logo
ОТВЕТЫ на Вопросы к междисциплинарному экзамену

Индивидуальная психология Адлера

Адлер образовал собственную концепцию. По Адлеру, не сексуальные влечения, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать дефект занимают центральное место в личности и выступают факторами развития человека. Чем сильнее чувство неполноценности, тем сильнее стремление к его преодолению в форме стремления к превосходству, к власти над окружающей средой. С чувством неполноценности связана постановка жизненной цели, которая ведет весь поток душевной активности в определенном направлении. Цель вырабатывается индивидуально и задает ту целостную индивидуальную личностную структуру, которую Адлер называет «стилем жизни». Он складывается к 4-5 годам и является продуктом творчества индивида и отражает его уникальность. «Стиль жизни» приравнивается к «Я». Конфликт двух потребностей: во власти и превосходстве и в принадлежности к группе.

Индивидуум не может рассматриваться вне общества. Адлер сохранил глубокую связь с психоанализом: принял положение о врожденных бессознательных причинах и движущих силах поведения, сохранил тезис о решающей роли раннего детства, не проводил качественных различий между нормой и патологией.

Понятие «индивидуальная психология» используется в трех смыслах:1. дифференциальная психология. 2. исследования, направленные на изучение отдельных выдающихся личностей. 3. одно из направлений философии, изучающей индивидуальное и социальное поведение человека.

Задача психотерапии: помочь невротику. Работа заключается в изучении неполноценности индивида.

Ввел метод близнецов, для выяснения соотношения между наследственностью и средой в детерминации индивидуальных психологических различий.

Адлер стал основателем нового, социально-психологического направления. Его теория очень мало связана с классическим психоанализом и представляет целостную систему развития личности. Адлер отвергал идею расчленения личности на три инстанции ("Оно", "Я", "Сверх-Я") и ориентировался на принцип единства личности. Важнейшими категориями индивидуальной психосоциологии Адлера являются "комплекс неполноценности" и "принцип компенсации и сверхкомпенсации". Адлер считал, что у многих индивидов еще в детстве возникает или формируется "комплекс неполноценности", который оказывает исключительно влияние на их дальнейшую жизнь. Стремясь самоутвердиться среди других индивид пытается преодолеть свою реальную или мнимую "неполноценность" путем стимуляции собственных способностей.

Адлер выделял различные виды компенсации и соответствующие им "стили жизни": 1. Успешная компенсация в результате совпадения стремления к превосходству с социальным интересом. 2. Сверхкомпенсация - односторонне приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности. 3. Уход в болезнь - человек не может освободиться от чувства неполноценности, он создает симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу, что и становится причиной невроза.

Механизмы компенсации и сверхкомпенсации Адлер провозгласил движущими силами психического развития и доминирующими мотивами человеческой деятельности и поведения.