logo
ОТВЕТЫ на Вопросы к междисциплинарному экзамену

Групповая психотерапия

Психотерапевтический метод, специфика - целенаправленное использовании групповой динамики, т. е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и группового психотерапевта, в лечебных целях. Инструментом психотерапевтического воздействия выступает группа пациентов, в отличие от индивидуальной психотерапии. Отличие: Г.п. - акцентирует внимание на межличностном аспекте, а индивидуальная — на историческом.

Цели: определяются как раскрытие, анализ, осознание и переработка проблем пациента, его внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использования межличностного взаимодействия. Задачи: Познавательная сфера (когнитивный аспект, интеллектуальное осознание). В целом задачи интеллектуального осознания сводятся к трем следующим аспектам: осознание связей «личность—ситуация—болезнь», осознание интерперсонального контекста собственной личности и осознание генетического (исторического) плана. 2. Эмоциональная сфера. В целом задачи в эмоциональной сфере охватывают следующие основные аспекты: получение эмоциональной поддержки и формирование более благоприятного отношения к себе, непосредственное переживание и осознание нового опыта в группе и самого себя; точное распознавание и вербализация собственных эмоций; переживание заново и осознание прошлого эмоционального опыта и получение нового эмоционального опыта в группе. 3. Поведенческая сфера. В общем виде задачи Г.п. в поведенческой сфере могут быть определены как формирование эффективной саморегуляции.

Групповая динамика совокупность групповых действий и интеракций, возникающая в результате взаимоотношений и взаимодействия членов группы, их деятельности и влияния внешнего окружения, и представляет собой развитие, или движение, группы во времени. В общем виде групповую динамику определяют цели, задачи и нормы группы, ее структура, структура лидерства в ней, групповые роли, сплоченность группы, групповое напряжение, актуализация прежнего эмоционального опыта, формирование подгрупп, главные виды вербальной коммуникации в группе. Все элементы групповой динамики обсуждаются в процессе работы, так как в них наиболее ярко выражается специфика системы отношений, установок, особенностей поведения и др., и могут рассматриваться при этом как основные темы групповой дискуссии. Групповая работа строится по трем основным линиям:1.Групповая динамика; 2.Активизация коллективного мышления; 3.Работа по содержанию. Целью групповой динамики является создание условий для эмоциональной вовлеченности участников, оптимальная структуризация группы и ролевое распределение членов группы. Цель активизации коллективного мышления – достижение эффекта синергии в группе посредством “взаимоусиления участников работы”. Целью работы по содержанию – обеспечение практического продукта работы, т.е. нахождение решения проблемы. Для этих целей консультант использует теоретическое знание, передовой опыт в решении подобных проблем, собственный опыт.

Многие тренеры – психологи, работающие с группами в рамках самых различных течений и школ, выделяют четыре стадии развития группы: 1.Знакомство участников группы друг с другом и с тренером. Представляет собой выполнение участниками некоего ритуала приветствия. Значимой особенностью этого этапа является то, что участники предстают друг перед другом и перед тренером нераскрытыми, не стараются донести до других свои глубинные чувства и мысли, но выполняют лишь то, что общепринято. В теоретическом плане факт выполнения участниками ритуала знакомства следует рассматривать как признание участниками группы наличие общих интересов, демонстрирование готовности принимать участие в работе группы. Объединение в группу происходит в том случае, если участники считают, что их цели могут быть осуществлены скорее в группе, чем иным образом. 2.Стадия агрессии. (фрустрационная). Если стадия знакомства прошла без эксцессов, то группа в своем эволюционировании переходит ко второй стадии: агрессии. На этой стадии группа готовится к решению задач, формируя свою собственную структуру, создавая правила своей деятельности. Группа формирует свою структуру, приписывая каждому своему члену одну из ролей: лидера; участника, поддерживающего лидера; эксперта; оппозиционера и отверженного (Шиндлер). Гибкость ролевой тактики требует от участников принятия ролей, отличных от тех, которые они имеют вне группы. Каждый из участников тренинга занял свою нишу в новом коллективе. Участники раскрепощаются, они уже не ощущают необходимости работать на свой статус. 3.Стадия устойчивой работоспособности. Фаза работоспособности характеризуется выстраиванием эмоциональной структуры и переходом от конфронтации к сплоченности и продуктивной совместной деятельности. Критицизм, скепсис уступают место любопытству, заинтересованности и пониманию. Рефлексия расширяется и становится благожелательной. 4.Стадия распада группы (умирание). Заключительный этап жизни группы. Можно также назвать эту фазу “обмена чувствами”, фазой “интеграции”. На этой стадии происходит закрепление достигнутых положительных изменений через их “проговаривание” и соотнесение с реальными жизненными ситуациями в прошлом и будущем. На этой фазе уже нет исполнителей разных ролей, все занимают равные позиции, у всех равных статус.

Роль ведущего может меняться на разных этапах существования группы в зависимости от решаемых задач: комментатор (время от времени обобщает и комментирует все, что происходит в группе. Служит своеобразным зеркалом, отражающим происходящие процессы); эксперт (о своих чувствах не говорит, но время от времени стимулирует групповой процесс, предлагая что-либо сделать. Координирует обсуждение, вовлекает в него пассивных участников, объясняет все, чего участники не знают, и обучает тому, что они не умеют); лидер (открыто проявляет свою власть, оказывает постоянное воздействие на членов группы); аналитик (ведет себя пассивно, не проявляет себя, не выражает никаких чувств и оценок с целью формирования реакций переноса и выражения агрессивных чувств. По мере формирования и проявления необходимых реакций начинает интерпретировать поведение участников); аутентичная личность (ведет себя как один из членов группы, выражает свои подлинные чувства).

Размер группы зависит от нескольких факторов: ее типа, возраста участников, опыта терапевта. Например, оптимальная величина детской группы – 3-4, подростковой – 6-8 участников. Психотерапевтическая группа чаще всего состоит из 5-10 участников. Обучающая и тренинговая группа, в которой сочетаются межличностная динамика и цели обучения, может быть больше – до 15 участников. Собрание терапевтической общины охватывает 15-40 участников, как правило, все отделения с персоналом. В такой группе важнее социальный контекст, чем межличностные отношения. Если группа уменьшается до 3-4 участников, она практически перестает быть психотерапевтической группой и в ней происходит индивидуальная психотерапия. Частота встреч группы может варьироваться от 1 до 5 в неделю. Оптимальная продолжительность встречи психотерапевтической группы – 1,5-2 часа.