logo
ГОС / МЕТОДИЧКА К ГОСАМ

Психология учения. Проблема учебной деятельности в педагогической психологии, ее структура

Теоретическое введение в психологию учения – взаимопереходы понятий: научение, обучение, учение. Представление о структуре процесса учения (по Гальперину)

Имеется несколько понятий, относящихся к приобретению человеком жизненного опыта в виде знаний, умений, навыков. Это – учебная деятельность, обучение, учение, Научение.

Учебная деятельность представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности. Такая деятельность позволяет ему приспосабливаться к окружающему миру, ориентироваться в нем, успешнее и полнее удовлетворять свои основные потребности.

Обучение – предполагает совместную учебную деятельность учащегося и учителя, характеризует процесс передачи знаний, умений и навыков, жизненного опыта и учителя к учащемуся.

Учение – также относится к учебной деятельности, но приходится на долю ученика, то есть предпринимаемые учеником учебные действия, направленные на развитие способностей, на приобретение необходимых знаний, умений, навыков.

Научение – факт приобретения человеком новых психологических качеств и свойств в учебной деятельности. Это понятие происходит от слова "научиться" и включает то, чему может научиться ребенок в результате обучения и учения.

Обучение отличается от научения тем, что обычно является организованным процессом, планомерно и сознательно управляемым, а наученное может происходить стихийно. Учение как аспект учебной деятельности также может выступать как организованный или неорганизованный процесс. Научение может явиться побочным итогом любой деятельности, в то время как учение и обучение связаны со специальной учебной деятельностью.

Если в качестве основного мотива деятельности выступает познавательный интерес, то говорят об учебной деятельности. Если мотив – удовлетворение других потребностей индивида – то это Научение.

Учение и обучение – сознательные процессы, Научение – бессознательно.

Учебная деятельность возможна в процессе обучения – совместной деятельности ученика и учителя, в которой один из субъектов приобретает опыт, а другой создает благоприятные условия для этого. Для того, чтобы целью учения стал мотив саморазвития, учебная деятельность должна быть организована по законам ее развития. Одна из открытых закономерностей представлена в теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Экспериментальные исследования и теоретическое обобщение полученных результатов позволили обосновать выделенные этапы формирования умственных действий. Методическое предписание указывало на необходимость: 1. Выделение ориентировочной основы действия. 2. Разворачивание и обобщение действия перед учеником. 3. Освоение учеником действия в материальном плане. 4. Освоение учеником действия в форме громкой речи. 5. Освоение учеником действия в первой форме умственного действия (речь про себя). 6. Освоение действия в заключительной форме умственного действия (внутренняя речь).

Учение как познавательная деятельность. Личностно-деятельностный подход - методологическая основа психологической теории учебной деятельности

Методологической основой психологии воспитания является принцип личностно-деятельностного подхода к организации взаимодействия субъектов образовательного процесса – учителей, учеников и их родителей. С этой точки зрения воспитанием является целенаправленная организация деятельности и общения детей, детей и взрослых. Только в деятельности и общении ребенка возможно комплексное воздействие на личность и поведение воспитанника. Ведущая роль в воспитании принадлежит общению, в котором у детей формируется опыт восприятия и понимания людей. Развитие общения в онтогенезе движется в основных направлениях: 1).развитие мотивов общения; 2).развитие средств общения; 3).совершенствование форм общения. Потребность в общении состоит в стремлении человека познать окружающий мир, окружающих людей, самого себя и на высшем уровне – определяется целью саморазвития.

Структурные компоненты учебной деятельности

В теории учебной деятельности выделяются ее структурные компоненты – Субъект учения, предмет, продукт и средства учения, а также внешние условия ее организации. Учебная деятельность является ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте. В структуре учебной деятельности младшего школьника выделяют - это (Д.Б.Эльконин) учебная задача; учебные действия; действие контроля и действие оценки. К психолого-педагогическим условиям развития субъекта учебной деятельности, прежде всего, относится 1) развитие школьной мотивации ребенка. Мотив учения должен быть связан с мотивом самосовершенствования. 2) формирование умений учиться – учить учиться. 3) Освоение обобщенного способа решения учебной задачи.

Психологические условия развития уч. деятельности субъекта

Это соблюдение основных фаз учебной деятельности школьника, а именно, - введение его в учение; овладение им способами решения учебных задач, тренировка; закрепление и проверка; синтез новых знаний с прошлым опытом, практическое применение знаний. Их нарушение приводит к отставанию младшего школьника в учении. Актуальна проблема готовности ребенка к школьному обучению.

Принципы обучения

Принципы обучения призваны обеспечить взаимодействие субъектов на личностно-деятельностной основе - это принцип самодеятельности учащихся в учебном процессе; принцип самоорганизации; принцип групповой формы организации обучения; принцип ролевого участия школьников; принцип ответственности; принцип психологического обеспечения учебного процесса.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4