logo
ОТВЕТЫ на Вопросы к междисциплинарному экзамену

Теории личности и индивидуальности Мерлина

Мерлин – основатель и руководитель пермской школы психологов. Под психическими свойствами личности Мерлин понимает «такие свойства, которые характеризуют человека как субъекта общественно-трудовой деятельности». Психические свойства личности выражают высоко обобщенное, относительно устойчивое и постоянное отношение сознания в целом к определенным объективным сторонам действительности.

По мнению Мерлина, свойства темперамента не относятся к свойствам личности, поскольку это свойства индивида. А, во-вторых, характер, способности и направленность представляют собой не разные подсистемы (подструктуры) а разные функции одних и тех же свойств личности. Мерлин выдвинул и эмпирически обосновал предположение о существовании в природе другого типа связей – много-многозначных. В силу этого невозможно прямое сведение биологического к социальному, равно как и обратно -социального к биологическому. Таким образом, Мерлин выделяет, во-первых, инвариантные функциональные зависимости внутри подсистем, а, во-вторых, много-многозначные связи между разноуровневыми свойствами.

К заслуге Мерлина следует отнести и выделение сложной иерархии подсистем интегральной индивидуальности внутри биологического и социального. Между различными уровнями организации всегда существуют опосредующие звенья и задачей интегрального исследования заключается в установлении процесса опосредования свойств одного уровня свойствами другого и как эти опосредования меняются в процессе онтогенеза. Соединение этих двух принципов – много-многозачных связей и иерархической организации, позволило Мерлину выстроить свою динамичную структуру личности, состоящей из следующих систем. I. Система индивидуальных свойств организма, которую образуют подсистемы: • биохимические,• общесоматические, • свойства нервной системы (нейродинамические).

П. Система индивидуальных психических свойств с подсистемами: • психодинамических свойств (свойств темперамента), • психических свойств личности.

III. Система социально-психологических индивидуальных свойств с подсистемами:• социальных ролей, исполняемых в группе и коллективе, • социальных ролей, исполняемых в социально-исторических общностях.

Процесс развития личности выражается в увеличении связей между свойствами, относящимися к разным уровням организации индивидуальности и увеличении тенденции много-многозначности этих связей.