Основные отечественные теории личности.
Ψ личности – очень молодая наука и область исследований. Только в последние пять десятилетий в этой области возникли четкие и жизнеспособные направления. Сегодня она достигла своего расцвета.
Предмет: Ψ личности долгое время развивалась в рамках общей Ψ. Определение предметной области Ψ личности связано с решением ряда важных проблемных вопросов. В литературе (Асмолов,1990) выделяются три ситуации изучения личности: 1) богатство феноменологии личности; 2) междисциплинарный статус проблемы личности; 3) неоднозначность положения, ктр занимает личность в ходе исследования.
Предметом Ψ личности является ЧЕЛ, ВЗЯТЫЙ В СИСТЕМЕ УСТОЙЧИВЫХ СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫХ Ψ-ЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК, КТР ФОРМИРУЮТСЯ И ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЯХ И ОТНОШЕНИЯХ, ОПРЕДЕЛЯЮТ ЕГО ПОСТУПКИ И ДЕЙСТВИЯ, РЕГУЛИРУЮТ И ОБУСЛОВЛИВАЮТ ВНУТРЕННИЕ СОСТОЯНИЯ И ПСИХИЧ ПРОЦЕССЫ.
Задачи Ψ личности. Теории личности и их функции. К задачам Ψ личности относят: 1) создание модели человского функционирования; 2) разработка метода различения людей; 3) установление закономерностей поведения людей. Научное изучение личности вкл систематическое стремление вскрыть и объяснить согласованность, повторяемость в мыслях, чувствах и наблюдаемых действиях людей, которые характерны для них в повседневной жизни. Теории личности помогают наблюдать и объяснять эти повторяемости. Теория личности должна охватывать: 1)структуру личности; 2)процессы – динамические аспекты; 3)рост и развитие личности; 4)психопатологию; 5)изменения личности. Теории личности выполняют 2 основные функ (Хьелл, Зиглер): - обеспечение понятийной основы, дающей возможность объяснить те или иные классы наблюдаемых взаимосвязанных событий;- предсказание событий и связей, до сих пор не изучавшихся.
- Вопросы к междисциплинарному экзамену по психологии
- I. Психология
- Развитие представлений о предмете психологии. Предмет, задачи, актуальные проблемы общей психологии
- Понятие о психике и сознании: структура и функции.
- Самосознание: структура, психологические характеристики.
- Методологические принципы отечественной психологии.
- Психофизическая, психофизиологическая и психосоциальная проблемы психологии.
- Ощущения: виды, свойства, закономерности.
- Восприятие: виды, свойства, ошибки.
- Представление: виды и функции.
- Память: теории, виды и процессы.
- Мышление: теории, виды, операции и формы мышления.
- Природа воображения, его виды и способы создания образов.
- Теория внимания, его виды и свойства.
- Эмоции. Классификация эмоций и чувств.
- Воля. Структура волевого действия.
- Речь. Функции и виды речи. Взаимосвязь речи и мышления.
- Понятие о деятельности. Структура и виды деятельности.
- Психические состояния: классификация и регуляция.
- Неосознаваемые психические явления в психике.
- Понятие о личности, ее структура.
- Общая характеристика и типология темперамента.
- Направленность личности.
- Учение о характере, его структура и проявление.
- Понятие о способностях. Уровни развития способностей.
- Проблема развития в психологии. Проблема возрастной периодизации психического развития.
- Основные направления зарубежной психологии: психоанализ и неопсихоанализ.
- Общая характеристика классического психоанализа.
- Общая характеристика неофрейдизма.
- Индивидуальная психология Адлера
- Аналитическая психология Юнга
- Неофрейдизм
- 25. Основные направления психологии хх века
- Основные направления зарубежной психологии: бихевиоризм и необихевиоризм.
- Общая характеристика бихевиоризма.
- Основные направления зарубежной психологии: когнитивная психология и психотерапия. Социально-когнитивные теории Бандуры, Мишела
- Основные направления зарубежной психологии: гуманистическая психология и психотерапия.
- Основные зарубежные теории личности.
- Основные отечественные теории личности.
- Теории личности а.Ф. Лазурского и в.Н. Мясищева
- Теории личности и индивидуальности Мерлина
- Личность в концепции Платонова
- Личность и деятельность в теории Леонтьева
- Человекознание Ананьева
- Возникновение и развитие советской психологии.
- Современное состояние психологической науки. Практическая психология в современном обществе. Актуальные проблемы практической психологии
- Понятие о группах. Виды групп.
- Социально-психологическая характеристика конфликта.
- Конфликт: структура, стадии развития и ф-и. Методы разрешения.
- Организация психологической службы, ее типы и виды.
- Профессиональная этика практического психолога
- Личность психолога
- Виды психологической помощи: психологическое консультирование, психологическая коррекция. Психологическое консультирование
- Психологическая коррекция
- Социально-психологический тренинг.
- Психотерапия и психокоррекция. Современные психосоциальные технологии
- 7. Психотехники, разработанные современными исследователями.
- Планирование и организация психологического исследования.
- Подготовительный
- Общее представление о системе методов в психологии. Классификация методов. Классификация методов психологического исследования
- Классификация Ананьева.
- Психологический эксперимент
- Метод опроса
- Тестирование
- Наблюдение
- Проективные методы исследования
- Метод беседы
- Качественные методы исс-ия в психологии
- Психометрические основы психодиагностики. Валидность и надежность эксперимента
- Стандартизация, надежность и валидность теста
- Проблема измерения в психологии.
- Основные методы обработки данных в психологическом исследовании. Общее представление об обработке данных
- Вторичная статистическая обработка данных
- Интерпретация и обобщение результатов исследования
- Планирование и организация исследования
- Групповая психотерапия
- Психоаналитическая терапия
- Арттерапия