logo
ОТВЕТЫ на Вопросы к междисциплинарному экзамену

Тестирование

Психологическое тестирование - исследование определённых психологических качеств и свойств личности путем использования психологических тестов. Психологическое тестирование используется при отборе на работу, в психотерапии и психологическом консультировании и пр.

Психологический тест -стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого.

На создание эффективного психологического теста уходит от 10 лет работы авторских коллективов. Качество теста обеспечивается многоступенчатой процедурой проверки и стандартизации его шкал. Тестов, прошедших адаптацию к российской действительности 1990-х годов мало, поэтому выбор хороших психологических тестов для оценки персонала затруднен. Конечно, кроме тестов известны разные методы изучения личности, и каждые решают свои задачи. Классификация тестов:

1. Бурлачук и Морозов. Они выделяют 6 оснований тестовых методик: 1.По задачам – вербальные и практические; 2.По формам процедуры обследования – индивидуальные и групповые. 3.По направленности – тесты, диагностирующие различные стороны, качества, свойства личности или группы. 4.По наличию или отсутствию временных ограничений на выполнение тестовых заданий – тесты, учитывающие скорость выполнения заданий, тесты результативности. 5.По уровню стандартизации – высоко стандартизированные и слабо. 6.Аппаратурные и бланковые тесты. 2. Столин. Центральным основанием дифференциации у него является главный методический принцип, положенный в основу той или иной методики. 1.Объективные тесты. 2.Методики стандартизированного самоотчета, в том числе: а) тесты – опросники; б) открытые опросники, предполагающие последующий контент – анализ; в) шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала, методики классификации; г) индивидуально – ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток. 3.Проективные техники. 4. Диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры).

По диагностируемым субъектам тесты подразделяются на индивидуальные (личностные) и групповые.

По форме получаемых результатов или реагированию на стимульный материал тесты подразделяются на вербальные (стимульный материал, ответы на него представлены в языковой форме, задания в этих методиках апеллируют в памяти) и невербальные (к ним относится большинство рисуночных тестов, предметных, аппаратурных).

По целям диагностирования выделяют тесты самопознания, диагноза специалиста для клиента и тесты экспертизы. Также, по форме преподнесения стимульного материала тесты делятся на устные, письменные (в т. ч. бланковые), аппаратурные, предметные, компьютерные.

Тесты – опросники состоят из нескольких десятков вопросов (утверждений), относительно которых испытуемый выносит свои суждения (как правило, «да» или «нет, реже трехальтернативный выбор»).

Шкальные техники строятся по типу семантического дифференциала и позволяют выявлять отношения к различным явлениям на основе предъявляемой совокупности шкал (обычно 5 – 7 шкал).

Проективные тесты отличаются тем, что стимульный материал характеризуется неопределенностью, предполагающей самые разнообразные трактовки.

Характеристики психологических тестов: Стандартность - тестовая методика проходит стандартизацию, по итогам которой получаемые данные должны соответствовать закону нормального распределения или же норме социкультурного характера. В соответствии с нормами формируются диапазоны значений говорящие нам о силе выраженности исследуемого признака. Надёжность - свойство теста давать при повторном измерении близкие результаты. Надежная методика дает сходные результаты независимо от времени года или пола экспериментатора, влияния подобных фоновых факторов, должно сводится к минимуму самой методикой, что и определяет ее надежность. Валидность - соответствие результатов теста той характеристике, для измерения которой он предназначен.

Виды тестов: Психологический тест —тесты, по которым судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого, занимают промежуточное положение между психологическими, образовательными и проф. тестами. Вербальный тест— тест, построенный на использовании языка, когда тестируемый, выполняя задание, должен не совершать действия, а описать их словами. Психограмма - графическое изображение результатов исследования психической деятельности индивида с помощью ряда тестов. Психограммы позволяют наглядно сравнивать результаты исследования различных индивидов. Стандартизованный тест - психологический тест с четко определенными неизменным списком вопросов, инструкцией, методами обработки результатов и подсчета баллов. Тесты личности -тесты психологического тестирования, направленные на изучение характера, способностей, эмоций, потребностей и других свойств человеческой личности. Личностные тесты подразделяются на : проективные тесты, личностные опросники и тесты деятельности (ситуационные тесты). Тест достижений - стандартизированный тест, используются также в целях профессионального отбора, предназначенный для оценки уровня овладения учебными знаниями и навыками. Тест имитации — психологический тест, состоящий в том, что человеку предлагается выполнить задание, хотя ситуация, в которой предстоит выполнить задание, не воссоздается. Тест имитации используется в процессе отбора претендентов на работу. Тест на профессиональную пригодность- психологический тест, направленный на выявление индивидуальных интересов и предпочтений. Такие тесты помогают определить работу наиболее предпочтительную для конкретного человека. Тест интеллекта - тесты психологического тестирования, направленные на изучение степени развития интеллекта у человека.

Достоинства и недостатки тестов. Достоинства: - относительная простота проведения процедур;- не требуется высокой квалификации; - единообразие процедуры проведения; - возможность наблюдать за испытуемыми (100-200 человек). Обязательно: а) при работе с детьми младшего и дошкольного возраста; б) клиническая психология (люди с соматическими нарушениями, нервными и психическими ограничениями); в) нужен тесный контакт с целью оптимизации деятельности испытуемого.

Недостатки: меньше возможности мотивировать испытуемого.