Основные исторические этапы европейской психологической мысли. Становление предмета психологии
Ранне- и поздне- средневековые психологические идеи в контексте теологии и зарождающегося христианства. Период патристики: Тертуллиан, А. Блаженный ("Исповедь) и идеи экзистенциональной психологии ХХ века (Ж.-П. Сартр "Тошнота"). Схоластические споры и их методологическое значение для современной психологии: номинализм и гуманистическая психология ХХ века, реализм и фрейдизм
Патристика (от греч. patér, лат. pater — отец), термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей. Формировалась в борьбе против традиционного языческого мировоззрения. Служила основой зарождения схоластических идей. Схоластика - особый тип философствования (с XI по XVI век), сводился к рациональному, использующему логические приемы, обоснованию христианского вероучения.
Тертуллиан ‑ Мышление Т. отмечено тягой к парадоксам, всячески подчёркивает пропасть между верой и разумом, против абстрактного теоретического разума, подчёркивает права «естественного» практического рассудка, требует доверия к спонтанным самопроявлениям души (необдуманным выкрикам, не доходящим до сознания стереотипным формулам речи и т. п.); он стремится заглянуть в поисках истины в человеческое бессознательное. Одновременно эмпиризм Т. приводит его к материалистическим тенденциям: все сущее есть «тело», следовательно, и бог должен быть понят как «тело, которое, впрочем, есть дух».
Фома Аквинский, описывая душевную жизнь, расположил различные ее формы в виде своеобразной лестницы – от низших к высшим: растительная, животная, человеческая. Внутри каждой из них – способности и их продукты ‑ ощущение, представление, понятие. Работу души представил в виде схемы: сначала она совершает акт познания – ей является образ объекта (ощущение или понятие); затем осознает, что ею произведен этот акт; наконец, проделав обе операции, душа "возвращается" к себе, познавая уже не образ и не акт, а самое себя как уникальную сущность = замкнутое сознание, из которого нет выхода ни к организму, ни к внешнему миру.
Августин Блаженный ‑ бытие бога можно непосредственно вывести из самосознания человека, а бытие вещей — нет. Внимание к двум проблемам: динамики человеческой личности и динамики общечеловеческой истории. Первой из них посвящена «Исповедь» — лирическая автобиография, рисующая внутреннее развитие А. (психологический самоанализ!!!) – сумел показать противоречивость становления личности. А. усматривал два противоположных вида человеческой общности: «град земной», т. е. государственность, которая основана «на любви к себе, доведённой до презрения к богу», и «град божий» — духовную общность, которая основана «на любви к богу, доведённой до презрения к себе».
В раннем Средневековье складывалась методология, основанная на опытном, детерминистском подходе.
Идеи экзистенциональной психологии 20 века Сартр Жан Поль. Идеалистическая философия — сосредоточена на анализе человеческого существования, как оно переживается, осмысляется самой личностью и развёртывается в веренице её произвольных выборов, не предопределённых законосообразностью бытия, какой-либо заведомо данной сущностью. Отношения человека и мира определял как пропасть между идеальным и материальным. Существование обретает опору в самосознании личности, все исторически сложившееся положение вещей рассматривается им сложившаяся ситуация.
Гуманизм – мировоззрение эпохи Возрождения.
Л. Валла ‑ итальянский гуманист. Выступал против средневековой схоластической логики и диалектики, подверг острой критике монашество.
Медичи Лоренцо Великолепный, итальянский писатель и государственный деятель, удерживал власть путём репрессий. В то же время покровительствовал гуманистам, поэтам, писавшим на народном языке, и художникам; писал религиозные стихи, произведения связанные с особенностями быта, произведения, связанные с фольклором и народными празднествами.
Данте Алигьери ‑ Интерес к земной жизни, к судьбе человеческой личности — основа его гуманизма. Вершина творчества Д. — поэма «Комедия», названная потомками «Божественной», восходит к традиционному жанру «видения»; она изображает странствие поэта по загробному миру и состоит из трёх частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». Руководимый Вергилием (символ земного разума) герой поэмы, сам Д., воплощающий греховное человечество, спускается в ад (мир осуждения) — подземную воронку, разделённую на 9 кругов, затем поднимается на гору чистилища (мир искупления), очищается от грехов и в сопровождении Беатриче (символ божественного разума) возносится в рай (мир блаженства и познания абсолютной истины).
Петрарка ‑ критически переоценивал схоластику, утверждал свободу индивидуальности и придавал большое значение поэтическому творчеству. Философский трактат на латинском языке «О презрении к миру» отразил столкновение духовного «Я» поэта, стремящегося к литературной славе и воспевающего любовь к женщине, с аскетической моралью, от которой он ещё не освободился.
Эмпиризм (от греч. empeiría — опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Для Э. понятие элементарных данных чувственности истолковывается как относящееся не к психическим переживаниям субъекта, а к некоторым объективно (т. е. независимо от индивидуального сознания) существующим чувственным сущностям. Для объяснения реально совершающегося познавательного процесса Э. вынужден выходить за пределы чувственных данных и рассматривать их наряду с характеристиками сознания (память, активная спонтанная деятельность рассудка) и логическими операциями (индуктивное обобщение), обращаться к аппарату логики и математики для описания опытных данных и в качестве средств построения теоретического знания. Попытки сторонников Э. обосновать индукцию на чисто эмпирической основе и представить логику и математику как простое индуктивное обобщение чувственного опыта потерпели провал.
Рационализм (франц. rationalisme, от лат. rationalis — разумный, ratio — разум), философское направление: разум - основа познания и поведения людей. Начал складываться в новое время в результате развития математики и естествознания. Р. 17—18 вв. исходил из идеи естественного порядка — бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Разум – источник знания и критерий истинности. = идеалистическое заключение о существовании врождённых идей (Декарт) или предрасположений и задатков мышления, независимых от чувственности (Лейбниц).
Элиминация (от лат. elimino — выношу за порог, удаляю) (биол.) - гибель неприспособленных особей в процессе борьбы за существование. Различают Э. неизбирательную (возникает при воздействии на популяцию факторов среды, превосходящем адаптивные возможности данной группы особей (популяции, вида), обычно стихийных бедствий и катастрофических антропогенных вмешательств) и избирательную (имеет ведущее значение — гибель части особей популяции, обусловленная их более низкой относительной приспособленностью).
Фрэнсис Бэкон родоначальник английского материализма. Наука должна дать человеку власть над природой, увеличить его могущество и улучшить его жизнь. Элиминативная индукция Б. ‑ не накопление возможно большей суммы знаний, а умение пользоваться методами их приобретения.
Все существующие и возможные науки Б. разделял соответственно трём способностям человеческого разума: памяти соответствует история, воображению — поэзия, рассудку — философия, включающая в себя учение о боге, природе и человеке (соответственно психология попадает под категорию – рассудок, в некоторой степени включая память и поэзию – как творчество).
Дж. Локк – Разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма. В центре его философии стоит теория познания в традиции английского эмпиризма и материализма Ф. Бэкона. Не существует врождённых идей и принципов — ни теоретических, ни практических (нравственных), включая и идею бога, а всё человеческое знание проистекает из опыта. Все идеи возникают из двух основных источников — опыта внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии). Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Он считает, что познание реально лишь постольку, поскольку его идеи сообразны с действительностью, и определяет истину как соединение и разъединение идей или их знаков сообразно соответствию или несоответствию обозначаемых ими вещей. Познание Л. делит на: интуитивное (самоочевидных истин, нашего собственного существования), демонстративное (положений математики, этики, бытия бога) и сенситивное (существования единичных вещей). Программа образования Л. ‑ оно должно основываться на развитии у детей интереса к учению и любознательности.
Декарт Рене — дуализм души и тела. Человек есть реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Взаимодействие между телом и душой совершается посредством особого органа — т. н. шишковидной железы. Из всех способностей человеческой души на первое место выдвигал волю. Главное действие аффектов, или страстей в том, что они располагают душу к желанию тех вещей, к каким подготовлено тело. Сам бог соединил душу с телом, отличив тем самым человека от животных. Наличие сознания у животных Д. отрицал = животные не могут думать. Впервые попытался выяснить сущность «непроизвольных» и «произвольных» движений и описал схему рефлекторных реакций, в которой представлены центростремительная и центробежная части рефлекторной дуги. Д. считал рефлекторными не только сокращения скелетной мускулатуры, но и многие вегетативные акты. Видел конечную задачу знания в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании самой природы человека. Родоначальник рационализма. Математические истины совершенно достоверны, обладают всеобщностью и необходимостью, вытекающими из природы самого интеллекта. Поэтому Д. отвёл исключительную роль в процессе познания дедукции (рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов).
Правила рационалистического метода Д. состоят из четырёх требований:
1) допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются ясными и отчётливыми, не могут вызвать никаких сомнений в их истинности; 2) расчленять каждую сложную проблему на составляющие её частные проблемы или задачи; 3) методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному и 4) не допускать никаких пропусков в логических звеньях исследования. Совершенство знания и его объём определяются, по Д., существованием в нас врождённых идей, разделяемых Д. на врождённые понятия и врождённые аксиомы.
Спиноза Бенедикт - Монизм – философское учение о едином начале всего существующего. У Спинозы – это вечная материальная субстанция природа, с характерными для нее материями (атрибутами). Из них нашему ограниченному разуму открыты только два – протяженность и мышление. Следовательно, бессмысленно представлять человека местом встречи телесной и духовной субстанций, как это делал Декарт. Человек целостное телесно-духовное существо. Зависимость мышления человека от его телесного состояния обнаруживается на стадии чувственного познания (первый род знания). Чувственное познание часто ведёт к заблуждению; являясь неадекватным отражением объекта, оно вместе с тем заключает в себе элемент истины. Эмоции нужно не переживать, а понимать. Связывал эмоции с волей: приверженность к аффективным переживаниям, не дает понять истинную причину поведения. Выделял три главные силы, которые правят людьми и из которых можно вывести все многообразие чувств: влечение (оно есть "не что иное, как самая сущность человека"), радость и печаль. Он доказывал, что из этих фундаментальных аффектов выводятся любые эмоциональные состояния, причем радость увеличивает способность тела к действию, тог да как печаль ее уменьшает.
Лейбниц ‑ Реальный мир состоит из бесчисленных психических деятельных субстанций, неделимых первоэлементов бытия — монад, которые находятся между собой в отношении предустановленной богом гармонии (взаимнооднозначное соответствие). Деятельность монад состоит в смене восприятий (перцепций) и определяется индивидуальным «стремлением» монады к новым восприятиям, стремление и есть индивидуально заложенная программа бытия. В основе всего единства находится духовное начало.
Выступал за целостный подход к человеку. Выделяет в душе несколько областей, отличающихся по степени осознанности знаний, которые в них располагаются: область отчетливого знания, область смутного знания и область бессознательного. Доказывая существование бессознательных образов, не раскрывал их роль в деятельности человека, так как считал, что она связана преимущественно с осознанными идеями. На вопрос о том, как соотносятся между собой духовные и телесные явления, ответил формулой, получившей название психофизического параллелизма: зависимость психики от телесных воздействий – иллюзия. Душа и тело совершают свои операции самостоятельно и автоматически. Вместе с тем между ними существует предопределенная свыше гармония.
Психофизическая проблема — вопрос об отношении психических явлений к физическим, о соотношении между психическими и физиологическими процессами. В 17 в. возникли два варианта решения П. п., оказавшие большое влияние на последующую философскую и научную мысль, — психофизическое взаимодействие (Р. Декарт) и психофизический параллелизм (Г. Лейбниц).
В конце 19 — начале 20 вв. распространилась махистская трактовка П. п., согласно которой душа и тело «построены» из одних и тех же «элементов» (ощущений), и поэтому нужно говорить не о соотношении реальных процессов — физиологических и психических, а о различных «комплексах ощущений».
Диалектический материализм решает П. п. на основе понимания психики как активного отображения реальности, возникающего в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых систем с внешним миром. Будучи неотделимо от этого процесса, психическое выполняет по отношению к нему регулирующую функцию.
Ассоцианизм - ассоциативная психология, понятие ассоциации выступало как главный объяснительный принцип всей психической жизни. А. стремился утвердить строго причинный подход к поведению и сознанию человека. В основу А. легло представление о том, что последовательность идей, возникающих в сознании, отражает порядок внешних воздействий на организм. Неспособность объяснить целостность и активность сознания.
Д. Гартли - Учение об ассоциации базируется на учении о вибрации, ‑ вибрация внешнего эфира вызывает соответствующую вибрацию органов чувств, мышц и мозга. Вибрация органов чувств вызывает вибрацию соответствующих частей мозга, а та, в свою очередь, стимулирует работу определенных мышц, вызывая их сокращения и движения тела. В структуре психики выделяет два круга – большой проходит от органов чувств через мозг к мышцам, является фактически рефлекторной дугой; малый ‑ расположенный в белом веществе мозга, является основой психической жизни, основой процессов познания и обучения. Гартли считал, что вибрация участков мозга в большом круге вызывает ответную вибрацию в белом веществе. Исчезая в большом круге, эта вибрация оставляет следы в малом круге. Эти следы являются основой памяти человека. Они могут быть более или менее сильными в зависимости от силы и значимости того явления, которое оставило этот след.
Джеймс Милль ‑ сознание – это своего рода психическая машина, работа которой совершается строго закономерно по законам ассоциации. Всякий опыт состоит, в конечном счете, из простейших элементов (ощущений), образующих идеи (сперва простые, затем все более сложные). Никаких врожденных идей не существует. Стал говорить о "ментальной (психической) химии", т.е. о возникновении из простейших элементов сознания новых, обладающих собственными качествами структур этого сознания. Предполагалось, что путем экспериментального анализа удастся вычленить "атомы" сознания и получить в психологии нечто подобное Менделеевской таблице. Аргументация Милля: а) имеются законы ума; б) эти законы могут быть открыты с помощью опытных методов – наблюдения и эксперимента.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Методичка к гоСам содержание
- Ощущения и восприятие Понятие об ощущениях. Классификация ощущений
- Специфика ощущений различных модальностей
- Восприятие: понятие, свойства, классификация
- Внимание и память Общее представление о внимании
- Проблема внимания в когнитивной психологии
- Общее представление о памяти
- Произвольное и непроизвольное запоминание (а.А.Смирнов, п.И.Зинченко).
- Непосредственное запоминание (опыты г.Эббингауза). Кривая забывания.
- Мышление и речь Понятие о мышлении
- Мышление и речь
- Методы исследования мышления и речи
- Методология и методы психолого-педагогических исследований Современное научное знание о методологии (понятие, уровни научного подхода)
- Основные методологические принципы психологии
- Классификация методов психологического исследования
- История психологии История происхождения психологических идей
- Основные исторические этапы европейской психологической мысли. Становление предмета психологии
- Истоки экспериментальной психологии и влияние физиологии на психологию.
- Психология личности Мотивационно-потребностная сфера человека
- Функции мотива
- Общие представления о эмоциональной сфере
- Возрастная психология Предмет, задачи, методы возрастной психологии и ее связь с другими науками
- Исторический очерк и проблемы периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии
- Психическое развитие ребенка младенческого и раннего возраста
- Развитие психики в дошкольном возрасте
- Психология младшего школьного возраста
- Психологические особенности подростков
- Психология юношеского возраста
- Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет)
- Старший школьный возраст
- Кризис 17 лет
- Юность (от 17 до 20-23 лет)
- Психология зрелого возраста, старения и старости
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация развития:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- Социальная психология Предмет социальной психологии, методология и методы социально-психологического исследования, место социальной психологии в системе наук о человеке и обществе
- История формирования социально-психологических идей
- Специфика изучения личности в социальной психологии
- Психология общения и межличностных отношений
- Общие проблемы исследования малой группы в социальной психологии
- Проблематика психологии больших социальных групп, их классификация
- Психодиагностика Научная психодиагностика и психодиагностическая практика
- Психометрические основы психодиагностики
- Психодиагностика личности
- Психологическая служба в образовании
- Основы психологии семьи и семейного консультирования Семья в современном обществе
- Детско-родительские отношения в семье
- Психологическая помощь семье
- Конфликтология Структура конфликта
- Функциональная направленность конфликтов в организации.
- Стратегия разрешения конфликтов
- Клиническая психология Предмет и структура медицинской психологии.
- Патопсихологические проявления нарушений мышления
- Специальная педагогика и специальная психология Учение л.С. Выготского о дефекте
- Дизонтогенез: понятие, виды, параметры
- Основы профориентологии Психологические основы профессиональной консультации
- Профессиональное самоопределение личности
- Психология труда Основные вопросы изучения профессий. Психологическая профессиография
- Понятие и формы работоспособности. Фазы изменения работоспособности в процессе труда. Приемы управления работоспособностью
- Психологическое консультирование Этапы психологического консультирования
- Техники профессиональной коммуникации в психологическом консультировании
- Психотерапия Основные психотерапевтические подходы и технологии
- Сравнительный обзор методов психологического лечения
- Психолого-педагогическая коррекция
- Маспо Общее представление о психологическом тренинге. Ведущий тренинговой группы
- Классификации тренинговых групп и их основания
- Методология социально-психологического тренинга
- I. Определение потребностей в обучении.
- II. Определение целей и задач обучения.
- III. Организация и планирование тренинга.
- IV. Проведение тренинга
- Общие основы педагогики Предмет и задачи педагогики. Основные категории педагогики
- Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками
- Педагогический процесс как система
- Методология педагогической науки
- Методы и логика педагогических исследований
- Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства
- История образования и педагогической мысли Педагогическая наука Западной Европы в период становления и развития индустриального общества
- Развитие русской педагогической мысли в период становления индустриального общества
- Развитие отечественной педагогической науки и практики воспитания в условиях советского общества
- Развитие новых концепций воспитания и демократической школы в России 80-90 годов
- Педагогическая психология Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль научного знания
- Психология научения. Научение детей в младенческом и раннем возрастах
- Психология учения. Проблема учебной деятельности в педагогической психологии, ее структура
- Современные концепции обучения.
- Социально-психологические аспекты воспитания
- Психология педагогической деятельности
- Социальная педагогика Девиация как социально-педагогическая проблема
- Классификация методов обучения.
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
- Сущность и содержание методов обучения.