Психология зрелого возраста, старения и старости
Общие условия перехода к зрелости. Социальное значение периода зрелости. Общественно-полезный труд как ведущая деятельность зрелого возраста. Особенности познавательной деятельности и период зрелости. Особенности развития психических процессов. Возможности обучения в период зрелости. Критика понимания зрелости как “психической окаменелости”. Особенности социальной активности в период зрелости. Значение собственной активности в профессиональной деятельности для развития человека как личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Индивидуальные и половые различия в характере физического, умственного и социального развития. Периодизация периода зрелости. Проблема кризиса зрелого возраста.
Биологические и социальные критерии старения. Историческая изменчивость социальной оценки старения и старости. Периодизация старения. Психические изменения в старости и роль психологического фактора в процессе старения. Профилактика старения. Проблема трудовой деятельности в старости, ее возможности и ее значение для сохранения нормальной жизнедеятельности и долголетия. Значение общественных интересов в формировании деятельной старости. Влияние истории жизненного пути личности на процесс старения. Компенсаторные механизмы в период старения. Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия. Старость как социальная проблема.
Молодость (от 20-23 до 30 лет)
Социальная ситуация развития. Выбор спутника жизни и создание семьи – одна из сторон ситуации развития в молодости. Соответствующая этой ситуации деятельность является одной из главных сторон жизни. Вторая сторона социальной ситуации развития в этот период – овладение выбранной профессией. В молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство. В молодости завершается профессиональная подготовка, сроки которой в связи с научно-техническим прогрессом сейчас значительно расширены. Центральными возрастными новообразованиями этого периода можно считать семейные отношения и чувство профессиональной компетенции.
Ведущая деятельность. Ведущая деятельность – профессиональная. При удачном выборе жизненного пути уже в молодости человек достигает в своей профессии достаточно высокого уровня мастерства и его объективного признания.
Личностное развитие. При всех вариантах удачного профессионального самоопределения вместе с мастерством приобретается чувство профессиональной компетентности, чрезвычайно важное для личностного развития в молодости. Особенно благотворно развитие по этой линии идет в том случае, когда выбранная профессия соответствует призванию, становится сущностной связью с миром.
Общение и межличностное отношение. Важной стороной жизни в молодости является также установление и развитие дружеских связей. Дружба в этот период, как и любовь, выходит на новый качественный уровень. Дружба, в отличие от простых приятельских отношений, предполагает ту или иную духовную близость.
Любовь обычно выступает как более полная сущностная связь с миром, она завершает всю целостность личности, делает человека более самим собой в целом.
Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни. Кризис выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что ранее было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. Кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходит переоценка ценностей и пересмотр собственной личности, то речь идет о том, что жизненный замысле вообще оказался неверным. Только в этом случае развития могут "сковывать" семья, профессия, привычный образ жизни. Если же жизненный путь выбран верно, то привязанность, к определенной деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям не ограничивает, а наоборот, развивает его личность. Ведь при удачном выборе жизненного пути другие возможности в меньшей степени отвечают особенностям человека, и его личностному развитию.
Именно с периодом кризиса 30 лет обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски знаменуют переход от молодости к зрелости.
Зрелость (от 30 до 60-70 лет)
Социальная ситуация развития. В зрелости, как и в молодости, главными сторонами жизни обычно является профессиональная деятельность и семейные отношения. Однако определяющая их социальная ситуация развития существенно меняется: если в молодости она включала овладение выбранной профессией и выбор спутника жизни, т.е. была ситуация организации создания соответствующих сторон жизни, то в зрелости эта ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.
Личностное развитие. Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самой собой и перед другими людьми. Зрелый человек должен способствовать приумножению воспринятой им человеческой культуры и передаче ее будущим поколениям; развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Центральным возрастным новообразованием периода зрелости можно считать продуктивность, понимаемую вслед за Эриксоном как интегральное образование: профессиональную продуктивность и вклад в развитие и утверждение в жизни будущего поколения. При проявлении кризиса 40 лет можно говорить о еще одном важном новообразовании зрелости: коррективах жизненного замысла и связанных с ними изменениями "Я-концепции".
Развитие психических функций. В ранние и средние периоды зрелости продолжается первая фаза – фаза прогрессивного развития общих свойств функций. Однако существует и вторая фаза прогрессивного развития, связанная со специализацией психических функций в процессе профессиональной деятельности. Она частично накладывается на первую, но достигает наиболее высокого развития в поздние периоды зрелости, вследствие чего нередко отличается совмещение инволюции общих свойств функций с прогрессивным развитием ее специализации. Могут продолжать прогрессивно развиваться технические и другие виды специального мышления, творческое воображение, профессиональная помять и т.д.
Общение и межличностные отношения. Отношения с взрослеющими детьми складываются у родителей по-разному, в зависимости от различных обстоятельств. Одни из наиболее важных, зачастую – решающим становится то, какова эмоциональная база отношения каждого из родителей к ребенку. В психологии обычно рассматриваются три варианта. Эмоциональной основой может стать безусловная любовь, обусловленная любовь и неприятие ребенка. Отношения родителей и детей зависят и от ребенка, его личностных особенностей.
Кризис 40 лет. Это как бы повторение кризиса 30 лет, кризиса смысла жизни. Как и в период кризиса 30 лет, человек остро переживает удовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией.
Помимо проблем, связанных с профессиональной деятельностью, кризис 40 лет нередко вызывается и обострениями семейных отношений. В это время обычно начинают жить самостоятельной жизнью дети, умирают некоторые близкие родственники и другие близкие люди старшего поколения. Такая потеря, утрата очень важной общей стороны жизни супругов – непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них – способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться.
В случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свои жизненные замыслы, вырабатывать во многом новую "Я-концепцию". С этим кризисом связаны многие серьезные перемены в жизни вплоть до смены профессии и создания новой семьи.
При проявлении кризиса 40 лет можно говорить о еще одном важном новообразовании зрелости: коррективах жизненного замысла и связанных с ним изменениях "Я-концепции".
Старость
Поздняя взрослость, старость как психологический возраст – это заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла.
Как биологический феномен, старость связана с возрастанием уязвимости организма, с увеличением вероятности смерти. Как социальное явление, старость обычно ассоциируется с выходом на пенсию; с изменением (снижением) социального статуса, с потерей важных социальных ролей, с сужением социального мира.
В позитивном варианте старость – это обобщение опыта, знаний и личностного потенциала, помогающее решить задачу адаптации к новым требованиям жизни и возрастным изменениям.
Поздняя зрелость – последний отрезок жизненного пути человека. Если зрелость окончательно выявляет характер, суть различных линий онтогенеза, то поздняя зрелость подводит их итоги. Люди с гедонистической направленностью личности теряют свои физические возможности, быстро заканчивают свое существование. Для эгоистической направленности свойственно интенсивное психологическое старение, связанное с резким сокращением психологического будущего либо с его полной потерей. В последнем случае поздняя зрелость превращается в доживание. У людей с духовно-нравственной и сущностной направленностью личности основное содержание жизни прежде нередко сохраняется: сохраняется и прежний психологический возраст. Если происходит смена ведущей деятельности, она не приводит к принципиальным изменениям жизненного пространства.
Направленность личности в значительной мере определяет и сам конец жизни, процесс умирания человека. При идонистической направленности характерны отчаяние и страх смерти; для лиц с эгоистической направленностью они часто сопровождаются нравственными страданиями, обесцениванием достигнутого, ощущением пустоты прожитой жизни. Люди с духовно-нравственной и сущностной направленностью сознают высшую ценность основного содержания совей жизни, которую не могут перечеркнуть ни физические страдания, ни сама смерть.
Приспособление к старости в качестве составного элемента включает психологическую потребность в восприятиях и размышлениях о прошлом.
Старение может по-разному сказываться на мужчинах и женщинах. Обнаружив, что мужчины и позволяют себе проявить черты характера, более свойственные женщинам. В то же время пожилые женщины становятся более агрессивными, практичными и властными. Некоторые исследования обнаружили общие тенденции к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями. Индивидуальная реакция человека на старение может определять как степень последующего приспособления к нему, так и особенности развития личности в преклонном возрасте.
Кризис на границе зрелости и старости датируют примерно возрастом 55–65 лет. Так, иногда кризис старшего возраста называют предпенсионным, тем самым выделяя достижение пенсионного возраста или выход на пенсию. Действительно, на современном историческом этапе "объективной меткой", маркерным событием начала периода старости служит наступление официального пенсионного возраста. Выход на пенсию кардинально изменяет образ жизни человека, включая потерю важной социальной роли и значимого места в обществе, отделение человека от своей референтной группы, сужение круга общения, ухудшение материального положения, изменение структуры психологического времени, вызывая иногда острое состояние "шока отставки".
Этот период оказывается трудным для большинства стареющих людей, вызывая негативные эмоциональные переживания. Однако индивидуальная выраженность и напряженность переживания пенсионного кризиса весьма различаются в зависимости от характера труда, от ценности его для индивида, от степени психологической подготовленности человека, его личностной жизненной позиции, сложившейся в предшествующие годы.
По совокупности характеристик (уровень активности, стратегии совладания с трудностями, отношение к миру и себе, удовлетворенность жизнью) можно различить два основных личностных типа пожилых людей. Пожилые люди первого типа мужественно переживают уход на пенсию, переключаются на занятие новым интересным делом, склонны устанавливать новые дружеские связи, сохраняют способность контролировать свое окружение. Все это ведет к переживанию ими чувства удовлетворенности жизнью и даже увеличивает ее продолжительность. Пожилые люди второго типа характеризуются как пассивно относящиеся к жизни, испытывающие отчуждение со стороны окружающих. У них наблюдается сужение круга интересов, снижение показателей интеллекта по тестам, потеря уважения к себе.
Другая точка зрения на кризис перехода к старости состоит в том, что это прежде всего кризис идентичности, внутриличностный кризис. Его предпосылки связаны с тем, что приметы старения, как правило, раньше и четче замечаются окружающими, а не самим субъектом. Процессы физиологического старения в силу их постепенности долгое время не осознаются, возникает иллюзия "неизменности" самого себя. Осознание старения и старости бывает неожиданным и мучительным и приводит к различным внутренним конфликтам. Иногда кризис идентичности, вызванный осознанием старости, сравнивают с подростковым (там тоже есть задача выработки нового отношения к своему изменившемуся телу), но кризис в позднем возрасте гораздо болезненнее.
Возрастные задачи развития в период старости могут быть суммированы следующим образом:
адаптация к возрастным изменениям – телесным, психофизиологическим;
адекватное восприятие старости (противостояние негативным стереотипам);
разумное распределение времени и целенаправленное использование оставшихся лет жизни;
ролевая переориентация, отказ от старых и поиск новых ролевых позиций;
противостояние аффективному обеднению, связанному с потерей близких людей и обособлением детей;
сохранение эмоциональной гибкости, стремление к аффективному обогащению в других формах;
стремление к душевной гибкости (преодоление психической ригидности), поиск новых форм поведения;
стремление к внутренней целостности и осмыслению прожитой жизни.
Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости. Центральная характеристика социальной ситуации развития в старости связана со сменой общественной позиции, с выходом на пенсию и удалением от активного участия в производительном труде.
Подготовка к выходу на пенсию, рассматриваемая как выработка готовности к смене социальной позиции, – необходимый момент психического развития в старости.
На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ли ему сохранять старые, а также создавать новые социальные связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, т.е. перейти к жизни в целом индивидуальной. Этот выбор определяет ту или иную стратегию адаптации – сохранение себя как личности и сохранение себя как индивида.
В соответствии с этим выбором и, соответственно, стратегией адаптации ведущая деятельность в старости может быть направлена либо на сохранение личности человека (поддержание и развитие его социальных связей), либо на обособление, индивидуализацию и "выживание" его как индивида на фоне постепенного угасания психофизиологических функций. Оба варианта старения подчиняются законам адаптации, но обеспечивают различное качество жизни и даже ее продолжительность.
Стратегия адаптации "по типу замкнутого контура" проявляется в общем снижении интересов и притязаний к внешнему миру, эгоцентризме, снижении эмоционального контроля, в желании спрятаться, в чувстве неполноценности, раздражительности, которая со временем сменяется равнодушием к окружающим. Примерно о такой модели старения говорят, описывая пассивное старение поведение по типу "эгоистической стагнации", потерю социального интереса.
Альтернатива состоит в поддержании и развитии многообразных связей с обществом. В этом случае ведущей деятельностью в старости может стать структуризация и передача жизненного опыта. Вариантами адекватных возрасту видов социально значимой деятельности могут быть продолжение профессиональной деятельности, преподавание, воспитание внуков, учеников, общественная деятельность.
Сохранение себя как личности предполагает возможность посильно трудиться, иметь разносторонние интересы, стараться быть нужным близким людям, ощущать вовлеченность в жизнь.
Н.С. Пряжников предложил выделить специфику самоопределения и деятельности на разных этапах старости
1. Пожилой, предпенсионный возраст (примерно с 55 лет до выхода на пенсию) – это прежде всего ожидание, а в лучшем случае – подготовка к пенсии. В целом период характеризуется:
1. Социальная ситуация развития:
ожидание пенсии: для кого-то пенсия воспринимается как возможность "поскорее начать отдыхать", для кого-то – как прекращение активной трудовой жизни и неясность, что делать со своим опытом и еще немалой оставшейся энергией;
основные контакты еще носят больше производственный характер, когда, с одной стороны, коллеги могут ожидать, чтобы данный человек поскорей ушел с работы (а сам человек это чувствует), а с другой стороны, человека не хотят отпускать и он сам втайне надеется, что пенсия для него наступит позже, чем для многих его сверстников;
отношения с родственниками, когда, с одной стороны, человек еще может в немалой степени обеспечивать свою семью, включая и внуков (и в этом смысле он "полезен" и "интересен"), а с другой стороны, предчувствие своей скорой "ненужности", когда он перестанет много зарабатывать и будет получать свою "жалкую пенсию";
стремление воспитать, подготовить себе "достойную замену" на работе;
- Методичка к гоСам содержание
- Ощущения и восприятие Понятие об ощущениях. Классификация ощущений
- Специфика ощущений различных модальностей
- Восприятие: понятие, свойства, классификация
- Внимание и память Общее представление о внимании
- Проблема внимания в когнитивной психологии
- Общее представление о памяти
- Произвольное и непроизвольное запоминание (а.А.Смирнов, п.И.Зинченко).
- Непосредственное запоминание (опыты г.Эббингауза). Кривая забывания.
- Мышление и речь Понятие о мышлении
- Мышление и речь
- Методы исследования мышления и речи
- Методология и методы психолого-педагогических исследований Современное научное знание о методологии (понятие, уровни научного подхода)
- Основные методологические принципы психологии
- Классификация методов психологического исследования
- История психологии История происхождения психологических идей
- Основные исторические этапы европейской психологической мысли. Становление предмета психологии
- Истоки экспериментальной психологии и влияние физиологии на психологию.
- Психология личности Мотивационно-потребностная сфера человека
- Функции мотива
- Общие представления о эмоциональной сфере
- Возрастная психология Предмет, задачи, методы возрастной психологии и ее связь с другими науками
- Исторический очерк и проблемы периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии
- Психическое развитие ребенка младенческого и раннего возраста
- Развитие психики в дошкольном возрасте
- Психология младшего школьного возраста
- Психологические особенности подростков
- Психология юношеского возраста
- Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет)
- Старший школьный возраст
- Кризис 17 лет
- Юность (от 17 до 20-23 лет)
- Психология зрелого возраста, старения и старости
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация развития:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- 1. Социальная ситуация:
- 2. Ведущая деятельность:
- Социальная психология Предмет социальной психологии, методология и методы социально-психологического исследования, место социальной психологии в системе наук о человеке и обществе
- История формирования социально-психологических идей
- Специфика изучения личности в социальной психологии
- Психология общения и межличностных отношений
- Общие проблемы исследования малой группы в социальной психологии
- Проблематика психологии больших социальных групп, их классификация
- Психодиагностика Научная психодиагностика и психодиагностическая практика
- Психометрические основы психодиагностики
- Психодиагностика личности
- Психологическая служба в образовании
- Основы психологии семьи и семейного консультирования Семья в современном обществе
- Детско-родительские отношения в семье
- Психологическая помощь семье
- Конфликтология Структура конфликта
- Функциональная направленность конфликтов в организации.
- Стратегия разрешения конфликтов
- Клиническая психология Предмет и структура медицинской психологии.
- Патопсихологические проявления нарушений мышления
- Специальная педагогика и специальная психология Учение л.С. Выготского о дефекте
- Дизонтогенез: понятие, виды, параметры
- Основы профориентологии Психологические основы профессиональной консультации
- Профессиональное самоопределение личности
- Психология труда Основные вопросы изучения профессий. Психологическая профессиография
- Понятие и формы работоспособности. Фазы изменения работоспособности в процессе труда. Приемы управления работоспособностью
- Психологическое консультирование Этапы психологического консультирования
- Техники профессиональной коммуникации в психологическом консультировании
- Психотерапия Основные психотерапевтические подходы и технологии
- Сравнительный обзор методов психологического лечения
- Психолого-педагогическая коррекция
- Маспо Общее представление о психологическом тренинге. Ведущий тренинговой группы
- Классификации тренинговых групп и их основания
- Методология социально-психологического тренинга
- I. Определение потребностей в обучении.
- II. Определение целей и задач обучения.
- III. Организация и планирование тренинга.
- IV. Проведение тренинга
- Общие основы педагогики Предмет и задачи педагогики. Основные категории педагогики
- Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками
- Педагогический процесс как система
- Методология педагогической науки
- Методы и логика педагогических исследований
- Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства
- История образования и педагогической мысли Педагогическая наука Западной Европы в период становления и развития индустриального общества
- Развитие русской педагогической мысли в период становления индустриального общества
- Развитие отечественной педагогической науки и практики воспитания в условиях советского общества
- Развитие новых концепций воспитания и демократической школы в России 80-90 годов
- Педагогическая психология Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль научного знания
- Психология научения. Научение детей в младенческом и раннем возрастах
- Психология учения. Проблема учебной деятельности в педагогической психологии, ее структура
- Современные концепции обучения.
- Социально-психологические аспекты воспитания
- Психология педагогической деятельности
- Социальная педагогика Девиация как социально-педагогическая проблема
- Классификация методов обучения.
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
- Сущность и содержание методов обучения.