logo
ГОС / МЕТОДИЧКА К ГОСАМ

Специфика ощущений различных модальностей

Органы зрения. Устройство глаза, его оптический и двигательный аппарат.

Зрение – это способность видеть, возникает в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего зрительного аппарата, на световой рецептор глаза.

Благодаря зрительным ощущениям человек познает освещенность, цвет предметов, их величину, пропорции, конструкцию, объем, пространственное расположение.

Зрительно-нервный аппарат состоит из периферического рецепторного отдела (сетчатая оболочка), афферентных зрительных путей (зрительные нервы и тракты, сияние Грациоле), подкорковых центров, зрительных нервов коры больших полушарий мозга (поля Бродмана) и эфферентных зрительных путей, которые обеспечивают движение глаза. Важное значение для зрения имеет оптическая система глаза (роговая оболочка, хрусталик, стекловидное тело), формирующая изображение объектов внешнего мира на сетчатке, а также вспомогательный и защитный аппараты глаза (веки, ресницы, слезный аппарат, система кровоснабжения).

Изображение строится на внутренней поверзности глаза – сетчатке, имеющей сложное строение. Она состоит из нескольких десятковы тысяч окончаний волокон зрительного нерва, которые приходят в состояние возбуждения под влиянием световой волны. Окончания зрительного нерва различаются по форме и функциям. Различают рецепторы, напоминающие по форме колбочки, приспособлены к отражению цвета и являются аппаратом дневного зрения. Нервные окончания в виде палочек отражают свет, расположены вокруг колбочек и являются аппаратом сумеречного зрения.

Различают три основных вида зрения:

При воздействии раздражителя энергия, попадающая на сетчатку в виде квантов света (фотонов) поглощается колбочковыми и палочковыми пигментами. Фотохимическая реакция в этих пигментах (фоторецепторах) дает начало зрительному процессу, который имеет форму электрических потенциалов.

Большое значение для зрения имеет правильное функционирование двигательного аппарата глаза. Движения глаза могут осуществляться наружными и внутренними мышцами глаза. Работа наружных мышц глаз играет роль в процессе бинокулярного зрения и конвергенции, внутренние мышцы имеют наибольшую нагрузку при аккомодации.

Бинокулярное зрение – это зрение двумя глазами, характеризующееся слиянием воедино изображений одного и того же предмета, проецируемых на сетчатки глаз, и истинным стереоскопическим восприятием рельефа предмета.

Конвергенция – сведение зрительных осей на фиксируемом предмете. Угол конвергенции используется как индикатор расстояния: если угол конвергенции увеличивается, то видимая величина объекта увеличивается, а воспринимаемое до него расстояние уменьшается, и наоборот, если угол конвергенции уменьшается, то и величина воспринимаемого предмета уменьшается, а расстояние до него увеличивается.

Аккомодация – изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны. Так, при взгляде на близко расположенные предметы происходит мышечное сокращение, которое приводит к уменьшению натяжения хрусталика и его форма становится более выпуклой. С возрастом хрусталик теряет способность к аккомодации.

Цветовое зрение и его механизмы

Воспринимаемые нами в природе цвета получаются обычно в результате воздействия на наш глаз волн различной, а не одной какой-нибудь длины. Эти различные волны, совместно воздействуя на глаз, и порождают тот или иной видимый нами цвет. Видимые нами в естественных условиях цвета являются, таким образом, результатом смешения цветов.

Существенный интерес представляет и так называемое бинокулярное смешение цветов. Бинокулярным смешением цветов называется получение некоторого третьего цвета в результате раздражения каждого из глаз различными цветами. Если смотреть одним глазом на один цвет, а другим глазом на другой цвет, то мы увидим некоторый третий цвет, получившийся от бинокулярного смешения обоих цветов. Однако если оба цвета весьма несходны друг с другом (в особенности по светлоте), то бинокулярного смешения цветов не возникает, а получается своеобразная игра, в которой оба цвета воспринимаются поочередно. Это последнее явление называется борьбой полей зрения.

Цветовой фон, светлота, насыщенность

Восприятие цвета строится на врожденных механизмах и сводится к оценке светлоты (видимой яркости), цветового тона (собственно цвета) и насыщенности (показатель, пропорциональный степени отличия цвета от серого равной светлоты).

Все воспринимаемые глазом цвета могут быть подразделены на две группы: ахроматические и хроматические. Ахроматическими цветами называется белый, черный и все располагающиеся между ними оттенки серого цвета; они отличаются друг от друга только светлотой. Все остальные цвета – хроматические; они отличаются друг от друга цветовым тоном, светлотой и насыщенностью.

Цветовой тон – это то специфическое качество, которым один цвет, например красный, отличается от любого другого – синего, зеленого и т.д. при равной светлоте и насыщенности. Цветовой тон зависит от длины воздействующей на глаз световой волны.

Светлота – это степень отличия данного цвета от черного. Наименьшей светлотой обладает черный, наибольшей – белый цвет.

Насыщенность – это степень отличия данного цвета от серого цвета, одинакового с ним по светлоте, или, как говорят, степень его выраженности. Насыщенность цвета зависит от отношения, в котором находится количество световых лучей, характеризующих цвет данной поверхности, к общему световому потоку, ею отражаемому. Насыщенность цвета зависит от формы световой волны.

Теории цветового зрения. Цветоаномалии

Для объяснения цветового зрения, истинная природа которого экспериментально изучена плохо, имеется несколько теорий. Основными являются теория Юнга-Гельмгольца и теория Э.Геринга.

Согласно теории Юнга-Гельмгольца, зрительное ощущение возникает вследствие некоторого фотохимического процесса, выражающегося в распаде трех гипотетических светочувствительных веществ, каждое из которых обладает своим спектром поглощения. Распад молекул освобождает ионы, которые при известных условиях стимулируют нервное возбуждение.

Гельмгольц допускает существование в зрительном аппарате трех типов нервных волокон. Отдельные возбуждения этих волокон дают ощущения максимально насыщенных красного, зеленого и фиолетового цветов. Обычно свет действует не на одно, а на все три нервных волокна. Различию нервных волокон соответствует различие в мозговых центрах и различие в воспринимающих аппаратах. В случае палочкового зрения возникает фотохимический процесс выцветания зрительного пурпура. В случае колбочкового зрения предполагается, что возникает аналогичный процесс, хотя экспериментально существование трех светочувствительных веществ еще не установлено. Каждый монохроматический цвет возбуждает два или большей частью три цветочувствительных вещества.

Ощущение красного цвета вызывается возбуждением красного и отчасти зеленого вещества и т.д. Чем сильнее возбуждение одного из цветочувствительных веществ по отношению к возбуждению двух других цветочувствительных веществ, тем сильнее насыщенность цвета. Чем слабее различие по интенсивности между всеми тремя возбуждениями, тем менее насыщенным является цвет. При уменьшении интенсивности всех трех возбуждений уменьшается светлота цвета. При каждом изменении в соотношениях интенсивности возбуждения цветочувствительных веществ возникает новое качество ощущения. Благодаря этому при наличии всего трех основных возбуждений человеческий глаз различает несколько сот тысяч цветов, отличающихся по цветному тону, светлоте и насыщенности. Ощущение черного цвета возникает, когда ни одно из цветоощущающих веществ не возбуждается вовсе.

Дополнительными являются цвета, которые при своем смешении вызывают равное возбуждение всех трех веществ, т.е. вызывают ощущение белого цвета.

При утомлении глаза каким-либо цветом изменяются соответствия в силе каждого из трех процессов, вызывающих ощущение цвета. Благодаря этому изменяется чувствительность глаза к световым волнам различной длины. Этим, по теории Юнга-Гельмгольца, объясняется явление адаптации и последовательного контраста.

Э.Геринг предложил другую теорию цветоощущения. Он считает, что в глазу имеются три цветочувствительных вещества – бело-черное, красно-зеленое и желто-синее. Диссоциация веществ вызывает ощущения белого, красного и желтого, а ассимиляция вызывает ощущения черного, зеленого и синего.

Помимо теорий Юнга-Гельмгольца и Геринга существуют еще и другие многоступенные теории зрения, построенные на учете не только периферических, но и центральных процессов. По Г.Э.Мюллеру, существуют первичные процессы Р1, Р2 и Р3. Первичные процессы соответствуют трем основным возбуждениям теории Гельмгольца. Вторичные хроматические процессы имеют промежуточный характер и протекают также в сетчатой оболочке глаза, причем эти вторичные процессы, в соответствии с теорией Геринга, попарно связаны между собой. Центральных возбуждений, по Мюллеру, шесть: красное, желтое, зеленое, синее, белое и черное. Аналогичную схему предлагает также и Т.Шьелдерупп-Эббе.

Согласно теории X.Лэдд-Франклин, на первой стадии филогенетического развития зрение было ахроматическим, затем произошла дифференциация и зрение стало дихроматическим, т.е. наш глаз стал различать синие и желтые цвета. На последней, третьей, стадии развития дихроматическое зрение сделалось трихроматическим, т.е. глаз стал различать вместо желтого два цвета – красный и зеленый. С этой точки зрения, явление цветослепоты есть возврат ко второй стадии развития глаза, когда орган зрения был дихроматическим.

Как показали опыты Л.А.Шварц, предварительное слабое раздражение глаза тем или иным цветом может повлечь за собой повышение чувствительности к другому цвету в 2-3 раза на срок до получаса. Ею было установлено, что подобная сенсибилизация имеет место только для дополнительных цветов: красный – зеленый и желтый – синий, причем красный и желтый цвета оказывают значительно более сильное сенсибилизирующее действие, чем зеленый и синий. Сенсибилизация имеет место и при воздействии красным и желтым цветом на другой глаз и при мысленном воспроизведении этих цветов, в то время как зеленый и синий такого эффекта не дают. Это, по-видимому, связано с различной локализацией цветов и филогенетическим возрастом соответствующих участков мозга.

Органы слуха и их эволюция

Слух – способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора. Отражение процессов окружающего мира в слуховой системе происходит в форме звукового образа, в котором можно выделить три параметра: громкость, которая соотносится с интенсивностью звукового раздражителя; высоту, соответствующей частоте, и тембр, или „окраска“ (для сложных звуков), который соответствует структуре звукового спектра.

Первоначальными жизненно важными стимулами, формировавшими слух, были звуки и шумы живой и неживой природы. Для человека особой формой формирования слуховой функции является членораздельная речь. Так же имеется ряд культурных звуков, например музыкальные звуки, которые привели к формированию особых параметров слуха. Инфразвуки, ультразвуки остались за рамками человеческого слуха. Основная особенность звука – отражение внешнего мира в форме адекватного образа (слухового).

Устройство и функции слухового анализатора

Слуховой анализатор состоит из наружного, среднего и внутреннего уха, слухового нерва, подкорковых релейных центров и корковых отделов. Чувствительные нервные окончания расположены во внутреннем ухе (улитка со слуховой мембраной и чувствующими волосками). Внешнее ушко собирает звуковые колебания, а механизм среднего уха передает их улитке.

Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет четыре качества звука: силу (громкий – слабый), высоту (высокий – низкий), тембр (своеобразие голоса или музыкального инструмента), длительность (время звучания) и темпоритмический узор последовательно воспринимаемых звуков.

Слух к различению речи называют фонематическим. Он формируется прижизненно в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребенок.

Музыкальных слух не меньше социален, чем речевой.

Третий вид звуковых ощущений – шумы (шорохи) – менее социален и значим для человека. Шумы могут вызывать определенный эмоциональный настрой, иногда служат сигналом опасности.

Локализация звука

Способность определять направление, из которого исходит звук, обусловлена бинауральным характером нашего слуха, т.е. тем, что мы воспринимаем звук двумя ушами. Локализацию звука в пространстве обозначают поэтому как бинауральный эффект. Люди, глухие на одно ухо, лишь с большим трудом определяют направление звука и вынуждены прибегать для этой цели к вращению головы и к различным косвенным показателям.

Теории слуховых ощущений

Согласно теории Г. Гельмгольца, основным органом слуха является улитка, функционирующая как набор резонаторов. Отдельные волокна мембраны, которые отделяются друг от друга в поперечном направлении и имеют разную длину, колеблются изолировано и воспринимают звуки разной высоты.

По теории Г. Флетчера, на звуковые волны отвечают не отдельные волосковые клетки перепонки, а лимфа улитки. При этом отмечалось, что резонансные свойства присущи всей механической системе улитки, а не только волокнам основной мембраны. Под действием определенного тона колеблются не только резонизирующие на данную частоту волокна, но и вся мембрана, а также определенная часть лимфы. Описанные теории относятся к теориям периферического анализатора.

Другую группу теорий составляют теории центрального анализатора. Согласно этим теориям (например, теории Эвальда), звуковые колебания превращаются улиткой в синхронные волны в нерве и передаются к мозгу, где и происходит их анализ и восприятие высоты тона. Ощущению определенного тона соответствует возбуждение одной части нервных волокон; ощущению другого тона - возбуждение другой части. Анализ звуков происходит не в улитке, а в головном мозгу.

Современные представления рассматривают слуховые ощущения как результат взаимодействия всех отделов слухового анализатора – периферического (рецепторного), центрального, проводящих нервных путей.

Аудиометрические методы

Основными свойствами всякого звука являются: 1) его громкость, 2) высота и 3) тембр.

1. Громкость. Громкость зависит от силы, или амплитуды, колебаний звуковой волны. Человек может без всякой предварительной тренировки оценивать изменения громкости в некоторое (небольшое) число раз (в 2, 3, 4 раза).

2. Высота. Высота звука отражает частоту колебаний звуковой волны. Далеко не все звуки воспринимаются нашим ухом. Как ультразвуки (звуки с большой частотой), так и инфразвуки (звуки с очень медленными колебаниями) остаются вне пределов нашей слышимости.

Вибрационные ощущения

Вибрационное чувство – это чувствительность к колебаниям воздуха, вызываемым движущимся телом. Физиологический механизм вибрационной чувствительности еще не выяснен. По мнению одних исследователей, она обусловлена костями, но не кожей (М. фон Фрей и др.); другие считают вибрационную чувствительность тактильно-кожной, признавая за костями лишь резонаторно-физическую функцию (В.М.Бехтерев, Л.С.Минор и др.). Вибрационное чувство является промежуточной, переходной формой между тактильной и слуховой чувствительностью. Одни исследователи (Д.Катц и др.) включают ее в тактильную чувствительность, отличая, однако, вибрационное чувство от чувства давления; другие сближают ее со слуховой. В частности, школа Л.Е.Комендантова считает, что тактильно-вибрационная чувствительность есть одна из форм восприятия звука. При нормальном слухе она особенно не выступает, но при поражении слухового органа эта ее функция ясно проявляется. Основное положение "слуховой" теории заключается в том, что тактильное восприятие звуковой вибрации понимается как диффузная звуковая чувствительность. Представители этой теории придерживаются той точки зрения, что тактильно-вибрационная чувствительность – этап развития слуха.

Обычно при наличии слуха и прочих основных видов чувствительности вибрационные ощущения, если и участвуют в осязательных ощущениях, все же сколько-нибудь значительной самостоятельной роли не играют. Однако иногда они выступают очень отчетливо

Кожные ощущения

Кожные ощущения являются результатом действия механических и термических свойств предметов на поверхность кожи и слизистой оболочки рта и носа.

Кожные ощущения делятся на:

  1. тактильные:

  1. температурные (ощущения холода и тепла);

  2. кинестезические.

Кожная чувствительность подразделяется классической физиологией органов чувств на четыре различных вида. Обычно различают рецепции: боли; тепла; холода; прикосновения (и давления).

Боль. Боль является биологически очень важным защитным приспособлением. Возникая под воздействием разрушительных по своему характеру и силе раздражений, боль сигнализирует об опасности для организма.

Болевая чувствительность распределена на поверхности кожи и во внутренних органах неравномерно. Имеются участки мало чувствительные к боли и другие – значительно более чувствительные. Для болевой чувствительности характерна малая возбудимость. Адаптация для болевых импульсов наступает очень медленно.

Температурные ощущения – вид кожных ощущений, проявляющихся прежде всего в ощущениях тепла и холода и имеет большое значение для рефлекторной регуляции температуры тела.

Существуют несколько точек зрения о механизмах температурной чувствительности. Традиционная классическая физиология органов чувств (М. Фрей) рассматривает чувствительность к теплу и холоду как два разных и независимых вида чувствительности, каждый из которых имеет свои периферические рецепторные аппараты. Органами ощущения холода считаются колбы Краузе, а тепла – руффиниевы тельца. При раздражении холодовых точек неадекватным раздражителем, например, горячим острием иглы, возникает так называемое парадоксальное ощущение холода; при раздражении неадекватным раздражителем тепловых точек возникает парадоксальное ощущение тепла.

Другие исследования доказывают, что не существует фиксированных точек тепла и холода.

Существенную роль в термических ощущениях играет способность кожи быстро адаптироваться к температурным воздействиям, хотя разные участки кожи имеют неодинаковую скорость адаптации.

Прикосновение, давление (тактильные ощущения)

Ощущения прикосновения и давления тесно связаны между собой. Давление ощущается как сильное прикосновение.

Характерной особенностью ощущений прикосновения и давления (в отличие, например, от болевых ощущений) является относительно точная их локализация, которая вырабатывается в результате опыта при участии зрения и мышечного чувства. Характерной для рецепторов давления является их быстрая адаптация. В силу этого мы обычно ощущаем не столько давление как таковое, сколько изменения давления.

Чувствительность к давлению и прикосновению на различных участках кожи различна. Но эти пороги не являются раз и навсегда фиксированными величинами. Они изменяются в зависимости от различных условий.

Осязательные и проприоцептивные ощущения

Осязание включает ощущения прикосновения и давления в единстве с кинестетическими, мышечно-суставными ощущениями. Осязание – это и экстеро-, и проприоцептивная чувствительность, взаимодействие и единство одной и другой. Проприоцептивные компоненты осязания идут от рецепторов, расположенных в мышцах, связках. При движении они раздражаются изменением напряжения. Однако осязание не сводится к кинестетическим ощущениям и ощущениям прикосновения или давления.

Рука является органом познания объективной действительности, способна к активному осязанию. В силу этого она дает нам особенно ценное знание свойств материального мира. У слепых осязание выступает независимо от зрения и имеет свои отличительные особенности. Разные участки кожи у человека имеют разную чувствительность. Особое место в познании окружающей действительности занимает рука

Различают активное и пассивное, мономануальное и бимануальное, а также непосредственное инструментальное осязание.

Мономануальное осязание – это осязание одной рукой в две стадии: мелкие движения руки, в результате которых происходит вычленение мелких контуров фигуры, сменяются обзорными движениями, которые приводят к формированию тактильного образа фигуры. При бимануальном осязании одна рука выполняет функцию опоры или начала отсчета, при этом происходит циклическая смена рук.

Инструментальное осязание осуществляется с помощью вспомогательного орудия и достигает большой точности, даже когда ощупываемый предмет скрыт от зрения. Тактильные сигналы, играющие значительную роль в осязании, в этом случае возникают от соприкосновения рук с орудием, последовательно воспроизводя кинестезические сигналы.

Вкусовые ощущения

Вкус – чувствительность рецепторов полости рта по отношению к химическим раздражителям. Субъективно проявляется в виде вкусовых ощущений (горького, кислого, сладкого, соленого и их комплексов).

К вкусовым ощущениям обычно присоединяются ощущения обонятельные, а иногда также ощущения давления, тепла, холода и боли.

Вкусовые ощущения возникают при воздействии на вкусовые области растворимых и способных к диффузии веществ, т.е. веществ, обладающих относительно низким молекулярным весом. Главной вкусовой областью является слизистая оболочка языка, особенно его кончик, края и основание.

Наряду с компенсацией в области вкусовых ощущений наблюдаются также явления контраста. Например, ощущение сладкого вкуса сахарного раствора усиливается от примесей небольшого количества поваренной соли. Дистиллированная вода после полоскания полости рта хлористым калием или разведенной серной кислотой кажется отчетливо сладкой.

Обонятельные ощущения

Обоняние – вид чувствительности, порождающий специфи­ческие ощущения запаха. Это одно из наиболее древних, простых, но жизненно важных ощущений.

Обоняние – способность ощущать и воспринимать пахучие вещества, воспринимаемые как запахи. Кроме хеморецепторов в построении обонятельных ощущений могут играть роль также и другие рецепторы слизистой оболочки полости рта: тактильные, болевые, температурные. Так, некоторые пахучие вещества вызывают только обонятельные ощущения (ванилин, валериана), а другие действуют комплексно (ментол вызывает ощущение холода, хлороформ – сладости). Для классификации запахов в настоящее время используются схема, включающая четыре основных запаха: ароматный, кислый, горелый, гнилостный.

Важным свойством обонятельной сенсорной системы является адаптация к длительному воздействию пахучего вещества.

Из всех ощущений, пожалуй, ни одни не связаны так широко с эмоциональным чувственным тоном, как обонятельные: почти всякое обонятельное ощущение обладает более или менее ярко выраженным характером приятного или неприятного; многие вызывают очень резкую положительную или отрицательную эмоциональную реакцию.

Органические ощущения

Органическая чувствительность доставляет нам многообразные ощущения, отражающие жизнь организма. К органическим ощущениям относятся ощущения голода, жажды, ощущения, идущие из сердечно-сосудистой, дыхательной и половой системы тела, а также смутные, трудно дифференцируемые ощущения, составляющие чувственную основу хорошего или плохого общего самочувствия.

Голод Вначале полагали, что ощущение голода вызывается пустотой желудка. В противовес этой периферической теории голода была выдвинута теория, утверждающая, что ощущение голода центрального происхождения (М. Шифф и др.). Согласно этой теории, обедненная при голоде кровь своим измененным химическим составом непосредственно воздействует на мозг, вызывая, таким образом, ощущение голода, которое затем частично проецируется в область желудка. Итак, чувство голода появляется при возбуждении пищевого центра – нервных клеток, расположенных в гипоталамусе, вследствие изменения состава омывающей их крови, т.е., изменения концентрации некоторых продуктов углеводного, жирового, белкового обмена.

Жажда выражается в ощущениях, локализованных во рту: глотке и верхней части пищевода. В отношении жажды, так же как и голода, идет борьба между центральной теорией, объясняющей жажду лишь общим недостатком воды в организме, и периферическими теориями, образующими внимание лишь на периферические явления – сухость гортани и т.п. В действительности центральные и периферические факторы взаимодействуют. Общий недостаток воды в организме, оказывая известное влияние на общее состояние организма, дает себя знать прежде всего в слюнных железах, секреция которых содержит воду. Недостаток секреции слюнных желез влечет за собой сухость рта и глотки, вызывающую ощущение жажды (У. Кеннон).

Болевые ощущения – это ощущения, которые сигнализируют об изменениях, происходящих в организме, и могущих привести к повреждению органов и тканей. Болевые ощущения характеризуются выраженной эмоциональной окраской и сопровождаются вегетативными изменениями (учащенным сердцебиением, расширением зрачка и т.д.). От других видов ощущений болевые ощущения отличаются отсутствием адаптации, т.е. приспособительного изменения чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя.

Не существует единого мнения по вопросу о существовании специфических рецепторов болевой чувствительности. Наличие специальных рецепторов центростремительных нервов – проводников боли – отрицается на основании того, что болевые ощущения могут быть вызваны повреждением любого чувствительного нерва (боль в глазах при ярком света и.т.д.).

Все органические ощущения имеют ряд общих черт.

  1. Они, как правило, связаны с органическими потребностями, которые через органические ощущения обычно впервые отражаются в сознании: нарушение в течении органических функций вызывает специфические ощущения (голода, жажды, удушья). Органические ощущения связаны с напряжением. Они включают поэтому момент динамики, влечения, стремления, так же как ощущения, связанные с удовлетворением потребности, заключают в себе момент разрядки.

  2. В органических ощущениях сенсорная, перцептивная чувствительность еще слита с чувствительностью аффективной. Они имеют более или менее яркую эмоциональную окраску. Таким образом, в органической чувствительности представлена не только сенсорика, но и аффективность.

  3. Органические ощущения, отражая потребности, обычно связаны с двигательными импульсами. Таковы спазматические движения при сильной жажде, при ощущениях удушья.

Вестибулярные ощущения

Показания о состоянии нашего тела в пространстве, его позы, его пассивных и активных движений, равно как и движений отдельных частей тела относительно друг друга, дают многообразные ощущения по преимуществу от внутренних органов, от мышечной системы и суставных поверхностей и отчасти от кожи.

В оценке положения тела в пространстве решающая роль принадлежит глубокой чувствительности. Основным органом для регулирования положения тела в пространстве является лабиринтный аппарат, а именно его вестибулярный аппарат – преддверие и полукружные каналы. Лабиринт сигнализирует положение головы в пространстве, в связи с чем происходит перераспределение тонуса мускулатуры.

В то время как вестибулярный аппарат служит для определения и регулирования положения по отношению к вертикали, для определения вращательного и ускоренного поступательного движения собственного тела служат полукружные каналы.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4