logo
ГОС / МЕТОДИЧКА К ГОСАМ

Психология личности Мотивационно-потребностная сфера человека

Общая организация мотивационной сферы

Мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели — являются основными составляющими мотивационной сферы человека.

Мотивация – совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.

Потребности называют состояние нужды, всегда связанное с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется.

Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.

Мотивационную сферу человека с точки зрения её развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимает­ся качественное разнообразие мотивационных факторов — диспози­ций (мотивов), потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потреб­ностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побужде­ния более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивацион­ная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовле­творения одного и того же мотива (знания) может использовать более разно­образные средства, чем другой человек (книги, а не только фильмы).

Наконец, иерархизированность — это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположенные наборы мотивационных диспозиций. Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуа­лизации мотивационных образований определенного уровня, тем вы­ше иерархизированность мотивационной сферы.

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения. Они входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, одна­ко выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструмен­тальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направлен­ность поведения.

Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напря­мую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент вре­мени потребностью. Задача как частный ситуационно-мотивационный фактор возни­кает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препят­ствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Желания и намерения — это сиюминутно возникающие и доволь­но часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состоя­ния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бес­сознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляю­щие поведением человека, им осознаются, другие нет.

Соотношение биологического и социального уровней мотивации

В.Г.Леонтьев выделяет 2 типа мотивации: первичную (потребность, влечение, драйв, инстинкт), связанные с бионуждой, и вторичные, образованные путем обуславливания. Любые мотивы могут быть сведены к первичным драйвам. В.Г.Леонтьев полагает, что мотив как форма мотивации возникает только на уровне личности и обеспечивает личностное обоснование решения действовать в определённом направлении для достижения определённых целей. Источник новых потребностей не только в субъекте, но и внутри самой деятельности. Новые потребности возникают в процессе самой деятельности. Источник этот находится на уровне действий.

Проблема базовых потребностей человека

Мотивация как система процессов, отвечающих за побуждение деятельности, требует понятия, которое структурировало бы эту систему. В качестве такого понятия выделяют потребность, как «единицу» мотивации. А.Н.Леонтьев. Потребность – состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его. Потребности: 1. Индивидные – видовые; 2. Гомеостатические – экзогенные (например, познавательная потребность, не зависят от состояний организма и актуализируются внешними воздействиями); 3. Позитивные – негативные (мотивация избегания); 4. Функциональные (побуждают к совершению некоторой активности, не преследующей явного конечного результата, условия организма – нужен отдых или у человека сдвиг на содержание деятельности – потребность в игре, труде и т.д.) – предметные (имеют выраженную финальную направленность, побуждают к достижению определенного результата без предопределения активности, которая к этому результату приведет); 5. Первичные (унаследованные) – вторичные (приобретенные детерминанты поведения). А.Н.Леонтьевым было отмечено, что всегда есть потребность в чём-то. Это главная характеристика потребности – ее предметность. Потребность в чем-то и это что-то и есть ее предмет. Потребность в своем развитии имеет 2 качественных фазы: 1) предмет еще не определен, 2) опредмечивание потребности - появление мотива и деятельности. Леонтьевым отмечена еще одна характеристика потребностей: их специфическая динамика -- способность актуализироваться и изменять свою напряженность, способность угасать и воспроизводиться вновь. Разделяет постоянный и актуальный объем потребности (количество благ, необходимых для ее удовлетворения).

С. Л. Рубинштейн: потребность должна быть представлена психически. Ее отражение - эмоция. Эмоция - отражение потребности, ее актуального состояния.

Вопрос: откуда берутся самые первые мотивационные отношения?

Базовые потребности – потребности, свойственные человеку как представителю вида, а не как социальному существу (генотипически заложенная).

Первая точка зрения: человек наделен теми же биологическими потребностями, что и животные, т.е. в смысле потребностей мы от животных не отличаемся, а отличаемся возможностью дальнейшего научения.

Другая точка зрения: нужна базовая потребность, которая служит основой развития человека как личности, она биологически обусловлена. Вопрос: почему люди различаются своими базовыми мотивациями? – вид не должен быть однотипичен, не выгодно выпускать в мир одинаковых индивидов, особенности индивида – заготовки вида, патология – вариант нормы, заготовленной природой.

Базовые потребности.

1. Познавательная потребность. Она эволюционирует в филогенезе. Познавательная потребность обуславливает приобретение опыта. Противоречие - условия госпитализма – при хорошем уходе дети вырастают психическими уродами (причина: не было постоянного эмоционального контакта). Значит познавательная потребность вторична.

2. Потребность в общении.

Лисина: именно общение является катализатором познания, условие развития всех других линий человека.

3. Базовая потребность – сексуальность. Потребности в сексуальной сфере у ребенка вытесняются общепринятыми нормами.

4. Тревожность как базовая потребность (потребность в защищенности, безопасности – тревожность индикатор). Тревожность – целесообразная реакция, защитная реакция от внешних условий, от мира.

5. Игровая потребность. Обеспечивает мотивационное развитие человека (Эльконин). Игра – среда, в которой формируется будущее человека. Функция: развитие, упражнение навыков. Такая потребность служит катализатором развития человека, создает возможности.

6. Эстетическая потребность. Эта потребность отрывает человека от всего остального животного мира.

а) эстетическая потребность – производная игровой потребности. Эстетическая деятельность – игра взрослых.

б) эстетическая деятельность сводится к общению.

Базовая потребность определяет общую картину личности, при разнообразном содержании (базовая мотивация создает стиль, а затем эта форма наполняется содержанием).

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4