Современное состояние психологической науки. Практическая психология в современном обществе. Актуальные проблемы практической психологии
Психолог – представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей.
Практический психолог – человек, “понимающий душу”, разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях.
Только люди, получившие специальное образование в области научной и практической психологии, могут быть названы профессиональными психологами. Большинство представителей психологических специальностей работают как психологи-практики, решая те или иные задачи по профилактике и коррекции психологических проблем конкретных людей.
Практическая психология в последние годы стала выделяться в отдельную отрасль, и в качестве своего специфического предмета она рассматривает принципы, методы и формы психологической помощи, психологической поддержки, психологического содействия и психологического сопровождения развития человека. Одной из основных задач практической психологии, по мнению Абрамовой, выступает задача обоснования психологического воздействия на человека с целью развития его возможностей.
В практической психологии выделяют три уровня решения задач: 1) научно-исследовательские задачи — изучение закономерностей развития и формирования личности с целью разработки методологических основ деятельности практического психолога; конструирование способов, методов и средств профессионального применения психологических знаний в условиях различных социальных систем; 2) прикладные задачи — разработка специальных обучающих программ, учебных пособий, методических материалов по практической психологии для подготовки и переподготовки специалистов; обоснование деятельности служб практической психологии, создание проектов нормативных документов такой деятельности; выработка общих принципов психологического сопровождения развития личности, а также функционирования трудовых коллективов, учебных групп и других объединений людей; 3) практические задачи определяются конкретными проблемами непосредственно по месту профессиональной деятельности психолога- практика: в учреждениях и организациях различного профиля, в специализированных психологических центрах и кабинетах - в форме оказания психологической помощи конкретным людям.
К основным разделам практической психологии относят: психопрофилактику, психодиагностику, психологическую коррекцию, психологическое консультирование и психотерапию.
Психопрофилактика и психогигиена. Психопрофилактика – предупреждение расстройств психической деятельности. Основное содержание профилактической деятельности психолога, работающего в любой организации, можно свести к трем задачам. 1. Помощь в адаптации тем, кто только начал включайся в новую социальную систему («новичкам»). Это могут быть первоклассники, пришедшие в школу, или молодые специалисты, начинающие трудовую деятельность. 2. Создание условий для нормального функционирования обучающихся или работающих в организации. На этом этапе психолог принимает участие в экспертизе учебных программ и планов занятости работников, проводит мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки участников деятельности, способствует созданию благоприятного психологического климата в учреждении. 3. Подготовка членов учебного или профессионального коллектива к переходу на другую ступень обучения или профессиональной деятельности (например, профориентационная работа школьного психолога со старшеклассниками-выпускниками).
К понятию «психопрофилактика» тесно примыкает понятие «психогигиена». Психогигиена — область гигиены, которая изучает влияние окружающих условий, обстановки на психическое здоровье людей; разрабатывает меры для сохранения и укрепления здоровья, для предупреждения психических расстройств.
Методами психогигиены и психопрофилактики являются: - психокоррекционная работа в рамках консультативных центров, «телефонов доверия» и прочих организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям; - массовые обследования для выявления так называемых групп риска и профилактическая работа с ними; - информирование населения.
Психодиагностика и психокоррекция. Психодиагностика — это раздел психологической науки и практики, в котором конструируются и изучаются различные методы регистрации индивидуально-психологических особенностей человека, его поведения и деятельности. Практический психолог обычно сам не создает диагностические методики, а использует уже имеющиеся — теоретически обоснованные и апробированные. Самостоятельность психолога проявляется здесь в подборе и комплектовании диагностических инструментов из огромного многообразия имеющихся средств с учетом специфики диагностируемых (их возраста, мотивации запросов), самой ситуации (времени, места, возможных форм диагностики) и задач, для решения которых используются диагностические методики. В качестве таких задач могут выступать следующие: - установление наличия (отсутствия) у диагностируемого того или иного психологического свойства (например, теоретически известно, что к 6 годам у ребенка должны появиться элементы словесно-логического мышления, и методика «Последовательные картинки» позволяет выявить их наличие или отсутствие у конкретного ребенка); - определение количественных и качественных характеристик существующего психического качества или процесса (например, методика Мюнстерберга позволяет выявить индивидуальные особенности произвольного внимания); - сравнение полученных индивидуальных данных не только с возрастной (или иной) нормой, но и с данными других обследованных (например, учащихся одного класса); - составление психологической характеристики на конкретного человека или группу людей, выделение предполагаемых моделей поведения и ориентировочного прогноза о направлениях и темпах дальнейшего развития.
Термин «психокоррекция», обозначающий целенаправленное воздействие на человека с целью обеспечения его полноценного психического развития и функционирования. В зависимости от содержания коррекционной работы выделяют разные виды ее направленности: 1. коррекция умственного развития, коррекция эмоционально-волевой сферы, 2. коррекция развития личности, коррекция отклоняющегося поведения и др.
В последние годы в психокоррекции стали чаще ориентироваться на динамику развития, а не на статические показатели уровня развития, на обучаемость, а не на обученность. В связи с этим меняются представления о методах и формах психокоррекционного воздействия. Основными формами коррекции (как и диагностики) являются индивидуальные и групповые формы. Их выбор определяется в первую очередь особенностями психологической проблемы. Например, трудности межличностных отношений целесообразнее корректировать, в реальных, но специальным образом организованных условиях группового общения. Методами групповой психокоррекции являются ролевые игры, групповые тематические дискуссии, специально разработанные психотехники и упражнения.
Психотерапия и психологическое консультирование. Психотерапия – процесс, цель которого — вызвать изменения. Этот процесс происходит в рамках профессиональных отношений, характеризующихся наличием договорных обязательств между участвующими сторонами, доверительностью и эмпатией. В ходе этого процесса в центре внимания эксплицитно или имплицитно оказываются личность клиента, техника психотерапии или и то, и другое. В результате происходят устойчивые изменения в многочисленных сферах жизни клиента.
Психологическое консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как "личность-личность", хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования — помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.
Психологическое консультирование – это психологическая помощь психологически здоровым людям в совладании с различного рода внутри- и межличностными затруднениями в процессе специально организованного взаимодействия (беседы).
К актуальным проблемам практической психологии можно отнести:
1) Взаимодействие профессии и общества в целом (специалисты не производят осязаемого продукта, результаты психологической помощи отсрочены и создается видимость бесполезности или избыточности профессии, в то же время психология – одна из модных и популярных профессий на данный момент).
2) Позиционирование и восприятие профессии психолога. Психологическая культура населения в целом низкая, представления о деятельности психолога и психологических услугах размыты, о них не знают или путают с психотерапией и психиатрией. Общество не готово платить за услуги психолога. Однако в современной жизни мы можем наблюдать возрастающий интерес людей к психологии и психотерапии в частности. Люди, которые еще вчера думали, что к психологу и психотерапевту ходят только душевнобольные, уже сегодня с интересом читают книжки про психологию денег, психологию семейной жизни и т.д. Тем не менее, вокруг психотерапии и психологического консультирования по-прежнему распространено много мифов, которые зачастую препятствуют людям обратиться за психологической помощью. Например, что за психотерапевтической помощью обращаются только слабые и убогие или то, что психотерапевт может сделать так, что человек уже никогда не сможет решать свои проблемы самостоятельно и т.д.
3) Слабое осознание миссии своей профессии у психологов. Деформированное профессиональное сознание, несформированная, размытая или неадекватная идентичность «помогающим» профессиям.
4) Формирование профессионального сообщества. Разделение по сферам, отсутствие сотрудничества – конкуренция, борьба за клиентов.
5) Отсутствие нормативно-правовой базы. С одной стороны, не регулирует профессиональную деятельность, а с другой стороны, оставляет возможность выбирать методы работы. Неизвестно, какие у нас могут быть приняты законы, и к чему это может привести.
6) Научное обеспечение практической деятельности – наблюдается разрыв.
7) Необходима система стандартизации, сертификации психологов. Необходима система испытаний для получения права вести психологическую деятельность и последующие подтверждения квалификации, процедура отсеивания людей, выдающих себя за профессионалов: магов, гадалок, экстрасенсов, просто неквалифицированных психологов.
8) Создание технологий безболезненного воздействия.
- Вопросы к междисциплинарному экзамену по психологии
- I. Психология
- Развитие представлений о предмете психологии. Предмет, задачи, актуальные проблемы общей психологии
- Понятие о психике и сознании: структура и функции.
- Самосознание: структура, психологические характеристики.
- Методологические принципы отечественной психологии.
- Психофизическая, психофизиологическая и психосоциальная проблемы психологии.
- Ощущения: виды, свойства, закономерности.
- Восприятие: виды, свойства, ошибки.
- Представление: виды и функции.
- Память: теории, виды и процессы.
- Мышление: теории, виды, операции и формы мышления.
- Природа воображения, его виды и способы создания образов.
- Теория внимания, его виды и свойства.
- Эмоции. Классификация эмоций и чувств.
- Воля. Структура волевого действия.
- Речь. Функции и виды речи. Взаимосвязь речи и мышления.
- Понятие о деятельности. Структура и виды деятельности.
- Психические состояния: классификация и регуляция.
- Неосознаваемые психические явления в психике.
- Понятие о личности, ее структура.
- Общая характеристика и типология темперамента.
- Направленность личности.
- Учение о характере, его структура и проявление.
- Понятие о способностях. Уровни развития способностей.
- Проблема развития в психологии. Проблема возрастной периодизации психического развития.
- Основные направления зарубежной психологии: психоанализ и неопсихоанализ.
- Общая характеристика классического психоанализа.
- Общая характеристика неофрейдизма.
- Индивидуальная психология Адлера
- Аналитическая психология Юнга
- Неофрейдизм
- 25. Основные направления психологии хх века
- Основные направления зарубежной психологии: бихевиоризм и необихевиоризм.
- Общая характеристика бихевиоризма.
- Основные направления зарубежной психологии: когнитивная психология и психотерапия. Социально-когнитивные теории Бандуры, Мишела
- Основные направления зарубежной психологии: гуманистическая психология и психотерапия.
- Основные зарубежные теории личности.
- Основные отечественные теории личности.
- Теории личности а.Ф. Лазурского и в.Н. Мясищева
- Теории личности и индивидуальности Мерлина
- Личность в концепции Платонова
- Личность и деятельность в теории Леонтьева
- Человекознание Ананьева
- Возникновение и развитие советской психологии.
- Современное состояние психологической науки. Практическая психология в современном обществе. Актуальные проблемы практической психологии
- Понятие о группах. Виды групп.
- Социально-психологическая характеристика конфликта.
- Конфликт: структура, стадии развития и ф-и. Методы разрешения.
- Организация психологической службы, ее типы и виды.
- Профессиональная этика практического психолога
- Личность психолога
- Виды психологической помощи: психологическое консультирование, психологическая коррекция. Психологическое консультирование
- Психологическая коррекция
- Социально-психологический тренинг.
- Психотерапия и психокоррекция. Современные психосоциальные технологии
- 7. Психотехники, разработанные современными исследователями.
- Планирование и организация психологического исследования.
- Подготовительный
- Общее представление о системе методов в психологии. Классификация методов. Классификация методов психологического исследования
- Классификация Ананьева.
- Психологический эксперимент
- Метод опроса
- Тестирование
- Наблюдение
- Проективные методы исследования
- Метод беседы
- Качественные методы исс-ия в психологии
- Психометрические основы психодиагностики. Валидность и надежность эксперимента
- Стандартизация, надежность и валидность теста
- Проблема измерения в психологии.
- Основные методы обработки данных в психологическом исследовании. Общее представление об обработке данных
- Вторичная статистическая обработка данных
- Интерпретация и обобщение результатов исследования
- Планирование и организация исследования
- Групповая психотерапия
- Психоаналитическая терапия
- Арттерапия