- Общее представление о памяти
- Произвольное и непроизвольное запоминание (а.А.Смирнов, п.И.Зинченко).
- Непосредственное запоминание (опыты г.Эббингауза). Кривая забывания.
- Мышление и речь Понятие о мышлении
- Мышление и речь
- Методы исследования мышления и речи
- Методология и методы психолого-педагогических исследований Современное научное знание о методологии (понятие, уровни научного подхода)
- Основные методологические принципы психологии
- Классификация методов психологического исследования
- История психологии История происхождения психологических идей
- Основные исторические этапы европейской психологической мысли. Становление предмета психологии
- Истоки экспериментальной психологии и влияние физиологии на психологию.
- Психология личности Мотивационно-потребностная сфера человека
- Функции мотива
- Общие представления о эмоциональной сфере
- Возрастная психология Предмет, задачи, методы возрастной психологии и ее связь с другими науками
- Исторический очерк и проблемы периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии
- Психическое развитие ребенка младенческого и раннего возраста
- Развитие психики в дошкольном возрасте
- Психология младшего школьного возраста
- Психологические особенности подростков
- Психология юношеского возраста
- Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет)
- Старший школьный возраст
- Кризис 17 лет
- Юность (от 17 до 20-23 лет)
- Психология зрелого возраста, старения и старости
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация развития:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- Социальная психология Предмет социальной психологии, методология и методы социально-психологического исследования, место социальной психологии в системе наук о человеке и обществе
- История формирования социально-психологических идей
- Специфика изучения личности в социальной психологии
- Психология общения и межличностных отношений
- Общие проблемы исследования малой группы в социальной психологии
- Проблематика психологии больших социальных групп, их классификация
- Психодиагностика Научная психодиагностика и психодиагностическая практика
- Психометрические основы психодиагностики
- Психодиагностика личности
- Психологическая служба в образовании
- Основы психологии семьи и семейного консультирования Семья в современном обществе
- Детско-родительские отношения в семье
- Психологическая помощь семье
- Конфликтология Структура конфликта
- Функциональная направленность конфликтов в организации.
- Стратегия разрешения конфликтов
- Клиническая психология Предмет и структура медицинской психологии.
- Патопсихологические проявления нарушений мышления
- Специальная педагогика и специальная психология Учение л.С. Выготского о дефекте
- Дизонтогенез: понятие, виды, параметры
- Основы профориентологии Психологические основы профессиональной консультации
- Профессиональное самоопределение личности
- Психология труда Основные вопросы изучения профессий. Психологическая профессиография
- Понятие и формы работоспособности. Фазы изменения работоспособности в процессе труда. Приемы управления работоспособностью
- Психологическое консультирование Этапы психологического консультирования
- Техники профессиональной коммуникации в психологическом консультировании
- Психотерапия Основные психотерапевтические подходы и технологии
- Сравнительный обзор методов психологического лечения
- Психолого-педагогическая коррекция
- Маспо Общее представление о психологическом тренинге. Ведущий тренинговой группы
- Классификации тренинговых групп и их основания
- Методология социально-психологического тренинга
- I. Определение потребностей в обучении.
- II. Определение целей и задач обучения.
- III. Организация и планирование тренинга.
- IV. Проведение тренинга
- Общие основы педагогики Предмет и задачи педагогики. Основные категории педагогики
- Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками
- Педагогический процесс как система
- Методология педагогической науки
- Методы и логика педагогических исследований
- Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства
- История образования и педагогической мысли Педагогическая наука Западной Европы в период становления и развития индустриального общества
- Развитие русской педагогической мысли в период становления индустриального общества
- Развитие отечественной педагогической науки и практики воспитания в условиях советского общества
- Развитие новых концепций воспитания и демократической школы в России 80-90 годов
- Педагогическая психология Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль научного знания
- Психология научения. Научение детей в младенческом и раннем возрастах
- Психология учения. Проблема учебной деятельности в педагогической психологии, ее структура
- Современные концепции обучения.
- Социально-психологические аспекты воспитания
- Психология педагогической деятельности
- Социальная педагогика Девиация как социально-педагогическая проблема
- Классификация методов обучения.
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
- Сущность и содержание методов обучения.