Истоки экспериментальной психологии и влияние физиологии на психологию.
В середине 19в. психология отстаивает право самостоятельной науки, пользуясь как методами математики и экспериментом. …Физиологи, проводя эксперименты над эффектами работы органов чувств, стали обрабатывать результаты своих экспериментальных данных. Отныне они имели дело не с воображаемыми элементами бестелесной души, а с ее реальными реакциями на физические стимулы. Теперь предметом математических обобщений служили факты, доступные опытной проверке.
Гельмгольц - Труды в области физиологии посвящены изучению нервной и мышечной систем, физиологии зрения – предложил теорию аккомодации, занимался изучением цветового зрения. Занимаясь изучением чувств, принял за объяснительный принцип не энергетическое (молекулярное), а анатомическое начало. Именно на последнее он опирался в своей концепции цветного зрения. Исходил из гипотезы о том, что имеется три нервных волокна, возбуждение которых волнами различной длины создает ощущение основных цветов: красного, зеленого и фиолетового. Такой способ объяснения оказался непригодным, когда Гельмгольц от ощущений перешел к анализу восприятия целостных объектов в окружающем пространстве. Это побудило его ввести два новых фактора: а) движения глазных мышц; б) подчиненность этих движений особым правилам, подобным тем, по которым строятся логические умозаключения. Поскольку эти правила действуют независимо от сознания, Гельмгольц назвал их "бессознательными умозаключениями". Источником психического (зрительного) образа выступал внешний объект, в возможно более отчетливом видении которого состояла решаемая глазом задача. Выходило, что причина психического эффекта скрыта не в устройстве организма, а вне его.
Э. Вебер ‑ немецкий анатом и психофизиолог. Основные работы В. посвящены изучению чувствительности (главным образом кожной и мышечной). Открыл наличие закономерных соотношений между силой воздействия внешних физических раздражителей и вызываемыми ими субъективными реакциями — ощущениями (Вебера — Фехнера закон). Показав подчинённость психических явлений числу и мере, эти работы В. положили начало психофизике и экспериментальной психологии.
Т. Фехнер ‑ Развил идеи психофизики как особой науки, изучающей соотношения психических и физических явлений (связь между ними Ф. мыслил как психофизический параллелизм: зависимость психики от телесных воздействий – иллюзия.), применял математический язык для описания экспериментально установленных корреляций между ощущениями и вызывающими их раздражителями. Обратил внимание на то, что сходные эксперименты проводил за четверть века до него его соотечественник Э.Вебер, который ввел понятие об "едва заметном различии между ощущениями", оно не является одинаковым для всех видов ощущений. Появилось представление о порогах ощущений, т.е. о величине раздражителя, меняющего ощущение. В тех случаях, когда минимальный прирост величины раздражителя сопровождается едва заметным изменением ощущения, стали говорить о разностном пороге. Была установлена закономерность, гласящая: для того, чтобы интенсивность ощущения росла в арифметической прогрессии, необходимо возрастание в геометрической прогрессии величины вызывающего его стимула = закон Вебера-Фехнера. Психофизика же доказала, что в психологии и при отсутствии знаний о телесном субстрате могут быть строго эмпирически открыты законы, которым подвластны ее явления.
Методы математического измерения в психологии:
Выведенная Фехнером всеобщая формула, согласно которой интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя, стала образцом введения в психологию строгих математических мер.
В. Вундт – отец экспериментальной психологии (1879). Выдвинул идею создания экспериментальной психологии, план которой включал два направления исследований: а) анализ индивидуального сознания с помощью экспериментального контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувствами, представлениями; б) изучение "психологии народов", т.е. психологических аспектов культуры языка, мифов, нравов. Показал, что на основе экспериментов, объектом которых служит человек, психология может разрабатываться как самостоятельная наука. Предметом психологии В. считал непосредственный опыт — доступные самонаблюдению – интроспекцией, явления или факты сознания; однако высшие психические процессы (речь, мышление, воля) недоступны эксперименту, и он предложил изучать их культурно-историческим методом. Главная заслуга В. — внедрение в психологию экспериментального метода. В лаборатории В. изучались ощущения, время реакции, ассоциации, внимание, простейшие чувства. В дальнейшем теория В. подверглась критике. В. стал родоначальником психологии как самостоятельной дисциплины.
Гальвани ‑ основоположник электрофизиологии. Наблюдал сокращение мышц при соединении их металлом с нервами или спинным мозгом, обратил внимание на то, что мышца сокращается при одновременном прикосновении к ней двух разных металлов. Исследования Г. имели значение для медицинской практики и разработки методов физиологического эксперимента.
Галль Франц Йозеф - создатель френологии, считал, что различия в мозговых извилинах должны отражаться на внешней форме черепа — его «шишках», а по этим последним можно судить о психических способностях человека. Эти соображения и легли в основу френологии, получившей в 19 в. огромную популярность. Физиологические исследования показали несостоятельность френологии.
Титченер ‑ Под сознанием, нужно понимать совсем не то, о чем сообщает банальное самонаблюдение, свойственное каждому человеку. Сознание имеет собственный строй и материал, скрытый за поверхностью его явлений. Чтобы высветить этот строй, испытуемый должен справиться с неотвязно преследующей его "ошибкой стимула", выраженной в смешении психического процесса с наблюдаемым внешним объектом (стимулом этого процесса). Знание о внешнем мире оттесняет и затемняет "материю" сознания, "непосредственный опыт". Это знание оседает в языке. Поэтому вербальные отчеты испытуемых насыщены информацией о событиях и предметах внешнего мира. Нужен такой язык, который позволил бы говорить о психической "материи" в ее непосредственной данности.
Основные идеи отечественной психологии начала 20 века.
Сравнительная психология – Вагнер; восприятие и внимание - Н. Ланге; Наряду с поиском общих закономерностей протекания психологических процессов складывается дифференциальная П., изучающая с помощью измерительных методов индивидуальные различия между людьми (Ф. Гальтон, Великобритания; А. Бине, Франция; А. Ф. Лазурский, Россия; В. Штерн, Германия, и др.). Запросы практики — педагогической, медицинской, криминалистической, а затем во всё возрастающих масштабах практики капиталистического производства — придали этому направлению большую актуальность и популярность. С целью измерения умственных способностей и свойств личности широко применяются тесты.
На рубеже 19—20 вв. в П. назревает кризис, который означал ломку старых понятий. Терпит крах представление о сознании как совокупности непосредственно переживаемых субъектом явлений. Акцент переносится на ориентацию человека в окружающей среде, на скрытые от сознания факторы его поведения.
Учение Павлова о высшей нервной деятельности способствовало разработке кардинальных проблем П. поведения.
Строительство сов. П. шло в тесном содружестве с развитием психофизиологических исследований в трудах Павлова, Бехтерева, А. А. Ухтомского, Л. А. Орбели, С. В. Кравкова, Н. А. Бернштейна и др..
Введенский: Полагая, что научная психология возможна лишь как описательная наука, считал её основным методом интроспекцию (самонаблюдение). В этой связи В. скептически относился к возможностям экспериментальной психологии, получившей развитие в то время.
Лосский: Главная задача философии, по Л., — построить «теорию о мире как едином целом» на основе, прежде всего религиозного опыта. Познание начинается тогда, когда на объект направляется серия «интенциональных» (целевых) актов — осознание, внимание и т.д.; в зависимости от характера объекта он познаётся посредством различных видов интуиции: интеллектуальной, чувственной или мистической.
Франк - Познание осуществляется не через активность познающего субъекта, а в акте самоуглубления.
Материалистическая традиция русского естествознания в психологии.
Сеченов - Утверждал принцип единства организма и среды, выдвигалась идея саморегуляции, неразрывно связанная с представлением о гомеостазе. Выдвинул положение о своеобразии рефлексов, центры которых лежат в головном мозге, и ряд идей, способствовавших последующему изучению головного мозга, показал, что поскольку рефлексы невозможны без внешнего раздражителя, то психическая деятельность стимулируется раздражителями, воздействующими на органы чувств. В учение о рефлексах было введено существенное дополнение: они ставились в зависимость не только от имеющихся раздражителей, но и от прежних воздействий. Сохранение следов в центральной нервной системе выступало как основа памяти, торможение — как механизм избирательной направленности поведения, работа «усиливающего механизма мозга» — как субстрат мотивации. = материалистическое понимание психики.
И.П. Павлов ‑ безусловный рефлекс — сравнительно стабильная врождённая реакция организма, присущая всем представителям данного вида, то условный рефлекс — новоприобретение организма, результат накопления им индивидуального жизненного опыта.
Учение П. о типах нервной системы, которое зиждется на представлении о силе, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения (сильный, безудержный, возбудимый; сильный, уравновешенный, инертный; сильный, уравновешенный, подвижный; слабый, что соответствует 4 греческим темпераментам: холерическому, флегматическому, сангвиническому и меланхолическому), развивает и ставит на прочную основу физиологию эксперимента эмпирического наблюдения врачей (начиная с Гиппократа) о темпераментах.
Экспериментальное обоснование и теоретическое осмысление получило и учение П. об анализаторах, о локализации функций в коре головного мозга, а также о системности в работе больших полушарий. Наконец, в учении о сигнальных системах П. показал специфическую особенность человека, заключающуюся в наличии у него, помимо первой сигнальной системы, общей с животными, также и второй сигнальной системы — речи и письма, то есть совокупности слышимых, произносимых и записанных словесных сигналов. Доминирование первой или второй сигнальной системы позволяет понять, по П., наличие у человека двух крайних типов ВНД — художественного или мыслительного.
В.М. Бехтерев ‑ В центре научных интересов Б. стояла проблема человека. Решение её ‑ создание широкого учения о личности, которое было бы основой воспитания человека и преодоления аномалий в его поведении. Такое учение Б. пытался построить через попытку создания комплексной науки о человеке и обществе — рефлексологии. Система знаний о человеке должна строиться объективно, на основе изучения отношений человека с окружающим его физическим, биологическим и особенно социальным миром. Бехтерев отстаивал мысль о воспитуемости, а не наследуемом характере рефлексов.
не существует врожденного рефлекса рабства или свободы, и утверждал, что общество как бы осуществляет социальный отбор, создавая нравственную личность, и, таким образом, именно социальная среда является источником развития человека. Наследственность же задает лишь тип реакции, но сами реакции воспитываются обществом. Им был разработан и обоснован метод генетического рефлексологического исследования – исследование младенцев, на воспитуемость рефлексов.
Ланге ‑ Выделил ряд стадий в психической эволюции, соотнося их с изменениями, претерпеваемыми нервной системой. К ним он относил: стадию недифференцированной психики, недифференцированных ощущений и движений инстинктивного типа, стадию индивидуально-приобретенного опыта и, наконец, как качественно новую ступень – развитие психики у человека как социокультурного существа. С переходом к человеку психическая регуляция поведения меняется. Если у животных действует биологическая наследственность, то у людей передача от одного поколения к другому всей совокупности достигнутой культуры осуществляется через подражание и обучение, т.е. путем социальной преемственности. Разработал моторную теорию внимания: последнее, по Л., есть двигательная реакция организма, улучшающая условия восприятия.
Лазурский ‑ Разработал методику естественного эксперимента, которая впервые сближала психологическое исследование с непосредственной жизненной ситуацией. Работал над проблемами характерологии и классификации личностей.
Блонский ‑ процесс учения есть не просто усвоение извне даваемых знаний и способов деятельности, а развитие новых качеств на базе врождённых способностей ребёнка. Высказав верный тезис о том, что без знания возрастных особенностей детей нельзя построить удовлетворительную педагогику, он, однако, пришёл к механистическим выводам, согласно которым изменения в поведении ребёнка обусловлены влиянием среды и наследственности, а развитие его интеллекта должно повторять развитие человеческого рода и т.п. Б. предложил генетическую теорию памяти («Память и мышление», 1935), сохраняющую значение до сих пор и утверждающую, в частности, что в процессе усвоения главная роль принадлежит мышлению, а не памяти.
Г.И.Челпанов ‑ продолжал отстаивать как единственно допустимую в психологии такую разновидность эксперимента, которая имеет дело со свидетельствами наблюдений субъекта за состояниями собственного сознания = в субъективном методе. Феноменологический подход Ч. исходил из учения о "чистом" сознании, структура которого определяется духовными сущностями.
А.А.Ухтомский – учение о доминанте - системное образование, которое он называл органом, всякое сочетание сил, могущее привести при прочих равных условиях к одним результатам. Каждая наблюдаемая реакция организма определяется характером взаимодействия корковых и подкорковых центров, актуальными потребностями организма и историей организма как целостной системы. Мозг рассматривался как орган "предупредительного восприятия, предвкушения и проектирования среды". Доминанта – очаг возбуждения ЦНС.
Рефлексология ‑ представители Р. исходили из того, что нет ни одного процесса мысли, который не получал бы объективного проявления. В связи с этим изучались все рефлексы, протекающие с участием головного мозга («соотносительная деятельность»). Рассматривала психическую деятельность в связи с нервными процессами, привлекая для объяснения материалы физиологии высшей нервной деятельности.
Реактология (от: реакция и ... логия), направление в сов. психологии, трактовавшее психологию как «науку о поведении» живых существ. Р. была основана советским психологом К. Н. Корниловым. Центральным понятие реакции - универсальная для живых существ, наделённая психической характеристикой (у высших представителей животного мира), как ответ целого организма, а не одного органа. Задачей Р. ставилось изучение быстроты, силы и формы протекания реакции с помощью хронометрических, динамометрических и моторно-графических методов.
Психология (от психо... и ...логия), наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.
Марксистско-ленинская философия вносит коренные изменения в понимание предмета П., её метода и основных проблем. Вводя в П. понятие об отражении, она требует подходить к психическим явлениям как к особой форме отражения субъектом объективной реальности — того, что существует первично и независимо от него.
Главным предметом психологии является изучение психики человека и её высшей, специфически человеческой формы — сознания.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Методичка к гоСам содержание
- Ощущения и восприятие Понятие об ощущениях. Классификация ощущений
- Специфика ощущений различных модальностей
- Восприятие: понятие, свойства, классификация
- Внимание и память Общее представление о внимании
- Проблема внимания в когнитивной психологии
- Общее представление о памяти
- Произвольное и непроизвольное запоминание (а.А.Смирнов, п.И.Зинченко).
- Непосредственное запоминание (опыты г.Эббингауза). Кривая забывания.
- Мышление и речь Понятие о мышлении
- Мышление и речь
- Методы исследования мышления и речи
- Методология и методы психолого-педагогических исследований Современное научное знание о методологии (понятие, уровни научного подхода)
- Основные методологические принципы психологии
- Классификация методов психологического исследования
- История психологии История происхождения психологических идей
- Основные исторические этапы европейской психологической мысли. Становление предмета психологии
- Истоки экспериментальной психологии и влияние физиологии на психологию.
- Психология личности Мотивационно-потребностная сфера человека
- Функции мотива
- Общие представления о эмоциональной сфере
- Возрастная психология Предмет, задачи, методы возрастной психологии и ее связь с другими науками
- Исторический очерк и проблемы периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии
- Психическое развитие ребенка младенческого и раннего возраста
- Развитие психики в дошкольном возрасте
- Психология младшего школьного возраста
- Психологические особенности подростков
- Психология юношеского возраста
- Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет)
- Старший школьный возраст
- Кризис 17 лет
- Юность (от 17 до 20-23 лет)
- Психология зрелого возраста, старения и старости
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация развития:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- Социальная психология Предмет социальной психологии, методология и методы социально-психологического исследования, место социальной психологии в системе наук о человеке и обществе
- История формирования социально-психологических идей
- Специфика изучения личности в социальной психологии
- Психология общения и межличностных отношений
- Общие проблемы исследования малой группы в социальной психологии
- Проблематика психологии больших социальных групп, их классификация
- Психодиагностика Научная психодиагностика и психодиагностическая практика
- Психометрические основы психодиагностики
- Психодиагностика личности
- Психологическая служба в образовании
- Основы психологии семьи и семейного консультирования Семья в современном обществе
- Детско-родительские отношения в семье
- Психологическая помощь семье
- Конфликтология Структура конфликта
- Функциональная направленность конфликтов в организации.
- Стратегия разрешения конфликтов
- Клиническая психология Предмет и структура медицинской психологии.
- Патопсихологические проявления нарушений мышления
- Специальная педагогика и специальная психология Учение л.С. Выготского о дефекте
- Дизонтогенез: понятие, виды, параметры
- Основы профориентологии Психологические основы профессиональной консультации
- Профессиональное самоопределение личности
- Психология труда Основные вопросы изучения профессий. Психологическая профессиография
- Понятие и формы работоспособности. Фазы изменения работоспособности в процессе труда. Приемы управления работоспособностью
- Психологическое консультирование Этапы психологического консультирования
- Техники профессиональной коммуникации в психологическом консультировании
- Психотерапия Основные психотерапевтические подходы и технологии
- Сравнительный обзор методов психологического лечения
- Психолого-педагогическая коррекция
- Маспо Общее представление о психологическом тренинге. Ведущий тренинговой группы
- Классификации тренинговых групп и их основания
- Методология социально-психологического тренинга
- I. Определение потребностей в обучении.
- II. Определение целей и задач обучения.
- III. Организация и планирование тренинга.
- IV. Проведение тренинга
- Общие основы педагогики Предмет и задачи педагогики. Основные категории педагогики
- Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками
- Педагогический процесс как система
- Методология педагогической науки
- Методы и логика педагогических исследований
- Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства
- История образования и педагогической мысли Педагогическая наука Западной Европы в период становления и развития индустриального общества
- Развитие русской педагогической мысли в период становления индустриального общества
- Развитие отечественной педагогической науки и практики воспитания в условиях советского общества
- Развитие новых концепций воспитания и демократической школы в России 80-90 годов
- Педагогическая психология Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль научного знания
- Психология научения. Научение детей в младенческом и раннем возрастах
- Психология учения. Проблема учебной деятельности в педагогической психологии, ее структура
- Современные концепции обучения.
- Социально-психологические аспекты воспитания
- Психология педагогической деятельности
- Социальная педагогика Девиация как социально-педагогическая проблема
- Классификация методов обучения.
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
- Сущность и содержание методов обучения.