Направленность личности.
Направленность личности – это такие свойства личности, которые определяют общие направления деятельности человека. Направленность личности есть результат наличия системы ведущих, доминирующих мотивов поведения, связанных с потребностями. Три вида направленности личности: деловая, общественная и индивидуалистическая. От направленности зависит поведение чела, зависит то, какие мотивы станут ведущими и какие установки будут сформированы.
В психологических работах введено понятие "мотивационная сфера личности". Под мотивационной сферой личности понимают всю имеющуюся у данного человека совокупность мотивационных образований: мотивов, потребностей и целей, интересов, желаний, установок. С т.з. развитости она характеризуется по широте, гибкости и иерархизированности. Широта мотивационной сферы - это качественное разнообразие мотивов, потребностей, интересов, целей. Гибкость характеризуется разнообразием средств, с помощью которых может быть удовлетворена одна и та же потребность. Иерархизированность мотивационной сферы - это отражение в сознании чела значимости той или иной потребности, мотивационной установки, других мотивационных диспозиций, в соответствии с чем одни при формировании мотива имеют доминирующее значение, а другие - подчиненное, второстепенное; одни используются чаще, другие - реже.
Потребность - состояние нужды человека в определённых условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребности можно разделить на биологические (призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека социальные и идеальные), социальные (потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место), идеальные (потребности познания окружающего мира)
Мотив является устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим субъекта к совершению определённых действий. Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. В западной психологической литературе выделяют:- экстринсивную (обусловленную внешними условиями и обстоятельствами) мотивацию; - интринсивную (обусловленную внутренними условиям) мотивацию. Леонтьев Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека. Л. Фестингер – теория когнитивного диссонанса. Адкинсон – общая теория мотивации – напр на достижение цели.
-
Содержание
- Вопросы к междисциплинарному экзамену по психологии
- I. Психология
- Развитие представлений о предмете психологии. Предмет, задачи, актуальные проблемы общей психологии
- Понятие о психике и сознании: структура и функции.
- Самосознание: структура, психологические характеристики.
- Методологические принципы отечественной психологии.
- Психофизическая, психофизиологическая и психосоциальная проблемы психологии.
- Ощущения: виды, свойства, закономерности.
- Восприятие: виды, свойства, ошибки.
- Представление: виды и функции.
- Память: теории, виды и процессы.
- Мышление: теории, виды, операции и формы мышления.
- Природа воображения, его виды и способы создания образов.
- Теория внимания, его виды и свойства.
- Эмоции. Классификация эмоций и чувств.
- Воля. Структура волевого действия.
- Речь. Функции и виды речи. Взаимосвязь речи и мышления.
- Понятие о деятельности. Структура и виды деятельности.
- Психические состояния: классификация и регуляция.
- Неосознаваемые психические явления в психике.
- Понятие о личности, ее структура.
- Общая характеристика и типология темперамента.
- Направленность личности.
- Учение о характере, его структура и проявление.
- Понятие о способностях. Уровни развития способностей.
- Проблема развития в психологии. Проблема возрастной периодизации психического развития.
- Основные направления зарубежной психологии: психоанализ и неопсихоанализ.
- Общая характеристика классического психоанализа.
- Общая характеристика неофрейдизма.
- Индивидуальная психология Адлера
- Аналитическая психология Юнга
- Неофрейдизм
- 25. Основные направления психологии хх века
- Основные направления зарубежной психологии: бихевиоризм и необихевиоризм.
- Общая характеристика бихевиоризма.
- Основные направления зарубежной психологии: когнитивная психология и психотерапия. Социально-когнитивные теории Бандуры, Мишела
- Основные направления зарубежной психологии: гуманистическая психология и психотерапия.
- Основные зарубежные теории личности.
- Основные отечественные теории личности.
- Теории личности а.Ф. Лазурского и в.Н. Мясищева
- Теории личности и индивидуальности Мерлина
- Личность в концепции Платонова
- Личность и деятельность в теории Леонтьева
- Человекознание Ананьева
- Возникновение и развитие советской психологии.
- Современное состояние психологической науки. Практическая психология в современном обществе. Актуальные проблемы практической психологии
- Понятие о группах. Виды групп.
- Социально-психологическая характеристика конфликта.
- Конфликт: структура, стадии развития и ф-и. Методы разрешения.
- Организация психологической службы, ее типы и виды.
- Профессиональная этика практического психолога
- Личность психолога
- Виды психологической помощи: психологическое консультирование, психологическая коррекция. Психологическое консультирование
- Психологическая коррекция
- Социально-психологический тренинг.
- Психотерапия и психокоррекция. Современные психосоциальные технологии
- 7. Психотехники, разработанные современными исследователями.
- Планирование и организация психологического исследования.
- Подготовительный
- Общее представление о системе методов в психологии. Классификация методов. Классификация методов психологического исследования
- Классификация Ананьева.
- Психологический эксперимент
- Метод опроса
- Тестирование
- Наблюдение
- Проективные методы исследования
- Метод беседы
- Качественные методы исс-ия в психологии
- Психометрические основы психодиагностики. Валидность и надежность эксперимента
- Стандартизация, надежность и валидность теста
- Проблема измерения в психологии.
- Основные методы обработки данных в психологическом исследовании. Общее представление об обработке данных
- Вторичная статистическая обработка данных
- Интерпретация и обобщение результатов исследования
- Планирование и организация исследования
- Групповая психотерапия
- Психоаналитическая терапия
- Арттерапия