Непосредственное запоминание (опыты г.Эббингауза). Кривая забывания.
Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, была ассоциативная теория. Она возникла в XVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и признание получила в Англии и в Германии.
В основе данной теории лежит понятие ассоциации — связи между отдельными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером, А. Пильцекером и др. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти, например закон забывания Г. Эббингауза.
В соответствии с этим законом, выведенным на основе опытов с запоминанием трехбуквенных бессмысленных слогов, забывание после первого безошибочного повторения серии таких слогов идет вначале довольно быстро.
Отдельные элементы информации согласно ассоциативной теории запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с другими.
Со временем ассоциативная теория столкнулась с рядом трудноразрешимых проблем, основной из которых явилось объяснение избирательности человеческой памяти. Ассоциации образуются на случайной основе, а память из всей поступающей и хранящейся в мозгу человека выбирает всегда определенную информацию. Понадобилось ввести в теоретическое объяснение мнемических процессов еще один фактор, объясняющий целенаправленный характер соответствующих процессов.
Тем не менее ассоциативная теория памяти дала много полезного для познания ее законов. В русле этой теории было установлено, как изменяется количество запоминающихся элементов при разном числе повторений предъявляемого ряда и в зависимости от распределения элементов во времени; как сохраняются в памяти элементы запоминаемого ряда в зависимости от времени, прошедшего между заучиванием и воспроизведением.
Зависимость запоминания от эмоционального фона (З.Фрейд). Забывание может быть эффектом вытеснения (забыто и содержание, и намерение, Фрейд).
Ассоциативные теории памяти. Ассоцианизм Эббингауза (классическая теория памяти): процесс формирования опыта - это процесс установления следов между отдельными впечатлениями (единицами восприятия) = образование представления. Механизм в установлении связей (ассоциаций). Главное условие --- это частота повторения сочетаний отдельных впечатлений. Законы по типу установления связей: по смежности (Пространственная и временная), контрасту, сходству. Воспоминания (или более общо - воспроизведение) это возрождающиеся представления вместе с сознанием того, что ни однажды уже переживались. Так воспроизведение можно соотнести с действительным процессом (энергией), а память с возможностью такого процесса. Ассоционированые образования - которые однажды были пережиты вместе и у которых существует возможность того, что одно непременно вызовет другое.
Правило Йотса: в случае двух ассоциированных рядов равной силы, но разного возраста, новое повторение приносит большую пользу старому, наличие интереса и внимания к запоминанию (ассоциирующая сила удовольствия больше чем неудовольствия). Флорес: метод заучивания (или точнее метод последовательных воспроизведений) позволяет построить кривую научения (количество проб от числа элементов правильно воспроизведенных в этой пробе); метод уравнивания Вудвортса (исключение из ряда правильно воспроизведенных элементов); метод антиципации Эббингауза (воспроизведение в установленном порядке с подсказкой); метод парных ассоциаций (запоминание пар таким образом, чтобы при предъявлении первой можно было назвать второй); метод узнавания; метод реконструкций (воссоздание заученного порядка при предъявлении перемешиваемого материала); метод сбережения (отношения разностей числа проб при первом и втором заучивании, соответствующих критерию усвоения). Нарушения памяти.
Нарушения (разрушение) механизмов памяти - затрудняется процесс запечатления, страдает оперативная память: или утрачивается информация, хранившаяся в долговременной памяти (блокируется ее воспроизведение): или происходит снижение всех видов памяти. В ряде случаев психотравмирующие воздействия могут иметь своим эффектом улучшение показателей памяти (гипермнезия).
Разрушение информации, хранившейся в долговременной памяти, называется ретроградной амнезией. Психотравмирующее воздействие может привести к тому, что будет нарушена только кратковременная (оперативная) память при относительной сохранности механизмов долговременной памяти. Наряду с этим имеет место относительная сохранность прошлого опыта – фиксационная амнезия.
Нарушения механизмов памяти может вести к выпадению из памяти лишь некоторых событий прошлого, важных их деталей – палимпсест. Аффектогенная амнезия - из памяти выпадают события, связанные с какими-то исключительно сильными отрицательными переживаниями.
Парамнезиями называют искаженные воспоминания, лишь частично соответствующие действительности. Псевдореминисценции представляют собой воспоминания об имевших место в прошлом событиях, но перемещенные в настоящее и заполняющие пробелы воспоминаний.
Исследования Рибо, Жане и Лурии в нарушении памяти. Рибо – 2 типа болезненных состояний: 1 - распространяется лишь на наименее автоматические и наименее организованные формы памяти, разрушаются свежие факты; 2 – разрушение полное, похож на ребенка, память снова восстанавливается потому, что на место атрофированных клеточных элементов встают другие, имеющие те же свойства. Закон – во всех видах амнезий теряются последние воспоминания. Жане: корсаковский синдром - утрата памяти на недавние события. А. Р. Лурия: феноменально развитая образная память затрудняет развитие и работу смысловой памяти.
Прикладные аспекты изучения памяти.
Практическое значение исследований памяти трудно переоценить.
Изучение механизмов памяти в рамках необходимо для понимания адекватного развития когнитивных процессов индивида, что имеет большое значение для возрастной и педагогической психологии, для коррекционной педагогики, для всего образовательного процесса в целом.
Кроме того, в силу тесной связи памяти с деятельностью, огромное значение изучение процессов памяти играет и в психологии труда, организационной и инженерной психологии. Организация сложных видов деятельности, вообще профессиональная деятельность невозможны без участия в них процессов памяти.
Возможности улучшения памяти. Мнемотехника.
МНЕМОНИКА (мнемотехника) (от греч. mnemonikon — искусство запоминания) — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Один из приемов мнемотехники — установление связей между запоминаемыми объектами и их мысленным размещением в воображаемом, хорошо знакомом пространстве, разделенном по определенному принципу. Примером мнемонического приема может служить также запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов.
Проблема памяти в когнитивной психологии.
Общая характеристика представлений когнитивистов о памяти и память как совокупность приемов трансформации и хранения информации. Когнитивная : Познание – процессы переработки, хранения, извлечения информации для определенных целей в рамках определенных структур. Предмет – блоки хранения и переработки информации, где каждый блок – стадия процесса с определенным результатом. Основные Понятия —
Кодирование — способ введения информации в систему;
Способ хранения — код памяти.
Хранение — обычное хранение, но с информацией может что-то происходить она может изменяться под влиянием информации, которая поступает позднее, или совсем утрачиваться.
Извлечение — действие, направленное на получение доступа к хранящейся информации.
Модель — позволяет делать представления относительно будущего поведения.
Структурные теории и теории уровней переработки.
Модель Аткинсона-Шифрина – гибкой и множественной селекции: сначала информация попадает в модальное специфическое сенсорное хранилище, в котором сигнал быстро угасает и информация не идет дальше, если не попадает в фокус внимания. В ДП переходит через повторение и далее в хранилище, где информация хранится в семантической форме.
Структурная теория Нормана: исследуется память, в основе которой лежит время хранения информации. Вся информация, идущая извне, проходит через КП и либо выталкивается, либо переводится в ДП с помощью процесса повторения. Повторение - это операция выполняющая три функции: 1. сопротивление угасанию следов в КП, 2. предохранение материала от выталкивания, 3. перевод содержания из КП в ДП. При переходе в ДП происходит фиксация информации.
Теория уровневой обработки - Теория Крейка-Локхарта. Выделили уровни обработки – каждый стимул может обрабатываться на разных уровнях, начиная с пецептивного и заканчивая абстрактным. Способы кодирования информации: а) зрительное, б) акустико-артикуляционное, в) семантическое. Различаются по глубине. Долгое запоминание – результат глубокой переработки. Информация может перерабатываться сразу на нескольких уровнях..
Крейк Ф. (уровневый подход): Время – главный критерий выделения блоков. Процесс переработки информации непрерывен, т.к. обычно каждый блок связывался с определенным видом кодирования. Эксперимент Крейка: опыт с отрицательным эффектом недавности. Заучивание 10 списков по 15 слов. Регистрация эффектов в каждом списке. Поочередное заучивание – обычный эффект недавности в каждом списке. По окончании – воспроизведение всего заученного материала. Элементы, запомненные ранее лучше, воспроизводятся хуже. Вывод: эти элементы не прошли глубокой переработки на всех уровнях.
Иконическая, эхоическая и сенсорная память. Эксперименты Сперлинга.
Характеристика иконической памяти.
Иконический образ, возникающий после воздействия зрительного сигнала, сохраняется несколько десятых секунды. Система ИП не только сохраняет четкое представление о сенсорных сигналах, поступивших в последние несколько десятых секунды, но и содержит больший запас информации, на последующих стадиях объем памяти ограниченнее, чем на сенсорной.
Эксперимент Сперлинга: методика частичного отчета с задержкой и без задержки, результаты и выводы.
Испытуемому предъявляют в тахистоскопе карточку, на которой изображено 9 букв на 50 мс. Обычно испытуемый может прочитать 4-5 букв. Для выявления того, действительно ли испытуемый видит только 4-5 букв был применен метод частичного отчета. Для этого испытуемому предъявлялась последовательность карточек. Оказалось, что испытуемый всегда мог назвать помеченную букву, то есть он в состоянии увидеть в один момент все 9 букв. Неправильные воспроизведения начали встречаться только при предъявлении 10 и более букв.
В разновидности метода метка предъявляется не сразу после буквы, а с некоторым интервалом. Результат: способность воспроизводить произвольно указанную букву понижается по мере задержки появления метки и от иконического образа через 0, 5 секунды ничего не остается.
Исследования эхоической памяти. Эффекты модальности и приставки.
В эхоической памяти информация храниться в среднем 2 секунды. Эксперимент Морэя показал, что из четырех каналов одновременно человек может услышать один, тот, который его попросят.
Эффекты модальности и приставки.
Модальности: несколько последних элементов из списка лучше запоминаются, если они были прослушаны, а не почитаны. Чем быстрее предъявление, тем более явен эффект.
Приставка: новые звуки маскируют или уменьшают длительность хранения предъявленных ранее. Явление называется интерференцией.
Метапамять (Шнайдер) - знание о процессах, относящихся к памяти «память о своей памяти». С возрастом улучшается знание об эффективных стратегиях индивидуального запоминания и особенно об условиях их применения.
Понятие реминисценции Жане. Реминисценция - точное, автоматическое повторение действий, действия, совершаемые нами ежедневно (привычки, тенденции к самовоспроизведению), она происходит при определенных условиях, повторяясь в условиях, при котором событие первонач. произошло. Рем. происходит под воздействием механизма «восстановление до целого».
Коды кратковременной и долговременной памяти. В основе ДП лежит семантический код (знаковый) – он организует структуру знания. В КП происходит семантическая переработка. Семантические признаки участвуют в группировке материала в более крупные единицы, что облегчает как сенсорную, так и лексически образную переработку. Коды кратковременной памяти – модули переработки информации (специализированная подсистема памяти, которая характеризуется продолжительностью переработки и доминирующим кодом). Коды: сенсорная, образная, вербальная и семантическая. К иконической памяти – визуальный код, эхоическая – акустическая. Акустический имеет преимущество по сравнению с визуальным при небольших отсрочках воспроизведения информации. Иконическая и акустическая объединяются, образуют код – лексический.
Модель двойного кодирования (А. Пайвио): 2 системы – вербальной и образной репрезентации. Единицы вербальной репрезентации – это логогены (похожие на слова сущности, включающие визуальные и фонематические признаки). Невербальная система при помощи имагенов, которые кодируют модально специфическую информацию о невербальном, перцептивном и сенсорно-моторном опыте. Логогены и имагены работают на 3 уровнях – 1. Логогены и имагены активируются соответствующими объектами или словами, это процессы репрезентации; 2- референции, логогены и имагены взаимно активируют друг друга; 3 – ассоциативный, происходит активация одних логогенов, посредством др и одних имагенов посредством др. Эпизодическая и семантическая память. Тульвинг: рассматривает память как мультисисистему, состоит из систем и делит на семантическую (система понятий и категорий, построена по типу тезауруса) и эпизодическую (сохранение материала с точным указанием места и времени, привязана к событиям, она подвержена сильным конфузиям, если ее содержание осталось не включенным в семантическую память). Эксплицитная и имплицитная память Граф и Шехтер. Имплицитная память – это память без осознания предмета запоминания или бессознательная память. Эксплицитная – осознаваемая память. След имплиц. имеет большую силу по сравнению со следом экспл. Граф и Шехтер: имплицитная память чувствительна к смене модальности, особенно при переходе от визуальной к слуховой, тогда как на продуктивность эсплиц. смена модальностей не влияет.
Эффект запечатления. Процесс запечатления - косвенный индикатор того, как происходит переработка информации и какова структура знаний хранящихся в памяти. Сила эффекта запоминания имеет временную динамику. Выделяют запечатление – фонологическое (переработка одних слов облегчает называние других. близких по звучанию), лексическое (происходит иррадиация облегчающего влияния на слово лексически близкое), а семантическое – на близкое по смыслу.
Критика когнитивного подхода: 2 направления – 1. насколько соответствует понятие памяти в когнитивном подходе реальности (Ньюэл: их исследования основаны на искусственных лабораторных ситуациях, зачастую в жизни не встречающиеся) и 2. попытка улучшить теорию (Найссер: в каждый момент субъект имеет конструктивную антиципацию (предвосхищение) опр. вида информации, которую он готов воспринять как наличную, субъект исследует эту информацию посредством поисковой активности, которая направляется и контролируется антиципирующей схемой. Полученная в процессе поисковой активности информация изменяет исходную антиципирующую схему).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Методичка к гоСам содержание
- Ощущения и восприятие Понятие об ощущениях. Классификация ощущений
- Специфика ощущений различных модальностей
- Восприятие: понятие, свойства, классификация
- Внимание и память Общее представление о внимании
- Проблема внимания в когнитивной психологии
- Общее представление о памяти
- Произвольное и непроизвольное запоминание (а.А.Смирнов, п.И.Зинченко).
- Непосредственное запоминание (опыты г.Эббингауза). Кривая забывания.
- Мышление и речь Понятие о мышлении
- Мышление и речь
- Методы исследования мышления и речи
- Методология и методы психолого-педагогических исследований Современное научное знание о методологии (понятие, уровни научного подхода)
- Основные методологические принципы психологии
- Классификация методов психологического исследования
- История психологии История происхождения психологических идей
- Основные исторические этапы европейской психологической мысли. Становление предмета психологии
- Истоки экспериментальной психологии и влияние физиологии на психологию.
- Психология личности Мотивационно-потребностная сфера человека
- Функции мотива
- Общие представления о эмоциональной сфере
- Возрастная психология Предмет, задачи, методы возрастной психологии и ее связь с другими науками
- Исторический очерк и проблемы периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии
- Психическое развитие ребенка младенческого и раннего возраста
- Развитие психики в дошкольном возрасте
- Психология младшего школьного возраста
- Психологические особенности подростков
- Психология юношеского возраста
- Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет)
- Старший школьный возраст
- Кризис 17 лет
- Юность (от 17 до 20-23 лет)
- Психология зрелого возраста, старения и старости
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация развития:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- Социальная психология Предмет социальной психологии, методология и методы социально-психологического исследования, место социальной психологии в системе наук о человеке и обществе
- История формирования социально-психологических идей
- Специфика изучения личности в социальной психологии
- Психология общения и межличностных отношений
- Общие проблемы исследования малой группы в социальной психологии
- Проблематика психологии больших социальных групп, их классификация
- Психодиагностика Научная психодиагностика и психодиагностическая практика
- Психометрические основы психодиагностики
- Психодиагностика личности
- Психологическая служба в образовании
- Основы психологии семьи и семейного консультирования Семья в современном обществе
- Детско-родительские отношения в семье
- Психологическая помощь семье
- Конфликтология Структура конфликта
- Функциональная направленность конфликтов в организации.
- Стратегия разрешения конфликтов
- Клиническая психология Предмет и структура медицинской психологии.
- Патопсихологические проявления нарушений мышления
- Специальная педагогика и специальная психология Учение л.С. Выготского о дефекте
- Дизонтогенез: понятие, виды, параметры
- Основы профориентологии Психологические основы профессиональной консультации
- Профессиональное самоопределение личности
- Психология труда Основные вопросы изучения профессий. Психологическая профессиография
- Понятие и формы работоспособности. Фазы изменения работоспособности в процессе труда. Приемы управления работоспособностью
- Психологическое консультирование Этапы психологического консультирования
- Техники профессиональной коммуникации в психологическом консультировании
- Психотерапия Основные психотерапевтические подходы и технологии
- Сравнительный обзор методов психологического лечения
- Психолого-педагогическая коррекция
- Маспо Общее представление о психологическом тренинге. Ведущий тренинговой группы
- Классификации тренинговых групп и их основания
- Методология социально-психологического тренинга
- I. Определение потребностей в обучении.
- II. Определение целей и задач обучения.
- III. Организация и планирование тренинга.
- IV. Проведение тренинга
- Общие основы педагогики Предмет и задачи педагогики. Основные категории педагогики
- Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками
- Педагогический процесс как система
- Методология педагогической науки
- Методы и логика педагогических исследований
- Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства
- История образования и педагогической мысли Педагогическая наука Западной Европы в период становления и развития индустриального общества
- Развитие русской педагогической мысли в период становления индустриального общества
- Развитие отечественной педагогической науки и практики воспитания в условиях советского общества
- Развитие новых концепций воспитания и демократической школы в России 80-90 годов
- Педагогическая психология Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль научного знания
- Психология научения. Научение детей в младенческом и раннем возрастах
- Психология учения. Проблема учебной деятельности в педагогической психологии, ее структура
- Современные концепции обучения.
- Социально-психологические аспекты воспитания
- Психология педагогической деятельности
- Социальная педагогика Девиация как социально-педагогическая проблема
- Классификация методов обучения.
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
- Сущность и содержание методов обучения.