Психометрические основы психодиагностики
Показатели качества психологического измерения
В качестве основных показателей качества психологического измерения выступают: Валидность, Надежность, Репрезентативность, Объективность, Дискриминативность, Внутренняя консистентность процедуры измерения.
Репрезентативность тестовых норм
Репрезентативность характеризует способность выборки испытуемых быть представительно, т.е. достаточно адекватно отражать характеристики того контингента испытуемых, который обследуется. То есть если имеются тестовые нормы, полученные на оценке старших школьников, их нельзя применять для оценки младших.
Репрезентативность определяется путем сопоставления качественных и количественных характеристик экспериментальной выборки с характеристиками исследуемой популяции с целью определения их однородности.
К качественным характеристикам могут быть отнесены социально-демографические, видовые, интеллектуальные (образовательные), профессиональные и другие характеристики популяции (группы). Количественная характеристика экспериментальной группы – это минимальная ее численность, которая сохраняет свойства генеральной совокупности.
Надежность теста
Надежность – оценивает согласованность показателей, полученных на тех же самых испытуемых при повторном тестировании тем же самым тестом или эквивалентной его формой. То есть тест должен воспроизводить через определенное время один и тот же результат на фиксированной выборке испытуемых, при условии, что за это время данная характеристика значимо не изменилась.
На устойчивость (стабильность) показателей теста влияют следующие факторы:
состояние и настроение обследуемых;
мотивация испытуемых на тестирование;
эргономические факторы (освещенность, температура в помещении, вибрация, шумы и пр.);
характеристика деятельности (монотонность-динамичность, помехи...);
степень обучаемости (или натренированности) испытуемых и т.д.
Надежность результатов тестирования зависит также
а) от изменчивости инструмента психологического измерения и
б) от факторов стабильности самой процедуры измерения.
Валидность. Виды валидности: конструктная, критериальная, содержательная и т.д.
Валидность эксперимента – его способность измерять именно те свойства изучаемых объектов, которых интересуют исследователя. Валидность указывает, что именно тест или методика измеряет и насколько хорошо это делает, чем они валиднее, тем лучше отображается в них то качество, ради измерения которого они создавались. Например, если тест ориентирован на измерение психической устойчивости учащегося, он должен измерять только эту переменную и никакую другую. В теории психометрии определяют два основных типа и, по крайней мере, одиннадцать видов валидности методик (см. рис.)
Внешняя валидность есть мера возможности распространения результатов тестирования на генеральную совокупность.
Внутренняявалидность – мера соответствия тестовых оценок уровню развития измеряемого свойства.
Конструктная валидность – один из основных типов валидности, отражающий степень репрезентации исследуемого психологического конструкта в результатах теста. Примеры: практический или вербальный интеллект, эмоциональная неустойчивость, интроверсия. Иначе говоря, конструктная валидность определяет область теоретической структуры психологических явлений, измеряемых тестом.
Критериальная валидность – комплексная характеристика, включающая как текущую, так и прогностическую валидность методики и оценивающая соответствие диагноза и прогноза определенному кругу критериев измеряемого явления.
Содержательная валидность – один из основных типов валидности методики характеризует степень репрезентативности содержания заданий теста измеряемой области психических свойств.
Дифференциальная валидность – вид конструктной валидности, рассматривающей внутренние взаимоотношения между психологическими факторами, диагностируемыми с помощью психодиагностической методики.
Соотношение валидности и надежности
Надежность – устойчивость процедуры относительно объектов исследования. Валидность – однозначность, устойчивость относительно измеряемых свойств объекта (т.е. предмета измерения) относительно объектов (испытуемых) является необходимым, но недостаточным условием его устойчивости относительно измеряемых свойств объектов. Следовательно, надежность является необходимым, но недостаточным условием валидности.
Зависимость валидности от дифференциально-психологической теории измеряемого свойства. Проблемы валидизации тестов различных типов.
Достоверность диагностической процедуры
Характеризует устойчивость измерительной процедуры к фальсификации и линейной зависимости сопутствующих переменных. Она отличается от валидности в ситуациях, когда истпытуемый намеренно пытается исказить ответ или измеряемая характеристика линейно связана с другой характеристикой. Для повышения достоверности используют разные приемы: введение подолнительных шкал (лжи, коррекции), посроение вопросников из супервопросов (сочетание обычных вопросов о поведении или предпочтениях).
Технология создания и адаптация методик
При разработке теста и психологического оценивания обычно учитываются пять основных требований:
1) отбор тестовых заданий,
2) присвоение определенной оценки за их решение,
3) точность тестового балла,
4) обоснованность интерпретации тестового балла и
5) сравнение оценки с результатами других тестов.
Итак, известны два пути создания психодиагностических методик: адаптация известных методик (зарубежных, устаревших, с иными целями) и разработка новых, оригинальных методик.
Адаптация теста – это комплекс мероприятий, обеспечивающих адекватность теста в новых условиях его применения.
Этапы адаптации:
Анализ исходных теоретических положений автора теста.
Для иностранных методик перевод теста и инструкций к нему на язык пользователя (с обязательной экспертной оценкой соответствия оригиналу).
Проверка надежности и валидности в соответствии с психометрическими требованиями.
Стандартизация на соответствующих выборках.
Самостоятельная разработка тестовой методики обычно имеет следующие этапы:
Выбор предмета (явления) и объекта исследования (контингента).
Выбор вида теста (объективный, субъективный, проективный), типа заданий (с предписанными ответами, со свободными ответами) и шкал (числовые, вербальные, графические).
Подбор первичного банка заданий.
Оценка заданий первичного банка.
Предварительное тестирование, формирование банка эмпирических данных.
Эмпирическая валидизация теста.
Оценка надежности теста
Проводится стандартизация теста.
По возможности определяется прогностическая валидность, т. е. информация о том, с какой степенью точности методика позволяет судить о диагностируемом психологическом качестве.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Методичка к гоСам содержание
- Ощущения и восприятие Понятие об ощущениях. Классификация ощущений
- Специфика ощущений различных модальностей
- Восприятие: понятие, свойства, классификация
- Внимание и память Общее представление о внимании
- Проблема внимания в когнитивной психологии
- Общее представление о памяти
- Произвольное и непроизвольное запоминание (а.А.Смирнов, п.И.Зинченко).
- Непосредственное запоминание (опыты г.Эббингауза). Кривая забывания.
- Мышление и речь Понятие о мышлении
- Мышление и речь
- Методы исследования мышления и речи
- Методология и методы психолого-педагогических исследований Современное научное знание о методологии (понятие, уровни научного подхода)
- Основные методологические принципы психологии
- Классификация методов психологического исследования
- История психологии История происхождения психологических идей
- Основные исторические этапы европейской психологической мысли. Становление предмета психологии
- Истоки экспериментальной психологии и влияние физиологии на психологию.
- Психология личности Мотивационно-потребностная сфера человека
- Функции мотива
- Общие представления о эмоциональной сфере
- Возрастная психология Предмет, задачи, методы возрастной психологии и ее связь с другими науками
- Исторический очерк и проблемы периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии
- Психическое развитие ребенка младенческого и раннего возраста
- Развитие психики в дошкольном возрасте
- Психология младшего школьного возраста
- Психологические особенности подростков
- Психология юношеского возраста
- Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет)
- Старший школьный возраст
- Кризис 17 лет
- Юность (от 17 до 20-23 лет)
- Психология зрелого возраста, старения и старости
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация развития:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- Социальная психология Предмет социальной психологии, методология и методы социально-психологического исследования, место социальной психологии в системе наук о человеке и обществе
- История формирования социально-психологических идей
- Специфика изучения личности в социальной психологии
- Психология общения и межличностных отношений
- Общие проблемы исследования малой группы в социальной психологии
- Проблематика психологии больших социальных групп, их классификация
- Психодиагностика Научная психодиагностика и психодиагностическая практика
- Психометрические основы психодиагностики
- Психодиагностика личности
- Психологическая служба в образовании
- Основы психологии семьи и семейного консультирования Семья в современном обществе
- Детско-родительские отношения в семье
- Психологическая помощь семье
- Конфликтология Структура конфликта
- Функциональная направленность конфликтов в организации.
- Стратегия разрешения конфликтов
- Клиническая психология Предмет и структура медицинской психологии.
- Патопсихологические проявления нарушений мышления
- Специальная педагогика и специальная психология Учение л.С. Выготского о дефекте
- Дизонтогенез: понятие, виды, параметры
- Основы профориентологии Психологические основы профессиональной консультации
- Профессиональное самоопределение личности
- Психология труда Основные вопросы изучения профессий. Психологическая профессиография
- Понятие и формы работоспособности. Фазы изменения работоспособности в процессе труда. Приемы управления работоспособностью
- Психологическое консультирование Этапы психологического консультирования
- Техники профессиональной коммуникации в психологическом консультировании
- Психотерапия Основные психотерапевтические подходы и технологии
- Сравнительный обзор методов психологического лечения
- Психолого-педагогическая коррекция
- Маспо Общее представление о психологическом тренинге. Ведущий тренинговой группы
- Классификации тренинговых групп и их основания
- Методология социально-психологического тренинга
- I. Определение потребностей в обучении.
- II. Определение целей и задач обучения.
- III. Организация и планирование тренинга.
- IV. Проведение тренинга
- Общие основы педагогики Предмет и задачи педагогики. Основные категории педагогики
- Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками
- Педагогический процесс как система
- Методология педагогической науки
- Методы и логика педагогических исследований
- Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства
- История образования и педагогической мысли Педагогическая наука Западной Европы в период становления и развития индустриального общества
- Развитие русской педагогической мысли в период становления индустриального общества
- Развитие отечественной педагогической науки и практики воспитания в условиях советского общества
- Развитие новых концепций воспитания и демократической школы в России 80-90 годов
- Педагогическая психология Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль научного знания
- Психология научения. Научение детей в младенческом и раннем возрастах
- Психология учения. Проблема учебной деятельности в педагогической психологии, ее структура
- Современные концепции обучения.
- Социально-психологические аспекты воспитания
- Психология педагогической деятельности
- Социальная педагогика Девиация как социально-педагогическая проблема
- Классификация методов обучения.
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
- Сущность и содержание методов обучения.