Социальная психология Предмет социальной психологии, методология и методы социально-психологического исследования, место социальной психологии в системе наук о человеке и обществе
Предмет социальной психологии, ее взаимосвязь с другими гуманитарными дисциплинами
Социальная психология – отрасль психологической науки, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включенностью их в социальные группы, а также психологические особенности самих этих групп (отечественные психологи).
Социальная психология – это научное исследование того, о чем люди думают, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу. Социальная психология дочерняя отрасль социологии и психологии, которая стремится быть более индивидуальной по своему содержанию и более экспериментальной в своих экспериментах, чем другие области социологии. По сравнению с психологией личности социальная психология менее сосредоточена на различиях между индивидами и более - на том, как люди в общем оценивают друг друга. Социальная психология экзогенная наука; она выявляет, как социальные условия влияют на поведение (Майерс Д.).
Предмет социальной психологии. Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социологической психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.
Социальная психология тесно связана с другими общественными науками: социологией, педагогикой, философией.
Социология рассматривает природу и характер общественных, групповых и индивидуальных ценностей и норм. Социальная психология исследует конкретные механизмы их формирования с учетом влияния микро- и макросреды, в которой живет человек, и индивидуальных особенностей его личности. Если социология объясняет истоки социальной активности личности, то социальная психология исследует пути и закономерности ее проявления, помогает определить условия, при которых эта активность реализуется наиболее полно. Социология раскрывает классовую и социальную сущность межличностных связей внутри различного рода человеческих групп и сообществ. Социальную психологию интересует, как и в каких формах эта сущность проявляется в деятельности каждого или отдельной группы. Как она влияет на формирование личностных качеств.
Широко используя опыт, накопленный педагогикой, социальная психология раскрывает перед педагогическими науками пути повышения эффективности воспитательных воздействий на личность и коллектив, позволяя оптимизировать процессы воспитания и обучения.
Социальная психология имеет большую предысторию в составе философских наук и сравнительно короткий путь развития в качестве самостоятельной научной дисциплины.
К основным разделам социальной психологии относятся: психологические характеристики социальных групп; психология личности; закономерности общения и взаимодействия людей в совместной деятельности; межличностные взаимоотношения.
Возникновение социальной психологии во второй половине 19 века: общественно-историческая, культурная ситуация Европы и Америки того времени. Идейно-политические идеалы 19 века, века «классики»: реализм, антропоцентризм, сциентизм, евроцентризм. Первые социально-психологические концепции: школа психологии народов, психология масс, инстинктов социального поведения. Идейные источники первых социально-психологических школ
Уже на заре своего развития люди знали и использовали ряд социально-психологических явлений и закономерностей. На это указывает история первобытных обществ. В древних системах воззрений учитывались настроения толпы, подверженность психическому заражению. Из поколения в поколение передавались обряды, ритуалы, табу, выступавшие в роли регуляторов общественной жизни людей. Эти знания составляли первоначальную основу сведений о социально-психологических явлениях. На этом, донаучном (синкретическом) этапе развития социальной психологии знания, воззрения и их практическое применение были слиты и составляли единое целое.
В процессе развития человеческой мысли и практики большинство социально-психологических проблем было осознано в рамках философских воззрений. В античности это были взгляды Платона, Аристотеля, в философии нового времени – системы Гоббса, Локка, Гельвеция, Руссо, Гегеля. Этот этап формирования социально-психологических знаний можно условно обозначить как философский. Характеризовался тем, что происходило постепенное расщепление социально-психологического знания на теоретическое (концептуальное) и прикладное (практическое).
Период, непосредственно предшествующий становлению социальной психологии как науки датируется примерно серединой XIX в. по 1908 год. Связан прежде всего с: 1) развитием языкознания; 2) накоплением значительных фактов в области антропологии, этнографии, археологии; 3) успехами и потребностями криминологии; 4) становлением массового производства и развитием городов.
На этом этапе (условно его можно назвать феноменологическим) социально-психологические феномены выделяются в самостоятельный класс психических явлений (таких как: коллективный, народный дух, поведение толпы, подражание, внушение, исторические типы мышления и сознания). Для их изучения разрабатываются специфические способы и приемы исследования. В этот период развития социальной психологии ученые лишь собирали, сравнивали, анализировали, различный исторический, этнографический, антропологический и языковой материал, не подвергая его количественной обработке и экспериментальной проверке. Другими словами, формировалась предметная область и методы исследования социальной психологии.
Датой зарождения эмпирической описательной социальной психологии большинство исследователей считает 1859 г., когда Х. Штейнталь совместно с М. Лацарусом начал издавать на немецком языке журнал по этнической психологии и языкознанию ("Психология народов и языкознание").
В этот период зарождаются первые социально-психологические концепции.
1. Психология народов возникает в Германии, в основном в трудах М. Лацаруса (1824-1903) и Х. Штейнталя (1823-1899). Задача социальной психологии с позиций этой концепции – "познавать психологически сущность духа народа, открывать законы, по которым протекает духовная деятельность народов". Эта концепция впоследствии была развита в трудах В. Вундта, который разделял психологию на физиологическую психологию и психологию народов. Последняя, по его мнению, должна заниматься анализом продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства.
2. Психология масс, разрабатываемая первоначально в исследованиях Г. Тарда, исследовала проблемы общества, связанные с влиянием средств массовой коммуникации и массовой культуры на психологию человека. Г. Тард рассматривал народ как гигантскую аудиторию, воспринимающую определенную информацию, поступающую из одного источника. Большинство социальных процессов в рамках данных концепций рассматривается с точки зрения развития цивилизации. Разрабатывается понятие массовой культуры как совокупности культурных ценностей в индустриальном обществе, рассчитанном на массовое потребление. Главный признак массовой культуры – стандартизация жизни, которая не может не влиять на психологию человека в обществе. В качестве универсального принципа объяснения социальных явлений использовала принцип подражания.
Все достижения цивилизации рассматриваются как результат деятельности элиты, и большинство социально-психологических отношений изучается в системе взаимодействия элиты и массы. Психологическое состояние общества изучалось в зависимости от доминирующего влияния на него либо элиты либо массы. При этом считалось, что если ведущая роль принадлежит элите, то можно говорить о прогрессивности общества, если массам, то о его регрессивности.
Родоначальниками этого направления исследований были также итальянский юрист С. Сигеле (1868-1913) и французский социолог Г. Лебон (1831-1941). Г. Лебон полагал, что вслед за промышленной революцией, ростом городов и увеличением средств массовой коммуникации жизнь все больше определяется поведением толпы, которая представляет собой слепую разрушительную силу.
Он сделал попытку проанализировать изменение некоторых психических процессов и поведения индивида под влиянием толпы. Во-первых, повышается внушаемость человека. резко падает критичность, информация воспринимается без доказательств, что способствует восприятию многих, в том числе преступных, идей. Во-вторых, снимается ответственность за свое поведение. Участие каждого человека фактически анонимно. Развивается гипертрофированный конформизм – "быть как все". В-третьих, усиливается потребность в простых решения. Толпа не способна на созидание. Она не в состоянии принимать сложные решения. В-четвертых, происходит деперсонализация личности. Человек утрачивает многие свои положительные качества. В-пятых, повышается эмоциональность личности. Осмысление ситуации происходит крайне медленно. Усиливаются механизмы влияния в стихийных социальных группах: заражение, внушение, подражание.
3. Теория инстинктов социального поведения была развита в трудах английского психолога У. Мак-Дугалла (1871-1938). Она разрабатывалась под влиянием эволюционной теории Дарвина. В частности, идеи о борьбе за существование среди себе подобных; о приспособительном значении психики как важнейшего средства адаптации к среде; о движущих силах развития социальных организмов, в основе которых лежат изменчивость вида, естественный отбор и наследственность. Мак-Дугалл полагал, что механизмы социальной адаптации тождественны у человека и животного. Социальные явления и процессы объяснялись им с биологических позиций, в связи с чем его теория получила название биологизаторской.
Основная идея заключалась в том, что причины социального поведения человека связаны с врожденными инстинктами. В связи с этим изучались социальные инстинкты, определяющие чувства: инстинкт борьбы, связанный с гневом и страхом; инстинкт бегства, связанный с чувством самосохранения; инстинкт воспроизведения рода, связанный с чувством любви; инстинкт приобретения, связанный с чувством собственности; стадный инстинкт, связанный с чувством принадлежности к социальной группе и др. Наибольшее значение Мак-Дуггал придавал стадному инстинкту, который удерживает людей вместе.
Выход в свет книги Мак-Дугалла "Введение в социальную психологию" (1908 г.) принято считать датой рождения социальной психологии.
Концепция инстинктов социального поведения, в отличие от концепции народов и концепции психологии масс, утратила свою социальную актуальность, однако ее значение состояло в выделении некоторых биологических факторов, определяющих социальное поведение личности.
К числу положительных моментов развития социальной психологии на феноменологическом (по сути, описательном) этапе можно отнести следующие: выделение социально-психологических явлений (высшие психические функции, массовидные явления, коллективная психология) в особый класс; сбор и описание большого фактического материала по подражанию, внушению, языку, нравам, обычаям; выявление психологических различий первобытных народов.
Большое влияние на развитие социальной психологии оказали работы исследователей Георга Зиммеля (1858-1918) и Чарльза Кули (1864-1929). Эти исследователи, впервые в социальной психологии, стали рассматривать личность не абстрактно ("личность вообще"), а связывая ее особенности с процессами взаимодействия людей внутри группы и с различными характеристиками групп.
Чарльз Кули первым в социальной психологии ввел понятие Я-концепция как представление человека о самом себе. Это представление является отражением того, что, по мнению личности, думают о ней другие. Согласно подходу Кули, личность формируется на основе множества взаимодействий человека с окружающим миром. В процессе этих взаимодействий человек создает свое "зеркальное Я", которое состоит из трех элементов:
того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие;
того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят;
того, как мы отвечаем на воспринимаемую нами реакцию других.
Исследования Г. Зиммеля и Ч. Кули позволили сделать вывод о том, что: личность необходимо изучать в социальном контексте.
Другим важным понятием, введенным Ч. Кули, было понятие первичной группы.
В 20-е годы XX в. оформляется научный этап развития социальной психологии. Он отмечен применением экспериментального метода для изучения личности и групп, техники получения и количественной обработки данных. Начало научного этапа развития обычно связывают с работами В. Мёде, Ф. Оллпорта, В.М. Бехтерева, которые перешли к систематическому экспериментальному изучению социально-психологических явлений в группах. Переход к более сложному предмету исследования требовал усложнения методов экспериментирования.
В 1920 г. В. Меде опубликовал результаты своих экспериментов с группами, которые он начал осуществлять еще в 1913 г. Результаты экспериментов Оллпорта были опубликованы в 1924 г.
Эксперименты В. Меде проводились по определенной методике: каждый опыт начинался с одним испытуемым и постепенно количество участников увеличивалось. В. Меде установил, что имеются различные типы людей относительно влияния на них группы (положительного отрицательного, нейтрального; в познавательной сфере влияние группы меньше, чем в сфере эмоций, моторики и воли; в зависимости от типа отношения к группе происходят и сдвиги в психической сфере.
Аналогичные эксперименты проводил Олпорт. Для опыта использовались одна общая и пять изолированных комнат. Испытуемые должны были выполнять различные задания. Им были выявлены особенности протекания познавательных процессов (ощущения, внимания, мышления) в условиях изоляции и присутствия группы.
Несколько позже проводил свои эксперименты в группах В.М. Бехтерев (совместно с М.В. Ланге и В.Н.Мясищевым). Бехтерев установил, что группа способствует увеличению объема знаний своих членов, исправлению ошибок, смягчению отношения к проступку, позволяет выдержать более сильные раздражители, дает общие сдвиги в показателях. В ходе исследования были выявлены половые, возрастные, образовательные и природные различия сдвигов психических процессов в условиях групповой деятельности.
Использование эксперимента позволило исследователям перейти от простого описания социально-психологических явлений к выявлению их закономерностей.
Начиная с 20-х годов, социальная психология становится ведущим направлением в развитии психологических наук США, Англии, Германии, Франции и Японии.
В России развитие социальной психологии сопряжено с рядом специфических обстоятельств. Первые упоминания о ней имели место преимущественно в социологических работах (Л.И. Петражицкий, Л.Н. Войтоловский, М.М Ковалевский). Исключение составляют лишь работы В.М. Бехтерева, в которых были обозначены собственно психологические проблемы социальной психологии.
После революции социальная психология была объявлена "буржуазной" наукой и таким образом наступил "перерыв" в развитии отечественной социальной психологии.
К концу 50-х – началу 60-х под влиянием требований практики социальная психология была "узаконена" в России при условии ориентации ее на марксистскую философию.
В сегодняшних условиях социальная психология в России существует как достаточно развитая дисциплина с фундаментальными исследованиями.
Особенности гуманитарного познания.
Герменевтическая природа социально-психологического знания.
Место социальной психологии в структуре социального знания.
Отечественные теоретики о предмете социальной психологии (Г.М.Андреева).
Проблемный контекст социальной психологии.
Основные тенденции развития социальной психологии в ХХ веке: европейская и американская.
Особенности развития социально-психологической теории в советское время.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Методичка к гоСам содержание
- Ощущения и восприятие Понятие об ощущениях. Классификация ощущений
- Специфика ощущений различных модальностей
- Восприятие: понятие, свойства, классификация
- Внимание и память Общее представление о внимании
- Проблема внимания в когнитивной психологии
- Общее представление о памяти
- Произвольное и непроизвольное запоминание (а.А.Смирнов, п.И.Зинченко).
- Непосредственное запоминание (опыты г.Эббингауза). Кривая забывания.
- Мышление и речь Понятие о мышлении
- Мышление и речь
- Методы исследования мышления и речи
- Методология и методы психолого-педагогических исследований Современное научное знание о методологии (понятие, уровни научного подхода)
- Основные методологические принципы психологии
- Классификация методов психологического исследования
- История психологии История происхождения психологических идей
- Основные исторические этапы европейской психологической мысли. Становление предмета психологии
- Истоки экспериментальной психологии и влияние физиологии на психологию.
- Психология личности Мотивационно-потребностная сфера человека
- Функции мотива
- Общие представления о эмоциональной сфере
- Возрастная психология Предмет, задачи, методы возрастной психологии и ее связь с другими науками
- Исторический очерк и проблемы периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии
- Психическое развитие ребенка младенческого и раннего возраста
- Развитие психики в дошкольном возрасте
- Психология младшего школьного возраста
- Психологические особенности подростков
- Психология юношеского возраста
- Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет)
- Старший школьный возраст
- Кризис 17 лет
- Юность (от 17 до 20-23 лет)
- Психология зрелого возраста, старения и старости
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация развития:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- Социальная психология Предмет социальной психологии, методология и методы социально-психологического исследования, место социальной психологии в системе наук о человеке и обществе
- История формирования социально-психологических идей
- Специфика изучения личности в социальной психологии
- Психология общения и межличностных отношений
- Общие проблемы исследования малой группы в социальной психологии
- Проблематика психологии больших социальных групп, их классификация
- Психодиагностика Научная психодиагностика и психодиагностическая практика
- Психометрические основы психодиагностики
- Психодиагностика личности
- Психологическая служба в образовании
- Основы психологии семьи и семейного консультирования Семья в современном обществе
- Детско-родительские отношения в семье
- Психологическая помощь семье
- Конфликтология Структура конфликта
- Функциональная направленность конфликтов в организации.
- Стратегия разрешения конфликтов
- Клиническая психология Предмет и структура медицинской психологии.
- Патопсихологические проявления нарушений мышления
- Специальная педагогика и специальная психология Учение л.С. Выготского о дефекте
- Дизонтогенез: понятие, виды, параметры
- Основы профориентологии Психологические основы профессиональной консультации
- Профессиональное самоопределение личности
- Психология труда Основные вопросы изучения профессий. Психологическая профессиография
- Понятие и формы работоспособности. Фазы изменения работоспособности в процессе труда. Приемы управления работоспособностью
- Психологическое консультирование Этапы психологического консультирования
- Техники профессиональной коммуникации в психологическом консультировании
- Психотерапия Основные психотерапевтические подходы и технологии
- Сравнительный обзор методов психологического лечения
- Психолого-педагогическая коррекция
- Маспо Общее представление о психологическом тренинге. Ведущий тренинговой группы
- Классификации тренинговых групп и их основания
- Методология социально-психологического тренинга
- I. Определение потребностей в обучении.
- II. Определение целей и задач обучения.
- III. Организация и планирование тренинга.
- IV. Проведение тренинга
- Общие основы педагогики Предмет и задачи педагогики. Основные категории педагогики
- Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками
- Педагогический процесс как система
- Методология педагогической науки
- Методы и логика педагогических исследований
- Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства
- История образования и педагогической мысли Педагогическая наука Западной Европы в период становления и развития индустриального общества
- Развитие русской педагогической мысли в период становления индустриального общества
- Развитие отечественной педагогической науки и практики воспитания в условиях советского общества
- Развитие новых концепций воспитания и демократической школы в России 80-90 годов
- Педагогическая психология Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль научного знания
- Психология научения. Научение детей в младенческом и раннем возрастах
- Психология учения. Проблема учебной деятельности в педагогической психологии, ее структура
- Современные концепции обучения.
- Социально-психологические аспекты воспитания
- Психология педагогической деятельности
- Социальная педагогика Девиация как социально-педагогическая проблема
- Классификация методов обучения.
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
- Сущность и содержание методов обучения.