logo
ОТВЕТЫ на Вопросы к междисциплинарному экзамену

Память: теории, виды и процессы.

– это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом: запечатление, сохранение и воспроизведение информации, а также забывание.

Основные виды памяти. 1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную(запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, «золотые» руки), эмоциональную (память на чувства. Пережитые чувства выступают в памяти как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызывавших в прошлом отрицательные переживания. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою фильма основана на эмоциональной памяти), образную(память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Образная память особенно хорошо развита у людей "художественных" профессий) и словесно-логическую(мысли. Она всегда является переработкой словесной информации) 2. По характеру целей деятельности - на непроизвольную(запоминание и воспроизведение осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует цель что–то запомнить, т.е. не ставится специальная мнестическая задача.) и произвольную(существует специальная мнестическая задача, сам процесс требует волевого усилия.). 3. По продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) - на кратковременную, долговременную и оперативную

Методы исследования памяти. 1. предложения Лурия - воспроизвед. чисел и букв в предложенном порядке

2. М.Заучивания - ряд не связ-х слогов, слов/фигур затем предлаг. воспроиз-ти эл-ты в любом порядке.

3.М.опосредов-го запомин-я (Выготским,Леонтьевым и Занковским) Слово cв-но с опр-ой картинкой.Испыт.д.просмот.карт-ку и назыв сл-во. 4. М."Пиктограмм" Перечис-е сл.,кот.нельзя зарис.(сомнение,разв.),испыт.д.нарис.услов.знак,с помощью, кот.он вспом.слово.

Процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. Память обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.

Схема этапов запоминания:1. Осознание цели. 2. Понимание смысла.3. Анализ материала.4. Выявление главных мыслей. 5. Обобщение.6. Запоминание обобщений. Следующий процесс памяти - сохранение. Сохранение - способность удерживать информацию в памяти в течение некоторого времени до момента актуализации этой информации. Забывание выражается либо в невозможности припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании.

Характеристика процессов памяти. Запоминание это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Условия запоминания: 1. мотивация, цели; 2. упорядоченность материала; 3. степень активности работы с материалом; 4. степень включенности памяти в деятельность; 5. эмоции; 6. образность. Степень запоминания зависит также от завершенности деятельности (незавершенное запоминается лучше). Сохранение это процесс удержания инфы. Воспроизведение - процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Может протекать на уровне узнавания (устанавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти), на уровне воспроизведения в узком смысле слова (нет опоры на образ восприятия, но материал припоминается целенаправленно и без особых усилий со стороны человека) и на уровне припоминания (воспроизведение, требующее усилий для того, чтобы воссоздать необходимый материал). Забывание – с его помощью человек избавляется от бесчисленных конкретных деталей и облегчает возможность обобщения. Факторы, влияющие на забывание: 1.возраст; 2. характер инфы и степень ее использования; 3. интерференция (ухудшающееся сохранение запоминаемого материала в результате наложения другого материала); 4. подавление (торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного).

Эффект края – лучше запоминается начало и конец материала, а середина выпадает.

Проблемами памяти занимались: Эббингауз (изучение памяти в «чистом виде» без смысловой нагрузки), Павлов (физиологические процессы памяти), Скиннер (формирование навыков в процессе научения) и т.д.