Понятие о психике и сознании: структура и функции.
Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира в построении (субъектом) им субъективного образа этого мира и саморегуляцией на этой основе своего поведения и деятельности.
Из этого определения следует:
1) Психика – это есть свойство только живой материи, материи высокоорганизованной, т.е. она появляется на определенном этапе живого мира.
2) – это способность активно отражать объективную реальность.
3) – активно отражать – значит создавать собственный субъективный образ этого мира, т.е. мир удваивается (у таракана - свой мир, у собаки свой, у человека – свой мир).
4) – в соответствии с этим субъективным образом, живой организм выстраивает свое поведение и деятельность.
Основные функции психики:
Отражение окружающей действительности | Обеспечение адаптации |
Обеспечение целостности организма | |
Регуляция поведения |
Чтобы определить функции психики необходимо перечислить все формы и характеры ее проявления, а сделать это весьма затруднительно, но более точно определить функции психики во взаимодействии живого организма с окружающей средой представляется возможным. С этой точки зрения можно выделить следующие функции:
1. Функция психического отражения объектов мира;
2. Сохранение целостности организма (постоянство внутренней среды с внешней средой – гомеостаз);
3. Регуляция поведения и деятельности.
Все эти функции взаимосвязаны между собой и являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.
Эволюция психики.
Существует ряд точек зрения, подходов по проблеме эволюции психики:
1. Теологический подход (религиозный) (теология – наука о боге). Психическое (душа) дана от бога и не о какой эволюции речи быть не может.
- идеалистическая точка зрения.
2. Вульгарно-материалистическое направление. Эмпедокл – древнегр. Врач, он говорил, что мир прошел 4 стадии: 1 – хаос (плавали различные части тела), 2 – уроды, 3 – однополые организмы, 4 – современный человек.
- с большими оговорками можно отнести эволюционную теорию Дарвина.
3. Научный взгляд или научно материалистический, говорит о том, что мир развивался в процессе длительной эволюции, но скачкообразно, т.е. прерывами, постепенно.
4. Космогоническая гипотеза (космическое происхождение)
В психологии существуют такие взгляды на эволюцию психики:
А.Н.Леонтьев и К.Э.Фабри « Концепция развития психики» выделяют две стадии:
I – Стадия элементарной сенсорной психики – имеет 2 уровня: низший (простейшие) и высший (кольчатые черви).
II – Стадия перцептивной психики – имеет 3 уровня: низший (рыбы, моллюски), высший (птицы, мыши), наивысший (обезьяны, собаки, дельфины).
В основе выделения этих двух стадий развития психики лежат основные характеристики способов получения информации об окружающем мире.
Для I стадии характерен сенсорный способ, или уровень ощущений. Для II стадии – перцептивный способ, или уровень восприятия.
К.К.Платонов – в основе – положение о том, что один уровень, форма психического отражения, отличается от другого образованием системного признака.
Эволюция психики, как форм психического отражения:
Формы психического отражения | Системный признак, который при этом образуется |
Физическое отражение или Физическая форма отражения Биологическая Этологическая - это системное качество живого организма, анатомическую основу его составляет нервная система. Психическое отражение Сознание | (Живое возникает из неживого) раздражимость (Живая клетка) нервизм
Чувствительность - наличие ощущений и их деференциация, элементарные формы поведения, на основе условно-рефлекторных связей.
Субъективный образ объективного мира или окружающая действительность, анатомическую основу которой составляет УНС, поведение оперантное Идеальный образ + появление 2 сигнальной системы по Павлову: это речь, слова, понятия. |
*Развитие психики у животных проходит ряд этапов
1. Стадия элементарной чувствительности - поведение определяется врожденными инстинктами,
2. появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.
3. III стадия - отражать межпредметные связи, в целом, способно обходить препятствия, "изобретать" новые способы решения двухфазных задач. Интеллектуальное поведение не выходит за рамки биологической потребности.
Психика человека - развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий.
Опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.
Структура: 3 крупные группы психических явлений, а именно:
психические процессы- динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений- это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции - обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека
психические состояния - определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности (внимание, ЭМ, настроение, вдохновение).
психические свойства - устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека
Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:
1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);
2) темперамент (систему природных свойств личности - подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, - характеризующую динамическую сторону поведения);
3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности)
4) характер как систему отношений и способов поведения.
- Вопросы к междисциплинарному экзамену по психологии
- I. Психология
- Развитие представлений о предмете психологии. Предмет, задачи, актуальные проблемы общей психологии
- Понятие о психике и сознании: структура и функции.
- Самосознание: структура, психологические характеристики.
- Методологические принципы отечественной психологии.
- Психофизическая, психофизиологическая и психосоциальная проблемы психологии.
- Ощущения: виды, свойства, закономерности.
- Восприятие: виды, свойства, ошибки.
- Представление: виды и функции.
- Память: теории, виды и процессы.
- Мышление: теории, виды, операции и формы мышления.
- Природа воображения, его виды и способы создания образов.
- Теория внимания, его виды и свойства.
- Эмоции. Классификация эмоций и чувств.
- Воля. Структура волевого действия.
- Речь. Функции и виды речи. Взаимосвязь речи и мышления.
- Понятие о деятельности. Структура и виды деятельности.
- Психические состояния: классификация и регуляция.
- Неосознаваемые психические явления в психике.
- Понятие о личности, ее структура.
- Общая характеристика и типология темперамента.
- Направленность личности.
- Учение о характере, его структура и проявление.
- Понятие о способностях. Уровни развития способностей.
- Проблема развития в психологии. Проблема возрастной периодизации психического развития.
- Основные направления зарубежной психологии: психоанализ и неопсихоанализ.
- Общая характеристика классического психоанализа.
- Общая характеристика неофрейдизма.
- Индивидуальная психология Адлера
- Аналитическая психология Юнга
- Неофрейдизм
- 25. Основные направления психологии хх века
- Основные направления зарубежной психологии: бихевиоризм и необихевиоризм.
- Общая характеристика бихевиоризма.
- Основные направления зарубежной психологии: когнитивная психология и психотерапия. Социально-когнитивные теории Бандуры, Мишела
- Основные направления зарубежной психологии: гуманистическая психология и психотерапия.
- Основные зарубежные теории личности.
- Основные отечественные теории личности.
- Теории личности а.Ф. Лазурского и в.Н. Мясищева
- Теории личности и индивидуальности Мерлина
- Личность в концепции Платонова
- Личность и деятельность в теории Леонтьева
- Человекознание Ананьева
- Возникновение и развитие советской психологии.
- Современное состояние психологической науки. Практическая психология в современном обществе. Актуальные проблемы практической психологии
- Понятие о группах. Виды групп.
- Социально-психологическая характеристика конфликта.
- Конфликт: структура, стадии развития и ф-и. Методы разрешения.
- Организация психологической службы, ее типы и виды.
- Профессиональная этика практического психолога
- Личность психолога
- Виды психологической помощи: психологическое консультирование, психологическая коррекция. Психологическое консультирование
- Психологическая коррекция
- Социально-психологический тренинг.
- Психотерапия и психокоррекция. Современные психосоциальные технологии
- 7. Психотехники, разработанные современными исследователями.
- Планирование и организация психологического исследования.
- Подготовительный
- Общее представление о системе методов в психологии. Классификация методов. Классификация методов психологического исследования
- Классификация Ананьева.
- Психологический эксперимент
- Метод опроса
- Тестирование
- Наблюдение
- Проективные методы исследования
- Метод беседы
- Качественные методы исс-ия в психологии
- Психометрические основы психодиагностики. Валидность и надежность эксперимента
- Стандартизация, надежность и валидность теста
- Проблема измерения в психологии.
- Основные методы обработки данных в психологическом исследовании. Общее представление об обработке данных
- Вторичная статистическая обработка данных
- Интерпретация и обобщение результатов исследования
- Планирование и организация исследования
- Групповая психотерапия
- Психоаналитическая терапия
- Арттерапия