logo
ГОС / МЕТОДИЧКА К ГОСАМ

Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками

Система педагогических наук

Об уровне развития любой науки судят по степени дифференцированности ее исследований и по тому многообра­зию связей данной науки с другими, благодаря которому и возникают пограничные научные дисциплины.

В систему педагогических наук входят:

1. Общая педагогика, исследующая основные закономер­ности воспитания.

2. История педагогики, изучающая развитие педагогичес­ких идей и воспитания в различные исторические эпохи.

3. Сравнительная педагогика, исследующая закономерно­сти функционирования и развития образовательных и воспи­тательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.

4. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспи­тания человека на различных возрастных этапах. В зависимости от возрастной характеристики различают преддошкольную, дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педаго­гику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику профессионально-технического образова­ния, педагогику взрослых (андрогогику).

5. Специальная педагогика, разрабатывающая теоретичес­кие основы, принципы, методы, формы и средства воспита­ния и образования человека (детей и взрослых), имеющих от­клонения в физическом развитии. Специальная педагогика (де­фектология) распадается на ряд отраслей: вопросами воспита­ния и образования глухонемых и глухих детей и взрослых зани­мается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих — тифлопе­дагогика, умственно отсталых — олигофренопедагогика, де­тей и взрослых с расстройством речи — логопедия.

6. Методики преподавания различных дисциплин содер­жат специфические частные закономерности обучения конк­ретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии, истории и др.), накапливают технологический инструмента­рий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношения ми.

7. Профессиональная педагогика изучает закономернос­ти, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретно профессиональную сферу действительности. Профессиональная подготовка отличается от общеобразовательной подготовки тем, что в ходе ее осу­ществляется развитие личностного трудового потенциала че­ловека. Личностный трудовой потенциал рабочего — это сте­пень его общего и профессионального развития, определяю­щая успешность совершения трудовой деятельности по опре­деленной профессии (специальности). Развитие личностного потенциала рабочего достигается посредством профессиональ­ного воспитания, профессионального образования и обуче­ния.

В зависимости от профессиональной области различают военную, инженерную, производственную, медицинскую и др. педагогику.

Производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих, переориентации их на новые средства производства, повышения их квалификации, переучивание на новые профессии.

8. Социальная педагогика содержит теоретические и при­кладные разработки в области внешкольного воспитания и об­разования детей и взрослых. Многопрофильные образователь­но-воспитательные учреждения (клубы, спортивные секции, студии музыкального и театрального искусства) являются сред­ством повышения культуры общества, воспитания и развития личности, передачи профессиональных знаний, проявления творческих способностей людей.

9. Исправительно-трудовая педагогика содержит теорети­ческие обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступле­ния.

10. Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспита­тельных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.

11. Лечебная педагогика разрабатывает систему образова­тельно-воспитательной деятельности педагогов с хворающи­ми, недомогающими и больными школьниками. Возникает интегрированная медико-педагогическая наука, когда ведет­ся лечение и обучение в щадящем режиме.

Связь педагогической науки с другими науками

Исследование многих педагогических проблем требует меж­дисциплинарного подхода, данных других наук о человеке, что в совокупности обеспечивает наиболее полное знание изучае­мого.

Органичными связями педагогика связана с психологией. Существует несколько наиболее важных узлов связи между ними. Главный из них — предмет исследования этих наук. Психоло­гия изучает законы развития психики человека, педагогика раз­рабатывает законы управления развитием личности. Воспита­ние, образование, обучение человека есть не что иное, как целенаправленное развитие психики (мышления, деятельнос­ти). Следующий важный момент — общность методов исследо­ваний педагогики и психологии. Многие научные инструменты психологического поиска с успехом служат решению собственно педагогических проблем (психометрия, парное сравнение, пси­хологические тесты, психологические анкеты и др.).

О наличии взаимосвязи педагогики и психологии свиде­тельствуют и базовые понятия психологии, которые, будучи использованы в педагогической лексике, способствуют более точному определению явлений, фактов воспитания, образова­ния, обучения, помогают выявить и определить сущностное в исследуемых проблемах.

Как научная дисциплина педагогика пользуется психоло­гическим знанием для выявления, описания, объяснения, си­стематизации педагогических фактов. Так, результаты педаго­гической деятельности изучаются с помощью психологичес­ких диагностик (тестов, анкет и т.д.).

Своеобразным мостом между педагогической и психологи­ческой науками выступает педагогическая и возрастная психо­логия, психология профессиональной педагогической деятель­ности, психология управления педагогическими системами и многих психологических исследований других областей обра­зования.

Педагогика тесно связана с физиологией. Для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием обучаемых особенно важно знать закономерности жизнедея­тельности организма в целом и отдельных его частей, функци­ональных систем. Знание закономерностей функционирования высшей нервной деятельности позволяет педагогике конструировать развивающие, обучающие технологии; инструментарий, способствующий оптимальному развитию личности.

Данные социологии содействуют более глубокому осмыслению проблемы социализации личности. Результаты социоло­гических исследований являются базой для решения педагоги­ческих проблем, связанных с организацией студенческого до­суга, профессиональной ориентацией, и многих других. Буду­чи наукой об обществе как целостной системе, отдельных ее составляющих, о процессах функционирования и развития об­щества, социология в область своих теоретических и практико-прикладных исследований включает проблемы образования и воспитания. В структуре социологической науки плодотворно развиваются такие направления, как социология образования, социология воспитания, социология студенчества и т.д.

Исходное значение для педагогической науки имеет фило­софское знание. Оно является базой для осмысления целей вос­питания и образования в современный период развития педа­гогического знания. Теория познания позволяет опосредован­но, благодаря общности законов, определить закономерности учебно-познавательной деятельности и механизмы управления ею. Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и особенного; законы взаимосвязи и взаи­мозависимости, развития и его движущие силы и др. способ­ствуют развитию исследовательского педагогического мышле­ния. В связи с углубленным осмыслением феномена образова­ния на современном этапе педагогического знания интенсив­ное развитие получает одно из философских направлений — философия образования.

Новые, дополнительные возможности для исследования процессов воспитания и обучения открывает перед педагоги­кой кибернетика. Используя ее данные, педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управ­ления учебным процессом.

Завершая обзор межнаучных связей педагогики, отметим, что в педагогических исследованиях активно используются дан­ные и многих других наук: юриспруденции, экономики, ин­форматики, статистики, экологии, этнографии, этнологии, истории, технических наук.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4