Человекознание Ананьева
Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б. Г. Ананьевым. Оценивая значение деятельности Ананьева для отечественной науки, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что им был разработан принципиально новый методологический подход к исследованию психики человека. Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и по-новому взглянуть на самого человека. Концепция построена на теоретических и экспериментальных исследованиях индивидуального развития человека. По Ананьеву человеческая эволюция – это единый процесс во всей множественности его состояний и свойств.
Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность. Прежде всего, индивид — это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. Человек как индивид обладает определенными свойствами. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе кон-ституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека.
Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, — «личность». Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер.
«Субъект деятельности» по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности. Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание — это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. То есть человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека — его индивидуальность.
Индивидуальность — это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности. Индивидуальность – это продукт слияния социального и биологического в индивидуальном развитии человека. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.
Как открытая система человек, находясь в постоянном взаимодействии с природой и обществом, осуществляет индивидуальное развитие своих человеческих свойств в личности. Онтогенез индивидуальности – внутренне противоречивый, неравномерный процесс. Внутренняя противоречивость развития личности обусловливает смену ее общественных функций, ролей, состояний.
Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность. Структура личности строится одновременно по принципу соподчинения более общих свойств элементарным, частным социальным и психофизиологическим свойствам.
Зарубежные и отечественные теории развития личности
1. биогенетический: ребенок - существо биологическое, наделен от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития, его темп, предел. Среда - условие изначального предопределенного развития.
2. социологизаторский / социогенетический. Локк: ребенок – как (чистая доска). Воспитатель пишет все, что угодно. Ребенок возрастает таким, каким его хотят видеть взрослые. Основной фактор – среда. Активность ребенка не учитывается.
3. Выготский: единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет разный удельный вес. Более элементарные процессы (ощущение, восприятие) больше обусловлены наследственно, чем более сложные процессы. Каждая форма культурного развития есть уже продукт исторического развития человечества. Движущая сила психического развития – обучение.
Две парадигмы в исследовании психического развития: Естественно-научная парадигма, Культурно-историческая парадигма. Движущие силы развития личности выявляются в противоречии между изменениями в деятельности; потребностями человека и реальными возможностями в их удовлетворении. Удовлетворение потребностей воспроизводит ситуацию, которая содержит противоречия между достигнутым уровнем развития и желаемым. Преодоление противоречий ведет к развитию личности. Оно происходит в деятельности, овладение способами, приемами, операциями, знаниями. Удовлетворение одной потребности ведет к побуждению новой более высокой по уровню.
4. Ананьев: Индивидуальное развитие человека, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой. Зачатие, рождение, созревание, зрелость, старение, старость составляют основные моменты становления целостности человеческого организма. Под влиянием соцсреды и воспитания складывается определенный тип отражения, ориентации в окружающей сфере и регуляции движения у ребенка, вырабатывается сознание, т.е. самая общая структура чела как субъекта познания. Одновременно со свойствами субъекта познания формируются св-ва субъекта деятельности. Социальное формирование чела – это образование чела как субъекта познания и деятельности, начиная с игры и учения, заканчивая трудом.
Актуальные проблемы Ψ личности. В настоящее время нет единственного определения личности, но исследования различных аспектов личности продолжают осуществляться. Личность рассматривается, как правило, как общая идея индивидуальных различий, как гипотетическая структура, как процесс развития на протяжении жизни, а также как сущность, объясняющая стабильные формы поведения. Базовыми проблемами Ψ личности явл:1)пр структуры личности; 2)пр соотношения биологического и социального в личности; 3)пр развития личности; 4)пр психического здоровья и психопатологии.
Последнее время в периодической литературе появляется достаточно большое количество статей, посвященных проблеме развития личности в контексте онтогенеза, профессиональной сферы и т.д. Арестова «Индивидуальная работа с ребенком как условие развития его личности» (рассмотрение школы как инструмента формировании и развития личности), Пастернак «Внутренний план действия как общий показатель развития личности» (уровень развития внутреннего плана действий влияет на развитие когнитивной сферы личности и на дальнейшее формирование личности), Смирнова «Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения», Якиманская (статьи посвящены проблеме построения образовательных программ и личностного развития учащихся) и т.д.
Проблема развития личности: 1) пр факторов психического развития чела; 2) пр критериев развития; 3) пр методов изучения особенностей развития; 4) пр соотношения умственных и личностных изменений в психическом развитии ребенка; 5) пр педагогической фасилитации процесса развития.
Зарубежные и отечественные теории развития личности
1. биогенетический: ребенок - существо биологическое, наделен от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития, его темп, предел. Среда - условие изначального предопределенного развития.
2. социологизаторский / социогенетический. Локк: ребенок – как (чистая доска). Воспитатель пишет все, что угодно. Ребенок возрастает таким, каким его хотят видеть взрослые. Основной фактор – среда. Активность ребенка не учитывается.
3. Выготский: единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет разный удельный вес. Более элементарные процессы (ощущение, восприятие) больше обусловлены наследственно, чем более сложные процессы. Каждая форма культурного развития есть уже продукт исторического развития человечества. Движущая сила психического развития – обучение.
Две парадигмы в исследовании психического развития: Естественно-научная парадигма, Культурно-историческая парадигма. Движущие силы развития личности выявляются в противоречии между изменениями в деятельности; потребностями человека и реальными возможностями в их удовлетворении. Удовлетворение потребностей воспроизводит ситуацию, которая содержит противоречия между достигнутым уровнем развития и желаемым. Преодоление противоречий ведет к развитию личности. Оно происходит в деятельности, овладение способами, приемами, операциями, знаниями. Удовлетворение одной потребности ведет к побуждению новой более высокой по уровню.
4. Ананьев: Индивидуальное развитие человека, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой. Зачатие, рождение, созревание, зрелость, старение, старость составляют основные моменты становления целостности человеческого организма. Под влиянием соцсреды и воспитания складывается определенный тип отражения, ориентации в окружающей сфере и регуляции движения у ребенка, вырабатывается сознание, т.е. самая общая структура чела как субъекта познания. Одновременно со свойствами субъекта познания формируются св-ва субъекта деятельности. Социальное формирование чела – это образование чела как субъекта познания и деятельности, начиная с игры и учения, заканчивая трудом.
- Вопросы к междисциплинарному экзамену по психологии
- I. Психология
- Развитие представлений о предмете психологии. Предмет, задачи, актуальные проблемы общей психологии
- Понятие о психике и сознании: структура и функции.
- Самосознание: структура, психологические характеристики.
- Методологические принципы отечественной психологии.
- Психофизическая, психофизиологическая и психосоциальная проблемы психологии.
- Ощущения: виды, свойства, закономерности.
- Восприятие: виды, свойства, ошибки.
- Представление: виды и функции.
- Память: теории, виды и процессы.
- Мышление: теории, виды, операции и формы мышления.
- Природа воображения, его виды и способы создания образов.
- Теория внимания, его виды и свойства.
- Эмоции. Классификация эмоций и чувств.
- Воля. Структура волевого действия.
- Речь. Функции и виды речи. Взаимосвязь речи и мышления.
- Понятие о деятельности. Структура и виды деятельности.
- Психические состояния: классификация и регуляция.
- Неосознаваемые психические явления в психике.
- Понятие о личности, ее структура.
- Общая характеристика и типология темперамента.
- Направленность личности.
- Учение о характере, его структура и проявление.
- Понятие о способностях. Уровни развития способностей.
- Проблема развития в психологии. Проблема возрастной периодизации психического развития.
- Основные направления зарубежной психологии: психоанализ и неопсихоанализ.
- Общая характеристика классического психоанализа.
- Общая характеристика неофрейдизма.
- Индивидуальная психология Адлера
- Аналитическая психология Юнга
- Неофрейдизм
- 25. Основные направления психологии хх века
- Основные направления зарубежной психологии: бихевиоризм и необихевиоризм.
- Общая характеристика бихевиоризма.
- Основные направления зарубежной психологии: когнитивная психология и психотерапия. Социально-когнитивные теории Бандуры, Мишела
- Основные направления зарубежной психологии: гуманистическая психология и психотерапия.
- Основные зарубежные теории личности.
- Основные отечественные теории личности.
- Теории личности а.Ф. Лазурского и в.Н. Мясищева
- Теории личности и индивидуальности Мерлина
- Личность в концепции Платонова
- Личность и деятельность в теории Леонтьева
- Человекознание Ананьева
- Возникновение и развитие советской психологии.
- Современное состояние психологической науки. Практическая психология в современном обществе. Актуальные проблемы практической психологии
- Понятие о группах. Виды групп.
- Социально-психологическая характеристика конфликта.
- Конфликт: структура, стадии развития и ф-и. Методы разрешения.
- Организация психологической службы, ее типы и виды.
- Профессиональная этика практического психолога
- Личность психолога
- Виды психологической помощи: психологическое консультирование, психологическая коррекция. Психологическое консультирование
- Психологическая коррекция
- Социально-психологический тренинг.
- Психотерапия и психокоррекция. Современные психосоциальные технологии
- 7. Психотехники, разработанные современными исследователями.
- Планирование и организация психологического исследования.
- Подготовительный
- Общее представление о системе методов в психологии. Классификация методов. Классификация методов психологического исследования
- Классификация Ананьева.
- Психологический эксперимент
- Метод опроса
- Тестирование
- Наблюдение
- Проективные методы исследования
- Метод беседы
- Качественные методы исс-ия в психологии
- Психометрические основы психодиагностики. Валидность и надежность эксперимента
- Стандартизация, надежность и валидность теста
- Проблема измерения в психологии.
- Основные методы обработки данных в психологическом исследовании. Общее представление об обработке данных
- Вторичная статистическая обработка данных
- Интерпретация и обобщение результатов исследования
- Планирование и организация исследования
- Групповая психотерапия
- Психоаналитическая терапия
- Арттерапия