Психодиагностика Научная психодиагностика и психодиагностическая практика
Истоки психодиагностики как науки
Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX в. под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.
Психодиагностика выросла из экспериментальной психологии, а ее возникновение в 1850-70-е гг. связано с возросшим влиянием естествознания на область психических явлений, с процессом «физиологизации» психологии, заключавшемся в переводе изучения особенностей человеческой психики в русло эксперимента и точных методов естественных наук. Первыми экспериментальными методами психологию снабдили другие науки, главным образом физиология.
В. Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии 1878 г. По его теории, естественно-научные экспериментальные методы можно было применять только к элементарному, низшему уровню психики. Экспериментальному исследованию подлежит не сама душа, а только ее внешние проявления. Поэтому в его лаборатории изучались в основном ощущения и вызываемые ими двигательные акты – реакции, а также периферическое и бинокулярное зрение, цветоощущение и пр. и т.д.
Так, на рубеже XX в. в психологии утвердился объективный экспериментальный метод для зарождения знаний об индивидуальных различиях между людьми.
Дифференциальная психология стала еще одним источником психодиагностики.
Одной из основных причин, обусловивших зарождение психодиагностики, нужно считать выдвинутую врачебной практикой потребность в диагностике и лечении умственно отсталых и душевнобольных людей.
Одна из ранних публикаций, посвященных вопросам умственной отсталости, принадлежит французскому врачу Ж. Е. Д. Эскиролю, стремившемуся дифференцировать разные степени умственной отсталости. Другой французский врач Э. Сеген первым уделил внимание обучению умственно отсталых детей с помощью особых методик.
Между теоретическими положениями и основами психодиагностики прослеживается тесная внутренняя взаимосвязь. Представления о закономерностях развития и функционирования психики являются отправным пунктом при выборе психодиагностической методологии.
История психодиагностики – это и история появления основных психодиагностических методик, и развитие подходов к их созданию на основе эволюционирования взглядов о природе и функционировании психического.
Феномены психодиагностики
Основным феноменом психодиагностики является выделение различий или установление сходства между отдельными людьми или состояниями одного и того же человека. Типичными примерами применения психодиагностики могут быть: распределение детей по способностям, выявление интеллектуально отсталых и одаренных, оценка причин академической неуспеваемости.
Взаимодействуя с другими людьми, мы как психодиагносты должны вести себя в соответствии с определенными правилами (соответствовать профессионально-этическим требованиям): применять принципы психодиагностики, контролировать необходимый уровень надежности диагноза, обеспечивать конфиденциальность психодиагностической информации, нести ответственность за решения, принимаемые на основании полученных результатов, стремиться к благополучию обследуемого, не передавать неспециалистам психодиагностические методики и т.п.
Установление психических сходств/различий, феноменологизация и концептуализация, исследование и анализ диагностируемых характеристик, обработка и интерпретация полученных данных, построение систем рекомендаций, конструирование необходимых психодиагностических средств и следование в поведении профессионально-этическим требованиям являются основными группами феноменов психологической диагностики.
Предмет и структура психодиагностики
Термин «диагностика» происходит от двух греческих слов: dia – между, через, после и gnosis – знание. Однако во всех случаях под словом «диагностика» понимают такую деятельность, которая осуществляется на основе полученного знания о человеке, коллективе, явлении, процессе и заключает в себе соответствующие рекомендации.
Бытует мнение, что психологическая диагностика – это дисциплина, изучающая методики и, в частности, психологические тесты. На деле психодиагностика упорно преобразуется в тестологию.
Психодиагностика – раздел психологии, изучающий принципы, методические приемы и средства построения и применения диагностических процедур с целью определения значений некоторых психологических феноменов, позволяющих установить диагноз.
Основная задача – измерение различий между индивидами или реакциями одного и того же индивида в разных условиях.
Психодиагностика рассматривается:
как вид психологического экспериментирования (С.Л. Рубинштейн, К.М. Гуревич, П.П. Дерюгин, В.А. Дюк и др.),
как совокупность методик и приемов формирования психологического диагноза (оценки) (Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов, С.Г. Батыгин, И.Ф. Девятко) и, наконец,
как раздел психологии, изучающий закономерности вынесения достоверного психологического диагноза, практику применения психодиагностических инструментов (А.А. Бодалев, В.В. Столин), принципы, методы и средства психологической оценки (Н.И. Шевардин)
Таким образом, психодиагностика, являясь частью или видом экспериментирования, представляет собой разработку и применение инструмента психологического измерения. Предметом ее является достоверное измерение конкретного свойства личности при помощи выявления определенной реакции человека на стандартизированный стимул. Здесь, как и в случае с экспериментальной психологией, отсутствует специальный психологический предмет. Остается предмет эпистемологический – метод измерения.
Психодиагностика и смежные направления исследований
Общая психодиагностика преимущественно связана с общей, социальной и дифференциальной психологиями, частная психодиагностика - с такими областями психологии, как медицинская, возрастная, консультативная, юридическая, военная психология, психология труда, спорта и т. д.
Психология соответствующей предметной области составляет одну из составных частей психодиагностики. Другая базовая дисциплина, являющаяся фундаментом общей психодиагностики - это дифференциальная психометрика.
Третье основание психодиагностики - практические сферы применения психологического знания.
Таким образом, теоретическая психодиагностика обусловлена тремя областями психологического знания: предметной областью психологии, изучающей данные явления, психометрикой - наукой об измерении индивидуальных различий в диагностируемых переменных и практикой использования психологического знания.
Методология исследования и диагностики
Методология – (от греческого methodos – путь исследования и познания и ioqos – понятие, учение) – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
В отечественной психологии наиболее распространен вариант о поуровневом делении методологии психологии, предложенный Б.Г.Ананьевым.
Ананьев выделял в методологии психологии пять уровней.
уровень методики. Методика – это:
совокупность методов, применяемых в данном исследовании и определяемых соответствующей им методологией;
система и последовательность действий исследования, средств (инструментов, приборов, обстановки), позволяющая решить исследовательскую задачу.
уровень методического приема. Методический прием – это способ, которым осуществляется психологический метод. Методический прием может определить вариант метода и его соответствие или не соответствие определенной теории и методологии.
уровень метода. Метод – это:
способ научного познания объекта или практической деятельности, реализующий познавательную позицию субъекта к объекту исследования.
основные пути и приемы познания психических явлений и их закономерностей.
совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
уровень организации исследования – так называемые «организационные» методы.
уровень методологического подхода.
Т.е. мы можем говорить о том, что методология имеет уровневую организацию.
Также здесь можно рассказать о след. методах:
феноменологизации и концептуализации;
исследования и диагностики;
обработки и интерпретации,
коррекции и терапии;
мотивирования и управления;
обучения и развития,
конструирования и творчества.
Позволяет произвести предварительную работу по выделению и первоначальной категоризации интересующих проблем.
Ко второй группе методов можно отнести такие, как: наблюдение, опрос, эксперимент, анализ продуктов деятельности, моделирование. Методы диагностики ориентированы на измерение, т.е. численное представление интересующей диагноста характеристики. Для этой цели используются тесты и экспертные оценки.
Для обработки полученных данных чаще всего используются статистические методы. Такие методы позволяют вскрыть имеющиеся закономерности, представить информацию в обобщенном и наглядном виде. Важную роль играют методы интерпретации, которые позволяют придать содержательно-психологический смысл полученным данным. Другими словами, эти методы позволяют перевести полученные в ходе диагностики и обработки данные (числа, закономерности) с языка математики на язык психологии.
Методы коррекции и терапии позволяют улучшать различные личностные и групповые характеристики, умения, навыки и т.п.; осуществлять лечение психики людей (терапию) средствами взаимодействия между ними (межличностного взаимодействия).
Методы мотивирования и управления позволяют побуждать субъектов к деятельности и обеспечивать оптимальное функционирование отдельных личностей и групп в процессе достижения определенных целей.
Методы обучения и развития личности (или группы) призваны реализовать социально-психологический потенциал межличностного взаимодействия в процессе решения задач повышения эффективности усвоения конкретных знаний, умений, навыков. Указанные методы обеспечивают рост уровня межличностной компетентности, развитие личностных особенностей членов группы (уверенное поведение, межличностная коммуникация или нравственный потенциал) или самой группы в целом.
Основные классификации диагностических процедур
При классификации психодиагностических методик используются различные основания, начиная от формальных и заканчивая содержательными и системными.
Примером формальной классификации может быть деление методик на устные и письменные, индивидуальные и групповые, аппаратурные и бланковые, предметные, компьютерные, вербальные и невербальные. Содержательно, т. е. по предмету диагностирования, – на диагностирующие свойства интеллекта, способности, отдельные характеристики личности и т.д.
Для классификации могут служить различные сочетания форм тестовых заданий со способом реагирования испытуемых.
В целом система базовых признаков должна удовлетворять ряду требований:
Полноте описания. Система исходных признаков должна охватывать все выделенные аспекты измеряемого понятия.
Экономности описания. При разработке системы признаков следует избегать излишнего объема исходной информации, который может затруднить дальнейший эмпирико-статистическии анализ параметров диагностической модели.
Четкой структурированности системы признаков. Признаки должны группироваться, относительно равномерно описывая все стороны измеряемого явления.
Количественной определенности отбираемых признаков, необходимой для проведения эмпирико-статистического анализа.
Так, в работе К.М.Гуревича и Е.М.Борисовой все тесты классифицируются по трем основаниям:
по форме – на устные и письменные, индивидуальные и групповые, аппаратурные и бланковые, предметные, компьютерные, вербальные и невербальные;
по содержанию (предмету) диагностирования – на изучающие свойства интеллекта, способности, отдельные характеристики личности и т.д.;
по цели психологического тестирования – предназначенные для самопознания, диагностирования специалистом или профессионального отбора.
Бурлачука Л.Ф., Морозова С.М., где выделяются шесть оснований дифференциации тестовых методик:
по задачам – на вербальные и практические;
формам процедуры обследования – на индивидуальные и групповые;
направленности – на тесты, диагностирующие различные стороны, качества, свойства личности или группы;
наличию или отсутствию временных ограничений на выполнение тестовых заданий – на тесты с учетом скорости выполнения заданий и тесты результативности;
уровню стандартизации – на высоко стандартизированные и слабо стандартизированные; а также на
аппаратурные и бланковые.
Одна из подробных классификаций тестов приводится в работе А.А. Бодалева, В.В. Столина. Ведущим основанием для такой классификации является основной методический принцип, положенный в основу той пли иной методики:
Объективные тесты.
Методики стандартизированного самоотчета; в том числе:
тесты-опросники;
открытые опросники, предлагающие последующий контент-анализ;
шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда, методики классификации;
индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток.
Проективные техники.
Диалогические (интерактивные) техники (беседа, интервью, диагностические игры).
По диагностируемым субъектам тесты подразделяют на индивидуальные (личностные) и групповые.
По форме получаемых результатов или реагированию на стимульный материал тесты подразделяются на вербальные и невербальные. В невербальных тестах выполнение заданий опирается на невербальные способности – перцептивные, моторные, а речевые способности испытуемых включаются в них только в плане понимания инструкций
Большинство аппаратурных тестов, предметных, рисуночных и т.п. относится к невербальным тестам.
Типичные психодиагностические процедуры. Анкеты, личностные опросники, тесты интеллекта, проективные методики, репертуарные методики, тесты достижений и экспертные оценки
Феноменологическая типология диагностических процедур включает: 1) анкеты; 2) личностные опросники; 3) тесты интеллекта; 4) проективные методики; 5) репертуарные методики; 6) тесты достижений; 7) экспертное оценивание.
Анкетирование – это опрос с помощью анкеты. Анкета – это специально оформленный список вопросов, обращенных к определенной категории респондентов. Анкета представляет собой совокупность вопросов о предпочтениях, мотивах, мнениях, оценках. Она, как правило, состоит из трех частей: вводной, основной и демографической
Личностные опросники. Каждый из таких опросников опирается на какие-либо теоретические положения о личности и ее проявлениях, исходя из которых строится предполагаемая модель исследуемого феномена, отбирается ряд диагностических признаков, формируется набор вопросов, о поведении или предпочтениях обследуемого, позволяющих оценить степень выраженности указанных признаков. Обычно в вопросниках для подсчета количества баллов используется такой критерий, как частота проявления того или иного признака.
Классическими методиками подобного типа принято считать MMPI (Миннесотский многопрофильный личностный опросник), 16PF (16 личностных факторов – Р. Кэттелл) и ПДО (психодиагностический опросник на выявление акцентуаций). Эти перечни вопросов (или утверждений) могут применяться как для самооценок, так и для получения экспертных оценок.
Тесты интеллекта представляют совокупность заданий, выполнение которых не требует специальных знаний, умений, навыков (как правило) и позволяет оценить общий уровень интеллекта. Каждый из таких тестов основывается на какой-либо модели интеллекта.
Наиболее часто используемые тесты подобного типа:
1) прогрессивные матрицы Равена;
2) структуры интеллекта Амтхауэра;
3) шкалы измерения интеллекта Векслера;
4) школьный тест умственного развития (ШТУР).
Проективные методики. В основе проективных методов лежит принцип психологической проекции, согласно которому испытуемый проектирует, т.е. отражает (или выражает), на достаточно неструктурированный (неупорядоченный) стимульный материал (цвета, сказочные персонажи, пятна неопределенной формы и т.п.) свои неосознаваемые или скрываемые потребности, комплексы, вытеснения, переживания, мотивы.
Различают несколько групп проективных методик:
1. Конститутивные.
2. Конструктивные.
3. Интерпретативные.
4. Катарсические.
5. Экспрессивные.
6. Импрессивные.
7. Аддитивные.
Наиболее типичными из них являются: тест Роршаха, тест цветовых выборов Люшера, тест базовых влечений Сонди, тест на фрустрацию Розенцвейга, тематической апперцепции тест (ТАТ).
Исследователи выделяют ряд признаков проективных методик:
относительную свободу в выборе ответа и тактики поведения испытуемого;
отсутствие внешних показателей оценочного отношения к испытуемому со стороны экспериментатора;
обобщенное оценивание взаимоотношения личности с ее социальным окружением или интегральную диагностику ряда личностных свойств, а не измерение какой-либо отдельной психической функции
Репертуарные методы – сравнительно недавно возникшее направление диагностики, дают возможность прогнозировать ряд ситуативных методов проявлений личности или группы, служить основой для коррекции и развития.
Исходными этих методов являются набор (репертуар), объектов оценивания и совокупность (или система) конструктов (заданных или выявленных). Конструкты имеют форму биполярных понятий (например, белый – черный, хороший – плохой, эгоист – альтруист). Конструкт – это «личностное изобретение», это истолкование, которое накладывается на реальность (Дж. Келли). В функционировании конструкта обобщение и различение имеют место одновременно. Словом, конструкт – это элементарная единица нашего восприятия, мышления, отношения и т.п., в которой соединены объективные сведения и их субъективная интерпретация.
После выявления объектов производится оценивание их по сооьвеьсьвующим онструктам. В итоге получается матрица оценок, которая подвергается обработке с целью получения ряда показателей, характеризующих диагностируемый феномен.
Тесты достижений. Еще одной группой типичных диагностических процедур являются тесты достижений, позволяющие оценить уровень овладения каким-либо видом деятельности. Частным случаем таких тестов являются тесты педагогические, предназначенные для диагностики успешности овладения учащимися различными компонентами учебной деятельности.
Экспертные оценки. В основе экспертного оценивания лежит опрос экспертов, который отличается от других видов опросов в первую очередь уровнем компетентности опрашиваемых в интересующей психолога проблеме и процедурными моментами, связанными с отбором экспертов и анализом получаемой от них информации.
Экспертный опрос приобретает в диагностике особую значимость как один из способов проверки валидности используемых методик и диагностирования конкретных социально-психологических явлений, для которых адекватные методики еще не разработаны или недостаточно надежны. Незаменимую услугу экспертные опросы могут оказать в прогнозировании социально-психологических явлений, особенно массовых. Сюда можно отнести, хотя и несколько условно, метод мозгового штурма.
Критерии объективности в психодиагностике
Достоверность психодиагностического измерения определяется валидностью (соответствием тестовых данных измеряемому свойству), надежностью (точностью психодиагностических измерений) и прогностичностью (предположением о развитии измеренного свойства) применяемых психологических методик (тестов). Наряду с названными понятиями в дифференциальной психологии активно используется понятие нормы. Нормы определяются в результате стандартизации показателей психодиагностических методов на больших объемах репрезентативных выборок и затем используются в качестве стандарта для оценки показателей индивидов.
Требования и профессионально-этические нормативы в психодиагностике
Важнейшим условием успешности психодиагностики является не только готовность испытуемого принять участие в процедуре тестирования, но и то, какую позицию займет в этой системе взаимоотношений исследователь. Конфиденциальная психологическая информация, полученная в результате обследования, не должна быть использована во вред испытуемому, быть объективной, достоверной и исходить из принципов социальной нравственности, закрепленных нормами Международных профессионально-этических стандартов, принятыми в работе психологов, которые включают в себя:
• принцип ответственности;
• принцип компетентности;
• принцип этической и юридической правомочности;
• принцип квалифицированной пропаганды психологии;
• принцип конфиденциальности;
• принцип благополучия испытуемого;
• принцип профессиональной кооперации;
• принцип информирования клиента о целях обследования;
•принцип морально-позитивного эффекта обследования;
Требования к психодиагностическим методикам
Измерительные методики (тесты):
однозначная формулировка цели, предмета и области применения методики;
процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, пригодного для передачи пользователю (или компьютеру);
процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла;
тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность, валидность в заданной области применения;
процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля достоверности результатов, позволяющих автоматически отсеивать недостоверные протоколы;
создание базы тестовых данных с целью периодической коррекции всех стандартов методик.
Экспертные методы:
однозначная формулировка цели, предмета и области применения методики. Получение надежных данных обеспечивает достаточное число экспертов, обладающих необходимым уровнем квалификации;
инструкции должны пройти испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому стандартному набору данных (эталону);
обработка результатов должна быть стандартизированной, позволяющей однозначно интерпретировать промежуточные данные любому эксперту;
создание базы тестовых данных с целью периодической коррекции всех стандартов методик, подготовка и переподготовка пользователей.
Методический инструментарий должен пройти аттестацию в межведомственной комиссии при Обществе психологов РФ.
Перспективы психодиагностики. Современные стратегии разработки диагностических средств
Основными тенденциями в развитии психодиагностики на современном этапе являются:
внедрение компьютерного тестирования
создание «тестов обучаемости», основанных на идее «зоны ближайшего развития»
создание критериально-ориентированного тестирования
создание тестов с психологическим содержанием
представление о нормативности психического и личностного развития, внедрение в практику психодиагностики понятия социально-психологического норматива (СПН)
пересмотр способов обработки результатов тестирования
единство диагностического и коррекционного направления в практической работе психолога.
Таким образом, основные тенденции развития психодиагностики подразумевают решение ряда новых задач:
Разработка принципов нормативности психодиагностики.
Разработка принципов содержательной диагностики.
Введение принципа коррекционности.
Усовершенствование имеющихся и создание новых тестов обучаемости.
Создание компьютерных вариантов методик.
Усовершенствование способов качественной оценки тестовых результатов.
Требует специального внимания проблема «преемственности» диагностики развития, которая предполагает сопоставимость результатов тестирования, полученных на любом возрастном срезе, друг с другом с помощью специально разработанных единиц анализа.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Методичка к гоСам содержание
- Ощущения и восприятие Понятие об ощущениях. Классификация ощущений
- Специфика ощущений различных модальностей
- Восприятие: понятие, свойства, классификация
- Внимание и память Общее представление о внимании
- Проблема внимания в когнитивной психологии
- Общее представление о памяти
- Произвольное и непроизвольное запоминание (а.А.Смирнов, п.И.Зинченко).
- Непосредственное запоминание (опыты г.Эббингауза). Кривая забывания.
- Мышление и речь Понятие о мышлении
- Мышление и речь
- Методы исследования мышления и речи
- Методология и методы психолого-педагогических исследований Современное научное знание о методологии (понятие, уровни научного подхода)
- Основные методологические принципы психологии
- Классификация методов психологического исследования
- История психологии История происхождения психологических идей
- Основные исторические этапы европейской психологической мысли. Становление предмета психологии
- Истоки экспериментальной психологии и влияние физиологии на психологию.
- Психология личности Мотивационно-потребностная сфера человека
- Функции мотива
- Общие представления о эмоциональной сфере
- Возрастная психология Предмет, задачи, методы возрастной психологии и ее связь с другими науками
- Исторический очерк и проблемы периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии
- Психическое развитие ребенка младенческого и раннего возраста
- Развитие психики в дошкольном возрасте
- Психология младшего школьного возраста
- Психологические особенности подростков
- Психология юношеского возраста
- Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет)
- Старший школьный возраст
- Кризис 17 лет
- Юность (от 17 до 20-23 лет)
- Психология зрелого возраста, старения и старости
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация развития:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- Социальная психология Предмет социальной психологии, методология и методы социально-психологического исследования, место социальной психологии в системе наук о человеке и обществе
- История формирования социально-психологических идей
- Специфика изучения личности в социальной психологии
- Психология общения и межличностных отношений
- Общие проблемы исследования малой группы в социальной психологии
- Проблематика психологии больших социальных групп, их классификация
- Психодиагностика Научная психодиагностика и психодиагностическая практика
- Психометрические основы психодиагностики
- Психодиагностика личности
- Психологическая служба в образовании
- Основы психологии семьи и семейного консультирования Семья в современном обществе
- Детско-родительские отношения в семье
- Психологическая помощь семье
- Конфликтология Структура конфликта
- Функциональная направленность конфликтов в организации.
- Стратегия разрешения конфликтов
- Клиническая психология Предмет и структура медицинской психологии.
- Патопсихологические проявления нарушений мышления
- Специальная педагогика и специальная психология Учение л.С. Выготского о дефекте
- Дизонтогенез: понятие, виды, параметры
- Основы профориентологии Психологические основы профессиональной консультации
- Профессиональное самоопределение личности
- Психология труда Основные вопросы изучения профессий. Психологическая профессиография
- Понятие и формы работоспособности. Фазы изменения работоспособности в процессе труда. Приемы управления работоспособностью
- Психологическое консультирование Этапы психологического консультирования
- Техники профессиональной коммуникации в психологическом консультировании
- Психотерапия Основные психотерапевтические подходы и технологии
- Сравнительный обзор методов психологического лечения
- Психолого-педагогическая коррекция
- Маспо Общее представление о психологическом тренинге. Ведущий тренинговой группы
- Классификации тренинговых групп и их основания
- Методология социально-психологического тренинга
- I. Определение потребностей в обучении.
- II. Определение целей и задач обучения.
- III. Организация и планирование тренинга.
- IV. Проведение тренинга
- Общие основы педагогики Предмет и задачи педагогики. Основные категории педагогики
- Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками
- Педагогический процесс как система
- Методология педагогической науки
- Методы и логика педагогических исследований
- Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства
- История образования и педагогической мысли Педагогическая наука Западной Европы в период становления и развития индустриального общества
- Развитие русской педагогической мысли в период становления индустриального общества
- Развитие отечественной педагогической науки и практики воспитания в условиях советского общества
- Развитие новых концепций воспитания и демократической школы в России 80-90 годов
- Педагогическая психология Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль научного знания
- Психология научения. Научение детей в младенческом и раннем возрастах
- Психология учения. Проблема учебной деятельности в педагогической психологии, ее структура
- Современные концепции обучения.
- Социально-психологические аспекты воспитания
- Психология педагогической деятельности
- Социальная педагогика Девиация как социально-педагогическая проблема
- Классификация методов обучения.
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
- Сущность и содержание методов обучения.