logo
ГОС / МЕТОДИЧКА К ГОСАМ

Непосредственное запоминание (опыты г.Эббингауза). Кривая забывания.

Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, была ассоциативная теория. Она возникла в XVII в., активно разра­батывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и признание получила в Англии и в Германии.

В основе данной теории лежит понятие ассоциации — связи меж­ду отдельными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером, А. Пильцекером и др. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долго­временных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Бла­годаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти, например закон забывания Г. Эббингауза.

В соответствии с этим законом, выведенным на основе опытов с запоминанием трехбуквенных бес­смысленных слогов, забывание после первого безошибочного повто­рения серии таких слогов идет вначале довольно быстро.

Отдельные элементы информации согласно ассоциативной тео­рии запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с другими.

Со временем ассоциативная теория столкнулась с рядом трудно­разрешимых проблем, основной из которых явилось объяснение избирательности человеческой памяти. Ассоциации образуются на случайной основе, а память из всей поступающей и хранящейся в мозгу человека выбирает всегда определенную информацию. Понадо­билось ввести в теоретическое объяснение мнемических процессов еще один фактор, объясняющий целенаправленный характер соот­ветствующих процессов.

Тем не менее ассоциативная теория памяти дала много полезного для познания ее законов. В русле этой теории было установлено, как изменяется количество запоминающихся элементов при разном числе повторений предъявляемого ряда и в зависимости от распре­деления элементов во времени; как сохраняются в памяти элемен­ты запоминаемого ряда в зависимости от времени, прошедшего между заучиванием и воспроизведением.

Зависимость запоминания от эмоционального фона (З.Фрейд). Забывание может быть эффектом вытеснения (забыто и содержание, и намерение, Фрейд).

Ассоциативные теории памяти. Ассоцианизм Эббингауза (классическая теория памяти): процесс формирования опыта - это процесс установления следов между отдельными впечатлениями (единицами восприятия) = образование представления. Механизм в установлении связей (ассоциаций). Главное условие --- это частота повторения сочетаний отдельных впечатлений. Законы по типу установления связей: по смежности (Пространственная и временная), контрасту, сходству. Воспоминания (или более общо - воспроизведение) это возрождающиеся представления вместе с сознанием того, что ни однажды уже переживались. Так воспроизведение можно соотнести с действительным процессом (энергией), а память с возможностью такого процесса. Ассоционированые образования - которые однажды были пережиты вместе и у которых существует возможность того, что одно непременно вызовет другое.

Правило Йотса: в случае двух ассоциированных рядов равной силы, но разного возраста, новое повторение приносит большую пользу старому, наличие интереса и внимания к запоминанию (ассоциирующая сила удовольствия больше чем неудовольствия). Флорес: метод заучивания (или точнее метод последовательных воспроизведений) позволяет построить кривую научения (количество проб от числа элементов правильно воспроизведенных в этой пробе); метод уравнивания Вудвортса (исключение из ряда правильно воспроизведенных элементов); метод антиципации Эббингауза (воспроизведение в установленном порядке с подсказкой); метод парных ассоциаций (запоминание пар таким образом, чтобы при предъявлении первой можно было назвать второй); метод узнавания; метод реконструкций (воссоздание заученного порядка при предъявлении перемешиваемого материала); метод сбережения (отношения разностей числа проб при первом и втором заучивании, соответствующих критерию усвоения). Нарушения памяти.

Нарушения (разрушение) механизмов памяти - затрудняется процесс запечатления, страдает оперативная память: или утрачивается информация, хранившаяся в долговременной памяти (блокируется ее воспроизведение): или происходит снижение всех видов памяти. В ряде случаев психотравмирующие воздействия могут иметь своим эффектом улучшение показателей памяти (гипермнезия).

Разрушение информации, хранившейся в долговременной памяти, называется ретроградной амнезией. Психотравмирующее воздействие может привести к тому, что будет нарушена только кратковременная (оперативная) память при относительной сохранности механизмов долговременной памяти. Наряду с этим имеет место относительная сохранность прошлого опыта – фиксационная амнезия.

Нарушения механизмов памяти может вести к выпадению из памяти лишь некоторых событий прошлого, важных их деталей – палимпсест. Аффектогенная амнезия - из памяти выпадают события, связанные с какими-то исключительно сильными отрицательными переживаниями.

Парамнезиями называют искаженные воспоминания, лишь частично соответствующие действительности. Псевдореминисценции представляют собой воспоминания об имевших место в прошлом событиях, но перемещенные в настоящее и заполняющие пробелы воспоминаний.

Исследования Рибо, Жане и Лурии в нарушении памяти. Рибо – 2 типа болезненных состояний: 1 - распространяется лишь на наименее автоматические и наименее организованные формы памяти, разрушаются свежие факты; 2 – разрушение полное, похож на ребенка, память снова восстанавливается потому, что на место атрофированных клеточных элементов встают другие, имеющие те же свойства. Закон – во всех видах амнезий теряются последние воспоминания. Жане: корсаковский синдром - утрата памяти на недавние события. А. Р. Лурия: феноменально развитая образная память затрудняет развитие и работу смысловой памяти.

Прикладные аспекты изучения памяти.

Практическое значение исследований памяти трудно переоце­нить.

Изучение механизмов памяти в рамках необходимо для понимания адекватного развития когнитивных процессов индивида, что имеет большое значение для возрастной и педагогической психологии, для коррекционной педагогики, для всего образовательного процесса в целом.

Кроме того, в силу тесной связи памяти с деятельностью, огромное значение изучение процессов памяти играет и в психологии труда, организационной и инженерной психологии. Организация сложных видов деятельности, вообще профессиональная деятельность невозможны без участия в них процессов памяти.

Возможности улучшения памяти. Мнемотехника.

МНЕМОНИКА (мнемотех­ника) (от греч. mnemonikon — искусство запоминания) — сис­тема различных приемов, об­легчающих запоминание и увеличивающих объем памя­ти путем образования допол­нительных ассоциаций. Один из приемов мнемотехники — установление связей между запоминаемыми объектами и их мысленным размещением в воображаемом, хорошо знакомом пространст­ве, разделенном по определен­ному принципу. Примером мнемонического приема может служить также запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов со­ответствуют первым буквам названий цветов.

Проблема памяти в когнитивной психологии.

Общая характеристика представлений когнитивистов о памяти и память как совокупность приемов трансформации и хранения информации. Когнитивная : Познание – процессы переработки, хранения, извлечения информации для определенных целей в рамках определенных структур. Предмет – блоки хранения и переработки информации, где каждый блок – стадия процесса с определенным результатом. Основные Понятия —

Модель — позволяет делать представления относительно будущего поведения.

Структурные теории и теории уровней переработки.

Теория уровневой обработки - Теория Крейка-Локхарта. Выделили уровни обработки – каждый стимул может обрабатываться на разных уровнях, начиная с пецептивного и заканчивая абстрактным. Способы кодирования информации: а) зрительное, б) акустико-артикуляционное, в) семантическое. Различаются по глубине. Долгое запоминание – результат глубокой переработки. Информация может перерабатываться сразу на нескольких уровнях..

Крейк Ф. (уровневый подход): Время – главный критерий выделения блоков. Процесс переработки информации непрерывен, т.к. обычно каждый блок связывался с определенным видом кодирования. Эксперимент Крейка: опыт с отрицательным эффектом недавности. Заучивание 10 списков по 15 слов. Регистрация эффектов в каждом списке. Поочередное заучивание – обычный эффект недавности в каждом списке. По окончании – воспроизведение всего заученного материала. Элементы, запомненные ранее лучше, воспроизводятся хуже. Вывод: эти элементы не прошли глубокой переработки на всех уровнях.

Иконическая, эхоическая и сенсорная память. Эксперименты Сперлинга.

Характеристика иконической памяти.

Иконический образ, возникающий после воздействия зрительного сигнала, сохраняется несколько десятых секунды. Система ИП не только сохраняет четкое представление о сенсорных сигналах, поступивших в последние несколько десятых секунды, но и содержит больший запас информации, на последующих стадиях объем памяти ограниченнее, чем на сенсорной.

Эксперимент Сперлинга: методика частичного отчета с задержкой и без задержки, результаты и выводы.

Испытуемому предъявляют в тахистоскопе карточку, на которой изображено 9 букв на 50 мс. Обычно испытуемый может прочитать 4-5 букв. Для выявления того, действительно ли испытуемый видит только 4-5 букв был применен метод частичного отчета. Для этого испытуемому предъявлялась последовательность карточек. Оказалось, что испытуемый всегда мог назвать помеченную букву, то есть он в состоянии увидеть в один момент все 9 букв. Неправильные воспроизведения начали встречаться только при предъявлении 10 и более букв.

В разновидности метода метка предъявляется не сразу после буквы, а с некоторым интервалом. Результат: способность воспроизводить произвольно указанную букву понижается по мере задержки появления метки и от иконического образа через 0, 5 секунды ничего не остается.

Исследования эхоической памяти. Эффекты модальности и приставки.

В эхоической памяти информация храниться в среднем 2 секунды. Эксперимент Морэя показал, что из четырех каналов одновременно человек может услышать один, тот, который его попросят.

Эффекты модальности и приставки.

Модальности: несколько последних элементов из списка лучше запоминаются, если они были прослушаны, а не почитаны. Чем быстрее предъявление, тем более явен эффект.

Приставка: новые звуки маскируют или уменьшают длительность хранения предъявленных ранее. Явление называется интерференцией.

Метапамять (Шнайдер) - знание о процессах, относящихся к памяти «память о своей памяти». С возрастом улучшается знание об эффективных стратегиях индивидуального запоминания и особенно об условиях их применения.

Понятие реминисценции Жане. Реминисценция - точное, автоматическое повторение действий, действия, совершаемые нами ежедневно (привычки, тенденции к самовоспроизведению), она происходит при определенных условиях, повторяясь в условиях, при котором событие первонач. произошло. Рем. происходит под воздействием механизма «восстановление до целого».

Коды кратковременной и долговременной памяти. В основе ДП лежит семантический код (знаковый) – он организует структуру знания. В КП происходит семантическая переработка. Семантические признаки участвуют в группировке материала в более крупные единицы, что облегчает как сенсорную, так и лексически образную переработку. Коды кратковременной памяти – модули переработки информации (специализированная подсистема памяти, которая характеризуется продолжительностью переработки и доминирующим кодом). Коды: сенсорная, образная, вербальная и семантическая. К иконической памяти – визуальный код, эхоическая – акустическая. Акустический имеет преимущество по сравнению с визуальным при небольших отсрочках воспроизведения информации. Иконическая и акустическая объединяются, образуют код – лексический.

Модель двойного кодирования (А. Пайвио): 2 системы – вербальной и образной репрезентации. Единицы вербальной репрезентации – это логогены (похожие на слова сущности, включающие визуальные и фонематические признаки). Невербальная система при помощи имагенов, которые кодируют модально специфическую информацию о невербальном, перцептивном и сенсорно-моторном опыте. Логогены и имагены работают на 3 уровнях – 1. Логогены и имагены активируются соответствующими объектами или словами, это процессы репрезентации; 2- референции, логогены и имагены взаимно активируют друг друга; 3 – ассоциативный, происходит активация одних логогенов, посредством др и одних имагенов посредством др. Эпизодическая и семантическая память. Тульвинг: рассматривает память как мультисисистему, состоит из систем и делит на семантическую (система понятий и категорий, построена по типу тезауруса) и эпизодическую (сохранение материала с точным указанием места и времени, привязана к событиям, она подвержена сильным конфузиям, если ее содержание осталось не включенным в семантическую память). Эксплицитная и имплицитная память Граф и Шехтер. Имплицитная память – это память без осознания предмета запоминания или бессознательная память. Эксплицитная – осознаваемая память. След имплиц. имеет большую силу по сравнению со следом экспл. Граф и Шехтер: имплицитная память чувствительна к смене модальности, особенно при переходе от визуальной к слуховой, тогда как на продуктивность эсплиц. смена модальностей не влияет.

Эффект запечатления. Процесс запечатления - косвенный индикатор того, как происходит переработка информации и какова структура знаний хранящихся в памяти. Сила эффекта запоминания имеет временную динамику. Выделяют запечатление – фонологическое (переработка одних слов облегчает называние других. близких по звучанию), лексическое (происходит иррадиация облегчающего влияния на слово лексически близкое), а семантическое – на близкое по смыслу.

Критика когнитивного подхода: 2 направления – 1. насколько соответствует понятие памяти в когнитивном подходе реальности (Ньюэл: их исследования основаны на искусственных лабораторных ситуациях, зачастую в жизни не встречающиеся) и 2. попытка улучшить теорию (Найссер: в каждый момент субъект имеет конструктивную антиципацию (предвосхищение) опр. вида информации, которую он готов воспринять как наличную, субъект исследует эту информацию посредством поисковой активности, которая направляется и контролируется антиципирующей схемой. Полученная в процессе поисковой активности информация изменяет исходную антиципирующую схему).

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4