Мышление и речь
Речь и речевая деятельность. Язык и речь.
Речь - сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.
По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. представлена в разных формах – внешней, внутренней, монолога, письменной, устной и т.д.
Речь тесно связана с мышлением, она возникает и развивается вместе с мышлением на основе общественно-исторического прогресса. Речь это не эмоции, связанна в целом с сознанием, сознание возникает на основе общения, посредством речи. Благодаря речи индивидуальное сознание не ограничивается, и мы обогащаемся через опыт других людей. Основная функция сознания – осознание бытия и его отражение.
Речь и язык в единстве отражают бытие и обозначают его. Речь имеет полифункциональный характер: 1. речь является формой существования сознания; 2. служит средством общения; 3. речь – форма существования мышления; 4. речь – средство управления поведения другого человека; 5. речь является регулятором собственного поведения человека.
Речь и язык - катализатор нашего личного и общественного опыта.
Язык - система знаков любой физической природы, служащая средством человеческого общения мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передача от поколения к поколению и хранение информации. Язык существует и реализуется через речь как звуко-словесное общение. Речь не исчерпывает природы языка.
Язык – система средств общения людей друг с другом, средство выражения мыслей.
Речь – процесс практического применения языка в целях общения с другими. Речь возникает и развивается в процессе общения с другим человеком.
Язык – естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система облеченных в звуковую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации.
Язык в одно и то же время – условие развития и продукт человеческой культуры.
Речь – конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутренне проговаривание) или письменную форму. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, то есть и речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом.
Общая характеристика речи обычно дается через противопоставление ее языку. Язык, как и речь в совокупности образуют единый феномен языка. Речь есть воплощение, реализация языка, который обнаруживает себя только в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное назначение.
Если язык – это орудие (средство общения), то речь есть производимый этим орудием вид общения. Речь материальна, она воспринимается чувствами (слухом, зрением, осязанием), язык же (система знаков) включает в себя абстрактные аналогии единиц речи (сравнить: звук речи и фонема).
Различают звуки и смысловую сторону речи, они связаны друг с другом.
Язык не врожденная способность, язык является отличительной чертой общения, вне общества язык не нужен.
Язык необходим для: 1) обмена мыслями для какой-либо деятельности; 2) сохранения и закрепления коллективного опыта; 3) для выражения чувств и эмоций. Без языка не было бы человека.
Связующим звеном между речью и языком выступает значение слова – это содержательная сторона слова; мы связываем его с индивидуальным опытом: профессиональным и строго личным. Значение слова не изменяется, остается постоянным, смысл бывает разным.
Виды и функции речи.
Представитель вюрцбугской Карл Бюлер выделил три функции речи:
познавательная – высказывания истинности или ложности о событиях;
экспрессивная – способность слова выражать переживания;
импрессивная – способность воздействовать на другого человека словом.
В современной психологии выделяют две функции речи:
Речь как средство общения;
Речь как инструмент мышления.
В первой функции выделяют семь подфункций:
коммуникативная – передача друг другу какой-либо информации;
экспрессивная – передача эмоционального отношения к собственной речи и другого человека. (одна из первичных)
выразительная – не определяет сама по себе речи. Относятся интонация, жесты, мимика – вспомогательные средства речи.
познавательная – связана с познанием предмета.
сигнификативная (обозначающая) – связана с предыдущей функцией, сначала познаем предмет, затем обозначаем словом.
функция воздействия – относится к одной из первичных.
сигнальная (функция понимания)
Речь как инструмент мышления две функции:
сигнализация (через слово обозначает предмет, явление, событие);
обобщение (каждое слово обобщает что-либо)
Свойства речи: 1) содержательность – объем мыслей говорящего; 2) понятийность – объем знаний слушателя; 3) выразительность, связана с эмоциональной насыщенностью, интонацией; 4) действенность – влияние на мысли, чувства, поступки другого человека.
Основные виды речи:
Внешняя
- устная (диалогическая и монологическая);
- письменная.
Внутренняя – разговор человека с самим собой.
Устная речь (коммуникативная) всегда обращена к собеседнику, служит для непосредственного общения людей друг с другом. В ней выражаются следующие стороны личности: 1. эмоциональность – в норме речь строится слитно, плавно. Нарушение этого видно при заикании. 2. выразительность – зависит от интонации, тембров голоса. От особенностей личности и от воспитания зависит богатство интонации – может нарушаться при эмоциональном оскуднении, у шизофреников. Предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.
Механизмы порождения и понимания речи
Речевая патология и формирования ВПФ.
Нарушение речи называется Афазия. У больных нарушается правильный подбор слогов, следовательно речь бедная, запас слов ограничен, смена одних слов и слогов другими – неправильными, нарушение связи между частями предложений, нарушение понимания устной речи.
Выделяют 7 видов Афазии:
динамическая А.- сохраняется способность повторять перечеслять называть понимать речь, но нарушается способность говорить фразами, говорят отдельные слова.
эфферентная моторная А.- распад структуры высказывания, не может соединить звуки в определенной последовательности, говорят примитивные слоги (не боле 5-ти) т.к. в ограниченном количестве (те, те, те)
афферентная моторная А. – спутывание звуков в процессе высказывания
оптико-монистическая А. – не могут называть предметы, не могут описывать изображения, действия
акустико-монистическая А. – люди не затрудняются понимать речь в трудных условиях, затруднения в письме под диктовку
семантическая А. – нарушение логико-грамматических связей между словами, трудности нахождения нужных слов
сенсорная А. – расстройство понимания обращенной речи, они слышат но не понимают
Нарушение чтения называется Аллексия. Может вызываться:
Поражением речевой зоны коры головного мозга (вторичные)
Поражением теменно-затылочной области
Литеральная А. – человеку трудно распознавать буквы,
Вербальная А. – затруднено чтение вслух
Нарушение письма называется Аграфия, может быть обусловлена очаговым поражением в речевой и двигательной зоне коры Г. М.
Патология понимания речи.
Нарушение уровня декодирования: 1) при умственной отсталости; 2) органической деменции – приобретенное слабоумие.
Нарушение структуры процесса декодирования: при локальных поражениях мозга.
очаговое поражение коры левой височной области, ведет к распаду фонематического слуха – человек не может четко определить значение слова (колос – голос);
поражение теменно-затылочных отделов левого полушария – человек понимает значение отдельных слов, но трудно даются логико – грамматические отношения
поражение лобных долей мозга – не понимает смысла басен и пословиц, т.к. понимает все буквально.
В психологии различают три уровня непонимания:
1. фонематический, т.е. когда мы общаемся с человеком, который говорит на другом языке – полное непонимание, частичное – когда человек говорит с акцентом, быстро и невнятно, использует жесты не соответствующие речи.
2. семантический – общение происходит, эффективность небольшая. (тайные значения, жаргоны)
3. стилистический – нарушение стиля, грамматики и т.п.
Развитие речи в онтогенезе
Голосовые проявления проходят ряд последовательных этапов: крик, гукание, гуление, лепет. До года речь ребенка - пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу первого года у ребенка возникает связь между названием предмета и самим предметом. Появляется так называемая пассивная речь – когда ребенок понимает то, что ему говорят. Связь выражается в поиске предмета и нахождении его. Это и есть начальная форма понимания речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.
Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме, и по смыслу. Детские слова по своему звучанию иногда напоминают "взрослые", иногда резко отличны от них. Маленький ребенок вкладывает в слово совсем другой смысл, чем взрослый человек, поскольку у него еще не сложились наши "взрослые" понятия. Еще одна особенность автономной речи – своеобразие связей между словами. Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.
Вербальное и невербальное общение
Речь – это вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Различают следующие виды речи: внешняя и внутренняя. Внешняя речь подразделяется, в свою очередь, на устную и письменную, а устная – на монологическую и диалогическую.
Все виды речи тесно взаимодействуют друг с другом. Общим для всех видов речи является произнесение слов (вслух или про себя). Однако каждый из видов речи имеет свои специфические особенности.
Невербальные средства, как правило, не могут самостоятельно передавать значения слов. Они тонко скоординированы как между собой, так и со словами в целом. Выделяют следующие виды невербальных средств общения:
Визуальные:
кинесика – движения рук, головы, ног, туловища, походка;
выражение лица, выражение глаз;
позы – осанка, посадка головы;
направление взгляда, визуальные контакты; кожные реакции: покраснение, побледнение, вспотение;
проксемика (пространственная и временная организация общения) – расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство;
вспомогательные средства общения – подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы); средства преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода, мелкие предметы в руках).
Акустические:
паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность) – громкость, тембр, ритм, высота звука;
экстралингвистические – речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье.
Тактильные:
такесика – прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй.
Ольфакторные:
приятные и неприятные запахи окружающей среды; естественный и искусственный запахи человека.
В целом эта оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук - и тогда мы имеем жестикуляцию; лица - и тогда мы имеем мимику, позы - и тогда мы имеем пантомимику). Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, благодаря чему общение приобретает нюансы.
Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также "добавки" к вербальной коммуникации.
Паралингвистическая система – это система вокализации, т.е. тембр голоса, его диапазон, тональность.
Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, а также других средств, например покашливание, плач, смех и, наконец, темп речи.
Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают также особой знаковой системой, несут смысловую нагрузку как компоненты коммуникативных ситуаций. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка. Приход к началу переговоров символизирует вежливость по отношению к собеседнику и т.д.
Проксемика – это специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Основатель проксемики – Э. Холл, который называл проксемику пространственной психологией.
Естественно, что не средства проксемики в состоянии обеспечить успех или неуспех в проведении дискуссий; их содержание, течение, направление задаются гораздо более высокими содержательными уровнями человеческой деятельности (социальной принадлежностью, позициями, целями участников дискуссий).
Ряд исследований в этой области связан с изучением специфических наборов пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций. Эти более или менее четко вычлененные наборы получили название "хронотопов" (например, хронотоп "вагонного попутчика"). Специфика ситуации общения создает здесь иногда неожиданные эффекты воздействия: например, не всегда объяснимую откровенность по отношению к первому встречному, если это "вагонный попутчик".
Визуальное общение – "контакт глаз" – новая область исследования. Доказано, что, как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации.
Должное внимание следует уделить также таким коммуникативным навыкам, как нерефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание – или внимательное молчание – применяется на этапах постановки проблемы, когда она только формируется говорящим, а также тогда, когда цель общения со стороны говорящего – "излияние души", эмоциональная разрядка.
Рефлексивное слушание используется в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем. В данном случае обратная связь дается слушающим в речевой форме через следующие приемы: задавание открытых и закрытых вопросов по теме разговора, перефразирование слов собеседника, позволяющее изложить ту же мысль другими словами (парафраз), резюмирование и изложение промежуточных выводов по ходу беседы.
Генетические корни мышления и речи
Мышление и речь имеют разные генетические корни. Этот факт можно считать прочно установленным целым рядом исследований в области психологии животных. Развитие той и другой функции не только имеет различные корни, но и идет на протяжении всего животного царства по различным линиям.
Решающее значение для установления этого факта имеют исследования интеллекта и речи человекоподобных обезьян, в особенности Келера и Йеркса.
Келер исследовал человекообразных обезьян, и пришел к выводу, что у обезьян имеются зачатки интеллекта или мышления (изобретают орудия труда и используют их в жизни, применение «обходных путей» при решении задач), но при этом отсутствует человекообразная речь. Это первичная доречевая фаза развития мышления. Отсутствие речи и ограниченность «следовых стимулов», так называемых «представлений», являются основными причинами того, что между антропоидом и самым наипримитивнейшим человеком существует величайшее различие.
Вывод, который можно сделать из исследований Келера: наличие человекоподобного интеллекта при отсутствии сколько-нибудь человекоподобной в этом отношении речи и независимость интеллектуальных операций от его «речи».
Келер описал чрезвычайно разнообразные формы «речевого общения» между шимпанзе. «Речь» обезьян носит эмоциональный характер. 1) эмоциональные выразительные движения очень яркие и богатые (жесты, мимика, звуковые реакции); 2) выразительные движения социальных эмоций (жесты при прощании, при встрече).
Животные прекрасно «понимают» мимику и жесты друг друга. При помощи жестов они «выражают» не только свои эмоциональные состояния, но и желания и побуждения, направленные на другие предметы.
Выводы по филогенезу: 1) мышление и речь имеют различные генетические корни; 2) развитие мышления и речи идет по разным направлениям, независимо друг от друга; 3) Отношение между мышлением и речью не является сколько-нибудь постоянной величиной на всем протяжении филогенетического развития; 4) антропойды обнаруживают человекоподобный интеллект в одних отношениях (зачатки употребления орудия) и человекоподобную речь – совершенно в других (фонетика речи, эмоциональная и зачатки социальной функции речи); 5) Антропоиды не обнаруживают характерного для человека отношения – тесной связи между мышлением и речью. 6) в филогенезе мышления и речи есть доречивая стадия в развитии мышления и доинтеллектуальная стадия в развитии речи.
В онтогенезе отношения между мышлением и речью спутаны. В последнее время были получены экспериментальные доказательства того, что в мышлении есть доречевая фаза. На ребенка, не владеющего еще речью, были перенесены с соответствующими модификациями опыты Келера над шимпанзе. Бюлер систематически исследовал в этом отношении ребенка. Дети от 10-12 мес. совершают действия похожие на действия, поэтому этот период называется «шимпанзеподобным возрастом» (Бюлер, 1924). Доинтеллектуальные корни в развитии ребенка были установлены очень давно. Доинтеллектуальная фаза в развитии речи – крик, лепет, первые слова ребенка. Они не имеют ничего общего с развитием мышления.
В первый год жизни ребенка происходит богатое развитие социальной функции речи. Удалось установить однозначные специфические реакции на человеческий голос у ребенка уже на третьей недели жизни (предсоциальные реакции) и первую социальную реакцию на человеческий голос на втором месяце.
Самое важное, что мы знаем о развитии мышления и речи у ребенка, заключается в том, что наступает момент (около 2 лет), когда линии развития мышления и речи, которые шли до сих пор раздельно, перекрещиваются, совпадают в своем развитии и дают начало совершенно новой форме поведения, столь характерной для человека. В. Штерн лучше и раньше других описал это событие. «Ребенок делает величайшее открытие в своей жизни. Он открывает, что каждая вещь имеет свое имя».
Это переломный момент, начиная с которого речь становится интеллектуальной, а мышление речевым.
С этим моментом связано две особенности: 1) ребенок активно расширяет свой словарь, свой запас слов, спрашивая о каждой новой вещи: как это называется (пассивный); 2) быстрое, скачкообразное увеличение запаса слов, возникающем на основе активного расширения словаря ребенка и, следовательно, употребление слов в речи.
Выводы:
1. В онтогенетическом развитии мышления и речи мы также находим различные корни того и другого процесса.
2. В развитии речи ребенка мы с несомненностью можем констатировать «доинтеллектуальную стадию», так же как и в развитии мышления – «доречевую стадию».
3. До известного момента то и другое развитие идет по различным линиям независимо одно от другого.
4. В известном пункте обе линии пересекаются, после чего мышление становится речевым, а речь становится интеллектуальной.
Соотношение мышления и речи. Речь как инструмент мышления
На протяжении всей истории псих. исследований мышления и речи проблема связи между ними привлекала к себе повышенное внимание. Предлагаемые ее решения – полное разделение речи и мышления и рассмотрение их как совершенно независимых друг от друга функций, с другой стороны – однозначное и безусловное их соединение, вплоть до абсолютного отождествления.
Многие современные ученые придерживаются компромиссной точки зрения, считая, что хотя мышление и речь неразрывно связаны, они представляют собой как по генезису, так и по функционированию относительно независимые реальности. Главный вопрос на сегодня – о характере реальной связи между мышлением и речью. Значительный вклад в решение этой проблемы внес Л.С. Выготский. Слово, писал он, так относится к речи, как и к мышлению. Слово – это не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный предмет. Оно всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно и следовательно, выступает как акт мышления.
Но слово – это также средство общения, поэтому оно входит в состав речи. Лишенное значения, слово не относится ни к мысли, ни к речи, но обретая свое значение, оно сразу же становится органической частью и того и другого. Именно в значении слова, говорит Л.С. Выготский, завязан узел того единства, которое именуется речевым мышлением.
Однако мышление и речь имеют разные генетические корни. Первоначально они выполняли различные функции и развивались отдельно. Исходной функцией речи была коммуникативная. Сама речь как средство общения возникла в силу необходимости разделения и координации действий людей в процессе совместного труда. Вместе с тем при словесном общении содержание, передаваемое речью, относится к определенному классу явлений, и следовательно, уже тем самым предполагает их обобщенное отражение, т.е. факт мышления.
В свою очередь есть виды мышления, которые не связаны с речью, например наглядно-действенное, или практическое, мышление у животных. У маленьких детей и у высших животных обнаруживаются своеобразные средства коммуникации, не связанные с мышлением. Это выразительные движения, жесты, мимика, отражающие внутренние состояния живого существа, но не являющиеся знаком или обобщением.
Главная функция речи у человека все же состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове как понятии заключено гораздо больше информации, чем может в себе нести простое сочетание звуков. Тот факт, что мышление неразрывно связано с речью, доказывается психофизиологическими исследованиями участия голосового аппарата в решении умственных задач.
Патология мышления и речи
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Методичка к гоСам содержание
- Ощущения и восприятие Понятие об ощущениях. Классификация ощущений
- Специфика ощущений различных модальностей
- Восприятие: понятие, свойства, классификация
- Внимание и память Общее представление о внимании
- Проблема внимания в когнитивной психологии
- Общее представление о памяти
- Произвольное и непроизвольное запоминание (а.А.Смирнов, п.И.Зинченко).
- Непосредственное запоминание (опыты г.Эббингауза). Кривая забывания.
- Мышление и речь Понятие о мышлении
- Мышление и речь
- Методы исследования мышления и речи
- Методология и методы психолого-педагогических исследований Современное научное знание о методологии (понятие, уровни научного подхода)
- Основные методологические принципы психологии
- Классификация методов психологического исследования
- История психологии История происхождения психологических идей
- Основные исторические этапы европейской психологической мысли. Становление предмета психологии
- Истоки экспериментальной психологии и влияние физиологии на психологию.
- Психология личности Мотивационно-потребностная сфера человека
- Функции мотива
- Общие представления о эмоциональной сфере
- Возрастная психология Предмет, задачи, методы возрастной психологии и ее связь с другими науками
- Исторический очерк и проблемы периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии
- Психическое развитие ребенка младенческого и раннего возраста
- Развитие психики в дошкольном возрасте
- Психология младшего школьного возраста
- Психологические особенности подростков
- Психология юношеского возраста
- Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет)
- Старший школьный возраст
- Кризис 17 лет
- Юность (от 17 до 20-23 лет)
- Психология зрелого возраста, старения и старости
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация развития:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- Социальная психология Предмет социальной психологии, методология и методы социально-психологического исследования, место социальной психологии в системе наук о человеке и обществе
- История формирования социально-психологических идей
- Специфика изучения личности в социальной психологии
- Психология общения и межличностных отношений
- Общие проблемы исследования малой группы в социальной психологии
- Проблематика психологии больших социальных групп, их классификация
- Психодиагностика Научная психодиагностика и психодиагностическая практика
- Психометрические основы психодиагностики
- Психодиагностика личности
- Психологическая служба в образовании
- Основы психологии семьи и семейного консультирования Семья в современном обществе
- Детско-родительские отношения в семье
- Психологическая помощь семье
- Конфликтология Структура конфликта
- Функциональная направленность конфликтов в организации.
- Стратегия разрешения конфликтов
- Клиническая психология Предмет и структура медицинской психологии.
- Патопсихологические проявления нарушений мышления
- Специальная педагогика и специальная психология Учение л.С. Выготского о дефекте
- Дизонтогенез: понятие, виды, параметры
- Основы профориентологии Психологические основы профессиональной консультации
- Профессиональное самоопределение личности
- Психология труда Основные вопросы изучения профессий. Психологическая профессиография
- Понятие и формы работоспособности. Фазы изменения работоспособности в процессе труда. Приемы управления работоспособностью
- Психологическое консультирование Этапы психологического консультирования
- Техники профессиональной коммуникации в психологическом консультировании
- Психотерапия Основные психотерапевтические подходы и технологии
- Сравнительный обзор методов психологического лечения
- Психолого-педагогическая коррекция
- Маспо Общее представление о психологическом тренинге. Ведущий тренинговой группы
- Классификации тренинговых групп и их основания
- Методология социально-психологического тренинга
- I. Определение потребностей в обучении.
- II. Определение целей и задач обучения.
- III. Организация и планирование тренинга.
- IV. Проведение тренинга
- Общие основы педагогики Предмет и задачи педагогики. Основные категории педагогики
- Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками
- Педагогический процесс как система
- Методология педагогической науки
- Методы и логика педагогических исследований
- Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства
- История образования и педагогической мысли Педагогическая наука Западной Европы в период становления и развития индустриального общества
- Развитие русской педагогической мысли в период становления индустриального общества
- Развитие отечественной педагогической науки и практики воспитания в условиях советского общества
- Развитие новых концепций воспитания и демократической школы в России 80-90 годов
- Педагогическая психология Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль научного знания
- Психология научения. Научение детей в младенческом и раннем возрастах
- Психология учения. Проблема учебной деятельности в педагогической психологии, ее структура
- Современные концепции обучения.
- Социально-психологические аспекты воспитания
- Психология педагогической деятельности
- Социальная педагогика Девиация как социально-педагогическая проблема
- Классификация методов обучения.
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
- Сущность и содержание методов обучения.