logo
ОТВЕТЫ на Вопросы к междисциплинарному экзамену

Наблюдение

представляет собой преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскание смысла этих явлений, которые непосредственно не даны. Наблюдение - активная форма чувственного познания, дающая возможность накапливать эмпирические данные, образовывать первоначальные представления об объектах наблюдения или проверять исходные предположения, связанные с ними. Именно потому, что наблюдение обеспечивает познание путем прямого контакта при помощи органов чувств. Басовым была разработана методика психологических наблюдений. Основной принцип этой методики, отличающий ее от дневниковых психологических наблюдений - это максимальная фиксация объективных внешних проявлений. Второй принцип — это наблюдение непрерывного процесса, а не отдельных его моментов. Третий принцип — избирательность записи. Регистрируются только те проявления, которые существенны для конкретной задачи исследователя.

Классификация наблюдений: 1.По степени формализованное наблюдение может быть: а)неконтролируемым или нестандартизованное, бесструктурное (исследователь пользуется общим принципиальным планом, согласно которому результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти); б)контролируемым (регистрация поведения идет по детально разработанной процедуре: наличие предварительно детально разработанного списка событий, признаков, которые предстоит наблюдать; определение условий и ситуаций наблюдения; инструкции для наблюдателей; единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых явлений). 2.В зависимости от положения наблюдателя различают: а)простое (или обычное) наблюдение, когда события регистрируются со стороны; б)соучаствующее (или включенное) наблюдение, когда исследователь включается в определенную социальную ситуацию и анализирует события как бы «изнутри», в свою очередь может быть: Открытым - наблюдаемые знают о факте нахождения среди них исследователя и имеют представление о целях его деятельности. Включенное - наблюдаемые не знают о наблюдателе и думают, что он - один из них. 3.По условиям организации наблюдения делятся на: а)полевые (наблюдения в естественных условиях); б)лабораторные (в экспериментальной ситуации искусственно созданные условия). 4.По степени систематизации выделяют: а)систематические; б)несистематические наблюдения, которые, в свою очередь, делятся на: эпизодические; случайные (не предусмотренные исследовательской программой).

Сложная проблема, которая встает при применении метода наблюдения как фиксировать наблюдаемое. Основные формы протоколирования наблюдений: - признаковые или знаковые системы (заранее описывают конкретные виды поведения, симптоматические для целой поведенческой сферы, и потом фиксируют, какие из них появляются в тот или иной период наблюдения. Признак должен быть однозначным и не требовать дополнительного разъяснения.); - системы категорий (должны быть полностью описаны все виды поведения наблюдаемого; добавлять в процессе наблюдения что-то новое уже нельзя.); - шкалы рейтинга (оценок) (требуют фиксации не наличия признака, а степени его выраженности (по баллам).).

Трудности для наблюдения в психологии вызывают некоторые особенности психических явлений: их уникальность, неповторимость, очень малая или очень большая длительность. Например, некоторые эмоциональные выражения длятся 18 сек (для их наблюдения обычно используют ускоренную киносъемку); при большой длительности наблюдаемого явления используют дискретное (прерывистое) наблюдение.

Самонаблюдение и интроспекция

Самонаблюдение - наблюдение за своими переживаниями. Они или изменяются под влиянием наблюдения, или совсем прекращаются. Очень трудно избежать субъективизма, поскольку наше восприятие происхо­дящего имеет субъективную окраску. Трудно вы­разить некоторые оттенки наших переживаний.

Интроспекция - метод исследования психологических процессов, который представляет собой наблюдение собственных психических процессов, без использования каких-либо инструментов или эталонов. Виды: 1)Аналитическая интроспекция (школа Титченера). Характеризуется стремлением полного расчленения чувственного образа на составные элементы, не редуцирующиеся к параметрам раздражителя. 2)Систематическая интроспекция (Вюрцбургская школа). Характеризуется ориентацией на отслеживание основных стадий процесса мышления на основе ретроспективного отчета. 3)Феноменологическое самонаблюдение (гештальтпсихология). Характеризуется ориентацией на описание психических феноменов в их непосредственности и целостности «наивным испытуемым».

Достоинства и недостатки метода наблюдения. Метод наблюдения, как и все другие, имеет ряд достоинств и недостатков. Главным преимуществом этого метода можно назвать непосредственную связь исследователя с объектом его изучения. Кроме того, очень важным является отсутствие опосредствующих звеньев и оперативность получения информации. Именно этот метод даёт возможность уловить детали данного явления, его многогранность. Гибкость метода – ещё одно качество, имеющее немаловажное значение при изучении социальных явлений. И, наконец, относительная дешевизна – важный атрибут, присущий этому методу. Однако все эти достоинства не исключают и ряда недостатков: наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс, вносит в него что-то такое, что не присуще его природе. Иначе говоря, этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Поэтому, во-первых, последние подлежат обязательной перепроверке другими методами, во-вторых, к поведению наблюдателей предъявляются особые требования. Кроме того, данный метод редко может быть применён к наблюдению больших совокупностей и большого количества событий

1.Наблюдение понимается как долговременное рассмотрение объекта в естественных для него обстоятельствах. Его также называют «полевое исследование», поскольку объект изучается в естественных условиях. Включенное наблюдение — это наблюдение за некоторой общностью, при котором исследователь является одновременно ее членом. 2. Интервью. Как метод представляет собой непринужденную беседу двух людей, в которой один из участников — интервьюер – помнит, что в данной ситуации он выступает как профессиональный исследователь, имитирующий роль равноправного собеседника. Нарративные интервью представляют собой свободное повествование о жизни рассказчика без всякого вмешательства со стороны интервьюера, кроме возможных междометий (удивление или одобрение), для стимулирования и поддерживания нити рассказа. Полуструктурированное интервью понимается как интервью с путеводителем. Предварительно составляется общий план разговора с перечислением тематических блоков, представляющих исследовательский интерес, а также выделением аспектов, относительно которых должна быть получена более детальная информация. Биографическое интервью является разновидностью полуструктурированного, где тематические блоки соответствуют последовательности жизненных циклов индивида: «Детство», «Юность», «Учеба», «Женитьба», «Дети» и т.д. Лейтмотивное интервью ориентирует разговор на отслеживание динамики одного и того же аспекта жизнедеятельности индивида на протяжении его биографического пути. Фокусированное интервью необходимо как можно больше узнать только об одной жизненной ситуации. Исходя из этого, дополнительные вопросы интервьюера направлены на углубление в определенную тему и предполагают все большую конкретизацию субъективных представлений о предмете интереса исследователя. 3. Анализ документов. Контент-анализ — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Чаще всего в качестве объектов исследования контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет. Биографический метод - один из специфических методов анализа личных документов, при котором для решения какой-либо проблемы собирают и обобщают материалы, отражающие участие человека в тех или иных социальных событиях и его отношение к ним.

В качественных исследованиях широко используются проективные и стимулирующие техники, которые помогают исследователю раскрыть мотивы, установки, отношения, предпочтения, ценности, степень удовлетворенности респондентов относительно продуктов или брендов. Проективные техники способствуют преодолению трудностей коммуникации, а также позволяют выявить скрытые мотивы, неявные установки и пр.