Восприятие: понятие, свойства, классификация
Основные характеристики восприятия
Восприятие – отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие = перцепция.
Знания об окружающем мире при непосредственном контакте человек получает не только через ощущение, но и восприятие. Обе эти формы неразрывно взаимосвязаны, но имеют свои особенности.
Восприятие дает целостный образ предмета или явления
Восприятие предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме.
Восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.
Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением, речью, чувствами, волей.
Основные современные концепции восприятия
В основе современных взглядов на процесс восприятия лежат теории гештальтпсихологии и бихевиоризма.
Представители гештальтпсихологии (психологического образа) считают, что нервная система животного и человека воспринимает не отдельные внешние стимулы, а их комплексы (форма, цвет, движение одного предмета), воспринимаются как единое целое. При этом восприятие рассматривается как исходная форма чувственного познания и познания вообще, а ощущение рассматривается как абстракция, как результат переработки восприятия сознанием. (Коффка, Келер, Браун и др.)
Бихевиористы доказывали, что реально существуют только элементарные сенсорные функции (ощущения), при этом только головной мозг способен к синтезу информации.
В современной науке восприятию приписывается комплексный характер, при этом целостный образ предмета предположительно синтезируется в коре головного мозга.
Методы исследования восприятия
Структурная целостность восприятия
Восприятие не сводится только к образованию новых образов, восприятие еще и осмысление и обобщение информации извне – т.е. структурированность восприятия. Восприятие – не мгновенное ощущение и не простая сумма их – это структура, которая формируется в течение некоторого времени.
Каждая часть, входящая в образ восприятия приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым, и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей. Человек объединяет отдельные элементы в процессе восприятия в целостный образ на основе имеющегося опыта.
Гештальтпсихологии утверждают, что в акте восприятия совершается своеобразная форма образования, придается целостность и структурность отражаемым предметам. В процессе восприятия хаотичность, беспорядочность мира превращается в определенные структуры, заключаются в определенные формы, в результате чего предметы выступают как целое.
Теории восприятия
Восприятие главнейшим образом связано с развитием общественной практики, считал С.Л. Рубинштейн. Восприятие человека – это не только чувственный опыт, но и осознание определенного предмета, возможность восприятия предполагает не только способность реагировать на чувственный раздражитель, но и осознавать соответственно чувственное качество как свойство определенного предмета. Восприятие предполагает не только наличие образа, но и определенной действенной установки, т.е. предполагает не только автоматически реагировать на сенсорный раздражитель, но и оперировать предметами (эта связь восприятия с деятельностью особенно четко выступает в деятельности художника). Восприятие не только связано с деятельностью, но и само является деятельностью, например, на стадии наблюдения восприятие переходит в особую теоретическую деятельность.
Запорожец. Теория развития восприятия путем формирования перцептивных действий. Рассматривает развитие восприятия как овладение все более сложными видами перцептивных действий, состоящих в сопоставлении свойств объектов с сенсорными эталонами. Сенсорный эталон – понятие, обозначающее системы чувственных качеств предметов, которые были выделены в процессе общественно–исторического развития и затем предлагаются ребенку для усвоения и использования их в качестве образцов при обследовании объектов и анализе их свойств. В качестве подобных эталонов могут рассматриваться геометрические фигуры, речевые фонемы.
Овладение перцептивными действиями осуществляется путем усвоения форм обследования объектов с применением материальных эталонов. Формирование перцептивных действий происходит в условиях развивающейся деятельности ребенка, выдвигающей перед восприятием новые задачи.
Свойства восприятия
1. Восприятие зависит от прошлого опыта, от содержания психической деятельности, от особенностей личности человека. Эта зависимость называется апперцепцией (например, при предъявлении хаотичных линий человек стремится найти соответствия).
2. Мир вокруг нас воспринимается нами как относительно устойчивый и постоянный благодаря свойству константности – относительное постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности (например, стоящую передо мной тарелку мы видим как круглую, в соответствии с изображением на сетчатке, от тарелок соседей - эллипс, но мы воспринимаем как круглые). Если бы восприятие не было константным, то при каждом нашем движении изменялись бы основные свойства предметов и мир казался бы хаосом.
3. Человек воспринимает мир не в виде набора ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность восприятия выражается в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру (кирпич и блок взрывчатки могут выглядеть и восприниматься на ощупь как очень сходные, однако они будут "вести" себя разным способом). Предметность восприятия не является врожденным качеством.
4. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. В этом заключается целостность восприятия.
5. Восприятие не сводится к образованию только новых образов. Восприятие еще и осмысление и обобщение информации извне - структурность (категориальность) восприятия (в один момент мы слышим одну ноту, но воспринимаем мелодию в целом).
6. Избирательность восприятия – предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может все их воспринимать и на них реагировать одновременно. Из огромного числа воздействий лишь некоторые мы выделяем с большой отчетливостью и осознанностью. Зависит от интересов, установок, потребностей личности.
7. Контур предметов в восприятии. Первоначальной и общей возможностью восприятий является выделение контура предмета. И лишь после того, как удается выделить контур изображения из фона, начинается различение формы, пропорций, отдельных деталей предмета. Выделение предмета из общего фона составляет необходимое условие отчетливого восприятия.
8. Предмет и фон в восприятии (ученик отвечает – предмет восприятия, деятельность других учеников в классе – фон восприятия). Предмет и фон восприятия динамичны. То, что было предметом восприятия, может за ненадобностью или по завершении работы слиться с фоном. Что-то из фона на какое-то время может стать предметом восприятия. Это объясняется переключением внимания с одного объекта на другой.
9. Осмысленность и обобщенность восприятия. Восприятие – не только чувственный образ, но и осознание выделенного объекта. Человек воспринимает предметы, имеющие для него определенное значение. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становятся возможными целенаправленное их использование, практическая деятельность с ними.
Личностные факторы восприятия
Восприятие может осуществляться на различных уровнях. Если на низших уровнях процесс восприятия протекает как бы "стихийно", "самотеком", независимо от сознательного регулирования, то в высших своих формах, связанных с развитием мышления, восприятие превращается в сознательно регулируемую деятельность наблюдения. Восприятие, поднявшееся до уровня сознательного наблюдения, является волевым актом.
В восприятии отражается вся многообразная жизнь личности – ее установки, интересы, общая направленность и прошлый опыт – апперцепция – и притом не одних лишь представлений, а всего реального бытия личности, ее реального жизненного пути.
Экспериментальные факты и теории константности
Если бы наше восприятие не было константно, то при каждом нашем движении, при всяком изменении расстояния, отделяющего нас от предмета, при малейшем повороте головы или изменении освещения, т.е. практически непрерывно, изменялись бы все основные свойства, по которым мы узнаем предметы. Постоянство величины, формы и цвета предметов, будучи необходимым условием ориентировки в окружающем мире, имеется, как установили экспериментальные исследования (В.Келера, Д.Катц, Г.Ревеша, А.Пьерона), уже и у животных. У человека константность величины, формы, цвета от 2 до 14 лет совершенствуется, но в основном имеется уже в двухлетнем возрасте. Константность заключается в том, что чувственные основные качества восприятия и при некотором изменении субъективных условий восприятия следуют за остающимися постоянными свойствами воспринимаемых предметов. Отношение к периферическому раздражению подчинено регулирующему его отношению к предмету.
Классификация восприятия, основания, виды
Базовыми критериями, лежащими в основе классификации восприятий, так же как и ощущений, являются:
Различия анализаторов, участвующих в восприятии:
зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, кинестезические.
Формы существования материи:
восприятие пространства, времени, движения.
Восприятие пространства
Все предметы и явления окружающего мира существуют в пространстве и во времени.
Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Оно представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся.
В течение длительного времени обсуждался вопрос о природе восприятия пространства. Представители нативизма считали восприятие врожденным, последователи эмпиризма рассматривали его как результат обучения. Современные подходы к проблеме сходятся в том, что в восприятии пространства участвуют все органы чувств, при этом ведущая роль отдается совместной деятельности зрительного, двигательного, кожного и вестибулярного анализатора.
Восприятие величины и формы предмета. При этом восприятии большое значение имеет изображение их на сетчатке глаза. Крупным предметам соответствует большое изображение, мелким – меньшее. Особенность строения человеческого глаза такова, что изображение предмета, находящегося на далеком расстоянии будет меньшим, чем изображение равного ему предмета, расположенного близко от нас. Восприятие величины и формы предметов осуществляется при сложном сочетании зрительных, осязательных и мускульно-двигательных ощущениях
Восприятие объемности и удаленности предметов. Основную роль играет бинокулярное зрение. Для восприятия глубины немалое значение имеют мускульно-двигательные ощущения, возникающие при сокращении и расслаблении глазных мышц, т.е. конвергенции и аккомодации. В восприятии пространства играют роль обонятельные и слуховые ощущения.
Восприятие времени, его субъективные факторы и основные закономерности.
Восприятие времени – это отражение длительности и последовательности явлений и событий.
В восприятии времени мы различаем: 1) составляющее его чувственную основу непосредственное ощущение длительности. 2) собственно восприятие времени.
В собственно восприятии времени мы различаем: а) восприятие временной длительности и б) восприятие временной последовательности.
Характерной особенностью времени является его необратимость.
Мы можем вернуться к тому месту пространства, от которого мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло.
Установление объективного порядка или однозначной, необратимой последовательности событий во времени предполагает раскрытие причинной зависимости между ними, правильно осознать реальную, содержательную вместимость часа, дня и т.д.
Современные концепции восприятия времени
Павлов: восприятие времени – усл. рефлекс на время, определяется ритмическими процессами в организме (работа сердца, дыхание).
По данным новейших исследований, оценка длительности коротких временных интервалов зависит также от внутренней температуры тела.
Закон заполненного временного отрезка: чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется. Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени.
Закон эмоционально детерминированной оценки времен: время, заполненное событиями с положительным эмоциональным знаком, сокращается в переживании, а заполненное событиями с отрицательным эмоциональным знаком в переживании удлиняется.
Экспериментальные исследования особенностей субъективного отражения времени
В субъективной недооценке или переоценке временных интервалов, по данным ряда исследователей, наблюдаются некоторые возрастные различия: и недооценка маленьких и переоценка больших промежутков времени оказалась в среднем у детей и подростков больше, чем у взрослых.
В субъективной оценке времени сказываются и индивидуальные различия. В опытах X.Эренвальда одни испытуемые обнаруживали очень стойкую тенденцию недооценивать, а другие – переоценивать время. Эренвальд: два типа восприятия времени – брадихронический - тенденцию к ускорению и тахихронический замедлению, к запаздыванию.
Восприятие времени зависит от содержания деятельности, от установок (при ожидании приятного – долго наступает), от возраста человека.
Восприятие движения
Это отражение движения и скорости пространственного содержания предмета. Оно дает возможность людям и животным ориентироваться в изменениях взаимоотношений и взаиморасположения предметов окружающей среды. Знание о перемещениях предмета человек получает:
Непосредственно воспринимая движение (куда направляется ребенок, с какой скоростью прошел поезд)
На основе умозаключений (о незначительных изменениях скорости судят, наблюдая за спидометром)
Впечатление движения может возникнуть при отсутствии реального движения предмета при фиксированном взоре.
Восприятие движения осуществляется зрительным, слуховым, кинестезическими аппаратами.
Также существует восприятие человека человеком - процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения. Особенностью восприятия человека человеком является особая социальная значимость человека как объекта восприятия. В восприятии другого человека первоначально уделяется внимание тому, что является наиболее информативным в отношении психических свойств личности (выражение лица и выразительные движения тела). Связь внешности и личностных характеристик является одной из главных проблем в изучении восприятия человека человеком. Современная психология рассматривает ее как проблему социально-психологической интерпретации личности по внешности.
Экспериментально выделены четыре основных способа интерпретации:
аналитический, когда каждый элемент внешности связывается с конкретным психологическим свойством личности (плотно сжатые губы - волевой человек);
эмоциональный, когда качества личности приписываются ему на основании эстетической привлекательности его внешности;
перцептивно-ассоциативный, когда человеку приписываются качества человека, внешне на него похожего;
социально-ассоциативный, когда человеку приписываются качества того социального типа, к которому он отнесен на основе восприятия внешности.
И восприятие речи - одна из высших психических функций человека. По характеру обработки речевого материала выделяют сенсорный, перцептивный и смысловой уровни восприятия устной речи. На сенсорном уровне осуществляется акустический анализ и выделение звуков в составе слова. На перцептивном происходит узнавание этого слова. На смысловом устанавливается смысл предложения и всего сообщения в целом. Смысловое восприятие речевого сообщения обусловлено системой языка, характером речевого сообщения, индивидуально-личностными особенностями слушающего или читающего.
При опознании слов используются различные свойства речевых сигналов: фонетические характеристики при слушании, графические при чтении, семантические и грамматические особенности, различные условия восприятия.
Восприятие целого текста имеет свои отличительные особенности, так как текст обладает двумя основными свойствами - связностью и целостностью. Признаки связанности не задаются речевыми намерениями говорящего, а возникают уже в ходе порождения текста как следствие его целостности. Целостность определяется на всем тексте и имеет ряд признаков, различных в разных языках. В процессе восприятия текста большую роль играет набор ключевых слов, являющийся опорой для его восстановления (А.С.Штерн, 1991). Понимание текста как необходимый элемент процесса его восприятия определяется как процесс перевода смысла этого текста в любую другую форму его закрепления (перефразирование, реферат, аннотация, набор ключевых слов и т.д.)
С точки зрения сформированнсти самого процесса смыслового восприятия он может быть развернутым (сукцессивным) и симультанным. В ходе формирования слушания как вида речевой деятельности на родном и затем при обучении иностранному языку восприятие развернуто. Если эти виды речевой деятельности сформированы, восприятие симультанно.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Методичка к гоСам содержание
- Ощущения и восприятие Понятие об ощущениях. Классификация ощущений
- Специфика ощущений различных модальностей
- Восприятие: понятие, свойства, классификация
- Внимание и память Общее представление о внимании
- Проблема внимания в когнитивной психологии
- Общее представление о памяти
- Произвольное и непроизвольное запоминание (а.А.Смирнов, п.И.Зинченко).
- Непосредственное запоминание (опыты г.Эббингауза). Кривая забывания.
- Мышление и речь Понятие о мышлении
- Мышление и речь
- Методы исследования мышления и речи
- Методология и методы психолого-педагогических исследований Современное научное знание о методологии (понятие, уровни научного подхода)
- Основные методологические принципы психологии
- Классификация методов психологического исследования
- История психологии История происхождения психологических идей
- Основные исторические этапы европейской психологической мысли. Становление предмета психологии
- Истоки экспериментальной психологии и влияние физиологии на психологию.
- Психология личности Мотивационно-потребностная сфера человека
- Функции мотива
- Общие представления о эмоциональной сфере
- Возрастная психология Предмет, задачи, методы возрастной психологии и ее связь с другими науками
- Исторический очерк и проблемы периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии
- Психическое развитие ребенка младенческого и раннего возраста
- Развитие психики в дошкольном возрасте
- Психология младшего школьного возраста
- Психологические особенности подростков
- Психология юношеского возраста
- Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет)
- Старший школьный возраст
- Кризис 17 лет
- Юность (от 17 до 20-23 лет)
- Психология зрелого возраста, старения и старости
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация развития:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- Социальная психология Предмет социальной психологии, методология и методы социально-психологического исследования, место социальной психологии в системе наук о человеке и обществе
- История формирования социально-психологических идей
- Специфика изучения личности в социальной психологии
- Психология общения и межличностных отношений
- Общие проблемы исследования малой группы в социальной психологии
- Проблематика психологии больших социальных групп, их классификация
- Психодиагностика Научная психодиагностика и психодиагностическая практика
- Психометрические основы психодиагностики
- Психодиагностика личности
- Психологическая служба в образовании
- Основы психологии семьи и семейного консультирования Семья в современном обществе
- Детско-родительские отношения в семье
- Психологическая помощь семье
- Конфликтология Структура конфликта
- Функциональная направленность конфликтов в организации.
- Стратегия разрешения конфликтов
- Клиническая психология Предмет и структура медицинской психологии.
- Патопсихологические проявления нарушений мышления
- Специальная педагогика и специальная психология Учение л.С. Выготского о дефекте
- Дизонтогенез: понятие, виды, параметры
- Основы профориентологии Психологические основы профессиональной консультации
- Профессиональное самоопределение личности
- Психология труда Основные вопросы изучения профессий. Психологическая профессиография
- Понятие и формы работоспособности. Фазы изменения работоспособности в процессе труда. Приемы управления работоспособностью
- Психологическое консультирование Этапы психологического консультирования
- Техники профессиональной коммуникации в психологическом консультировании
- Психотерапия Основные психотерапевтические подходы и технологии
- Сравнительный обзор методов психологического лечения
- Психолого-педагогическая коррекция
- Маспо Общее представление о психологическом тренинге. Ведущий тренинговой группы
- Классификации тренинговых групп и их основания
- Методология социально-психологического тренинга
- I. Определение потребностей в обучении.
- II. Определение целей и задач обучения.
- III. Организация и планирование тренинга.
- IV. Проведение тренинга
- Общие основы педагогики Предмет и задачи педагогики. Основные категории педагогики
- Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками
- Педагогический процесс как система
- Методология педагогической науки
- Методы и логика педагогических исследований
- Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства
- История образования и педагогической мысли Педагогическая наука Западной Европы в период становления и развития индустриального общества
- Развитие русской педагогической мысли в период становления индустриального общества
- Развитие отечественной педагогической науки и практики воспитания в условиях советского общества
- Развитие новых концепций воспитания и демократической школы в России 80-90 годов
- Педагогическая психология Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль научного знания
- Психология научения. Научение детей в младенческом и раннем возрастах
- Психология учения. Проблема учебной деятельности в педагогической психологии, ее структура
- Современные концепции обучения.
- Социально-психологические аспекты воспитания
- Психология педагогической деятельности
- Социальная педагогика Девиация как социально-педагогическая проблема
- Классификация методов обучения.
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
- Сущность и содержание методов обучения.