Дизонтогенез: понятие, виды, параметры
Понятие дизонтогенеза, его соотношение с аномальным развитием
В биологической и медицинской литературе широко используются такие понятия как онтогенез и дизонтогенез. В общебиологическом плане онтогенез рассматривается как индивидуальное развитие растительного и животного организма от момента зарождения до конца жизни. Различают пренатальный (до рождения) и постнатальный (после рождения) онтогенез. Как отмечал В.В. Ковалев, важнейшей составной частью постнатального онтогенеза является психический онтогенез, т.е. психическое развитие индивида. Наиболее интенсивный психический онтогенез приходится на детский и подростковый возраст, когда формируются отдельные психические функции и личность. Большие возможности для анализа возрастных закономерностей патогенеза и клиники психических заболеваний у детей и подростков дает теория периодизации, или этапности индивидуального развития, разработанная отечественными физиологами (Орбели, Волохов).
Исследования в области возрастной физиологии показывают, что в онтогенезе сменяются качественно различные этапы (или уровни) функционирования и реагирования головного мозга, причем новые формы реагирования не вытесняют старые, а преобразуют-подчиняют их (Ушаков, 1973, Ковалев, 1985). Опираясь на биогенетическую теорию этапности индивидуального развития, авторы выделяют четыре этапа:
моторный, охватывает первый год жизни ребенка, когда происходит становление моторных функций, их совершенствование и дифференциация;
сенсомоторный, от 1 до 3 лет, являющийся основой для развития первичных целенаправленных движений и активных форм общения;
аффективный от 3 до 12 лет;
идеаторный, предполагает развитие понятий, суждений умозаключений.
Психическое развитие ребенка и подростка протекает неравномерно. Резкие количественные и качественные изменения наблюдаются в переходные возрастные периоды, или периоды возрастных кризисов. В клинике эти периоды обозначаются в возрасте 2-4 года, 6-8 лет и пубертатном возрасте 12-18 лет. В эти кризисные периоды в связи с нарушением относительного физиологического и психологического равновесия особенно часто возникают и выявляются различные нарушения психического развития - психический дизонтогенез (Ковалев).
В 1927 году Швальбе впервые ввел термин «дизонтогенез» для обозначения отклонений во внутриутробном развитии организма. В.В. Ковалев употребляет понятие «психический дизонтогенез», применяя его к нарушениям психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства созревания структур и функций головного мозга.
Психический дизонтогенез может быть обусловлен биологическими (генетическими, экзогенно-органическими и др.), патогенными факторами, неблагоприятными социально- психологическими средовыми воздействиями, а также разнообразными сочетаниями биологических и социальных факторов.
Аномальное развитие (неправильное) - развитие, возникшее под воздействием патогенного фактора на организм ребенка и приведшего к такому ущербу, вследствие которого развитие без специальной помощи становится невозможным. В некоторых случаях аномальное развитие возникает вследствие неправильного воспитания: гиперопека, гипоопека, императивное, подправляющее, форсированное, - но только в том случае, если оно накладывается на ущербный биологический фонд.
Необходимо понимать, что каждый из видов воспитания имеет как отрицательные, так и положительные моменты.
Эволюционный подход в неврологии и психиатрии позволяет дифференцированно подойти к проблеме многих патологических расстройств у детей и подростков и разработать научно обоснованную классификацию вариантов психического дизонтогенеза.
В отечественной и зарубежной психиатрии и патопсихологии описаны различные варианты психического дизонотогенеза. Так, Г.Е. Сухарева (1959) выделяет три вида психического дизонотогенеза:
задержанное;
повреждённое;
искажённое развитие.
Л. Каннер (1955) называет 2 вида:
недоразвитие
искажённое развитие.
Ludz (1968) выделяет 5 типов нарушения психического развития:
необратимое развитие, которое автор связывает с моделью олигофрении;
дисгармоничное развитие с психопатией;
регрессирующее развитие с прогрессирующими дегенеративными заболеваниями;
альтернирующее развитие, включающее состояние асинхронии развития;
изменённое развитие, наблюдаемое при шизофреническом процессе.
Параметры дизонтогенеза по В.В. Лебединскому. Профиль психического развития аномального ребенка
В.В. Лебединский выделяет 6 основных видов психического дизонотогенеза:
психическое недоразвитие (олигофрения – ранее время поражения);
задержанное психическое развитие (ЗПР – замедление темпа развития);
повреждённое развитие (деменция - позднее);
дефицитарнос развитие (дети с нарушениями анализаторных систем);
искажённое развитие (ранний детский аутизм - РДА);
дисгармоничное развитие (дети с диспропорциональностью психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере - психопатия).
Необходимо помнить, что при одном и том же заболевании могут сосуществовать различные варианты дизонтогенеза. Например, при ДЦП (детский церебральный паралич) - может присутствовать дефицитарное развитие, задержанное, иногда и общее психическое недоразвитие.
В.В. Лебединский, разработав идеи Л.С. Выготского, выделяет 4 параметра дизонтогенеза, определяющих тип нарушения психического развития.
I параметр - связан с функциональной локализацией дефекта. Соответственно существует 2 вида дефекта - общий, вызванный нарушением взаимодействия регуляторных систем коры и подкорки, и частный, обусловленный недостаточностью отдельных функций.
II параметр - связан с временным фактором (время поражения). От него зависит характер нарушения психического развития. Временной фактор имеет исключительное значение в СПиКП.
Необходимо учитывать его взаимосвязь с силой патогенного воздействия.
В ходе психического развития каждая функция проходит через сензитивный период своего развития. В СПиКП понятие сензитивности шире, чем в возрастной психологии. Сснзитивные периоды - это «нежные периоды», когда функция наиболее уязвима по отношению к воздействию.
Учитывая кольцевую природу строения функций и их взаимосвязей, взаимозависимостей, взаимообусловленностей, можно сделать вывод о «профиле психического развития» аномальною ребёнка. Он состоит из функций: повреждённых, искажённых и сохранных.
III параметр - связан с учением Л.С. Выготского о системном строении нарушения и характеризует взаимоотношения между первичным и вторичным дефектами.
Необходимо помнить, что «...органический дефект уха или глаза реализуется как социальная ненормальность поведения...» (Л.С. Выготский).
IV параметр - связан с нарушением межфункционального взаимодействия в процессе аномального системогенеза. При полноценном онтогенезе существует три типа взаимодействия психических функций:
временная независимость, характерная для ранних этапов онтогенеза (например, мышление и речь)
ассоциативные связи, на основе которых разномодальные чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе пространственно-временной близости (например, образ дома).
иерархический тип взаимодействия, лежит в основе компенсаторной перестройки психических функций.
Понятие системогенеза. Гетерохронность: межфункциональная и внутрифункциональная
Системогенез - это основной закон (принцип) развития организма, согласно которому:
нервная система имеет поступательное развитие, резко опережающее по отношению к другим органам и системам;
функциональные системы формируются поэтапно, гетерохронно;
внутрисистемная гетерохронность представляет собой постепенное усложнение формирующейся функции;
межсистемная гетерохронность - это разновременная закладка и формирование разных функциональных систем;
каждая функция имеет хронологическую формулу развития.
При нарушении психическою развития вследствие воздействия патогенного фактора возникает нарушение системогенеза, что характеризуется возникновением диспропорций в психическом развитии.
Возникает асинхрония развития с присущими ей процессами ретардации (замедление, остановка формирования) и акселерация (бурное, ускоренное развитие функции в ущерб другой).
В связи с этим можно выделить следующие закономерности, присущие ребёнку с аномальным развитием:
1) снижение способности к приёму, переработке, хранение информации;
2) трудность (невозможность) словесного опосредования,
3) замедление процесса формирования понятий.
Также всем аномальным детям без исключения в той или иной степени присущи;
1) нарушения в развитии умственной сферы;
2) своеобразие развития речевой сферы;
3) недостатки развития двигательной сферы.
Виды дизонтогенеза (психическое недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие и дисгармоничное): понятие, суть, краткая характеристика
Необходимо коснуться проблемы нарушений психического развития, когда ребенок не усваивает необходимые умения, знания и навыки в те же сроки, что его сверстники. Однако если при задержке психического развития (особенно вызванной педагогической запущенностью) правильное воспитание и обучение могут способствовать нормализации жизни и учебы ребенка, то при недоразвитии (умственной отсталости) значение психолого-педагогических факторов значительно меньше.
Точный диагноз и понимание структуры поражения позволяют направить усилия психолога, педагога, родителей в нужное русло - преодоление задержки психического развития или социальную адаптацию умственно отсталого ребенка.
Задержка психического развития (ЗПР) - это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. Задержка психического развития является пограничным состоянием между нормой и дебильностью. Реальной проблемой становится различение возрастной нормы и задержки психического развития при поступлении ребенка в школу, а также в течение обучения в младших классах и подростковом возрасте.
Выделяют такие типы ЗПР как:
гармонический психофизический инфантилизм (ЗПР конституционального происхождения),
органический инфантилизм,
церебрально-органическая задержка,
соматическая задержка,
педагогическая микросоциальная запущенность.
В виду большой вариативности данной группы детей существует и множество подходов к их классификации. В целом для детей с ЗПР характерна личностная и эмоционально-волевая незрелость, что сочетается с выраженной зависимостью от мнения взрослых и сверстников. В следствие этиопатогенеза такой ребенок становится стойко неуспевающим, что приводит к формированию неадекватной самооценки, а также негативного отношения к нему со стороны учителя и одноклассников. Стремясь к гиперкомпенсации дети с ЗПР еще больше фиксируются на ранних этапах развития; у них возникают вторичные нарушения поведения и невротические расстройства. Задачей школьного психолога является выявление такого ребенка, определение типа задержки и постановка вопроса о рациональных методах его обучения.
Психическое недоразвитие
Олигофрения - это состояние общего недоразвития психики в результате наследственной обусловленности либо внутриутробного поражения головного мозга. В зависимости от степени нарушения выделяется дебильность, имбецильность и идиотия.
Олигофрения проявляется в тотальном нервно-психическом недоразвитии. Недоразвитие затрагивает не только интеллект ребенка, но и все остальные функции и психические процессы. У детей с олигофренией отмечается замедленное формирование двигательных навыков по сравнению с нормой: они позже, чем нормальные дети, начинают сидеть, ходить, в дальнейшем часто отмечается неточность зрительно-моторной координации, замедление скорости реакции.
Этиопатогенез олигофрении - генетические аномалии (болезнь Дауна, хромосомные аберрации и т.д.), около 10% недоразвития связано с нарушением активности ферментов. Также слабоумие возникает вследствие нарушения развития плода, в результате патогенного воздействия в раннем детстве (травмы, отравления, инфекции).
По степени тяжести олигофрения делится на:
дебильность, - легкая степень и самая многочисленная группа;
имбецильность - ребенок практически не обучаем;
идиотия - наиболее глубокая степень психического недоразвития, практически полное отсутствие мышления.
Поврежденное психическое развитие - это развитие психики ребенка с органическим поражением центральной нервной системы. К поврежденному психическому развитию можно отнести такие состояния, как минимальная мозговая дисфункция, нарушения межполушарного взаимодействия, локальные поражения головною мозга (например, речевые зоны коры), эпилепсия, прогрессирующие органические поражения ЦНС.
Минимальная мозговая дисфункция (ММД) - биологически обусловленная недостаточность функций нервной системы, приводящая к легким расстройствам поведения и снижению обучаемости.
Причины этой дисфункции - различные вредности, перенесенные в период внутриутробного развития (токсикоз, инфекционные заболевания у матери, алкогольная интоксикация в поздние сроки беременности), травмы во время родов и заболевания в течение первых лет жизни. Вследствие этих воздействий возникают локальные поражения мозга корковых и подкорковых отделов.
Проявления ММД многообразны и зависят от локализации дефекта. Основным симптомом является задержка и нарушение развития моторики: моторная неловкость, тики, гримасничанье, что обусловливает неуправляемость поведения. Ребенку присуща эмоциональная лабильность, высокая чувствительность к оценке, поэтому у них легко возникают вторичные нарушения: заикания, страхи, расстройства сна, формируется заниженная самооценка, обидчивость. Часто ММД сопровождается нарушением влечений: бродяжничество, агрессивность, сексуальная расторможенность.
Нужно отметить, что вследствие неблагоприятной социальной ситуации развития, перенесения травм, переутомления на фоне ММД может развиться эпилепсия, психопатия, неврозоподобные расстройства.
Межполушарная дисфункция - нарушение развития одного из полушарий головного мозга либо недостаточность взаимодействия между ними.
Неравномерность развития функций полушарий головного мозга также можно отнести к поврежденному психическому развитию. Ребенок с преобладающим развитием функции правого полушария (в некоторых случаях это сопровождается леворукостью) отличается своеобразным восприятием мира. У этих детей преобладает наглядно-образный тип мышления восприятия; в то же время логические соотношения, абстрактные схемы усваиваются значительно хуже. В младших классах это приводит к трудностям в усвоении математики, недостаточному пониманию лексико-грамматического анализа предложений.
При патопсихологическом обследовании у детей с доминированием правого полушария не отмечается нарушений со стороны работоспособности, внимания и памяти, возможно наличие эйдетического зрительного запоминания (100%-ное запечатление картинки со всеми деталями). Уровни достижения при выполнении интеллектуальных тестов неравномерные: высокие достижения при выполнении «Кубиков Кооса». «Матриц Равена» сочетаются с затруднениями в выполнении вербальных аналогий, определении понятий. Если расспросить ребенка о способе его мышления, то выясняется, что преобладает не «проговаривание», а "видение картинок». За счет этого поиск общих акономерностей осуществляется с трудом.
При доминировании левого полушария отмечается неспешность в ходе выполнения графических проб, заданий, требующих зрительного анализа и синтеза. Речь развита хорошо, отмечается некоторое недоразвитие эмоционального восприятия и слабость эмпатии, логика мышления не нарушена.
Во время психологической коррекции желательно обращать внимание на внешнее выражение эмоции, опознание эмоциональных состояний других людей, понимание логики их чувств и поступков. Позитивно влияет слушание музыки и отражение состояния музыки в рисунке. Существенные затруднения у детей этого типа наступают в подростковом возрасте, часто они предпочитают «общение» с компьютером, а не со сверстниками. Тренинги общения, эмпатии позволяют уменьшить проявления межполушарной дисфункции.
Следующим типом поврежденного психического развития является развитие детей, страдающих эпилепсией.
Эпилепсия - хроническое, склонное к постепенному ухудшению, нервно-психическое заболевание, характеризующееся судорожными расстройствами и специфическими психическими изменениями.
При собственно эпилепсии ее возникновение связано в основном с наследственной предрасположенностью, перенесенными органическими поражениями головного мозга. Эпилепсия, особенно в детском и подростковом возрасте, не всегда проявляется в виде больших судорожных припадков, часто встречаются атипичные расстройства.
Выделяют следующие формы поведения у детей с эпилепсией:
1) расторможенность, неусидчивость;
2) заторможенность, инертность психических процессов;
3) выраженное упрямство и негативизм;
4) проявление садистскою поведения и жестокости;
5) агрессивные и разрушительные действия;
6) аутоагрессивность.
Дисгармоническое психическое развитие - это такая форма нарушений развития, при которой отмечается недостаточность развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, при относительной сохранности остальных структур.
К дисгармоническому психическому развитию можно отнести такие варианты развития личности, как психопатии и невротическое развитие личности.
Психопатии - это аномалии развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности. Этиопатогенез психопатий может быть связан либо с генетическими, наследственными факторами, либо с воздействиями внешних повреждающих факторов в раннем детстве (родовые травмы, тяжелые инфекционные заболевания). Возможно также возникновение психопатий как реакция на длительные неблагоприятные воздействия со стороны родителей, создающих неадекватные стереотипы эмоционального реагирования.
Психопатии не имеют характера текущего болезненного развития, они - результат негармонического развития психического дизонтогенеза.
Существует множество разнообразных классификаций психопатий вследствие сложности механизма их возникновения и развития. Для детского возраста принята следующая систематика:
конституциональные, имеющие наследственное происхождение (шизоидные, эпилептоидные, циклоидные, психастенические истерические, неустойчивые);
органические, при которых аномалии характера развиваются вследствие патогенного воздействия на мозг в пренатальный и ранний постнатальный период (эпилептоидные, стероидные, возбудимые).
Шизоидная психопатия может уже проявляться в дошкольном и младшем школьном возрасте в виде нарушений контакта со сверстниками и необычностью интересов. Ребенок воспринимает окружающий мир как потенциальную опасность. Обычные раздражители воспринимаются как враждебные. Характерно выраженное стремление к логическому и абстрактному познанию окружающего мира (рано возникают интеллектуальные интересы - к физике, математике, чтению).
Эпилептоидная психопатия проявляется уже в 2-Зх-летнем возрасте в виде бурных и затяжных отрицательно окрашенных эмоциональных реакций. Дети и подростки этой формы чувствуют себя хорошо в стабильной режимной обстановке. Любые изменения приводят к эмоциональной разрядке (злоба, упрямство, ребенку присуща потребность в лидерстве и власти, педантичности, выраженная тревожность по поводу своего здоровья).
Циклоидный тип – чаще проявляется к среднему школьному возрасту и характеризуется немотивированными колебаниями настроения. Ребенок склонен к шуткам, озорству, риску; не переносит запреты; удовольствие вызывают громкие ритмичные звуки, яркие цвета, новые вкусовые ощущения. В подростковом возрасте возникают длительные периоды лени, слезливости, раздражительности, что сказывается на учебе и на отношениях с людьми. Особенно опасным является неосознанное стремление такого ребенка к самонаказанию при депрессии.
Психастенический тип (склонные к тревожности) - уже выявляется в 3-4 года. Характерны: навязчивый страх за жизнь и здоровье, боязнь нового (нарушение режима, переход в новый класс, школу реагирует привычной рвотой и повышением температуры).
Истероидный тип проявляется уже в дошкольном возрасте, чаще у девочек. Им характерна «жажда признания». Мир воспринимается как зрительный зал. Высокая активность направлена на самоутверждение.
Неустойчивый тип - чаще проявляется в младшем подростковом возрасте. Отмечается пониженная требовательность к внешним условиям, удовольствие достигается от быстрой езды в транспорте, что часто является причиной побегов из дома, присутствует полевое поведение, высокая внушаемость, поверхностность мышления. Мир воспринимается как источник удовольствий.
Возбудимая психопатия (органическая психопатия) - выявляется уже в 2х-летнем возрасте, присуща легкость возникновения эмоциональных реакций злости и агрессии на какие-либо ограничения.
К дисгармоничному развитию личности можно отнести:
невропатию (нарушение эмоционально-волевой сферы);
неврастению (повышенная утомляемость, раздражительность, нарушение сна, головные боли);
невроз – истерические и навязчивых идей.
Первопричина дисгармонического психического развития общая и кроется в нарушениях функционирования высшей нервной деятельности. Успешность социальной адаптации такого ребенка во многом зависит от родителей, учителя и психолога. Учащиеся с таким типом развития есть в каждой обычной школе, поэтому в задачи школьного психолога входит наблюдение за ребенком с целью предупреждения декомпенсации, а также помощь родителям и педагогам в осуществлении индивидуального подхода к нему.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Методичка к гоСам содержание
- Ощущения и восприятие Понятие об ощущениях. Классификация ощущений
- Специфика ощущений различных модальностей
- Восприятие: понятие, свойства, классификация
- Внимание и память Общее представление о внимании
- Проблема внимания в когнитивной психологии
- Общее представление о памяти
- Произвольное и непроизвольное запоминание (а.А.Смирнов, п.И.Зинченко).
- Непосредственное запоминание (опыты г.Эббингауза). Кривая забывания.
- Мышление и речь Понятие о мышлении
- Мышление и речь
- Методы исследования мышления и речи
- Методология и методы психолого-педагогических исследований Современное научное знание о методологии (понятие, уровни научного подхода)
- Основные методологические принципы психологии
- Классификация методов психологического исследования
- История психологии История происхождения психологических идей
- Основные исторические этапы европейской психологической мысли. Становление предмета психологии
- Истоки экспериментальной психологии и влияние физиологии на психологию.
- Психология личности Мотивационно-потребностная сфера человека
- Функции мотива
- Общие представления о эмоциональной сфере
- Возрастная психология Предмет, задачи, методы возрастной психологии и ее связь с другими науками
- Исторический очерк и проблемы периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии
- Психическое развитие ребенка младенческого и раннего возраста
- Развитие психики в дошкольном возрасте
- Психология младшего школьного возраста
- Психологические особенности подростков
- Психология юношеского возраста
- Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет)
- Старший школьный возраст
- Кризис 17 лет
- Юность (от 17 до 20-23 лет)
- Психология зрелого возраста, старения и старости
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация развития:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- Социальная психология Предмет социальной психологии, методология и методы социально-психологического исследования, место социальной психологии в системе наук о человеке и обществе
- История формирования социально-психологических идей
- Специфика изучения личности в социальной психологии
- Психология общения и межличностных отношений
- Общие проблемы исследования малой группы в социальной психологии
- Проблематика психологии больших социальных групп, их классификация
- Психодиагностика Научная психодиагностика и психодиагностическая практика
- Психометрические основы психодиагностики
- Психодиагностика личности
- Психологическая служба в образовании
- Основы психологии семьи и семейного консультирования Семья в современном обществе
- Детско-родительские отношения в семье
- Психологическая помощь семье
- Конфликтология Структура конфликта
- Функциональная направленность конфликтов в организации.
- Стратегия разрешения конфликтов
- Клиническая психология Предмет и структура медицинской психологии.
- Патопсихологические проявления нарушений мышления
- Специальная педагогика и специальная психология Учение л.С. Выготского о дефекте
- Дизонтогенез: понятие, виды, параметры
- Основы профориентологии Психологические основы профессиональной консультации
- Профессиональное самоопределение личности
- Психология труда Основные вопросы изучения профессий. Психологическая профессиография
- Понятие и формы работоспособности. Фазы изменения работоспособности в процессе труда. Приемы управления работоспособностью
- Психологическое консультирование Этапы психологического консультирования
- Техники профессиональной коммуникации в психологическом консультировании
- Психотерапия Основные психотерапевтические подходы и технологии
- Сравнительный обзор методов психологического лечения
- Психолого-педагогическая коррекция
- Маспо Общее представление о психологическом тренинге. Ведущий тренинговой группы
- Классификации тренинговых групп и их основания
- Методология социально-психологического тренинга
- I. Определение потребностей в обучении.
- II. Определение целей и задач обучения.
- III. Организация и планирование тренинга.
- IV. Проведение тренинга
- Общие основы педагогики Предмет и задачи педагогики. Основные категории педагогики
- Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками
- Педагогический процесс как система
- Методология педагогической науки
- Методы и логика педагогических исследований
- Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства
- История образования и педагогической мысли Педагогическая наука Западной Европы в период становления и развития индустриального общества
- Развитие русской педагогической мысли в период становления индустриального общества
- Развитие отечественной педагогической науки и практики воспитания в условиях советского общества
- Развитие новых концепций воспитания и демократической школы в России 80-90 годов
- Педагогическая психология Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль научного знания
- Психология научения. Научение детей в младенческом и раннем возрастах
- Психология учения. Проблема учебной деятельности в педагогической психологии, ее структура
- Современные концепции обучения.
- Социально-психологические аспекты воспитания
- Психология педагогической деятельности
- Социальная педагогика Девиация как социально-педагогическая проблема
- Классификация методов обучения.
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
- Сущность и содержание методов обучения.