Проективные методы исследования
Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах. Объективный подход – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и/или способа (особенностей) выполнения деятельности. Субъективный подход – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания (самооценивания) особенностей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях. Проективный подход - диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности объектом проекции.
Специфика проективных методик (А. Анастази): 1.главная особенность: относительно неструктурированная задача (т.е. разнообразие ответов); 2.только краткие, общие инструкции, чтобы фантазия индивида могла разыграться. Поэтому и тестовые стимулы расплывчаты и неоднозначны; 3.Гипотеза: тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на который отвечающий «проецирует» характерные для него мыслительные процессы, потребности, тревожность и конфликты; 4.Проективные методики обычно есть методики замаскированные тестирования, т.к. обследуемый редко подозревает о типе психической интерпретации, которая будет дана его ответам; 5.Это глобальный подход к оценке личности. Внимание на общей картине личности, а не на измерении ее отдельных свойств; 6.Это наилучший способ обнаружить скрытые, неосознаваемые стороны личности; 7.Затрагивает не только эмоциональные, мотивационные и межличностные характеристики личности, но и некоторые интеллектуальные аспекты поведения (общий интеллектуальный уровень, оригинальность и стиль решения проблемных ситуаций).
Недостатки: субъективность интерпретации, трудность стандартизации, феномен избыточности интерпретации, недостаточный уровень валидности вследствие размытости теорий, на основе которых они создаются.
В проективных методиках реализуется 2 типа проекций: 1.Структурная (связана с преимущественной объективацией неосознаваемых установок – элементарных программ организации поведения, обеспечивающих готовность к восприятию явлений в определенном ракурсе, отношении); 2.Тематическая (связана с приписыванием осознаваемых обследуемым собственных черт, особенностей личности другим людям). Проекция – метод оценки, который использует данный стимул, не предполагая прямого ответа. Специфика проведения проективных методов: 1.исследование должно проводиться в благопристойной обстановке; 2.неоднозначность интерпретации результатов; 3.несет психотерапевтический эффект; 4.неоднозначность стимульного материла, инструкции; 5.отсутствие ограничений в выборе ответов; 6.отсутствие оценок испытуемого как правильных и неправильных; 7.сложность обработки; 8.влияние экспериментатора на результат; 9.универсальны: пол, возраст, образование, национальность испытуемых не ограничены.
Классификация проективных методик (Франкл). 1.конституативные (структурирующие): предлагается аморфный материал, которому надо придать смысл. Методика Роршаха: чернильные пятна. Полагается, что в процессе интерпретации изображений, придания им смысла, испытуемый проецирует свои внутренние установки, стремления и ожидания на тестовый материал. 2.конструктивные: предлагаются оформленные детали, из которых нужно создать осмысленное целое, объяснить его (сценотест). 3.интерпретативные: истолковать какое-либо событие, ситуацию (тест тематической апперцепции, предполагается, что испытуемый идентифицирует себя с героем). 4.катартические: предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях (психодрама в виде импровизированного театрального представления позволяют субъекту не только аффективно отреагировать, но и дает исследователю возможность обнаружить выносимые вовне конфликты, проблемы). 5.рефрактивные: личностные особенности, скрытые мотивы исследователь стремится диагностировать по тем непроизвольным изменениям, которые вносятся в общепринятые средства коммуникации, например, речь, почерк. 6.экспрессивные: осуществление изобразительно деятельности, рисунок на свободную или заданную тему. Делаются выводы об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития. 7.импрессивные: изучение результатов выбора стимулов из ряда предложенных, испытуемый выбирает наиболее желательные, предпочтительные стимулы (цветовой тест Люшера). 8.аддитивные: завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. Предназначены для диагностики разнообразных личностных переменных, от мотивов тех или иных поступков до отношения к половому воспитанию молодежи.
Классификация проективных методик (А. Анастази).
Вербальные методики. В них используются слова и в качестве стимульного материала и в ответах. Они могут применяться и в устной, и в письменной формах. Их нельзя применять к маленьким детям, неграмотным и говорящим на другом языке. Тест на словесные ассоциации. Сначала методика была систематизирована Гальтоном. Вундт и Кэттелл впоследствии использовали этот тест в своих психологических исследованиях. Испытуемого предъявлялись несвязанные между собой слова, на каждое он отвечал первым пришедшим в голову словом. Клиническое применение этого метода связано с психоанализом. К. Юнг наибольший вклад сделал в разработку данного метода. Он отобрал слова-стимулы, представляющие обычные эмоциональные комплексы, проанализировал ответы относительно времени реакции, содержания и фактической выраженности эмоционального напряжения.
Цель: 1. выявить нарушения в мыслительной деятельности; 2. выявить область значимых внутренних конфликтов.
Также эту методику используют как «детектор лжи». Анализировали содержание, время реакции, беспокойство при ответе – индикатор лжи или виновности.
Тест на завершение предложений. Применяется в исследовательской и клинической практике. Обычно начальные слова или незаконченные предложения допускают почти неограниченное разнообразие возможных завершений: «Мое стремление…»; «Моя мама…» Иногда предложения так формулируются, чтобы спровоцировать испытуемого на ответы, относящиеся к исследуемым свойствам личности. Например, Роттеровский бланк незаконченных предложении. Состоит из 40 начальных слов предложений.
Изобразительные методики. Стимулы различны. Например, картинки в ТАТ. Тест Розенцвейга на изучение фрустрации с помощью картинок. Тест мотивационных достижений “Различение животных” 1975г. Адкинсон.
Экспрессивные методики. Используются в терапевтических и диагностических целях. Методы – рисование, театральные представления при помощи игрушек. Рисование человеческой фигуры. Тест Маховера «Нарисуй человека». Сначала испытуемый должен нарисовать человек при помощи карандаша. Потом он должен нарисовать человека противоположного пола тому, которого он уже нарисовал. Потом можно попросить придумать рассказ о каждом нарисованном человеке.
Тесты с игрушками. Марионетки, куклы и небольшие предметы. Ведут начало от игровой терапии для детей. Игра с игрушками должна раскрыть отношение ребенка к своей семье, помогает выявить такие качества, как страхи, агрессивность, соперничество и др. При проведении теста со взрослыми материал предлагается с обычной инструкцией выполнить определенную, но малоструктурированную задачу.
- Вопросы к междисциплинарному экзамену по психологии
- I. Психология
- Развитие представлений о предмете психологии. Предмет, задачи, актуальные проблемы общей психологии
- Понятие о психике и сознании: структура и функции.
- Самосознание: структура, психологические характеристики.
- Методологические принципы отечественной психологии.
- Психофизическая, психофизиологическая и психосоциальная проблемы психологии.
- Ощущения: виды, свойства, закономерности.
- Восприятие: виды, свойства, ошибки.
- Представление: виды и функции.
- Память: теории, виды и процессы.
- Мышление: теории, виды, операции и формы мышления.
- Природа воображения, его виды и способы создания образов.
- Теория внимания, его виды и свойства.
- Эмоции. Классификация эмоций и чувств.
- Воля. Структура волевого действия.
- Речь. Функции и виды речи. Взаимосвязь речи и мышления.
- Понятие о деятельности. Структура и виды деятельности.
- Психические состояния: классификация и регуляция.
- Неосознаваемые психические явления в психике.
- Понятие о личности, ее структура.
- Общая характеристика и типология темперамента.
- Направленность личности.
- Учение о характере, его структура и проявление.
- Понятие о способностях. Уровни развития способностей.
- Проблема развития в психологии. Проблема возрастной периодизации психического развития.
- Основные направления зарубежной психологии: психоанализ и неопсихоанализ.
- Общая характеристика классического психоанализа.
- Общая характеристика неофрейдизма.
- Индивидуальная психология Адлера
- Аналитическая психология Юнга
- Неофрейдизм
- 25. Основные направления психологии хх века
- Основные направления зарубежной психологии: бихевиоризм и необихевиоризм.
- Общая характеристика бихевиоризма.
- Основные направления зарубежной психологии: когнитивная психология и психотерапия. Социально-когнитивные теории Бандуры, Мишела
- Основные направления зарубежной психологии: гуманистическая психология и психотерапия.
- Основные зарубежные теории личности.
- Основные отечественные теории личности.
- Теории личности а.Ф. Лазурского и в.Н. Мясищева
- Теории личности и индивидуальности Мерлина
- Личность в концепции Платонова
- Личность и деятельность в теории Леонтьева
- Человекознание Ананьева
- Возникновение и развитие советской психологии.
- Современное состояние психологической науки. Практическая психология в современном обществе. Актуальные проблемы практической психологии
- Понятие о группах. Виды групп.
- Социально-психологическая характеристика конфликта.
- Конфликт: структура, стадии развития и ф-и. Методы разрешения.
- Организация психологической службы, ее типы и виды.
- Профессиональная этика практического психолога
- Личность психолога
- Виды психологической помощи: психологическое консультирование, психологическая коррекция. Психологическое консультирование
- Психологическая коррекция
- Социально-психологический тренинг.
- Психотерапия и психокоррекция. Современные психосоциальные технологии
- 7. Психотехники, разработанные современными исследователями.
- Планирование и организация психологического исследования.
- Подготовительный
- Общее представление о системе методов в психологии. Классификация методов. Классификация методов психологического исследования
- Классификация Ананьева.
- Психологический эксперимент
- Метод опроса
- Тестирование
- Наблюдение
- Проективные методы исследования
- Метод беседы
- Качественные методы исс-ия в психологии
- Психометрические основы психодиагностики. Валидность и надежность эксперимента
- Стандартизация, надежность и валидность теста
- Проблема измерения в психологии.
- Основные методы обработки данных в психологическом исследовании. Общее представление об обработке данных
- Вторичная статистическая обработка данных
- Интерпретация и обобщение результатов исследования
- Планирование и организация исследования
- Групповая психотерапия
- Психоаналитическая терапия
- Арттерапия