История психологии История происхождения психологических идей
Значение понятия «Душа» (этимологический аспект – происхождение слова)
Душа (греч. psychē, лат. anima) - понятие, выражавшее исторически изменявшиеся воззрения на внутренний мир человека; в религии и идеалистической философии и психологии — понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела. Понятие Д. восходит к анимистическим представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда — и растения), покидающей его во время сна или в случае смерти. Это понятие отражает развитие мифологических, религиозных, философских и научных представлений о сущности человека.
Душа – термин, употребляемый иногда в качестве синонима термина психика. Этим понятием в истории философии выражалось воззрение на внутренний мир человека, отождествляемый в идеализме с особой нематериальной субстанцией. В представлениях первобытных людей Д. рассматривалась как нечто материальное (кровь, дыхание и т.п.). В религии под Д. понимается некая бестелесная, бессмертная нематериальная сила, имеющая самостоятельное, независимое от тела существование в «потустороннем мире».
Ранняя древнегреческая натурфилософия – По Демокриту и Эпикуру, душа телесна и образуется из шаровидных и подвижных атомов. Идея Д. как особой бестелесной и бессмертной сущности получает развитие у Платона: душа как один из универсальных принципов бытия, выступая в качестве вечного динамического начала, начала самодвижения, объединяющего мир неизменных идей и мир изменчивых телесных вещей.
Аристотель как энтелехия (осуществление) тела, его активное целесообразное начало. Три вида Д. — питательную (растительную Д.), чувствующую (животную Д. — со способностями чувственного восприятия, желания и движения) и разумную Д. (специфически человеческую). Аристотель наметил проблематику психологии как учения о связи между душевными способностями и органическими процессами.
Р. Декарт разделяет Д. и тело как две самостоятельная субстанции: Д. духовна, проявляется в состояниях и актах сознания, тело же материально и протяжённо. Животные рассматриваются Декартом как живые автоматы, лишённые Д.
Лейбниц рассматривает Д. как замкнутую субстанцию, монаду, обладающую двумя основными способностями — чувствованиями (ощущениями) и желаниями.
Зарождение тематического контекста: древнеиндийская мифология и индуизм
Мифология, психологические особенности мифологического мышления
Мифология (греч. mythología, от mýthos — предание, сказание и lógos — слово, рассказ, учение) – фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации, как правило, передаваемое в форме устных повествований — мифов, наука, изучающая мифы.
Индуизм – религиозная система, около 3000 лет. Образ Тримурти - космическое дух. начало, имеющее три эпостасии – Вишну, Шива и Брахма. Идея перерождения души в мире (самсара), согласно закону воздаяния (карма), определённое соблюдением норм поведения для данной группы людей (касты). 2 осн. направления: 1. вишнуизм (Вишна – хранитель мирового пространства) и 2. шиваизм (главная функция Шивы – использовать накопленную подвижничеством энергии на разрушение и воссоздание мира). Унаследовали у вед представление о ритуальной иерархии не равных групп людей, о роли Брахмана как посредника общения людей с богами, веды в качестве священных текстов.
Формой индийских мифов можно считать веды, упанишады.
Ведийский комплекс дневнеиндийских источников (ранний буддизм, Упанишады, буддизм махаяны, логические системы буддизма)
Веды (санскр. веда, буквально — знание). В., или ведическую литературу, составляют: собственно В., или саяхиты, четыре сборника гимнов, песнопений и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа), брахманы — теологические трактаты, объясняющие жреческий ритуал; араньяки и упанишады — философские сочинения в стихах и прозе. Будучи священными текстами брахманизма, В. почитались адептами как божественное откровение — шрути (услышанное) и в своей религиозной функции передавались устно, по памяти.
Упанишады, индийские прозаические и стихотворные религиозно-философсие трактаты. Термин У. [санскр., буквально – сидение (ученика) подле (учителя)] - «сокровенное знание», доступное только посвященным. Главная доктрина У. – учение единстве Брахмана (абсолютного и объективного начала Вселенной, посредника общения людей с богами) и Атмана (субъекта, индивидуума).
Веданта (санскр., буквально — конец, завершение Вед). Развивала субъективно-идеалистические тенденции упанишад. Настоящее Я – не бренное тело, не субъект как носитель впечатлений в состоянии бодрствования или во сне, а особое интуитивное сознание.
Буддизм возник в древней Индии в 6—5 вв. до н. э.. Основатель - индийский принц Сиддхартха Гаутама (впоследствии Будда - пробужденный, просветлённый).
В начале н. э. - разделение его на 2 крупнейшие ветви: хинаяну («малая колесница» или «узкий путь») и махаяну («большая колесница», или «великий путь»). Б. Махаяна отвергла изолированное стремление только к личному освобождению. Вместо идеала архата она выдвинула идеал Бодхисаттвы ‑ существа, отказавшегося от перехода в нирвану во имя спасения всех других существ (он сам не освобождается до тех пор, пока все до единого живые существа, стремящиеся к освобождению, не сумеют воспользоваться его примером, и не достигнут нирваны). Бодхисатва — универсальный, воплощённый в личности космический принцип связанности взаимным состраданием и взаимной помощью всех существ, стремящихся к освобождению от пут мирского существования.
Страдание в Б. выступает как состояние бесконечного беспокойства, как состояние общей нелёгкости, напряжённости, неудовлетворённости. Б. принимает концепцию бесконечности перерождений (сансара). Смерть в Б., не кара, не трагедия и не освобождение, а переход к новой жизни и поэтому — к новым страданиям.
Путь к самоуглублению личности - практика буддийской йоги (дхьяны). Состояние совершенной не связанности с внешним и самоуглублённости есть освобождение, или нирвана (прекращение жизнедеятельности переход из состояния бытия в состояние истинного бытия – не проявленного).
Древнекитайское родовое мировоззрение (мифология Древнего Китая, И-Цзин, даосизм, конфуцианство)
Даосизм
Дао, одна из важнейших категорий китайской философии. Буквально пер. — «путь»; Конфуций: Дао - «путь человека», т. е. нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок. Под ним понимаются и первопричина вселенной, и лежащая в её основе таинственная и непознаваемая закономерность, и целостность жизни. Вместе с тем Д. приобрело смысл жизненного пути для человека, превратилось в понятие этической нормы (даодэ). У философов-материалистов Д. рассматривается как естественный путь вещей, их закономерность. У идеалистов Д. трактуется как «идеальное» начало, «истинное небытие», как божественный путь.
Даосизм – учение о Дао, или пути вещей, возникло в Китае в 6-5 в. до н.э. Даосизм - одно из основных направлений древнекит. философии: противопоставление природы обществу и призыв к человеку стряхнуть с себя оковы обязанностей и долга и вернуться к простой, безыскусственной жизни, близкой к природе, воплощающей Дао (таинство, целостность вселенской жизни, присутствующая во всём, не познаваемая разумом и невыразимая в словах).
«И цзин» («Книга перемен»), включает 64 графические фигуры (так называемые гексаграммы) с афоризмом при каждой из них, разъясняющим её значение. Гексаграммы рассматривались как символы, иллюстрирующие универсальный круговорот в космосе и в то же время указывающие нормы поведения для человека.
Конфуцианство - этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае. Основы заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием. Оно призывало к укреплению общественного строя и сложившихся форм государственного управления путём строгого соблюдения древних традиций, идеализированных конфуцианцами, и определённых принципов взаимоотношений между людьми в семье и обществе. К. считало всеобщим законом справедливости, закономерным и оправданным существование эксплуататоров и эксплуатируемых (людей умственного и физического труда), причём первые господствуют, а вторые подчиняются им и содержат их своим трудом.
Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь («гуманность») как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путём нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли («этикета») — норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. д. Постичь жэнь могут лишь избранные, т. н. цзюнь цзы («благородные мужи») - представители высших слоев общества; простолюдины же — сяо жэнь (дословно — «мелкие людишки») не в состоянии постичь жэнь. Правитель – сын неба. Власть его священна, дарована небом.
Древнеегипетская мифология – психологические аспекты и интерпретация
Основные циклы мифов: сотворение мира, наказание человечества за грехи, борьба бога солнца Ра с силами мрака в образе змея Апопа, смерть и воскресение Осириса и др. Согласно представлениям египтян, из уст Ра вышли первые боги, а из его слёз возникли люди.
Религия: обожествления растений (например, священной сикоморы богини Хатор) и особенно зооморфизма (культа животных). Почти каждое египетское божество почиталось в виде какого-либо животного. Анубиса почитали в виде волка, богиню Баст — в виде кошки, бога Гора — в виде сокола и т. д. Убийство священного животного наказывалось смертью.
Широко распространён культ мёртвых. У каждого человека несколько душ: Ба, изображавшаяся в виде птицы с человеческой головой, Ка, являвшаяся двойником человека, и др. Достичь вечного блаженства мог только тот, у кого тело, считавшееся прибежищем души, было сохранено в целости = обычай мумификации трупов. В гробницу клались маленькие статуэтки слуг («ушебти» — ответчики), покойный силой заклинания оживит эти статуэтки и они будут работать на него в загробном мире. После смерти душа покойного отправлялась в путешествие по загробному миру, где её подстерегали чудовища, спастись от которых можно было с помощью заклинаний и молитв, содержавшихся в «Книге мёртвых» — неотъемлемой части погребального инвентаря. 125-я глава «Книги мёртвых» посвящена загробному суду над человеческой душой. Верховный судья загробного мира – Осирис, происходила психостасия — взвешивание сердца покойного на весах, уравновешенных символом истины (перо). Сердце, отягощенное грехами, нарушало равновесие, и тогда покойный пожирался страшным чудовищем Амамат-пожирательницей; праведники, сердца которых не нарушали равновесия весов, отправлялись в рай — «поля Иалу».
Психологические аспекты родового сознания. Влияние древних восточных учений на психологическую мысль Европы: У. Джеймс (йогочара), З. Фрейд (джняня-йога), К.Г. Юнг (буддизм, Книга перемен, тибетская Книга мертвых)
Йога – санскр., буквально — связь, единение, сосредоточение, усилие (управление дыханием, температурой, пищеварением, сердечно-сосудистой деятельностью и т.д.); фиксированное в определенной фигуре положение тела — асана; созерцание фиксированного (реального или мыслимого) объекта — охавана; состояние транса, характеризующееся резким изменением ментального и эмоционального состояния, — дхьяна; равновесно-сосредоточенное состояние психики, в котором она приобретает свойства гомеостатической системы (необратимости психических процессов), — самадхи.; в самом общем смысле — учение и метод управления психикой и психофизиологией человека в целях достижения высших психических состояний, высшим из которых является полное освобождение человека от пут материального существования.
Йогачары, виджнянавадины, последователи религиозно-философской школы буддизма махаяны развивают идею исключительной значимости чистого сознания (виджняны), отвлечённого от всякого содержания. Пребывание в этом сознании, составляющее цель человеческих стремлений, есть «просветление», или нирвана.
Фрейд, Движущими силами развития личности являются сексуальное и агрессивное влечения, инстинктивные по природе. При запрете на реализацию этих влечений происходит их вытеснение в область бессознательного, и их доступ в сознание возможен лишь в символической форме, в частности в виде оговорок, произведений искусства, невротических симптомов. (Я, сверх-Я, ОНО – постоянный диссонанс – конфликт).
Юнг. Разработал технику свободных ассоциаций, превратив её в один из основных методов психиатрического исследования.
Исследовал спонтанное появление фольклорных и мифологических мотивов во снах пациентов. Исходя из этого, постулировал существование в психике человека, помимо индивидуального бессознательного, более глубокого слоя — коллективного бессознательного - отражение опыта прежних поколений, запечатлевшееся в структурах мозга. Содержание ‑ общечеловеческие первообразы — архетипы (например, образ матери-земли, героя, мудрого старца, демона и т. п.), динамика которых лежит в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений и т. д. Архетипы недоступны непосредственному восприятию и осознаются через их проекцию на внешние объекты.
Гуссерль требует совершить акт воздержания от какого-либо утверждения. В результате редукции остаётся последнее неразложимое единство сознания — интенциональность, т. е. направленность на предмет - чистая структура сознания, свободная от индивидуальных (психологических, социальных, расовых и др.) характеристик. Она призвана служить как бы мостом между объектом и субъектом — быть одновременно представителем имманентного мира общечеловеческого сознания и трансцендентного мира бытия, предметности, феноменология есть, по Г., наука о чистом сознании как переживании интенциональных актов - переживание «усмотрением сущности».
Психологические идеи древней Греции. Психологические особенности мифологического мышления. Первые философские школы о принципе единства – архее (Милетская школа, Гераклит Эфесский), бытии и мышлении (Элеаты). Протагор о человеке как "мере все вещам…". Софисты о воле как психологическом основании истины. Этико-психологические основания понимания истины Сократом. Платон о бессмертии души. Притча Платона "Пещера" и мифологема З. Фрейда об Эросе и Танатосе. Критика Аристотелем эйдологии Платона. Трактат Аристотеля "О душе". Виды души в учении Аристотеля: растительная, животная, разумная и метафоры Э. Берна ("Основы психиатрии").
Милетская школа ‑ первая наивно-материалистическая школа (Фалес, Анаксимандр и др.) Название получила по имени г. Милеет. Рассматривая мир как живое целое, М. Ш. не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим и признавала за неодушевлёнными предметами лишь меньшую степень одушевлённости (жизни); сама же одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества. Фалес мыслил душу в виде тонкого (эфирного) вещества. Анаксимандр учил о бесчисленности возникающих и гибнущих миров.
Гераклит Эфесский первоначалом сущего считал огонь. Путём сгущения из огня появляются все вещи и путём разрежения в него возвращаются. Этот мировой огонь «мерами вспыхивает и потухает», причём мир, по Г., не создан никем из богов или людей. Концепция непрерывного изменения - круговорот веществ, стихий — огня, воздуха, воды и земли. Противоположности пребывают в вечной борьбе, столкновение и единство противоположностей – всеобщий и универсальный способ развития.
Элейская школа. Мысль о едином неизменном начале. Есть одно положительное бытие, небытия же нет; а потому поистине нет множества вещей, нет происхождения и уничтожения и нет движения, ибо они предполагают небытие в пространстве (пустоту) и во времени. Множественный мир чувственных ощущений сам по себе неистинен.
Софисты - (от греч. "софия" мудрость) их интересовал человек: "есть мера всех вещей". Были оставлены поиски природной "материи" души. На передний план выступило изучение речевой и мыслительной деятельности с точки зрения ее использования для манипулирования людьми. Протагор признавал существование и богов, и мира в целом, но отрицал возможность достоверного познания объективного мира и признавал только текучесть чувственных явлений.
Сократ: самопознание есть начало мудрости и истинной человеческой деятельности, теоретической и практической. Впервые рассматривал душу как источник нравственности человека (благо, реализуемое в поступках людей), а не как источник активности тела (Гераклит и Демокрит). Сократ: душа – психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалам. Связывал нравственность с разумом, считая, что добродетель состоит в знании добра и в действии соответственно этому знанию.
Платон: совокупность идей - как некое высшее бытие, истинное бытие, воплощаясь в виде множественного чувственного мира, связываясь с др. началом — относительным небытием (условие реализации мира идей в мире явлений). Душа состоит из трех частей: вожделеющей, страстной и разумной. Вожделеющая и страстная души должны подчиняться разумной, которая одна может сделать поведение нравственным. Плохие и хорошие части души: разумная часть - хорошая, вожделеющая и страстная – плохая, более низменные.
Аристотель ‑ ученик Платона. Душа – не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела, действия которого носят целесообразный характер. Душа присуща всем живым организмам (в том числе растениям) и подлежит объективному, опытному изучению. Она не может существовать без тела и в то же время не является телом. Душу от тела отделить нельзя. Полагал, что разум в его высшем, сущностном выражении есть нечто отличное от тела. Рассматривал живое тело и его способности, как целесообразно действующую систему.
Психологические идеи раннего эллинизма (стоики, скептики, эпикурейцы). Эвдемонизм и гедонизм как психологические смысложизненные установки
Стоики ‑ Огонь есть и первовещество, и мировая душа, вседвижущий и всеобразующий разум. Человек включён в разумное единство природы, и его добродетель состоит в подчинении своей воли правильно познанному закону природы. Поведение человека, следующего разумной необходимости, должно определяться благом мирового целого, но подняться до его познания можно лишь при условии воздержания и самообладания. Стоики объявили аффектам войну, от них следует лечить, как от болезней, "с корнем вырывать из души". Только разум, свободный от любых эмоциональных потрясений (как положительных, так и отрицательных), способен правильно руководить поведением. Именно это позволяет человеку выполнять свое предназначение, свой долг и сохранять внутреннюю свободу.
Эпикурейцы - допускали самопроизвольность, спонтанность изменений, их случайный характер - некая свобода выбора. Живое тело, как и душа, – состоит из движущихся в пустоте атомов, которые в момент смерти рассеиваются по общим законам вечного космоса. Размышляли о путях достижения независимости личности от внешнего. Лучший путь - в самоустранении от всех общественных дел. Именно такое по ведение позволит избегнуть огорчений, тревог, отрицательных эмоций и, тем самым, испытать наслаждение, ибо оно есть не что иное, как отсутствие страдания.
Скептики - идеи: 1) достоверности ощущений, 2) одинаковой доказуемости противоположных суждений, из чего вытекает - 3) воздержание от всяких суждений.
Пифагорейцы : начало всего сущего - число. Вначале вещи отождествлялись с числами, позже числа осмыслялись как принципы и причины вещей. В числе осуществляется синтез единства и множества, и оно является основанием всякой меры, гармонии и пропорциональности.
Эвдемонизм (от греч. eudaimonia — счастье, блаженство), античный принцип жизнепонимания: счастье («блаженство») является высшей целью человеческой жизни. Предпосылкой является сократовская идея внутренней свободы, достигаемой благодаря самосознанию личности и её независимости от внешнего мира.
Гедонизм (от греч. hedone — наслаждение), этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо. Стремление к наслаждению - основное движущее начало человека, заложенное в него природой и предопределяющее все его действия.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Методичка к гоСам содержание
- Ощущения и восприятие Понятие об ощущениях. Классификация ощущений
- Специфика ощущений различных модальностей
- Восприятие: понятие, свойства, классификация
- Внимание и память Общее представление о внимании
- Проблема внимания в когнитивной психологии
- Общее представление о памяти
- Произвольное и непроизвольное запоминание (а.А.Смирнов, п.И.Зинченко).
- Непосредственное запоминание (опыты г.Эббингауза). Кривая забывания.
- Мышление и речь Понятие о мышлении
- Мышление и речь
- Методы исследования мышления и речи
- Методология и методы психолого-педагогических исследований Современное научное знание о методологии (понятие, уровни научного подхода)
- Основные методологические принципы психологии
- Классификация методов психологического исследования
- История психологии История происхождения психологических идей
- Основные исторические этапы европейской психологической мысли. Становление предмета психологии
- Истоки экспериментальной психологии и влияние физиологии на психологию.
- Психология личности Мотивационно-потребностная сфера человека
- Функции мотива
- Общие представления о эмоциональной сфере
- Возрастная психология Предмет, задачи, методы возрастной психологии и ее связь с другими науками
- Исторический очерк и проблемы периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии
- Психическое развитие ребенка младенческого и раннего возраста
- Развитие психики в дошкольном возрасте
- Психология младшего школьного возраста
- Психологические особенности подростков
- Психология юношеского возраста
- Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет)
- Старший школьный возраст
- Кризис 17 лет
- Юность (от 17 до 20-23 лет)
- Психология зрелого возраста, старения и старости
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация развития:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- Социальная психология Предмет социальной психологии, методология и методы социально-психологического исследования, место социальной психологии в системе наук о человеке и обществе
- История формирования социально-психологических идей
- Специфика изучения личности в социальной психологии
- Психология общения и межличностных отношений
- Общие проблемы исследования малой группы в социальной психологии
- Проблематика психологии больших социальных групп, их классификация
- Психодиагностика Научная психодиагностика и психодиагностическая практика
- Психометрические основы психодиагностики
- Психодиагностика личности
- Психологическая служба в образовании
- Основы психологии семьи и семейного консультирования Семья в современном обществе
- Детско-родительские отношения в семье
- Психологическая помощь семье
- Конфликтология Структура конфликта
- Функциональная направленность конфликтов в организации.
- Стратегия разрешения конфликтов
- Клиническая психология Предмет и структура медицинской психологии.
- Патопсихологические проявления нарушений мышления
- Специальная педагогика и специальная психология Учение л.С. Выготского о дефекте
- Дизонтогенез: понятие, виды, параметры
- Основы профориентологии Психологические основы профессиональной консультации
- Профессиональное самоопределение личности
- Психология труда Основные вопросы изучения профессий. Психологическая профессиография
- Понятие и формы работоспособности. Фазы изменения работоспособности в процессе труда. Приемы управления работоспособностью
- Психологическое консультирование Этапы психологического консультирования
- Техники профессиональной коммуникации в психологическом консультировании
- Психотерапия Основные психотерапевтические подходы и технологии
- Сравнительный обзор методов психологического лечения
- Психолого-педагогическая коррекция
- Маспо Общее представление о психологическом тренинге. Ведущий тренинговой группы
- Классификации тренинговых групп и их основания
- Методология социально-психологического тренинга
- I. Определение потребностей в обучении.
- II. Определение целей и задач обучения.
- III. Организация и планирование тренинга.
- IV. Проведение тренинга
- Общие основы педагогики Предмет и задачи педагогики. Основные категории педагогики
- Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками
- Педагогический процесс как система
- Методология педагогической науки
- Методы и логика педагогических исследований
- Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства
- История образования и педагогической мысли Педагогическая наука Западной Европы в период становления и развития индустриального общества
- Развитие русской педагогической мысли в период становления индустриального общества
- Развитие отечественной педагогической науки и практики воспитания в условиях советского общества
- Развитие новых концепций воспитания и демократической школы в России 80-90 годов
- Педагогическая психология Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль научного знания
- Психология научения. Научение детей в младенческом и раннем возрастах
- Психология учения. Проблема учебной деятельности в педагогической психологии, ее структура
- Современные концепции обучения.
- Социально-психологические аспекты воспитания
- Психология педагогической деятельности
- Социальная педагогика Девиация как социально-педагогическая проблема
- Классификация методов обучения.
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
- Сущность и содержание методов обучения.