Психолого-педагогическая коррекция
Цели и задачи психологической коррекции.
Цель психотерапии - вылечить болезнь. Цель психологической коррекции - откорректировать, исправить настроение, отношения, поведение, образ "Я", карту мира или ситуации.
Если коррекция направлена на поведение или настроение, то это симптоматическая коррекция, коррекция симптома.
Если коррекция направлена на внутреннюю причину жалобы (проблемы), то это патогенетическая коррекция.
Симптоматическая работа ставит клиента в зависимость от психолога. Причина осталась, и проявится в другом психосоматическом симптоме.
Патогенетическая коррекция дезадаптивного поведения способна изменять судьбу человека без очевидного напряжения силы воли для контроля за поведением. Но, для закрепления адаптивных поведенческих паттернов и предупреждения деструктивных, патогенетическую коррекцию полезно сочетать с поведенческими тренингами.
Выбор способов и сроков коррекции зависит от проблемы клиента, готовности клиента к изменениям, предпочтений и опыта психолога.
Оплаченная услуга имеет большую ценность для клиента и, поэтому, более эффективна. Цена психологической услуги должна быть для клиента значимой, но не обременительной.
Методы и средства психокоррекционного воздействия.
В зависимости от целей, сроков, глубины и стойкости последствий психологической коррекции, а также квалификации психолога и готовности клиента к изменениям можно различать директивные и недирективные воздействия.
К директивным относятся: гипноз, психоанализ, инструктирование, разъяснение, беседа, основанная на давании советов, в некоторой степени НЛП, и некоторые др. Потому они и называются директивными воздействиями, что основу их содержания составляют директивы и указания психолога с позиций его жизненных мудрости и опыта, авторитетности, образованности, возраста и т.п. Клиенту же остается следовать указаниям психолога и возлагать на него ответственность за последствия. В результате клиент оказывается в зависимости от психолога, т.к. каждый раз, попадая в новые жизненные ситуации он вынужден обращаться за новыми советами. Творчески пользоваться своими потенциалами и ресурсами клиент в этом случае не научается.
К недирективным психокоррекционным воздействиям относятся такие, которые пробуждают у клиента навык осознавания и творческого использования широкого диапазона собственных возможностей в отношениях и действиях с партнером в самых разнообразных жизненных ситуациях. Таким образом клиент становится самостоятельной и ответственной личностью.
Недирективная работа сроится с клиентом так, чтобы спровоцировать у него осознавание своих ресурсов и возможностей; совершение выбора ; расширить его ролевой диапазон; развить автономную адаптивность. Когда человек делает свое, может быть маленькое, но очень важное для себя открытие, то его отношение к своему мнению встречает гораздо меньше критики и намного более стойко и эффективно, чем мнение другого, пусть и авторитетного, человека.
К недирективным методам психокоррекционного воздействия относятся:
Сократовское распрашивание, декартовы координаты, психодрама, трансакционный тренинг, многочисленные упражнения гештальт-тренинга, проективное рисование, психосинтез и некоторые другие.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Методичка к гоСам содержание
- Ощущения и восприятие Понятие об ощущениях. Классификация ощущений
- Специфика ощущений различных модальностей
- Восприятие: понятие, свойства, классификация
- Внимание и память Общее представление о внимании
- Проблема внимания в когнитивной психологии
- Общее представление о памяти
- Произвольное и непроизвольное запоминание (а.А.Смирнов, п.И.Зинченко).
- Непосредственное запоминание (опыты г.Эббингауза). Кривая забывания.
- Мышление и речь Понятие о мышлении
- Мышление и речь
- Методы исследования мышления и речи
- Методология и методы психолого-педагогических исследований Современное научное знание о методологии (понятие, уровни научного подхода)
- Основные методологические принципы психологии
- Классификация методов психологического исследования
- История психологии История происхождения психологических идей
- Основные исторические этапы европейской психологической мысли. Становление предмета психологии
- Истоки экспериментальной психологии и влияние физиологии на психологию.
- Психология личности Мотивационно-потребностная сфера человека
- Функции мотива
- Общие представления о эмоциональной сфере
- Возрастная психология Предмет, задачи, методы возрастной психологии и ее связь с другими науками
- Исторический очерк и проблемы периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии
- Психическое развитие ребенка младенческого и раннего возраста
- Развитие психики в дошкольном возрасте
- Психология младшего школьного возраста
- Психологические особенности подростков
- Психология юношеского возраста
- Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет)
- Старший школьный возраст
- Кризис 17 лет
- Юность (от 17 до 20-23 лет)
- Психология зрелого возраста, старения и старости
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация развития:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- Социальная психология Предмет социальной психологии, методология и методы социально-психологического исследования, место социальной психологии в системе наук о человеке и обществе
- История формирования социально-психологических идей
- Специфика изучения личности в социальной психологии
- Психология общения и межличностных отношений
- Общие проблемы исследования малой группы в социальной психологии
- Проблематика психологии больших социальных групп, их классификация
- Психодиагностика Научная психодиагностика и психодиагностическая практика
- Психометрические основы психодиагностики
- Психодиагностика личности
- Психологическая служба в образовании
- Основы психологии семьи и семейного консультирования Семья в современном обществе
- Детско-родительские отношения в семье
- Психологическая помощь семье
- Конфликтология Структура конфликта
- Функциональная направленность конфликтов в организации.
- Стратегия разрешения конфликтов
- Клиническая психология Предмет и структура медицинской психологии.
- Патопсихологические проявления нарушений мышления
- Специальная педагогика и специальная психология Учение л.С. Выготского о дефекте
- Дизонтогенез: понятие, виды, параметры
- Основы профориентологии Психологические основы профессиональной консультации
- Профессиональное самоопределение личности
- Психология труда Основные вопросы изучения профессий. Психологическая профессиография
- Понятие и формы работоспособности. Фазы изменения работоспособности в процессе труда. Приемы управления работоспособностью
- Психологическое консультирование Этапы психологического консультирования
- Техники профессиональной коммуникации в психологическом консультировании
- Психотерапия Основные психотерапевтические подходы и технологии
- Сравнительный обзор методов психологического лечения
- Психолого-педагогическая коррекция
- Маспо Общее представление о психологическом тренинге. Ведущий тренинговой группы
- Классификации тренинговых групп и их основания
- Методология социально-психологического тренинга
- I. Определение потребностей в обучении.
- II. Определение целей и задач обучения.
- III. Организация и планирование тренинга.
- IV. Проведение тренинга
- Общие основы педагогики Предмет и задачи педагогики. Основные категории педагогики
- Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками
- Педагогический процесс как система
- Методология педагогической науки
- Методы и логика педагогических исследований
- Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства
- История образования и педагогической мысли Педагогическая наука Западной Европы в период становления и развития индустриального общества
- Развитие русской педагогической мысли в период становления индустриального общества
- Развитие отечественной педагогической науки и практики воспитания в условиях советского общества
- Развитие новых концепций воспитания и демократической школы в России 80-90 годов
- Педагогическая психология Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль научного знания
- Психология научения. Научение детей в младенческом и раннем возрастах
- Психология учения. Проблема учебной деятельности в педагогической психологии, ее структура
- Современные концепции обучения.
- Социально-психологические аспекты воспитания
- Психология педагогической деятельности
- Социальная педагогика Девиация как социально-педагогическая проблема
- Классификация методов обучения.
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
- Сущность и содержание методов обучения.