logo
ОТВЕТЫ на Вопросы к междисциплинарному экзамену

Представление: виды и функции.

Воображение и представление

Воображение - это форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Отличительная черта – В протекает в наглядном плане, хотя возникающие образы и не имеют оригинала в действительности. В качестве материала воображения обычно выступают образы предметов, ситуаций, обстоятельств, а также, по мнению некоторых авторов, и мысли, идеи. Основным действием в процессе воображения является представление.

Функции: 1. представляет действительность в образах и дает возможность пользоваться ими, решая задачи; эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена; 2. регулирует эмоциональные состояния: при помощи воображения человек способен отчасти удовлетворять потребности, снимать порождаемую ими напряженность; 3. участвует в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека - посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями; 4. формирует внутренний план действий - способность выполнять их в уме, манипулируя образами; 5. участвует в планировании и программировании деятельности, в составлении таких программ, оценке их правильности, в их реализации.

Виды воображения. I. По степени приложения волевого усилия: Произвольные образы – сознательное создание образов и оперирование ими. Непроизвольные образы – возникновение образов под воздействием малоосознанных потребностей и причин (сновидения). II. По степени активности субъекта в практической реализации образа: Активное – оперирование образами, мобильность субъекта.•Воссоздающие образы (создание образа по описанию);•Творческое (создание новых образов в соответствии с замыслом);•Мечта (образ желаемого будущего, средство контакта с потенциально возможным). Пассивное – оперирование образами без их практической реализации. •Грезы (образы, возникающие в расслабленном состоянии, состоянии пассивного бодрствования, при сниженной активности сознания); •Сновидения (образы, возникающие в особом состоянии физиологического организма, в состоянии сна); •Галлюцинации (яркий, внешнелокализованный образ, принимаемый субъектом за актуально воспринимаемый в условиях отсутствия воздействия соответствующего стимула). III. По степени обобщенности образов: Конкретное – оперирование едиными образами; Абстрактное – оперирование символами, схемами (научные гипотезы). IV. По типу деятельности, в которой формируется образ: Техническое; Музыкальное; Художественное; .Живописное; Научное. V. По принципу психической деятельности: Когнитивное: • Сенсорно-перцептивное (включающее зрительное, слуховое, двигательное, пространственное и другие виды воображения); • Словесно-логическое (выступающее как элемент мышления); Эмоциональное; Оперативное (как активное функционирование образов воображения в качестве программы деятельности). VI. По степени отвлеченности от реальности: Реалистическое; Фантастическое.

Механизм переработки представлений в воображение: 1) агглютинация - соединение не соединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов; 2) гиперболизация, или акцентирование – увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей; 3) заострение - подчеркивание каких-либо признаков; 4) схематизация — сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними; 5) типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе.

Особенность собственно творческого воображения заключается в том, что "оно является процессом в основе своей сознательным, протекающим при активной деятельности мышления субъекта и подчиненным прямо или косвенно осознаваемой задаче - научной, художественной, практической" (Коршунова Л. С.).

Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего - в мечтах. Мечта - вид творческого воображения, необходимое условие преобразования действительности.

Воображение работает фактически во всех видах деятельности: В художественном творчестве; Роль вдохновения, образности; Создание ярких образов; Прогнозирующая функция; Во всех видах деятельности в плане создания образов; В научной деятельности; В жизни ребенка (возможности ребенка ограничены). Благодаря воображению резко расширяются возможности действия, познания окружающей жизни. Ребенок овладевает социальным опытом (примеры: лошадь – палка, швабра; дочки-матери; магазин); В некоторых видах деятельности как проф. важная характеристика.

Представление — это психический процесс отражения предме­тов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

Функции: функция отражения состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшие на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете. Регулирующая функция представлений состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Функции интеграции. Вторичные образы могут возникать как непроизвольно, так и произвольно (по воле субъекта, в соответствии с его сознательным намерением).

Первичные характеристики представлений: Панорамность -возможность "видеть" то, что находится за пределами поля зрения, объединять в целостном представлении о сложном объекте результаты нескольких последовательных образов его восприятия. Фононезависимость - это возможность взаимообособления фигуры и фона. На уровне восприятия фигура и фон жестко соотнесены друг с другом. В представлении эта связь может быть разорвана: субъект способен по своей воле изменять фон, на котором размещена фигура, и даже представлять так называемое пустое пространство (фон без фигуры). Выпадение абсолютных величин -в образе представления не сохраняются пространственная величина объекта-стимула, а также число однородных элементов. Схематизация образа - это возможность на уровне представления преобразовывать сложные пространственные детали, воспринятые субъектом, в лаконичную топологическую схему.

Вторичные характеристики представлений: Неустойчивость - это колеблемость, текучесть компонентов образа, «мерцание» формы ранее воспринятого объекта. Фрагментарность - во вторичном образе отдельные части или стороны объекта могут выпасть, оказаться не представленными. Обобщенность - возможность существования вторичного образа не только отдельного объекта, но и целого класса объектов («собака вообще», «дерево вообще»). Наглядность – это чувственно–наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, - они, как правило, значительно бледнее, т. к. представление – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом.

Классификация основных видов представлений: По анализаторам: Зрительные бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем. Для слуховых важное значение имеют речевые и музыкальные представления. Речевые представления подразделяются на фонетические (имеют место тогда, когда представляют на слух какое-нибудь слово, не представляя никакого определенного голоса) и темброво-интонационные (имеют место тогда, когда представляют себе тембр голоса и характерные особенности интонации какого-нибудь человека). Суть музыкальных заключается в представлении о соотношении звуков по высоте и длительности, т.к. мелодия определяется именно звуковысотными и ритмическими соотношениями. Двигательные: когда чел представляет себе движение какой-нибудь части тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц. Таким образом, при всяком двигательном представлении совершаются зачаточные движения, которые дают челу соответствующие двигательные ощущения. Двигательные представления делятся на представления о движении всего тела или его отдельных частей и речевые двигательные представления. Первые являются результатом слияния двигательных ощущений со зрительными образами. Вторые являются слиянием рече-двигательных ощущений со слуховыми образами слов, следовательно, двигательные представления бывают зрительно-двигательными (представления движения тела), или слухо-двигательными (речевые представления). Пространственные– представление формы и размещения объектов. Пространственные представления в основном являются зрительно-двигательными, причем иногда на первый план выступает зрительный компонент, а иногда – двигательный. По степени обобщенности: Единичные – основаны на наблюдении одного предмета. Общие– обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов. По волевому усилию: Произвольные – возникают у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели. Непроизвольные – возникают спонтанно, без активации воли и памяти чела.

Индивидуальные особенности представления и его развитие. Уже на первом году жизни представления начинают играть значимую роль в психической жизни ребенка. Первые воспоминания о событиях жизни относят к возрасту полутора лет. Поэтому можно говорить о появлении «свободных представлений» у детей именно в это время, а к концу второго года жизни зрительные представления уже играют важную роль в жизни ребенка. Также на втором году жизни высокого развития достигают речевые представления, т. к. без этого невозможен процесс овладения речью. Также ребенок начинает запоминать мелодии и самостоятельно их петь, что говорит о развитии первых музыкальных слуховых представлений. Однако первые представления у детей достаточно бледны по сравнению с взрослыми (их представления более яркие).

Важнейшим условием развития представлений является наличие достаточно богатого перцептивного материала. Суть данного утверждения состоит в том, что человеческие представления в значительной мере зависят от привычного способа восприятия, и это необходимо учитывать при решении конкретных задач.

Важнейшим этапом в развитии представлений является переход от их непроизвольного возникновения к умению произвольно вызывать нужные представления. Также следует отметить, что развитие представлений идет по пути увеличения в них элемента обобщения. Выделяют два пути увеличения обобщающего значения: 1) схематизация (в результате схематизации представление теряет постепенно ряд частных индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме); 2) типические образы (представления, не теряя своей индивидуальности, становятся более конкретными и наглядными и отображают целую группу предметов и явлений).