Планирование и организация психологического исследования.
Планирование, организация исследовательской работы
Обязательными структурными элементами исследовательской (курсовой, дипломной, диссертации) работы являются организация, методики исследования, анализ результатов исследования и их обсуждение.
Прежде чем начать исследование, необходимо определиться с темой исследования и ее актуальностью, необходимо определить цель, объект и предмет исследования.
Название работы (тема) должна отражать актуальность проблемы. Исходя из цели и предмета исследования формулируется рабочая гипотеза, а на основе рабочей гипотезы выдвигаются задачи исследования и определяются методы их решения (собственно выбор исследовательских методик).
Важно указать новизну и актуальность работы, обосновать необходимость ее проведения, определить возможности и формы используемого материала. Для этого необходимо знать состояние исследуемой проблемы по данным литературных источников, определив при этом круг не решенных или слабо развитых, требующих уточнения вопросов, что может составить теоретическую новизну исследования. К числу таковых могут быть отнесены:
Необходимость дополнительных теоретических построении относящихся к изучению.
Новые данные об особенностях и взаимосвязях, которые позволяют уточнить природу явлений и разрешить некоторые противоречия.
Потребность в новых фактах, позволяющих уточнить современное состояние явлений, расширить психологическую теорию и сферу ее применения.
Необходимость в дополнении или уточнении психологической теории, концепции, рекомендации, с целью более полного использования специалистами практиками, специалистами смежниками (занимаются проблемами сходными с психологическими – психиаторы и др.), широкими слоями населения.
Потребность в более эффективных диагностических и исследовательских методах, позволяющих получить новые данные об изученном явлении.
Необходимость в разработке различного рода техники и методов психологического воздействия с целью коррекции или развития исследовательского психологического явления, феномена.
Цель исследования формулируется исходя из проблем, на решение которой направлена работа. Проблема отражена в названии работы. Цель – расширенное понятие темы исследования (что? и как?).
Объектом исследования может выступать, во-первых, разнообразие психологических явлении, поведение людей в процессе их взаимодействия, в совместной деятельности. Во-вторых, фрагменты мира существующие независимо от субъекта познания (исследователь): индивид, личность, общности людей (малые группы), животные и их сообщества. (Кого? и что? исследуют).
Предмет исследования – указывает на конкретную характеристику объекта исследования на изучение которой направлена работа. Предмет: особенности различных психологических явлении и их сторон – психологические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности и общения их взаимосвязи и взаимовлияние. В какой-то степени содержание предмета отражает тему работы (что именно?), особенности ассоциации и их качества.
Гипотеза исследования – строится исходя из проблемы, цели и предмета исследования. Это возможный ответ на вопрос, который заключен в проблеме. Правдоподобность, доступность для проверки.
Задачи – определяются в соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования (от 3 до 5 задач). Они должны отражать
описание того, как проводиться исследование с использованием каких-либо методик, что изучается (конкретизация),
выделение и описание конкретных характеристик, выявление их особенностей, характера их взаимосвязи,
отражать практическую значимость.
Практическая значимость исследования – может быть представлена в практических рекомендациях, которые отражаются в заключении работы.
Все вышеперечисленное составляет содержание введения в исследовательскую работу.
Этапы исследовательской работы
- Вопросы к междисциплинарному экзамену по психологии
- I. Психология
- Развитие представлений о предмете психологии. Предмет, задачи, актуальные проблемы общей психологии
- Понятие о психике и сознании: структура и функции.
- Самосознание: структура, психологические характеристики.
- Методологические принципы отечественной психологии.
- Психофизическая, психофизиологическая и психосоциальная проблемы психологии.
- Ощущения: виды, свойства, закономерности.
- Восприятие: виды, свойства, ошибки.
- Представление: виды и функции.
- Память: теории, виды и процессы.
- Мышление: теории, виды, операции и формы мышления.
- Природа воображения, его виды и способы создания образов.
- Теория внимания, его виды и свойства.
- Эмоции. Классификация эмоций и чувств.
- Воля. Структура волевого действия.
- Речь. Функции и виды речи. Взаимосвязь речи и мышления.
- Понятие о деятельности. Структура и виды деятельности.
- Психические состояния: классификация и регуляция.
- Неосознаваемые психические явления в психике.
- Понятие о личности, ее структура.
- Общая характеристика и типология темперамента.
- Направленность личности.
- Учение о характере, его структура и проявление.
- Понятие о способностях. Уровни развития способностей.
- Проблема развития в психологии. Проблема возрастной периодизации психического развития.
- Основные направления зарубежной психологии: психоанализ и неопсихоанализ.
- Общая характеристика классического психоанализа.
- Общая характеристика неофрейдизма.
- Индивидуальная психология Адлера
- Аналитическая психология Юнга
- Неофрейдизм
- 25. Основные направления психологии хх века
- Основные направления зарубежной психологии: бихевиоризм и необихевиоризм.
- Общая характеристика бихевиоризма.
- Основные направления зарубежной психологии: когнитивная психология и психотерапия. Социально-когнитивные теории Бандуры, Мишела
- Основные направления зарубежной психологии: гуманистическая психология и психотерапия.
- Основные зарубежные теории личности.
- Основные отечественные теории личности.
- Теории личности а.Ф. Лазурского и в.Н. Мясищева
- Теории личности и индивидуальности Мерлина
- Личность в концепции Платонова
- Личность и деятельность в теории Леонтьева
- Человекознание Ананьева
- Возникновение и развитие советской психологии.
- Современное состояние психологической науки. Практическая психология в современном обществе. Актуальные проблемы практической психологии
- Понятие о группах. Виды групп.
- Социально-психологическая характеристика конфликта.
- Конфликт: структура, стадии развития и ф-и. Методы разрешения.
- Организация психологической службы, ее типы и виды.
- Профессиональная этика практического психолога
- Личность психолога
- Виды психологической помощи: психологическое консультирование, психологическая коррекция. Психологическое консультирование
- Психологическая коррекция
- Социально-психологический тренинг.
- Психотерапия и психокоррекция. Современные психосоциальные технологии
- 7. Психотехники, разработанные современными исследователями.
- Планирование и организация психологического исследования.
- Подготовительный
- Общее представление о системе методов в психологии. Классификация методов. Классификация методов психологического исследования
- Классификация Ананьева.
- Психологический эксперимент
- Метод опроса
- Тестирование
- Наблюдение
- Проективные методы исследования
- Метод беседы
- Качественные методы исс-ия в психологии
- Психометрические основы психодиагностики. Валидность и надежность эксперимента
- Стандартизация, надежность и валидность теста
- Проблема измерения в психологии.
- Основные методы обработки данных в психологическом исследовании. Общее представление об обработке данных
- Вторичная статистическая обработка данных
- Интерпретация и обобщение результатов исследования
- Планирование и организация исследования
- Групповая психотерапия
- Психоаналитическая терапия
- Арттерапия