Понятие и формы работоспособности. Фазы изменения работоспособности в процессе труда. Приемы управления работоспособностью
Работоспособность – это одно из основных социально-биологических свойств человека, отражающих его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени и с требуемыми эффективность и качеством.
Исходя из фактора продолжительности проявления определенного уровня работоспособности, можно различать ее долговременную (утомление) и оперативную форму – приспосоление к конкретной задаче (недоспал – тоже утомление).
Например, направленность на конкретный вид профессии – интересы, мотивы (долговременная) и установка на выполнение поставленной рабочей задачи (оперативная).
Дееспособность - способность формирования целесообразной деятельности, создающая качественную сторону трудовой деятельности. Это понятие психологическое; оно определяет возможность выполнения конкретного вида деятельности без ошибочных действий
Трудоспособность - способность к психофизиологическому действию, это понятие социальное, оцениваемое трудовой экспертизой по совокупности всех сведений о данном человеке.
Выделяют следующие стадии работоспособности: (зависит от опыта, направленности, функциональнго состояния, индивидуальных особенностей.
0 стадия: готовность /или адаптация /или тревожность.
1 стадия – врабатывание. Состоит из следующих фаз:
фаза мобилизации подготовка всех систем к работе, в том числе и физиологических (повышение давления), отвлечение от внешних раздражителей;
фаза первичной реакции – небольшая пауза – небольшое снижение всех показателей функционирования, потому что сменяются раздражители. Длится несколько минут, но может и не наблюдаться;
фаза гиперкомпенсации – приспособление организма к наиболее эффективному способу работы – готовность к конкретной работе;
2 стадия - оптимальная работоспособность:
фаза компенсации – поддержание эффективной работы, стабильная работа, называется так потому, что компенсируются работы всех систем, наиболее эффективная;
фаза субкомпенсации – происходит поддержание эффективности работоспособности за счет компенсаторных механизмов – наиболее важные функции поддерживаются за счет отключения менее важных. Эффективность падает, появляются ошибки, скука, раздражение.
3 стадия – утомление:
фаза декомпенсации – ухудшение функционального состояния, нарушение координации, сонливость, переключение внимания снижается;
фаза срыва, или перенапряжения – значительное расстройство всех систем, падение работоспособности.
5. Если человек находится на 4-5 фазе и близко окончание работы или появилась новая значимость работы, то происходит стадия прорыва – срочная мобилизация организма через вторую сигнальную систему, находятся силы и резко повышается работоспособность.
Функциональное состояние - интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обуславливают выполнение деятельности.
Исходным в классификации ФС является состояние оперативного покоя.
Состояние адекватной мобилизации — это такое состояние оператора, которое является оптимальным или близким к оптимальному для данных условий работы человека, включенного в конкретную систему управления.
При состоянии динамического рассогласования уровень работы до восприятию информации не соответствует ожидаемому физиологическому состоянию.
Психическое состояние человека—это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека (как обладателя этой психики) с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией.
Утомление - вызванное интенсивной или длительной работой временное уменьшение работоспособности, выражается в снижении количественных и качественных показателей и в ухудшении координации рабочих функций.
Основным фактором, вызывающим утомление, является сама трудовая деятельность, а точнее интегральная экстенсивностная напряженность деятельности (нагрузка). Кумуляция (накапливание) утомления в результате несоответствия между утомлением и отдыхом приводит к качественно новому состоянию человека — переутомлению.
Монотония — состояние, противоположное стрессу, характеризующееся сниженным уровнем жизнедеятельности и наступающее в результате воздействия однообразных раздражителей, то есть снижения внешней стимуляции.
Ведущим признаком появления мотононии является снижение психической активности
Эмоциональное напряжение—напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов.
Типы эмоционального напряжения: напряженный, трусливы, тормозной, агрессивно-бесконтрольный, профессивный.
Для повышения или поддержания работоспособности на заданном уровне путем непосредственного воздействия на конкретного человека предложен достаточно большой комплекс приемов: индивидуальная регламентация деятельности, организация активного отдыха, аутогенная тренировка, физиолого-гигиенические средства управления функциональным состояниям, создание средств и методов моделирования деятельности и персонально сложных трудовых ситуации.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Методичка к гоСам содержание
- Ощущения и восприятие Понятие об ощущениях. Классификация ощущений
- Специфика ощущений различных модальностей
- Восприятие: понятие, свойства, классификация
- Внимание и память Общее представление о внимании
- Проблема внимания в когнитивной психологии
- Общее представление о памяти
- Произвольное и непроизвольное запоминание (а.А.Смирнов, п.И.Зинченко).
- Непосредственное запоминание (опыты г.Эббингауза). Кривая забывания.
- Мышление и речь Понятие о мышлении
- Мышление и речь
- Методы исследования мышления и речи
- Методология и методы психолого-педагогических исследований Современное научное знание о методологии (понятие, уровни научного подхода)
- Основные методологические принципы психологии
- Классификация методов психологического исследования
- История психологии История происхождения психологических идей
- Основные исторические этапы европейской психологической мысли. Становление предмета психологии
- Истоки экспериментальной психологии и влияние физиологии на психологию.
- Психология личности Мотивационно-потребностная сфера человека
- Функции мотива
- Общие представления о эмоциональной сфере
- Возрастная психология Предмет, задачи, методы возрастной психологии и ее связь с другими науками
- Исторический очерк и проблемы периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии
- Психическое развитие ребенка младенческого и раннего возраста
- Развитие психики в дошкольном возрасте
- Психология младшего школьного возраста
- Психологические особенности подростков
- Психология юношеского возраста
- Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет)
- Старший школьный возраст
- Кризис 17 лет
- Юность (от 17 до 20-23 лет)
- Психология зрелого возраста, старения и старости
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация развития:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- Социальная психология Предмет социальной психологии, методология и методы социально-психологического исследования, место социальной психологии в системе наук о человеке и обществе
- История формирования социально-психологических идей
- Специфика изучения личности в социальной психологии
- Психология общения и межличностных отношений
- Общие проблемы исследования малой группы в социальной психологии
- Проблематика психологии больших социальных групп, их классификация
- Психодиагностика Научная психодиагностика и психодиагностическая практика
- Психометрические основы психодиагностики
- Психодиагностика личности
- Психологическая служба в образовании
- Основы психологии семьи и семейного консультирования Семья в современном обществе
- Детско-родительские отношения в семье
- Психологическая помощь семье
- Конфликтология Структура конфликта
- Функциональная направленность конфликтов в организации.
- Стратегия разрешения конфликтов
- Клиническая психология Предмет и структура медицинской психологии.
- Патопсихологические проявления нарушений мышления
- Специальная педагогика и специальная психология Учение л.С. Выготского о дефекте
- Дизонтогенез: понятие, виды, параметры
- Основы профориентологии Психологические основы профессиональной консультации
- Профессиональное самоопределение личности
- Психология труда Основные вопросы изучения профессий. Психологическая профессиография
- Понятие и формы работоспособности. Фазы изменения работоспособности в процессе труда. Приемы управления работоспособностью
- Психологическое консультирование Этапы психологического консультирования
- Техники профессиональной коммуникации в психологическом консультировании
- Психотерапия Основные психотерапевтические подходы и технологии
- Сравнительный обзор методов психологического лечения
- Психолого-педагогическая коррекция
- Маспо Общее представление о психологическом тренинге. Ведущий тренинговой группы
- Классификации тренинговых групп и их основания
- Методология социально-психологического тренинга
- I. Определение потребностей в обучении.
- II. Определение целей и задач обучения.
- III. Организация и планирование тренинга.
- IV. Проведение тренинга
- Общие основы педагогики Предмет и задачи педагогики. Основные категории педагогики
- Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками
- Педагогический процесс как система
- Методология педагогической науки
- Методы и логика педагогических исследований
- Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства
- История образования и педагогической мысли Педагогическая наука Западной Европы в период становления и развития индустриального общества
- Развитие русской педагогической мысли в период становления индустриального общества
- Развитие отечественной педагогической науки и практики воспитания в условиях советского общества
- Развитие новых концепций воспитания и демократической школы в России 80-90 годов
- Педагогическая психология Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль научного знания
- Психология научения. Научение детей в младенческом и раннем возрастах
- Психология учения. Проблема учебной деятельности в педагогической психологии, ее структура
- Современные концепции обучения.
- Социально-психологические аспекты воспитания
- Психология педагогической деятельности
- Социальная педагогика Девиация как социально-педагогическая проблема
- Классификация методов обучения.
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
- Сущность и содержание методов обучения.