logo
ГОС / МЕТОДИЧКА К ГОСАМ

Педагогическая психология Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль научного знания

Общенаучная характеристика педагогической психологии, история ее становления: педагогическая психология среди других наук; общепсихологический контекст формирования педагогической психологии; этапы становления

Основы П.П. заложены в трудах К.Д.Ушинского, М.Я.Басова, П.Ф.Каптерева, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и др. Б.Г.Ананьев отмечал, что П.П. – пограничная, комплексная область знаний «…которая заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающего поколения». В 30-е годы прошлого столетия в отечественной психологии были предприняты попытки создания комплексной научной дисциплины, соединяющей воедино педагогику, возрастную и педагогическую психологию – Педология. Но административным путем были прекращены исследования в данном направлении (партийное решение «Об извращениях в системе Наркомпроса). Критика недостатков привела к абсолютному запрету исследований, имевших некоторые перспективы.

В истории становления П.П. необходимо отметить, что вначале она зарождалась и развивалась как прикладная наука, призванная использовать достижения всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики. Современная П.П. развивается как одна из ветвей психологии и становится базовой наукой, призванной изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания.

Основные характеристики педагогической психологии – предмет, задачи, структура, актуальные проблемы современной педагогической психологии

П.П. – самостоятельная отрасль общепсихологического знания. Она выделилась благодаря научному обоснованию объекта и предмета исследования. П.П.среди других человековедческих наук имеет свой объект – это образовательный, педагогический процесс, образовательная среда, педагогическая деятельность. Предметом П.П. являются факты, механизмы, закономерности освоения социо-культурного опыта человеком и вызываемые этим процессом изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека (ребенка) как субъекта деятельности и общения, которые организуются и управляются педагогом в разных условиях образовательного процесса.

Сложность, многоаспектность и неоднородность предмета П.П. определяют задачи П.П.:

  1. Изучение психологических основ педагогической деятельности;

  2. Определение закономерных взаимосвязей педагогического воздействия и психического развития ребенка;

  3. Разработка психодиагностики развития личности на всех уровнях образовательной системы.

Предмет определяет структуру научного знания ПП. Традиционно в структуре П.П выделяются – Психология обучения, Психология воспитания, Психология учителя.

Современный подход: выделяет в структуре П.П. – это

  1. Психология педагогической деятельности и ее субъекта (психология учителя);

  2. Психология сотрудничества и общения (психология воспитания);

  3. Психология учебной деятельности и ее субъекта (психология обучения)

К актуальным проблемам современной П.П. относятся проблемы сензитивного периода в развитии и специфика педагогических воздействий (они до конца не известы, индивидуальны, трудно определить начало и конец периода); детской одаренности; готовности детей к сознательному обучению и воспитанию; проблема обеспечения индивидуализации обучения; педагогической запущенности школьника; социально-психологической адаптации и реабилитации детей (дети, оказавшиеся по каким-то причинам социально изолированы и не готовыми к нормальной жизни среди людей, к общению и взаимодействию – много болели, жили в детдомах, обучались в спец. закрытых уч. заведениях); практической психодиагностики в образовании.

Выделяются междисциплинарные аспекты П.П. – это психологию семьи; организационная психология; психология группы. Цель психолога в междисциплинарной ситуации – это преобразовать влияние семьи, группы в форму, помогающую развитию ребенка в русле педагогического процесса. А для этого психологу необходимо знать специфику семейного, группового аспекта в жизни ребенка. Поэтому наряду с П.П. психологи изучают психологию семьи – этой реальности, в которой протекают процессы воспроизводства, воспитания и общения детей. Другой важный аспект организационная психология. Его исследование предполагает ответ на вопрос о влиянии типа учебного заведения и способов преподавательской работы на развитие ученика. Все большее влияние на развитие П.П оказывают исследования группового аспекта – исследования влияния групповых отношений в классе или на улице на развитие ребенка.

Методы исследования в педагогической психологии: источники информации как основание методов, характеристика основных методов исследования, их классификация

В педагогической психологии используются все те методы, котоые есть в общей, возрастной и многих других отралсях психологии: наблюдение, устный и письменный опросы, эксперимент и др., но только здесь они применяются с учетом возраста детей и тех психолого-педагогических проблем, в контексте которых возникает необходимость обращения к ним. С помощью методов оцениваются наличный уровень воспитанности и обученности ребенка или тех изменений, которые происходят в его психологии и поведении под влияние обучения и воспитания. Например, наблюдение может быть направлено на то, чтобы определить умение ребенка правильно вести себя в различных социальных ситуациях, а также его способность применять на практике имеющиеся знания и навыки при решении разнообранзных жизненных задач.

Кроме общий есть и специальные методы – психолого-педагогический эксперимент – такое исследование, которое задумано и проведено со специальной развивающей целью для установления эффекта тех или иных педагогических воздействий на ребенка. Психолого-педагогическое тестирование – для точной оценки результатов педагогических воздействий.

Все методы, используемые в педагогической психологии, делятся на организационные, процедурные и оценочные, а также на методы сбора и обработки данных.

Кроме этих методов есть еще две группы методов, с помощью которых решаются задачи, связанные с оказанием прямого практического психолого-педагогического воздействия наребенка – это псих-пед. консультирование и коррекция. Консультирование – оказание устной помощи ребенку в виде советов и рекомендаций на основе его предварительного облесдования и знакомства с теми проблемами, которыми он столкнулся. Коррекция – непосредственное педагогическое воздействие.

Особая роль в пед. психологии отводится эксперименту, поскольку в нем проверяются гипотезы научного характера, позволяющие получать достоверные психолого-педагогические знания, а также отрабатываются приемы и методы, с помощью которых на ребенка оказываются различные психолого-педагогические воздействия.

К психологическим тестам и др. методикам предъявляются строгие требования. Например, они должны быть достаточно проверенными методами исследования и адаптированными к возрасту детей. Нельзя проверять эффективность воспитательного воздействия на дошкольнике, используя методы, предназначенные для взрослых.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4