logo
ГОС / МЕТОДИЧКА К ГОСАМ

Психометрические основы психодиагностики

Показатели качества психологического измерения

В качестве основных показателей качества психологического измерения выступают: Валидность, Надежность, Репрезентативность, Объективность, Дискриминативность, Внутренняя консистентность процедуры измерения.

Репрезентативность тестовых норм

Репрезентативность характеризует способность выборки испытуемых быть представительно, т.е. достаточно адекватно отражать характеристики того контингента испытуемых, который обследуется. То есть если имеются тестовые нормы, полученные на оценке старших школьников, их нельзя применять для оценки младших.

Репрезентативность определяется путем сопоставления качественных и количественных характеристик эксперименталь­ной выборки с характеристиками исследуемой популяции с целью оп­ределения их однородности.

К качественным характеристикам могут быть отнесены социально-демографические, видовые, интеллектуальные (образовательные), профессиональные и другие характеристики популяции (группы). Количественная характеристика экспериментальной группы – это минимальная ее численность, которая сохраняет свойства генеральной совокупности.

Надежность теста

Надежность – оценивает согласованность показателей, полученных на тех же самых испытуемых при повторном тестировании тем же самым тестом или эквивалентной его формой. То есть тест должен воспроизводить через определенное время один и тот же результат на фиксированной выборке испытуемых, при условии, что за это время данная характеристика значимо не изменилась.

На устойчивость (стабильность) показателей теста влияют следую­щие факторы:

Надежность результатов тестирования зависит также

а) от измен­чивости инструмента психологического измерения и

б) от факторов стабильности самой процедуры измерения.

Валидность. Виды валидности: конструктная, критериальная, содержательная и т.д.

Валидность эксперимента – его способность измерять именно те свойства изучаемых объектов, которых интересуют исследователя. Валидность указывает, что именно тест или методика измеряет и насколько хорошо это делает, чем они валиднее, тем лучше отображается в них то качество, ради измерения которого они создавались. Например, если тест ориентирован на измерение психической устойчивости учащегося, он должен измерять только эту переменную и никакую другую. В теории психометрии определяют два основных типа и, по крайней мере, одиннадцать видов валидности методик (см. рис.)

Внешняя валидность есть мера возможности распространения результатов тестирования на генеральную совокупность.

Внутренняявалидность – мера соответствия тестовых оценок уров­ню развития измеряемого свойства.

Конструктная валидность – один из основных типов валидности, отражающий степень репрезентации исследуемого психологического конструкта в результатах теста. Примеры: практический или вербальный интеллект, эмоциональная неустойчивость, интроверсия. Иначе говоря, конструктная валидность определяет область теоретической структуры психологических явлений, измеряемых тестом.

Критериальная валидность – комплексная характеристика, включающая как текущую, так и прогностическую валидность методики и оценивающая соответствие диагноза и прогноза определенному кругу критериев измеряемого явления.

Содержательная валидность – один из основных типов валидности методики характеризует степень репрезентативности содержания заданий теста измеряемой области психических свойств.

Дифференциальная валидность – вид конструктной валидности, рассматривающей внутренние взаимоотношения между психологическими факторами, диагностируемыми с помощью психодиагностической методики.

Соотношение валидности и надежности

Надежность – устойчивость процедуры относитель­но объектов исследования. Валидность – однознач­ность, устойчивость относительно измеряемых свойств объекта (т.е. предмета измерения) относительно объектов (испытуемых) является необходи­мым, но недостаточным условием его устойчивости отно­сительно измеряемых свойств объектов. Следовательно, надежность является необходимым, но недостаточным условием валидности.

Зависимость валидности от дифференциально-психологической теории измеряемого свойства. Проблемы валидизации тестов различных типов.

Достоверность диагностической процедуры

Характеризует устойчивость измерительной процедуры к фальсификации и линейной зависимости сопутствующих переменных. Она отличается от валидности в ситуациях, когда истпытуемый намеренно пытается исказить ответ или измеряемая характеристика линейно связана с другой характеристикой. Для повышения достоверности используют разные приемы: введение подолнительных шкал (лжи, коррекции), посроение вопросников из супервопросов (сочетание обычных вопросов о поведении или предпочтениях).

Технология создания и адаптация методик

При разработке теста и психоло­гического оценивания обычно учитываются пять основных требований:

1) отбор тестовых заданий,

2) присвоение определенной оценки за их решение,

3) точность тестового балла,

4) обоснованность интерпретации тестового балла и

5) сравнение оценки с результатами других тестов.

Итак, известны два пути создания психодиагностических методик: адаптация известных методик (зарубежных, устаревших, с ины­ми целями) и разработка новых, оригинальных методик.

Адаптация теста – это комплекс мероприятий, обеспечиваю­щих адекватность теста в новых условиях его применения.

Этапы адаптации:

  1. Анализ исходных теоретических положений автора теста.

  2. Для иностранных методик перевод теста и инструкций к нему на язык пользователя (с обязательной экспертной оценкой соответствия оригиналу).

  3. Проверка надежности и валидности в соответствии с пси­хометрическими требованиями.

  4. Стандартизация на соответствующих выборках.

Самостоятельная разработка тестовой методики обычно имеет следующие этапы:

  1. Выбор предмета (явления) и объекта исследования (контин­гента).

  2. Выбор вида теста (объективный, субъективный, проектив­ный), типа заданий (с предписанными ответами, со свобод­ными ответами) и шкал (числовые, вербальные, графичес­кие).

  3. Подбор первичного банка заданий.

  4. Оценка заданий первичного банка.

  5. Предварительное тестирование, формирование банка эм­пирических данных.

  6. Эмпирическая валидизация теста.

  7. Оценка надежности теста

  8. Проводится стандартизация теста.

  9. По возможности определяется прогностическая валид­ность, т. е. информация о том, с какой степенью точности методика позволяет судить о диагностируемом психологи­ческом качестве.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4