Память: теории, виды и процессы.
– это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом: запечатление, сохранение и воспроизведение информации, а также забывание.
Основные виды памяти. 1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную(запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, «золотые» руки), эмоциональную (память на чувства. Пережитые чувства выступают в памяти как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызывавших в прошлом отрицательные переживания. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою фильма основана на эмоциональной памяти), образную(память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Образная память особенно хорошо развита у людей "художественных" профессий) и словесно-логическую(мысли. Она всегда является переработкой словесной информации) 2. По характеру целей деятельности - на непроизвольную(запоминание и воспроизведение осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует цель что–то запомнить, т.е. не ставится специальная мнестическая задача.) и произвольную(существует специальная мнестическая задача, сам процесс требует волевого усилия.). 3. По продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) - на кратковременную, долговременную и оперативную
Методы исследования памяти. 1. предложения Лурия - воспроизвед. чисел и букв в предложенном порядке
2. М.Заучивания - ряд не связ-х слогов, слов/фигур затем предлаг. воспроиз-ти эл-ты в любом порядке.
3.М.опосредов-го запомин-я (Выготским,Леонтьевым и Занковским) Слово cв-но с опр-ой картинкой.Испыт.д.просмот.карт-ку и назыв сл-во. 4. М."Пиктограмм" Перечис-е сл.,кот.нельзя зарис.(сомнение,разв.),испыт.д.нарис.услов.знак,с помощью, кот.он вспом.слово.
Процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. Память обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.
Схема этапов запоминания:1. Осознание цели. 2. Понимание смысла.3. Анализ материала.4. Выявление главных мыслей. 5. Обобщение.6. Запоминание обобщений. Следующий процесс памяти - сохранение. Сохранение - способность удерживать информацию в памяти в течение некоторого времени до момента актуализации этой информации. Забывание выражается либо в невозможности припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании.
Характеристика процессов памяти. Запоминание это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Условия запоминания: 1. мотивация, цели; 2. упорядоченность материала; 3. степень активности работы с материалом; 4. степень включенности памяти в деятельность; 5. эмоции; 6. образность. Степень запоминания зависит также от завершенности деятельности (незавершенное запоминается лучше). Сохранение это процесс удержания инфы. Воспроизведение - процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Может протекать на уровне узнавания (устанавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти), на уровне воспроизведения в узком смысле слова (нет опоры на образ восприятия, но материал припоминается целенаправленно и без особых усилий со стороны человека) и на уровне припоминания (воспроизведение, требующее усилий для того, чтобы воссоздать необходимый материал). Забывание – с его помощью человек избавляется от бесчисленных конкретных деталей и облегчает возможность обобщения. Факторы, влияющие на забывание: 1.возраст; 2. характер инфы и степень ее использования; 3. интерференция (ухудшающееся сохранение запоминаемого материала в результате наложения другого материала); 4. подавление (торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного).
Эффект края – лучше запоминается начало и конец материала, а середина выпадает.
Проблемами памяти занимались: Эббингауз (изучение памяти в «чистом виде» без смысловой нагрузки), Павлов (физиологические процессы памяти), Скиннер (формирование навыков в процессе научения) и т.д.
- Вопросы к междисциплинарному экзамену по психологии
- I. Психология
- Развитие представлений о предмете психологии. Предмет, задачи, актуальные проблемы общей психологии
- Понятие о психике и сознании: структура и функции.
- Самосознание: структура, психологические характеристики.
- Методологические принципы отечественной психологии.
- Психофизическая, психофизиологическая и психосоциальная проблемы психологии.
- Ощущения: виды, свойства, закономерности.
- Восприятие: виды, свойства, ошибки.
- Представление: виды и функции.
- Память: теории, виды и процессы.
- Мышление: теории, виды, операции и формы мышления.
- Природа воображения, его виды и способы создания образов.
- Теория внимания, его виды и свойства.
- Эмоции. Классификация эмоций и чувств.
- Воля. Структура волевого действия.
- Речь. Функции и виды речи. Взаимосвязь речи и мышления.
- Понятие о деятельности. Структура и виды деятельности.
- Психические состояния: классификация и регуляция.
- Неосознаваемые психические явления в психике.
- Понятие о личности, ее структура.
- Общая характеристика и типология темперамента.
- Направленность личности.
- Учение о характере, его структура и проявление.
- Понятие о способностях. Уровни развития способностей.
- Проблема развития в психологии. Проблема возрастной периодизации психического развития.
- Основные направления зарубежной психологии: психоанализ и неопсихоанализ.
- Общая характеристика классического психоанализа.
- Общая характеристика неофрейдизма.
- Индивидуальная психология Адлера
- Аналитическая психология Юнга
- Неофрейдизм
- 25. Основные направления психологии хх века
- Основные направления зарубежной психологии: бихевиоризм и необихевиоризм.
- Общая характеристика бихевиоризма.
- Основные направления зарубежной психологии: когнитивная психология и психотерапия. Социально-когнитивные теории Бандуры, Мишела
- Основные направления зарубежной психологии: гуманистическая психология и психотерапия.
- Основные зарубежные теории личности.
- Основные отечественные теории личности.
- Теории личности а.Ф. Лазурского и в.Н. Мясищева
- Теории личности и индивидуальности Мерлина
- Личность в концепции Платонова
- Личность и деятельность в теории Леонтьева
- Человекознание Ананьева
- Возникновение и развитие советской психологии.
- Современное состояние психологической науки. Практическая психология в современном обществе. Актуальные проблемы практической психологии
- Понятие о группах. Виды групп.
- Социально-психологическая характеристика конфликта.
- Конфликт: структура, стадии развития и ф-и. Методы разрешения.
- Организация психологической службы, ее типы и виды.
- Профессиональная этика практического психолога
- Личность психолога
- Виды психологической помощи: психологическое консультирование, психологическая коррекция. Психологическое консультирование
- Психологическая коррекция
- Социально-психологический тренинг.
- Психотерапия и психокоррекция. Современные психосоциальные технологии
- 7. Психотехники, разработанные современными исследователями.
- Планирование и организация психологического исследования.
- Подготовительный
- Общее представление о системе методов в психологии. Классификация методов. Классификация методов психологического исследования
- Классификация Ананьева.
- Психологический эксперимент
- Метод опроса
- Тестирование
- Наблюдение
- Проективные методы исследования
- Метод беседы
- Качественные методы исс-ия в психологии
- Психометрические основы психодиагностики. Валидность и надежность эксперимента
- Стандартизация, надежность и валидность теста
- Проблема измерения в психологии.
- Основные методы обработки данных в психологическом исследовании. Общее представление об обработке данных
- Вторичная статистическая обработка данных
- Интерпретация и обобщение результатов исследования
- Планирование и организация исследования
- Групповая психотерапия
- Психоаналитическая терапия
- Арттерапия