Социально-психологическая характеристика конфликта.
В психологическом плане конфликт может быть рассмотрен как столкновет. несовместимых, противоположно-направленных тенденций в сознании человека, межличностных или межгрупповых отношений, связанное с острым негативны. переживанием.
В социальной психологии при анализе межличностных конфликтов принято обсуждат причины конфликтов, их структуру, динамику развития, и функции. Структура и динамика развития конфликтов.
Конфликтная ситуация - это объективная основа конфликта, фиксирующа. возникновение реального противоречия в интересах и потребностях сторон.
Объект конфликта - причина спора сторон конфликта (-реальный- идеальный).
Внешняя позиция - мотивировка участия в конфликте .
Внутренняя позиция - набор истинных интересов, мотивов и ценностей, которые принуждают человека (или группу) включаться в конфликт.
Динамика конфликта - можно выделить 4 основных стадии развития конфликта:
1 стадия - возникновение объективной конфликтной ситуации
2 стадия - осознание конфликта
3 стадия - конфликтные действия
4 стадия - разрешение конфликта
Характеристики исходов (форм решения) конфликта.
1. Обеспечение выигрыша одной из сторон. Одна из сторон признает свое поражение.
2. Снятие конфликта с помощью лжи - отсрочка сторон в решении своих проблем-
3. Полное физическое или функциональное разведение участников
4. Внутреннее пере структурирование образа ситуации (замена позиций на менее значимые).
5. Разрешение конфликта через конфронтацию к сотрудничеству.
Классификация конфликтов:
1. Бытовые К. ( мыть полы в классе).
2. Административные К. Объект - полномочия конфликтующих сторон (начальник -подчиненный)
3. Профессиональные К. Объект - профессиональная деятельность субъекта (пр. - между учителями)
4. Идеологические К. Объект - отношение двух субъектов к одному и тому же субъекту.
5. Психологическнй К. Объект - психические свойства личности ( темперамент, характер, тревожность).
Функции конфликта:
1. Деструктивная (ухудшение, распад отношений и т. п.)
2. Конструктивная:
К. позволяет расширить и изменить сферу и способы взаимодействия
через открытую конфронтацию К. освобождает группу от подтачивающих ее факторов, снижает вероятность упадка группы.
К. способствует развитию взаимопонимания между участниками взаимодействия.
Проблему конфликта изучали:
1. Г.М. Андреева «Социальная психология»
2. М.Р. Битянова « Социальная психология»
3. Н.Е. Щуркова «Основы пед. технологии»
4. Мелибруда Е. «Я - Ты - Мы»
5. Корнелиус X. «Выиграть может каждый»
Фишер Ю. «Путь к согласию или переговоры без поражения».
- Вопросы к междисциплинарному экзамену по психологии
- I. Психология
- Развитие представлений о предмете психологии. Предмет, задачи, актуальные проблемы общей психологии
- Понятие о психике и сознании: структура и функции.
- Самосознание: структура, психологические характеристики.
- Методологические принципы отечественной психологии.
- Психофизическая, психофизиологическая и психосоциальная проблемы психологии.
- Ощущения: виды, свойства, закономерности.
- Восприятие: виды, свойства, ошибки.
- Представление: виды и функции.
- Память: теории, виды и процессы.
- Мышление: теории, виды, операции и формы мышления.
- Природа воображения, его виды и способы создания образов.
- Теория внимания, его виды и свойства.
- Эмоции. Классификация эмоций и чувств.
- Воля. Структура волевого действия.
- Речь. Функции и виды речи. Взаимосвязь речи и мышления.
- Понятие о деятельности. Структура и виды деятельности.
- Психические состояния: классификация и регуляция.
- Неосознаваемые психические явления в психике.
- Понятие о личности, ее структура.
- Общая характеристика и типология темперамента.
- Направленность личности.
- Учение о характере, его структура и проявление.
- Понятие о способностях. Уровни развития способностей.
- Проблема развития в психологии. Проблема возрастной периодизации психического развития.
- Основные направления зарубежной психологии: психоанализ и неопсихоанализ.
- Общая характеристика классического психоанализа.
- Общая характеристика неофрейдизма.
- Индивидуальная психология Адлера
- Аналитическая психология Юнга
- Неофрейдизм
- 25. Основные направления психологии хх века
- Основные направления зарубежной психологии: бихевиоризм и необихевиоризм.
- Общая характеристика бихевиоризма.
- Основные направления зарубежной психологии: когнитивная психология и психотерапия. Социально-когнитивные теории Бандуры, Мишела
- Основные направления зарубежной психологии: гуманистическая психология и психотерапия.
- Основные зарубежные теории личности.
- Основные отечественные теории личности.
- Теории личности а.Ф. Лазурского и в.Н. Мясищева
- Теории личности и индивидуальности Мерлина
- Личность в концепции Платонова
- Личность и деятельность в теории Леонтьева
- Человекознание Ананьева
- Возникновение и развитие советской психологии.
- Современное состояние психологической науки. Практическая психология в современном обществе. Актуальные проблемы практической психологии
- Понятие о группах. Виды групп.
- Социально-психологическая характеристика конфликта.
- Конфликт: структура, стадии развития и ф-и. Методы разрешения.
- Организация психологической службы, ее типы и виды.
- Профессиональная этика практического психолога
- Личность психолога
- Виды психологической помощи: психологическое консультирование, психологическая коррекция. Психологическое консультирование
- Психологическая коррекция
- Социально-психологический тренинг.
- Психотерапия и психокоррекция. Современные психосоциальные технологии
- 7. Психотехники, разработанные современными исследователями.
- Планирование и организация психологического исследования.
- Подготовительный
- Общее представление о системе методов в психологии. Классификация методов. Классификация методов психологического исследования
- Классификация Ананьева.
- Психологический эксперимент
- Метод опроса
- Тестирование
- Наблюдение
- Проективные методы исследования
- Метод беседы
- Качественные методы исс-ия в психологии
- Психометрические основы психодиагностики. Валидность и надежность эксперимента
- Стандартизация, надежность и валидность теста
- Проблема измерения в психологии.
- Основные методы обработки данных в психологическом исследовании. Общее представление об обработке данных
- Вторичная статистическая обработка данных
- Интерпретация и обобщение результатов исследования
- Планирование и организация исследования
- Групповая психотерапия
- Психоаналитическая терапия
- Арттерапия