logo
ОТВЕТЫ на Вопросы к междисциплинарному экзамену

Психологический эксперимент

— проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие связи. Главное достоинство эксперимента то, что он позволяет надежнее дру­гих психологических методов делать выводы о причинно - следственных связях исследуемого фе­номена с другими феноменами, научно объяснить происхождение явления и его развитие.

С.Л. Рубинштейн выделяет 4 основные особенности эксперимента: 1.в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление (в этом его отличие от наблюдения). 2.экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучае­мого процесса. 3.в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), с тем, чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс. 4.эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допус­кает математическую обработку полученных данных в исследовании.

В отличие от не экспериментальных и диагностических методов психологический экспери­мент предполагает возможность активного вмешательства в деятельность испытуемого с целью соз­дания условий, отчетливо выявляющих психологические факты. Как и в естественнонаучных экспериментах, так и в психологических краеугольным камнем считается понятие валидности: если эксперимент валиден, учёные могут обладать некоторой уверенностью в том, что ими было измерено именно то, что они хотели измерить. Предпринимается множество мер для того, чтобы соблюдать все виды валидности. Однако быть абсолютно уверенным в том, что в каком-то, даже самом продуманном, исследовании можно совершенно соблюсти все критерии валидности, невозможно. Полностью безупречный эксперимент недостижим.

Можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод эксперимента в психологических исследованиях: возможность выбрать момент начала события; повторяемость изучаемого события; изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными.

Методы контроля: метод исключения (если известен определенный признак — дополнительная переменная, то его можно исключить); метод выравнивания условий (используется, когда известен тот или иной вмешивающийся признак, но его избежать нельзя); метод рандомизации (применяется в случае, если влияющий фактор не известен и избежать его воздействия невозможно). Способ перепроверки гипотезы на разных выборках, в разных местах, на разных категориях людей и т. п.

Три вида эксперимента: 1.Лабораторный эксперимент предполагает создание искусственной ситуации, в которой изу­чаемое свойство может быть лучше оценено. 2.Естественный эксперимент организуется и проводит­ся в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих собы­тий, фиксируя их такими, какие они есть. Данные лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению людей. Результаты не всегда точны из-за отсутствия воз­можности строгого контроля за влиянием разнообразных факторов на изучаемое свойство. 3.Моделирующий эксперимент: при проведении моделирующего эксперимента испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает что участвует в эксперименте в качестве испы­туемого. Характерной его особенностью является то, что поведение испытуемых в эксперименталь­ной ситуации моделирует (воспроизводит) на разных уровнях абстракции вполне типичные для жиз­ненных ситуаций действия: запоминание различных сведений, выбор или постановка целей, выпол­нение различных интеллектуальных и практических действий. Моделирующий эксперимент позво­ляет решать самые разнообразные исследовательские задачи.

В.Н. Дружинин выделяет основные этапы проведения эксперимента: а.Подготовка эксперимента. Исследователь готовит эксперимен­тальное помещение и оборудование, отладки процедуры экспери­мента и уточнение ин­струкции. б.Инструктирование и мотивирование испытуемых. Инструкция должна включать в себя мотивационные компоненты. Испытуемый должен знать, какие возможности предоставляет ему участие в экс­перименте. в.Экспериментирование. г.Постэкспериментальное интервью.

Классификация: способ проведения (лабораторный, полевой и формирующий); условия (лабораторный, полевой); результат (констатирующий, формирующий); этап (пилотажное исследование, собственно эксперимент); уровень осознанности.

Необходимо учитывать особенности экспериментального взаимодействия, разнообразные эффекты, возникающие в ходе исследования:

а) дети более эмоциональны в общении со взрослыми (взрослый – психически значимая фи-гура)

б) проявление личных особенностей у ребенка в большей мере зависит от ситуации

в) ребенок склонен фантазировать, по – своему интерпретирует инструкцию.

Поведенческие проявления, искажающие результат эксперимента:

1) Эффект Плацебо – если испытуемый считает, что какой – либо препарат улучшает состоя-ние его здоровья, то он чувствует себя лучше.

2) Эффект Хоторна – если мы хорошо относимся к другому человеку, то мы начинаем отве-чать его ожиданиям.

3) Эффект аудитории – внимание аудитории влияет на активность человека.

4) Эффект Розенталя – преувеличение одного из параметров ситуации и распространение оценки на другие.